Напоминание

Сравнение чисел


Автор: Барышникова Елена Павловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Средняя школа с. Рязаново"
Населённый пункт: с. Рязаново Мелекесского района Ульяновской области
Наименование материала: Методическая разработка урока по математике
Тема: Сравнение чисел
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока по математике в 6 классе

Учитель математики МКОУ «Средняя школа с. Рязаново»

Барышникова Елена Павловна

Тема: «Сравнение чисел».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель:

Развивать

представление

о

числах,

развивать

правила

сравнения

положительных

и

отрицательных

чисел;

учить

сравнивать числа.

Задачи урока:

1.

Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.

2.

Метапредметные: развивать умение понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в

соответствии с предложенным алгоритмом.

3.

Предметные:

развивать

понятие

изображения

чисел

на

координатной

прямой;

выведение

правил

сравнения

положительных и отрицательных чисел; формировать умение сравнивать числа, приводить примеры.

Основные понятия: координатная прямая, модуль числа, положительные и отрицательные числа, противоположные

числа.

Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, презентация «Сравнение чисел», карточки достижений, смайлики для

рефлексии.

Методы организации работы:

-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),

-наглядные (демонстрация презентации),

-проблемно-поисковый;

-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).

Формы организации работы:

-групповая,

- индивидуальная,

-коллективная (фронтальная).

Литература: Н. Я. Виленкин и др. Математика 6кл. М.: «Просвещение» 2015.

Этапы урока.

Цель этапа.

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к

учебной деятельности

(2 мин)

Цель:

Обеспечить

благоприятный климат

для работы на уроке,

создание

психологического

комфорта,

психологическая

готовность учащихся к

общению

Учитель

проверяет

готовность

класса

к

уроку,

приветствует учеников.

-

Наш

сегодняшний

урок

я

бы

хотела

начать

словами древне – греческого философа Сократа:

«Чем

больше

я

знаю,

тем

больше

не

знаю…».

(слайд №1)

-Разве может быть такое?

- Как вы понимаете эти слова?

Предлагаю

представить

человеческое

знание

островком

в

океане

вселенского

знания.

Чем

больше человек знает, тем больше его остров. Чем

больше его остров, тем увереннее он чувствует

себя в жизни. А что такое незнание? А незнание -

это

береговая

линия,

которая

отделяет

сушу

от

океана.

И

чем

больше

суша,

тем

длиннее

эта

береговая линия. Чем больше человек знает, тем

больше

размеры

его

незнания.

Новые

знания

рождают новые вопросы. И сегодня мы увеличим

свои островки знаний. Вы готовы?

Проверяют

готовность

к

у р о к у,

п р и в е т с т в у ю т

учителя.

Включаются в деловой ритм

у р о ка ,

п с и хо л о г и ч е с к и

настраиваются

на

познание

нового.

Высказывают свои мысли по

поводу эпиграфа.

Выражают согласие помогать

друг

другу,

быть

на

уроке

единой командой.

Коммуникативные:

настрой

на

планирование

учебного

сотрудничества

с

учителем и одноклассниками.

Личностные:

самоопределение, позитивный

настрой на работу в течение

урока.

2.Актуализация

знаний (10 мин)

Цель:

Актуализировать

учебное

содержание,

н е о б х о д и м о е

и

д о с т а т о ч н о е

д л я

в о с п р и я т и я

н о в о г о

материала;

Актуализировать

мыслительные

операции,

сравнение,

анализ,

о б о б щ е н и е ;

-Какую тему изучали на предыдущих уроках?

–Приведите примеры положительных чисел.

-Приведите примеры отрицательных чисел.

– Чем отличаются друг от друга положительные и

отрицательные числа?

П о л о ж и т е л ь н ы е

и

о т р и ц а т е л ь н ы е

ч и с л а ,

координатная прямая, модуль

числа,

противоположные

числа.

Приводят примеры чисел

П о л о ж и т е л ь н ы е

и

о т р и ц а т е л ь н ы е

ч и с л а

отличаются

друг

от

друга

знаками.

