Автор: Барышникова Елена Павловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Средняя школа с. Рязаново"
Населённый пункт: с. Рязаново Мелекесского района Ульяновской области
Наименование материала: Методическая разработка урока по математике
Тема: Сравнение чисел
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока по математике в 6 классе
Учитель математики МКОУ «Средняя школа с. Рязаново»
Барышникова Елена Павловна
Тема: «Сравнение чисел».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель:
Развивать
представление
о
числах,
развивать
правила
сравнения
положительных
и
отрицательных
чисел;
учить
сравнивать числа.
Задачи урока:
1.
Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.
2.
Метапредметные: развивать умение понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом.
3.
Предметные:
развивать
понятие
изображения
чисел
на
координатной
прямой;
выведение
правил
сравнения
положительных и отрицательных чисел; формировать умение сравнивать числа, приводить примеры.
Основные понятия: координатная прямая, модуль числа, положительные и отрицательные числа, противоположные
числа.
Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, презентация «Сравнение чисел», карточки достижений, смайлики для
рефлексии.
Методы организации работы:
-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),
-наглядные (демонстрация презентации),
-проблемно-поисковый;
-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).
Формы организации работы:
-групповая,
- индивидуальная,
-коллективная (фронтальная).
Литература: Н. Я. Виленкин и др. Математика 6кл. М.: «Просвещение» 2015.
Этапы урока.
Цель этапа.
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
1.Мотивация к
учебной деятельности
(2 мин)
Цель:
Обеспечить
благоприятный климат
для работы на уроке,
создание
психологического
комфорта,
психологическая
готовность учащихся к
общению
Учитель
проверяет
готовность
класса
к
уроку,
приветствует учеников.
-
Наш
сегодняшний
урок
я
бы
хотела
начать
словами древне – греческого философа Сократа:
«Чем
больше
я
знаю,
тем
больше
не
знаю…».
(слайд №1)
-Разве может быть такое?
- Как вы понимаете эти слова?
Предлагаю
представить
человеческое
знание
островком
в
океане
вселенского
знания.
Чем
больше человек знает, тем больше его остров. Чем
больше его остров, тем увереннее он чувствует
себя в жизни. А что такое незнание? А незнание -
это
береговая
линия,
которая
отделяет
сушу
от
океана.
И
чем
больше
суша,
тем
длиннее
эта
береговая линия. Чем больше человек знает, тем
больше
размеры
его
незнания.
Новые
знания
рождают новые вопросы. И сегодня мы увеличим
свои островки знаний. Вы готовы?
Проверяют
готовность
к
у р о к у,
п р и в е т с т в у ю т
учителя.
Включаются в деловой ритм
у р о ка ,
п с и хо л о г и ч е с к и
настраиваются
на
познание
нового.
Высказывают свои мысли по
поводу эпиграфа.
Выражают согласие помогать
друг
другу,
быть
на
уроке
единой командой.
Коммуникативные:
настрой
на
планирование
учебного
сотрудничества
с
учителем и одноклассниками.
Личностные:
самоопределение, позитивный
настрой на работу в течение
урока.
2.Актуализация
знаний (10 мин)
Цель:
Актуализировать
учебное
содержание,
н е о б х о д и м о е
и
д о с т а т о ч н о е
д л я
в о с п р и я т и я
н о в о г о
материала;
Актуализировать
мыслительные
операции,
сравнение,
анализ,
о б о б щ е н и е ;
-Какую тему изучали на предыдущих уроках?
–Приведите примеры положительных чисел.
-Приведите примеры отрицательных чисел.
– Чем отличаются друг от друга положительные и
отрицательные числа?
П о л о ж и т е л ь н ы е
и
о т р и ц а т е л ь н ы е
ч и с л а ,
координатная прямая, модуль
числа,
противоположные
числа.
Приводят примеры чисел
П о л о ж и т е л ь н ы е
и
о т р и ц а т е л ь н ы е
ч и с л а
отличаются
друг
от
друга
знаками.
