Автор: Панкова Ирина Викторовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №23
Населённый пункт: Владимирская область, Ковров
Наименование материала: Учебно–методический материал
Тема: Пути и средства развития речи младших школьников в процессе обучения
Раздел: начальное образование
Пути и средства развития речи младших школьников в процессе обучения
В современных условиях функционирования и развития системы народного образования, как
никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего
поколения. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает
задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребёнка к
успешному обучению является правильная хорошо развитая речь. Хорошая речь - важнейшее
условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем
легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей
действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем
активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о
своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, содержательности. Но
многие дети не посещают детские сады. Большой процент детей, которые приходят в школу, с
низким уровнем развития речи. А в последние годы, особенно в сельских школах, вырос процент
детей с дефектами речи. За отсутствием логопеда как в детском саду, так и в школе, учителю
приходится работать над правильностью речи, устранением дефектов. Учитель работает над
развитием разных сторон речи: а. Совершенствование лексико-грамматических средств языка; б.
Развитие диалогической и монологической речи; в. Совершенствование звуковой стороны речи в
сфере произношения, восприятия и выразительности; г. Обогащение словарного состава языка.
Что же должен помнить учитель по отношению к детям с дефектами речи? Не стоит обращать
особое внимание ребёнка на речевой дефект;
Ни в коем случае не связывать неудачи ребёнка с
его речевым
дефектом; Объективно подчёркивать достоинства ребёнка;
Поощрять общение
с другими детьми;
Проанализировать ситуации и обстановку, в которых речь улучшается,
и
способствовать развитию этих ситуаций. Прежде всего, для работы над дефектами речи
используются упражнения, способствующие развитию движения языка во рту: 1. «Колечко». Рот
закрыт, а внутри вращение кончиком языка в одну, а потом в другую сторону (до 16 раз). 2.
«Бичик». Бить языком по уголкам рта. 3. «Футбол». С закрытым ртом «Кидать» язык то в одну, то в
другую сторону. 4. «Лев». Дотянуться кончиком языка до носа, и до подбородка. 5. «Артикуляция
рта». Дети двигают челюстями, за словами учителя: Зайке холодно зимой. Зайке голодно зимой.
Зубки зайкины стучат. Как капустки хотят. Данные упражнения можно проводить на уроках чтения,
риторики, труда, изобразительного искусства. Устранению дефектов и расширению словарно
запаса детей помогают скороговорки. На каждом уроке чтения, риторик изучать новую
скороговорку и вспоминать уже изученные. Прежде научить методике произношения
скороговорок. План работы со скороговоркой вывешивается на доску. 1. Сначала прочитайте
скороговорку медленно по слогам; 2. Ещё раз медленно и плавно. 3. Проба быстрого чтения
(несколько раз). Конечно, дефекты устной речи откладывают отпечаток на письменную речь:
пропуск букв, их замена, искажение написания слов. Учитель заинтересованный в результате
своей работы должен использовать дополнительные упражнения на уроках русского языка по
устранению ошибок в письменной речи. Приведём примеры упражнений, используемых как
дополнительный материал на уроках русского языка. 1 упражнение: Вставь гласную букву в начал
Аро, ати, пра, гру, сми, ква, кве, дря, сва, сви, жнее, глю. И много других интересных упражнений,
которые учитель может разрабатывать самостоятельно, а может взять из разных источников.
Необходимым условием эффективности упражнений являются систематичность и вариативность
их применения. Но как уже было сказано ранее, необходимо проводить работу по расширению и
обогащению словарного запаса детей. На уроках должен быть диалог учитель – ученик, ученик –
ученик. На уроках чтения дети работают с текстом, при этом они не только повышают технику
чтения, но и расширяют свой словарный запас. Работа над текстом проходит в три этапа. 1 этап.
Работа с текстом до чтения. Цель: развитие такого важнейшего читательского умения, как
антиципация, т.е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию,
иллюстрации и группе ключевых слов. 2 этап. Работа с текстом во время чтения. Цель: достижение
понимания текста на уровне содержания. В это же время по ходу чтения проводится словарная
работа. В этом случае она становится мотивированной и интересной ведь именно по ходу чтения
становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, и само слово толкуется в контексте, а не
вне его. 3 этап. Работа с текстом после чтения. Цель: достижение понимания на уровне смысла
(понимание основной мысли, подтекста). На этом этапе учитель ставит проблемный вопрос к
тексту в целом. Далее состоится диалог учитель – ученик, где дети должны активно проявлять
себя, уметь через устную речь выразить свои мысли. Методика формирования у детей
правильного типа читательской деятельности разработана и подробно описана профессором Н.Н.
Светловской. такой подход, как показывает опыт и мои наблюдения, действительно является
обоснованным и рациональным, он позволяет добиваться хороших результатов обучения.
Основные направления работы по развитию речи на уроках русского языка следующие: 1.
Количественное и качественное обогащение словаря детей в ходе наблюдения за лексическим
значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических рядов и т.д., а также в ходе
работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов. 2. Развитие и
совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении,
над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью,
однокоренными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической
сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов. 3.
Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями
устной и письменной художественной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями
понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста. 4. Развитие
орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией. Работу над
развитием речи мы продолжаем на уроках риторики. Этот предмет учит детей умелому,
успешному, эффективному общению. Именно поэтому в нём центральное место занимают
коммуникативные речевые задачи – умение общаться, умение успешно пользоваться даром
слова. На уроках риторики дети много пересказывают, сочиняют, пытаются писать мини –
сочинения и мини – изложения, что оказывает только положительное влияние на развитие речи. Т
аким образом, речь, как историки сложившаяся форма общения развивается по двум
взаимосвязанным направлениям. Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в
процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Во-вторых, речь становится основой
перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления. Ученик научается
правильному произношению и правильному пониманию обращённой к нему речи, значительно
увеличивается его словарный запас, он овладевает верным употреблением грамматических
конструкций родного языка