Познавательные:

умение

с т р у к т у р и р о в ат ь

з н а н и я ,

и с п о л ь з о в а н и е

знаково-символических

средств

смысловое

чтение,

осознанное

и

произвольное

п о с т р о е н и е

р е ч е в о г о

высказывания

в

устной

и

письменной форме.

Коммуникативные:

достаточно точное

и полное

выражение

своих

мыслей,

учет разных мнений учащихся

мотивирование

учащихся

к

пробному

учебному

действию

и

его

с амо стоятельно е

осуществление

Зафиксировать

индивидуальное

з а т р у д н е н и е

в

выполнении

пробного

учебного

действия

или

его обосновании

-Что можно сказать про число 0? (слайд №2)

-У вас на рабочих столах имеется лист достижений,

с которым мы будем работать в течение урока.

А сейчас в этом листе найдите №1, самостоятельно

выполните задание (слайд № 3).

1.Из чисел : 25; -18; -1,3; 56; 0; 45,7; -93

выпишите:

а) положительные числа;

б) отрицательные числа;

в) целые числа;

г)

число,

которое

не

относится

ни

к

положительным, ни к отрицательным.

Проверить и подвести итог (слайд № 4):

Если

задание

полностью

выполнено

правильно

ставим «+».

Повторим

про

координатную

прямую (слайд

5,6).

- Дайте определение координатной прямой.

-Что называется координатой точки на прямой?

0

н е

я в л я е т с я

н и

о т р и ц а т е л ь н ы м ,

н и

положительным

ч ислом,

ч и с л о

0

р а з д е л я е т

п о л о ж и т е л ь н ы е

и

отрицательные числа.

Работаю

самостоятельно,

выполняют задание учителя

Самопроверка

Прямую с выбранным на ней

началом отсчета, единичным

отрезком

и

направлением

называют

ко о рд и н ат н о й

прямой.

- Ч и с л о ,

п о к а з ы в а ю щ е е

положение точки на прямой

называют координатой точки

на прямой.

Регулятивные:

фиксация

индивидуального

з а т р у д н е н и я ,

в о л е в а я

саморегуляция

в

ситуации

затруднения

Письменно на листочках:

2. запишите координаты точек

Проверить и подвести итог (слайд № 7)

Повторим

о

противоположных

числах,

модуле

числа (слайд № 8).

-

Дайте

определение

противоположных

чисел

и

приведите примеры.

- Что называется модулем числа а?

-

Чему

равен

модуль

положительного

числа?

Пример.

-

Чему

равен

модуль

отрицательного

числа?

Пример.

- Чему равен модуль 0?

-

Хорошо,

молодцы.

А

сейчас

поработаем

у

группах.

В

листах

достижений

находим

№3,

каждой

группе

нужно

вычислить

три

значения

выражений с модулями.

3. Вычислите: (слайд №9)

а) │х│-│у│, если х= -6,1 у= -1,6

б) │х│+│у│, если х=-8,5 у= -5,4

в) │х│-│у│, если х= -18,7 у= -5,8

- Хорошо, молодцы.

- А сейчас поменяйтесь листочками.

Проверить и подвести итог (слайд № 10):

На листочках подведите итог

работы. Оцените

друг друга (подсчитайте количество «+»).

Рефлексия:

-

Кто

думает,

что

материал

предыдущих

уроков

Работаю

самостоятельно,

выполняют задание учителя

Самопроверка

-Два

числа,

отличающиеся

только

знаками,

называют

противоположными.

-Модулем числа а называют

расстояние

( е д и н и ч н ы х

о т р е з к а х )

о т

н а ч а л а

координат до точки А(а).

Приводят примеры

В ы п о л н я ю т

з а д а н и е

в

группах

взаимопроверка

усвоил хорошо?

- Кто считает, что надо ещё поработать над этим

материалом?

-

Кто

удовлетворён

своими

результатами?