Познавательные:
умение
с т р у к т у р и р о в ат ь
з н а н и я ,
и с п о л ь з о в а н и е
знаково-символических
средств
смысловое
чтение,
осознанное
и
произвольное
п о с т р о е н и е
р е ч е в о г о
высказывания
в
устной
и
письменной форме.
Коммуникативные:
достаточно точное
и полное
выражение
своих
мыслей,
учет разных мнений учащихся
мотивирование
учащихся
к
пробному
учебному
действию
и
его
с амо стоятельно е
осуществление
Зафиксировать
индивидуальное
з а т р у д н е н и е
в
выполнении
пробного
учебного
действия
или
его обосновании
-Что можно сказать про число 0? (слайд №2)
-У вас на рабочих столах имеется лист достижений,
с которым мы будем работать в течение урока.
А сейчас в этом листе найдите №1, самостоятельно
выполните задание (слайд № 3).
1.Из чисел : 25; -18; -1,3; 56; 0; 45,7; -93
выпишите:
а) положительные числа;
б) отрицательные числа;
в) целые числа;
г)
число,
которое
не
относится
ни
к
положительным, ни к отрицательным.
Проверить и подвести итог (слайд № 4):
Если
задание
полностью
выполнено
правильно
ставим «+».
Повторим
про
координатную
прямую (слайд
№
5,6).
- Дайте определение координатной прямой.
-Что называется координатой точки на прямой?
0
н е
я в л я е т с я
н и
о т р и ц а т е л ь н ы м ,
н и
положительным
ч ислом,
ч и с л о
0
р а з д е л я е т
п о л о ж и т е л ь н ы е
и
отрицательные числа.
Работаю
самостоятельно,
выполняют задание учителя
Самопроверка
Прямую с выбранным на ней
началом отсчета, единичным
отрезком
и
направлением
называют
ко о рд и н ат н о й
прямой.
- Ч и с л о ,
п о к а з ы в а ю щ е е
положение точки на прямой
называют координатой точки
на прямой.
Регулятивные:
фиксация
индивидуального
з а т р у д н е н и я ,
в о л е в а я
саморегуляция
в
ситуации
затруднения
Письменно на листочках:
2. запишите координаты точек
Проверить и подвести итог (слайд № 7)
Повторим
о
противоположных
числах,
модуле
числа (слайд № 8).
-
Дайте
определение
противоположных
чисел
и
приведите примеры.
- Что называется модулем числа а?
-
Чему
равен
модуль
положительного
числа?
Пример.
-
Чему
равен
модуль
отрицательного
числа?
Пример.
- Чему равен модуль 0?
-
Хорошо,
молодцы.
А
сейчас
поработаем
у
группах.
В
листах
достижений
находим
№3,
каждой
группе
нужно
вычислить
три
значения
выражений с модулями.
3. Вычислите: (слайд №9)
а) │х│-│у│, если х= -6,1 у= -1,6
б) │х│+│у│, если х=-8,5 у= -5,4
в) │х│-│у│, если х= -18,7 у= -5,8
- Хорошо, молодцы.
- А сейчас поменяйтесь листочками.
Проверить и подвести итог (слайд № 10):
На листочках подведите итог
работы. Оцените
друг друга (подсчитайте количество «+»).
Рефлексия:
-
Кто
думает,
что
материал
предыдущих
уроков
Работаю
самостоятельно,
выполняют задание учителя
Самопроверка
-Два
числа,
отличающиеся
только
знаками,
называют
противоположными.
-Модулем числа а называют
расстояние
( е д и н и ч н ы х
о т р е з к а х )
о т
н а ч а л а
координат до точки А(а).
Приводят примеры
В ы п о л н я ю т
з а д а н и е
в
группах
взаимопроверка
усвоил хорошо?
- Кто считает, что надо ещё поработать над этим
материалом?
