"Предметно-развивающая среда как один из факторов развития ребенка".
Автор: Домрачева Елена Алексеевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАОУ ДОД детский сад "Сказка" корпус "Искорка" Населённый пункт: с.Омутинское, Тюменская область. Наименование материала: конспект Тема: "Предметно-развивающая среда как один из факторов развития ребенка". Раздел: дошкольное образование
«Таланты создавать нельзя,
но можно создавать почву, на которой
они особенно хорошо произрастают».
Генрих Нейгауз.
МАОУ ДОД детский сад «Сказка» корпус «Искорка»
Музыкальный руководитель: Домрачева Елена Алексеевна.
1 категория.
Цель и задачи предметно-
развивающей среды:
•
Цель:
способствовать гармоничному развитию и
саморазвитию детей в соответствии с требованиями
ФГОС.
•
Задачи:
•
1.Организовать развивающую среду, способствующую
эмоциональному благополучию детей с учетом их
потребностей и интересов.
•
2.Создать условия для обеспечения разных видов
деятельности детей ( игровой, двигательной,
интеллектуальной, самостоятельной, творческой,
художественной, театральной.
3. Создать
комфортные условия для пребывание воспитанников
Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного
образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный
режим развития, важно кардинально обдумать и пересмотреть
подходы к моделированию комфортной и привлекательной
музыкальной предметно-развивающей среды в музыкальном зале
Согласно ФГОС развивающая предметно-
пространственная среда должна быть:
♫
содержательно-насыщенной;
♫
трансформируемой;
♫
полифункциональной;
♫
вариативной;
♫
доступной;
♫
безопасной;
♫
здоровьесберегающей;
♫
эстетично-привлекательной.
•
Музыкальный зал-это место для
ежедневных музыкальных занятий и
развлечений, концертная и театральная
сцена, музыкальная гостиная, место для
встреч с родителями и педагогами. Поэтому
создание предметно-развивающей среды в
музыкальном зале важно для повышения
качества учебно-воспитательного процесса
и создание возможности творческой
самореализации детей и взрослых.
Музыкальное развитие детей осуществляется
в музыкальном зале, где созданы следующие
условия: фортепиано, магнитафон,
телевизор, проектор.
В музыкальном зале оформление меняется к каждому времени года.
Дополнением, в зависимости от тематики праздника, могут быть:
разнообразные игрушки, надувные шары и красиво оформленные
букеты.
Комплекты к праздничному
оформлению зала: _Новый год,
-День знаний,
-8 Марта,
-различные сказочные герои.
Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской
музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение,
творчество). Каждый предусматривает ориентацию на представление в
среде всех видов детской музыкальной деятельности: восприятие
музыки, воспроизведение музыки, музыкально-ритмическая
деятельность, игра на детских музыкальных инструментах.
Восприятие музыки: На музыкальных занятиях ребёнок, как
правило, впервые слышит музыкальные произведения, которые
должны затронуть его душу и сердце; некоторые будут
использоваться далее в исполнительной деятельности или в
музыкально-сенсорных упражнениях.
Здесь ребёнок получает знания, умения и навыки, здесь
создаётся положительный эмоциональный фон, формируется
желание далее встречаться с музыкой.
восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать произведения
для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой,
танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также
произведения, специально созданные для развития музыкально-
сенсорного восприятия детей;
портреты композиторов, картины для полного художественно-образного
восприятия, изображение музыкальных инструментов; карточки с
изображением эмоционального состояния.
Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного
образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный
режим развития, важно кардинально обдумать и пересмотреть
подходы к моделированию комфортной и привлекательной
музыкальной предметно-развивающей среды в музыкальном зале
Игра на детских музыкальных инструментах является одним из
любимых видов деятельности в дошкольном возрасте. Для этого
имеются необходимые инструменты:
- со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны,
маракасы;
- с хроматическим, диатоническим пентатоническим рядом :
металлафоны ( трубчатые, ксилофоны, аккордеон;
-с одним фиксированным звуком (дудка):
-набор шумовых русских народных инструментов: ложки, трещотки,
коробочки;
Музыкальные игрушки.
-Неозвученные: балалайка.
-Озвученные: Неваляшки, музыкальный волчок, фортепианные
клавиши.
-Игрушки самоделки: шумовые инструменты, сделанные своими
руками.
Важным элементом развивающей музыкальной среды является наличие
танцевально-игровой атрибутики: различных по цвету и размеру
ленточек, султанчиков, платочков и шарфиков, искусственных цветов,
веночков, листиков, веточек и корзиночек и др. Слушая музыку,
импровизируя музыкально-ритмические движения, дети должны иметь
возможность свободно выбирать атрибуты, соотнося музыкальный образ
и выразительные средства предмета.
Материал для творческих
сюжетно-ролевых игр —
мягкие игрушки,
иллюстрации, бутафорские
музыкальные инструменты
Музыкально-дидактические игры: на развитие
звуковысотного слуха, на развитие динамического слуха ,на
развитие умения различать длительность звуков (долгий,
короткий звуки, пунктирный ритм); на различение жанров
музыкальных произведений: песню, танец, марш «Три
кита»
На современном этапе развития
дошкольного образования и
перехода дошкольных
учреждений в инновационный
режим развития, важно обдумать
подходы к моделированию
комфортной и привлекательной
музыкальной предметно-
развивающей среды в
музыкальном зале. Все это
подталкивает музыкальных
руководителей к поиску новых
занимательных форм и
инновационных подходов к
созданию музыкально-
развивающей среды,
способствующей всестороннему
развитию современных детей.