(показывают смайлики)

3.Создание

проблемной ситуации

(3 мин)

Цель:

Организовать

деятельность,

в

ходе

которого выявляется и

фиксируется

отличительное

с в о й с т в о

з а д а н и я ,

вызвавшего

затруднение в учебной

деятельности;

Согласовать

цель

и

тему урока

- Какие числа мы умеем сравнивать?

Устно: сравнить числа (слайд. №11)

15 и 28;

13,7 и 8,6;

и

;

12,3 и 12,29;

-8 и 6.

- Почему мы не можем сравнить последнюю пару

чисел?

- Как называются эти числа?

- Все ли числа мы умеем сравнивать?

- Тогда сформулируйте цели и задачи урока.

-Значит, тема нашего урока …(слайд №12)

Открываем рабочие тетради записываем число и

тему.

Н а т у р а л ь н ы е

ч и с л а ,

десятичные и обыкновенные

дроби.

Т. к. -8 отрицательное число,

6

положительное.

Мы

не

знаем

правило

сравнения

п о л о ж и т е л ь н ы х

и

отрицательных чисел.

- С е год н я

н а

у р о ке

м ы

д о л ж н ы

н а у ч и т ь с я

сравнивать положительные и

отрицательные числа.

Т е м а

н а ш е г о

у р о к а

«Сравнение чисел».

Познавательные:

анализ, сравнение, постановка

и

формулировка

проблемы,

п о с т р о е н и е

р е ч е в о г о

высказывания

Регулятивные:

волевая

саморегуляция

в

ситуации затруднения

Коммуникативные:

выражение своих мыслей,

аргументация

у ч е т

р а з н ы х

м н е н и й ,

к о о р д и н и р о в а н и е

в

с о т р уд н и ч е с т в е

р а з н ы х

позиций

4.Построение проекта

выхода из ситуации

затруднения ( 10 мин)

-

Решить

последний

пример

поможет

нам

координатная прямая (слайд № 13).

- Изобразите в тетради координатную прямую.

-

Давайте

вспомним

правило

с р а в н е н и е

положительных

чисел

с

помощью

координатной

прямой.

-

Хорошо,

давайте

отменим

данные

числа

на

координатной прямой.

- Можно ли сейчас сравнить данные числа?

-

Сделайте

вывод

о

сравнении

целых

чисел

с

помощью координатной прямой

- значит число -8 меньше 6

- Хорошо, молодцы.

-

Давайте обобщим

наши наблюдения и делаем

выводы: (слайд № 14)

Если а- положительное число, то а 0,

Если b- отрицательное число, то b 0.

Тогда что больше а или b? а b

Изображают

координатную

прямую

Из

двух

положительных

чисел больше то, которое на

ко о р д и н а т н о й

п р я м о й

расположено правее, меньше

то – которое левее.

Выполняют работу учителя

Отвечают на вопрос

Из двух целых чисел больше

то, которое на координатной

прямой расположено правее,

меньше то – которое левее.

Делают вывод

5.Реализация

построенного проекта

Цель: (4 мин)

Организация

самостоятельной

исследовательской

деятельности

устраняющего причину

выявленного

затруднения

- А сейчас поработаем в группах (устно).

- Находим в листах достижении №4.(слайд №15)

Вставьте

пропущенные

слова

так,

чтобы

получилось верное высказывание.

а) Любое отрицательное число _______нуля.

б) Любое положительное число ______нуля

в)

Любое

отрицательное

число

_____любого

положительного числа.

- Хорошо.

- А как же сравнить два отрицательных числа, не

используя координатную прямую?

- Решить данную проблему нам поможет учебник

(стр 163)

Работают в группах

Коммуникативные:

П ла н и рова н и е

у ч е б н о г о

с о т р у д н и ч е с т в а

с о

сверстниками,

инициативное

сотрудничество в поиске

и

сборе

информации,

умение

выражать свои мысли

Познавательные:

построение

логической

цепи

рассуждений,

обоснование

Регулятивные:

познавательная инициатива

6.Физкультминутка

(1мин)

Цель: Сохранение

здоровья

- Организует проведение гимнастики для глаз

- На доске тренажёр для глаз (слайд №16 – 21)

Выполняют

гимнастику

по

образцу.