-
Кто
удовлетворён
своими
результатами?
(показывают смайлики)
3.Создание
проблемной ситуации
(3 мин)
Цель:
Организовать
деятельность,
в
ходе
которого выявляется и
фиксируется
отличительное
с в о й с т в о
з а д а н и я ,
вызвавшего
затруднение в учебной
деятельности;
Согласовать
цель
и
тему урока
- Какие числа мы умеем сравнивать?
Устно: сравнить числа (слайд. №11)
15 и 28;
13,7 и 8,6;
и
;
12,3 и 12,29;
-8 и 6.
- Почему мы не можем сравнить последнюю пару
чисел?
- Как называются эти числа?
- Все ли числа мы умеем сравнивать?
- Тогда сформулируйте цели и задачи урока.
-Значит, тема нашего урока …(слайд №12)
Открываем рабочие тетради записываем число и
тему.
Н а т у р а л ь н ы е
ч и с л а ,
десятичные и обыкновенные
дроби.
Т. к. -8 отрицательное число,
6
положительное.
Мы
не
знаем
правило
сравнения
п о л о ж и т е л ь н ы х
и
отрицательных чисел.
- С е год н я
н а
у р о ке
м ы
д о л ж н ы
н а у ч и т ь с я
сравнивать положительные и
отрицательные числа.
Т е м а
н а ш е г о
у р о к а
«Сравнение чисел».
Познавательные:
анализ, сравнение, постановка
и
формулировка
проблемы,
п о с т р о е н и е
р е ч е в о г о
высказывания
Регулятивные:
волевая
саморегуляция
в
ситуации затруднения
Коммуникативные:
выражение своих мыслей,
аргументация
у ч е т
р а з н ы х
м н е н и й ,
к о о р д и н и р о в а н и е
в
с о т р уд н и ч е с т в е
р а з н ы х
позиций
4.Построение проекта
выхода из ситуации
затруднения ( 10 мин)
-
Решить
последний
пример
поможет
нам
координатная прямая (слайд № 13).
- Изобразите в тетради координатную прямую.
-
Давайте
вспомним
правило
с р а в н е н и е
положительных
чисел
с
помощью
координатной
прямой.
-
Хорошо,
давайте
отменим
данные
числа
на
координатной прямой.
- Можно ли сейчас сравнить данные числа?
-
Сделайте
вывод
о
сравнении
целых
чисел
с
помощью координатной прямой
- значит число -8 меньше 6
- Хорошо, молодцы.
-
Давайте обобщим
наши наблюдения и делаем
выводы: (слайд № 14)
Если а- положительное число, то а 0,
Если b- отрицательное число, то b 0.
Тогда что больше а или b? а b
Изображают
координатную
прямую
Из
двух
положительных
чисел больше то, которое на
ко о р д и н а т н о й
п р я м о й
расположено правее, меньше
то – которое левее.
Выполняют работу учителя
Отвечают на вопрос
Из двух целых чисел больше
то, которое на координатной
прямой расположено правее,
меньше то – которое левее.
Делают вывод
5.Реализация
построенного проекта
Цель: (4 мин)
Организация
самостоятельной
исследовательской
деятельности
устраняющего причину
выявленного
затруднения
- А сейчас поработаем в группах (устно).
- Находим в листах достижении №4.(слайд №15)
Вставьте
пропущенные
слова
так,
чтобы
получилось верное высказывание.
а) Любое отрицательное число _______нуля.
б) Любое положительное число ______нуля
в)
Любое
отрицательное
число
_____любого
положительного числа.
- Хорошо.
- А как же сравнить два отрицательных числа, не
используя координатную прямую?
