Напоминание

Разновидности перифраз


Автор: Темираева Людмила Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ№1
Населённый пункт: ГОР. ДИГОРА ДИГОРСКОГО Р–НА РСО–АЛАНИЯ
Наименование материала: статья
Тема: Разновидности перифраз
Раздел: полное образование





Назад




Разновидности

перифразы

.

Перифраза (от греч. Periphrasis «окольная речь»; в старых риториках этот

термин переводился как околичнословие) представляет собой описательный

оборот, образуемый для замены какого-либо общепринятого наименования.

Чем отличается перифраза по своему устройству от неоднословных

единиц других типов – к примеру, таких, как поднять на кого-либо руку,

произвести ремонт? Как отличить образную перифразу от логической,

метафорическую – от метонимической? Каково отношение перифразы к

фразеологии? Зачем в языке существуют перифразы, каково их назначение?

Посредством перифразы можно обозначить предмет по одному, а иногда

и по целому ряду характерных для него признаков. Чем более характерен

подмеченный признак, тем более удачна и выразительна сама перифраза.

Ср.: Пиши ко мне, хотя для того, что я в отчизне галушек, вареников, волов,

мазанок и чубов.

По своему устройству перифраза похожа либо на фрагмент кроссворда

(автор романа «Война и мир»; ответ: Лев Толстой), либо на загадку (лесная

флейта; отгадка: иволга). В структуре перифразы можно выделить две части:

ядерную и ключевую. Ключевая («отгадочная», конкретизирующая) часть

прямо называет какой-либо характерный признак обозначаемого объекта и

тем самым обеспечивает возможность более или менее однозначной

расшифровки перифразы: ночное светило, царица ночи (= луна), дневное

светило (= солнце). Ядерная часть перифразы косвенно, иносказательно-

метафорически (царица ночи) либо с помощью более широкого по значению

слова ( ср. Фонвизин и автор «Недоросля»), в частности родового

наименования (ср.: луна и ночное светило)- указывает на обозначаемый

объект. Такой характер содержания ядерной части превращает перифразу в

«обиняк, намек, иносказательную речь». Если ядерная часть не очень

информативна, она может быть устранена посредством метонимического

свертывания перифразы (люди в белых воротничках – белые воротнички),

однако это происходит не всегда (ср. люди в белых халатах).

По характеру номинации перифразы принято подразделять на образные и

логические. Образные перифразы основаны на метафоре ( царь зверей,

лесная флейта) или метонимии ( голубые береты, белые воротнички,

медленная смерть), логические – на переносе с более широкого понятия на

более узкое, в частности на переносе «с рода на вид» ( Аристотель),

состоящем в замене родового наименования видовым. Считается, что

логические перифразы лишены образности; именно поэтому некоторые

ученые называют их необразными. Ср.: Погасло солнце и Погасло дневное

светило. ( Пушкин); Луна и звезды вышли на небо и Вышли на небо светила

ночные. (Некрасов).

Разведение номинативных типов перифраз, представляющее сложность

даже для специалистов, возможно только с помощью трансформационного

анализа. Метонимическая перифраза может быть легко превращена в

логическую путем развертывания ( а именно - восстановления ядерной

части): белые воротнички- люди в белых воротничках; голубые береты

«десантники» - воины в голубых беретах; медленная смерть «наркомания» -

болезнь, несущая медленную смерть. Компаративная разведка или хотя бы

возможность пояснения через сравнение свидетельствует о том, что мы

имеем дело с метафорой: царь зверей – лев как царь среди зверей.

Логические перифразы развертыванию не поддаются.

Перефразирование, как известно, представляет собой «определение

предмета вместо его прямого называния». Подобные определения по

степени номинативной адекватности подразделяются на точные,

фиксирующие существенные признаки объектов (подняться в воздух

«взлететь», подняться на ноги « встать» ), и неточные, фиксирующие

несущественные признаки объектов ( царь зверей, лесная флейта, остров

свободы ). Неточная перифраза называет такие признаки объекта, которые

не входят в типовой представление о нем и потому не отражаются в научных

определения ( черное золото и «ископаемое твердое горючее вещество

растительного происхождения» ). Таким образом, неточная перифраза в

отличие от точной находиться с перефразируемым словом в отношениях

уточнения, информационного восполнения.

Довольно разнообразные функции, в которых используются перифразы;

соответственно возможно их функциональная классификация. Например :

розвальни - нечто среднее между дровнями и санями – служили для возки

негромозткой поклаже, для будничной и дальней езды.

Перифраза дает возможность избежать тавтологии. Так, в стихотворении

А.С. Пушкина « Брожу ли я вдоль улиц шумных» описательный оборот

избавил от необходимости дважды повторить либо слово дуб, либо

местоимение он:

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

В художественной речи перифраза часто выполняет поэтическую

функцию: царица ночи, лесная флейта.

В игровой функции используются шутливые перифразы, например:

рыцарь вырезки (мясник), лицевая часть головы (лицо).

Возможно и тематическая классификация перифраз – по объектам

перефразирования. Такими объектами часто становятся имена собственные

известных лиц: ученых ( холмогорский мужик, холмогорский рыбарь вместо

Ломоносов), государственный деятель ( маленький корсиканец вместо

Наполеон), поэтов (певец Фелицы вместо Державин).

Объектами перефразирования могут стать наименования городов ( город

на Неве вместо Санкт-Петербург), стран (туманный Альбион вместо

Британии), гор ( крыша мира вместо Памир). Соответствующие перифразы

называются топонимическими.

По степени освоенности языковой системой перифразы можно

подразделить на речевые и языковые, то есть общеизвестные освоенные

языком, вошедшие в его лексикон (люди в белых халатах). Перифразы,

получившие статус языковых, иногда именуют фразеологизированными, тем

самым подчеркивая их принадлежность к сфере фразеологии.

По количеству компонентов среди перифраз можно выделить

двусложные (царь зверей), трехсловные (нюхательная часть тела).

Использование перифраз характерно для всех стилей за исключением

официально – делового стиля. Таким образом, перифразы позволяют ярче и

полнее выразить авторскую оценку изображаемого, избежать

неоправданной тавтологии, выделить и подчеркнуть наиболее существенные

признаки изображаемого.



В раздел образования




Яндекс.Метрика