Личностные:

овладение

приёмами

сохранения

ф и з и ч е с ко го

здоровья.

7.Первичное

закрепление

Цель: (5 мин)

Зафиксировать

и зу ч е н н о е

у ч е б н о е

содержание во внешней

речи

- Выполним в рабочих тетрадях №976

- Хорошо, давайте проверим …

- За каждый правильный ответ ставим «+»

Выполняют работу

С а м о п р о в е р к а

с

комментарием

Познавательные:

с а м о с т о я т е л ь н ы й

у ч е т

установленных

ориентиров

действия

в

новом

учебном

материале.

Регулятивные:

контроль, коррекция

8.

Информация

о

домашнем задании

(2 мин)

Цель:

Разъяснение

обучающимся

технологии

успешного

выполнения

домашнего

задания.

Проводит инструктаж по выполнению домашнего

задания (слайд №22)

- стр. 163: выучить правила сравнения, стр. 165:

№995,997 письменно, используя интернет ресурсы

подготовить сообщение из истории возникновения

положительных и отрицательных чисел

З а п и с ы в а ю т

д о м а ш н е е

задание

Личностные:

Мотивация к обучению

Познавательные:

находить

информацию

с

использованием

ре сурсов

библиотек и Интернета.

9.Рефлексия

учебной

деятельности (3 мин)

Цель:

Зафиксировать

новое

содержание,

изученное

н а

у р о к е ;

п р а в и л о

сравнения

рациональных чисел

Оценить

собственную

деятельность на уроке

Зафиксировать

неразрешенные

з а т р у д н е н и я

к а к

направления

будущей

учебной деятельности

- Оцените свою работу и результаты, подсчитайте

количество «+» (слайд №23)

10 – 12 баллов – «3»

13 – 16 баллов – «4»

17 – 19 баллов – «5»

Поднимите руки у кого «5» ? У кого «4», «3»?

Ну, вот и подошел к концу наш урок.

- Вы сегодня работали замечательно.

-

Предлагает вспомнить, какие задачи ставили в

начале урока. Справились ли с этими задачами?

Продолжите любое

предложение: (слайд №24)

Материал урока мне был...

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось …

Мне захотелось…

-

У

нас

впереди

еще

много

уроков,

значит,

вы

узнаете про положительные и отрицательные числа

еще много нового.

У ч а щ и е с я

о ц е н и в а ю т

степень

усвоения

темы

урока, высказываются

п о

очереди,

выбирая

нача ло

фразы

из

предложенных

на

слайде.

Познавательные:

о ц е н к а

п р о ц е с с о в

и

результатов деятельности,

рефлексия способов и условий

действия,

их

контроль

и

оценка; критичность.

Коммуникативные:

оценивание

качества

своей

учебной

деятельности

и

класса в целом.

Регулятивные:

осознание

того,

что

уже

у с в о е н о

и

т

ч т о

е щ е

необходимо усвоить.

Личностные:

уст ановление

у ч а щ и м с я

значения

результатов

своей

д е я т е л ь н о с т и

д л я

уд о в л е т в о р е н и я

с в о и х

потребностей,

мотивов,

жизненных интересов.

-

А

сейчас

возьмите

смайлики

и

выберите

тот,

какой

определяет

ваше

настроение

от

урока

(отрицательное, положительное или нейтральное)

- Закончить урок

мне хочется словами поэтессы

Людмилы Татьяничевой:

Да! Путь познания не гладок,

Но знаем мы со школьных лет:

Загадок больше, чем разгадок,

И поискам предела нет! (слайд №25)

- Спасибо за урок !!! (слайд №26)



В раздел образования




Яндекс.Метрика