- Решить данную проблему нам поможет учебник
(стр 163)
Работают в группах
Коммуникативные:
П ла н и рова н и е
у ч е б н о г о
с о т р у д н и ч е с т в а
с о
сверстниками,
инициативное
сотрудничество в поиске
и
сборе
информации,
умение
выражать свои мысли
Познавательные:
построение
логической
цепи
рассуждений,
обоснование
Регулятивные:
познавательная инициатива
6.Физкультминутка
(1мин)
Цель: Сохранение
здоровья
- Организует проведение гимнастики для глаз
- На доске тренажёр для глаз (слайд №16 – 21)
Выполняют
гимнастику
по
образцу.
Личностные:
овладение
приёмами
сохранения
ф и з и ч е с ко го
здоровья.
7.Первичное
закрепление
Цель: (5 мин)
Зафиксировать
и зу ч е н н о е
у ч е б н о е
содержание во внешней
речи
- Выполним в рабочих тетрадях №976
- Хорошо, давайте проверим …
- За каждый правильный ответ ставим «+»
Выполняют работу
С а м о п р о в е р к а
с
комментарием
Познавательные:
с а м о с т о я т е л ь н ы й
у ч е т
установленных
ориентиров
действия
в
новом
учебном
материале.
Регулятивные:
контроль, коррекция
8.
Информация
о
домашнем задании
(2 мин)
Цель:
Разъяснение
обучающимся
технологии
успешного
выполнения
домашнего
задания.
Проводит инструктаж по выполнению домашнего
задания (слайд №22)
- стр. 163: выучить правила сравнения, стр. 165:
№995,997 письменно, используя интернет ресурсы
подготовить сообщение из истории возникновения
положительных и отрицательных чисел
З а п и с ы в а ю т
д о м а ш н е е
задание
Личностные:
Мотивация к обучению
Познавательные:
находить
информацию
с
использованием
ре сурсов
библиотек и Интернета.
9.Рефлексия
учебной
деятельности (3 мин)
Цель:
Зафиксировать
новое
содержание,
изученное
н а
у р о к е ;
п р а в и л о
сравнения
рациональных чисел
Оценить
собственную
деятельность на уроке
Зафиксировать
неразрешенные
з а т р у д н е н и я
к а к
направления
будущей
учебной деятельности
- Оцените свою работу и результаты, подсчитайте
количество «+» (слайд №23)
10 – 12 баллов – «3»
13 – 16 баллов – «4»
17 – 19 баллов – «5»
Поднимите руки у кого «5» ? У кого «4», «3»?
Ну, вот и подошел к концу наш урок.
- Вы сегодня работали замечательно.
-
Предлагает вспомнить, какие задачи ставили в
начале урока. Справились ли с этими задачами?
Продолжите любое
предложение: (слайд №24)
Материал урока мне был...
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось …
Мне захотелось…
-
У
нас
впереди
еще
много
уроков,
значит,
вы
узнаете про положительные и отрицательные числа
еще много нового.
У ч а щ и е с я
о ц е н и в а ю т
степень
усвоения
темы
урока, высказываются
п о
очереди,
выбирая
нача ло
фразы
из
предложенных
на
слайде.
Познавательные:
о ц е н к а
п р о ц е с с о в
и
результатов деятельности,
рефлексия способов и условий
действия,
их
контроль
и
оценка; критичность.
Коммуникативные:
оценивание
качества
своей
учебной
деятельности
и
класса в целом.
Регулятивные:
осознание
того,
что
уже
у с в о е н о
и
т
ч т о
е щ е
необходимо усвоить.
Личностные:
уст ановление
у ч а щ и м с я
значения
результатов
своей
д е я т е л ь н о с т и
д л я
уд о в л е т в о р е н и я
с в о и х
потребностей,
мотивов,
жизненных интересов.
-
А
сейчас
возьмите
смайлики
и
выберите
тот,
какой
определяет
ваше
настроение
от
урока
(отрицательное, положительное или нейтральное)
- Закончить урок
мне хочется словами поэтессы
Людмилы Татьяничевой:
Да! Путь познания не гладок,
Но знаем мы со школьных лет:
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет! (слайд №25)
- Спасибо за урок !!! (слайд №26)