Напоминание

Пути и средства развития речи младших школьников в процессе обучения


Автор: Панкова Ирина Викторовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №23
Населённый пункт: Владимирская область, Ковров
Наименование материала: Учебно–методический материал
Тема: Пути и средства развития речи младших школьников в процессе обучения
Раздел: начальное образование





Назад




Пути и средства развития речи младших школьников в процессе обучения

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования, как

никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего

поколения. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает

задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребёнка к

успешному обучению является правильная хорошо развитая речь. Хорошая речь - важнейшее

условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем

легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей

действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем

активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о

своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, содержательности. Но

многие дети не посещают детские сады. Большой процент детей, которые приходят в школу, с

низким уровнем развития речи. А в последние годы, особенно в сельских школах, вырос процент

детей с дефектами речи. За отсутствием логопеда как в детском саду, так и в школе, учителю

приходится работать над правильностью речи, устранением дефектов. Учитель работает над

развитием разных сторон речи: а. Совершенствование лексико-грамматических средств языка; б.

Развитие диалогической и монологической речи; в. Совершенствование звуковой стороны речи в

сфере произношения, восприятия и выразительности; г. Обогащение словарного состава языка.

Что же должен помнить учитель по отношению к детям с дефектами речи? Не стоит обращать

особое внимание ребёнка на речевой дефект;

Ни в коем случае не связывать неудачи ребёнка с

его речевым

дефектом; Объективно подчёркивать достоинства ребёнка;

Поощрять общение

с другими детьми;

Проанализировать ситуации и обстановку, в которых речь улучшается,

и

способствовать развитию этих ситуаций. Прежде всего, для работы над дефектами речи

используются упражнения, способствующие развитию движения языка во рту: 1. «Колечко». Рот

закрыт, а внутри вращение кончиком языка в одну, а потом в другую сторону (до 16 раз). 2.

«Бичик». Бить языком по уголкам рта. 3. «Футбол». С закрытым ртом «Кидать» язык то в одну, то в

другую сторону. 4. «Лев». Дотянуться кончиком языка до носа, и до подбородка. 5. «Артикуляция

рта». Дети двигают челюстями, за словами учителя: Зайке холодно зимой. Зайке голодно зимой.

Зубки зайкины стучат. Как капустки хотят. Данные упражнения можно проводить на уроках чтения,

риторики, труда, изобразительного искусства. Устранению дефектов и расширению словарно

запаса детей помогают скороговорки. На каждом уроке чтения, риторик изучать новую

скороговорку и вспоминать уже изученные. Прежде научить методике произношения

скороговорок. План работы со скороговоркой вывешивается на доску. 1. Сначала прочитайте

скороговорку медленно по слогам; 2. Ещё раз медленно и плавно. 3. Проба быстрого чтения

(несколько раз). Конечно, дефекты устной речи откладывают отпечаток на письменную речь:

пропуск букв, их замена, искажение написания слов. Учитель заинтересованный в результате

своей работы должен использовать дополнительные упражнения на уроках русского языка по

устранению ошибок в письменной речи. Приведём примеры упражнений, используемых как

дополнительный материал на уроках русского языка. 1 упражнение: Вставь гласную букву в начал

Аро, ати, пра, гру, сми, ква, кве, дря, сва, сви, жнее, глю. И много других интересных упражнений,

которые учитель может разрабатывать самостоятельно, а может взять из разных источников.

Необходимым условием эффективности упражнений являются систематичность и вариативность

их применения. Но как уже было сказано ранее, необходимо проводить работу по расширению и

обогащению словарного запаса детей. На уроках должен быть диалог учитель – ученик, ученик –

ученик. На уроках чтения дети работают с текстом, при этом они не только повышают технику

чтения, но и расширяют свой словарный запас. Работа над текстом проходит в три этапа. 1 этап.

Работа с текстом до чтения. Цель: развитие такого важнейшего читательского умения, как

антиципация, т.е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию,

иллюстрации и группе ключевых слов. 2 этап. Работа с текстом во время чтения. Цель: достижение

понимания текста на уровне содержания. В это же время по ходу чтения проводится словарная

работа. В этом случае она становится мотивированной и интересной ведь именно по ходу чтения

становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, и само слово толкуется в контексте, а не

вне его. 3 этап. Работа с текстом после чтения. Цель: достижение понимания на уровне смысла

(понимание основной мысли, подтекста). На этом этапе учитель ставит проблемный вопрос к

тексту в целом. Далее состоится диалог учитель – ученик, где дети должны активно проявлять

себя, уметь через устную речь выразить свои мысли. Методика формирования у детей

правильного типа читательской деятельности разработана и подробно описана профессором Н.Н.

Светловской. такой подход, как показывает опыт и мои наблюдения, действительно является

обоснованным и рациональным, он позволяет добиваться хороших результатов обучения.

Основные направления работы по развитию речи на уроках русского языка следующие: 1.

Количественное и качественное обогащение словаря детей в ходе наблюдения за лексическим

значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических рядов и т.д., а также в ходе

работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов. 2. Развитие и

совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении,

над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью,

однокоренными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической

сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов. 3.

Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями

устной и письменной художественной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями

понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста. 4. Развитие

орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией. Работу над

развитием речи мы продолжаем на уроках риторики. Этот предмет учит детей умелому,

успешному, эффективному общению. Именно поэтому в нём центральное место занимают

коммуникативные речевые задачи – умение общаться, умение успешно пользоваться даром

слова. На уроках риторики дети много пересказывают, сочиняют, пытаются писать мини –

сочинения и мини – изложения, что оказывает только положительное влияние на развитие речи. Т

аким образом, речь, как историки сложившаяся форма общения развивается по двум

взаимосвязанным направлениям. Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в

процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Во-вторых, речь становится основой

перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления. Ученик научается

правильному произношению и правильному пониманию обращённой к нему речи, значительно

увеличивается его словарный запас, он овладевает верным употреблением грамматических

конструкций родного языка



В раздел образования




Яндекс.Метрика