Напоминание

"Педагогический портфель как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений педагога в определенный период его деятельности".


Автор: Костерина Юлия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогический портфель как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений педагога в определенный период его деятельности".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический портфель как способ фиксирования, накопления и оценки

индивидуальных достижений педагога в определенный период его деятельности.

Костерина Юлия Юрьевна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №125»,г.Новокузнецк

17 октября 2013 года приказом № 1155 Министерства образования и культуры был

утвержден ФГОС дошкольного образования, с 1 января 2014 года он вступил в силу.

Дошкольное детство теперь рассматривается не только с позиции его полезности для

дальнейшего жизненного пути человека, его значимость теперь оценивается гораздо шире,

как

важнейшая

составляющая

не

только

«культуры

полезности»,

но

и

«культуры

достоинства», по словам директора разработки ФГОС дошкольного образования Александра

Асмолова.

Теперь

образование

в

ДОУ

рассматривается

не

как

предварительный

этап

перед

обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха

на пути непрерывного образования в жизни человека.

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно

поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена

профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются

исключением и ДОУ — дошкольные образовательные учреждения.

Квалификация

педагогических

и

учебно-вспомогательных

работников

должна

соответствовать

действующим

квалификационным

характеристикам

соответствующих

должностей работников образования. Педагогические работники, реализующие программу,

должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития

детей,

обозначенными

в

ФГОС

и

предполагает

умение

педагога

рассматривать

воспитательное взаимодействие с личностью ребенка в дошкольном учреждении с трех

позиций.

Первая – это воспитательная система всего дошкольного образовательного учреждения, в

рамках

которой

педагогический

коллектив

и

каждый

педагог

стремиться

упорядочить

влияние всех факторов и структур внутри-дошкольного сообщества на процесс развития

воспитанников.

Вторая – воспитательное пространство группы, где и происходит наибольшее количество

актов педагогического воздействия.

1

Третья – обеспечение индивидуальной траектории развития ребенка (индивидуального

образовательного маршрута).

Успешная реализация требований федерального государственного образовательного

стандарта предполагает наличие у педагога определенных компетенций, которые определяют

его готовность и умение:

обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка;

организовать конструктивное взаимодействие детей в разных видах деятельности,

создавать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной

деятельности и материалов;

выстраивать развивающее вариативное образование;

работать в зоне ближайшего развития ребенка;

выстраивать

образовательную

программу,

опираясь

на разные

варианты

примерных, авторских программ поддерживать индивидуальность ребенка и обеспечивать

развитие его потенциала, образовательных потребностей;

оказывать не директивную поддержку детской инициативе, обеспечивать игровое

время и пространство трансформируемой полифункциональной среды.

Способность:

использовать в образовательном процессе формы и методы сотрудничества с

детьми, соответствующие их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям;

выстраивать образовательный процесс на основе взаимодействия взрослых и

детей, ориентируясь на интересы и возможности каждого ребёнка;

поддерживать положительное, доброжелательное отношение детей друг к другу, в

том числе детей разных возрастов и эффективного взаимодействия детей в разных видах

деятельности;

выстраивать взаимодействие с семьями воспитанников в целях осуществления

полноценного развития каждого ребёнка, вовлечения семей воспитанников непосредственно

в образовательный процесс.

Образовательный процесс носит индивидуальный характер, с уникальной средой

педагогической деятельности, которая формируется в соответствии с определенными целями,

достигнутыми успехами, профессионализмом конкретного педагога. ( рисунок1)

2

Рисунок 1 «Профессиональная компетентность педагога»

Систематизации

достигнутых

результатов

и

распространение

педагогического

опыта

в

социуме,

а

также

повышение

имиджа

ДОУ,

поможет

«

Педагогических

портфель»,

который дает возможность педагогу реально представить результаты своего труда, увидеть

свои

резервы,

является

стимулирующим

фактором

его

профессионального

роста,

а

администрации позволяет получить диагностику результатов труда педагога, увидеть систему

его работы, обобщить передовой педагогический опыт.

Педагог может собирать портфель на разных ступенях своей профессиональной биографии

— от студенческого периода до квалифицированного уровня.

Портфель обычно организуется вокруг центральных компонентов преподавания, включая

планирование, стратегии обучения, методы контроля, профессиональное развитие педагога.

В соответствии с одной из принятых зарубежных классификаций выделяют несколько видов

профессионального портфеля у педагога:

портфель развития (developmental) — собирается в процессе педагогической

деятельности с целью оценки прогресса в работе педагога и накопления им опыта в

течение определенного времени;

отчетный портфель (product) — свидетельствует о достижении педагогом опре-

деленного результата при завершении работы над каким-либо проектом;

3

демонстрационный портфель (showcase) — это коллекция лучших работ

педагога . Данный портфель используется для интервью при приеме на работу или для

участия в профессиональном конкурсе.

Все три вида портфеля представляют, по мнению Н. А. Оганесянц, «целенаправленное

собрание документов с самооценкой своего труда. Разница заключается в целях и способе

организации портфеля. ( Таблица1)

Вид портфеля

цель

1

портфель развития

целью является показать прогресс в

формировании умений преподавателя

2

отчетный портфель

демонстрирует использование

специфической педагогической стратегии

3

демонстрационный портфель

концентрируется на представлении опыта и

профессиональных достижений

преподавателя».

Таблица 1 «Способы организации портфеля»

Современному воспитателю необходимо работать в жестких условиях конкуренции,

стремиться к повышению квалификации и уметь оценить и пересмотреть результаты

своей деятельности, поэтому содержание портфеля включает в себя (Таблица 2)

Разделы

Содержание

Визитная карточка

Информация о педагоге

Повышение уровня

педагогической

квалификации

Документ об окончании курсов, посещениях открытых

просмотров, конференций и пр.

Диагностика

профессионального

мастерства педагога

Результаты итоговой диагностики, сравнительный анализ

за год и несколько лет, срезы знаний воспитанников

Педагогическая копилка

Материалы,

разработанные

педагогом,

конспекты

занятий,

открытых

просмотров,

мероприятий

для

педагогов

ДОУ,

города,

области,

проекты,

аудио-

и

видеоматериалы, фотографии

Показатели в работе

Награды, поощрения, сертификаты

Отзывы

Заключения, рецензии, резюме

Таблица 2 «Содержание педагогического портфеля»

Требования к оформлению:

4

учет своего опыта, особенностей, условий;

структуризация

материалов,

логичность

и

лаконичность

всех

письменных

пояснений;

эффективность и устойчивость результатов;

систематичность и регулярность самомониторинга

оригинальность, творчество, новаторство;

аккуратность и эстетичность оформления;

анализ и оценка качества знаний; целостность, тематическая завершенность

представленных материалов

обобщение опыта работы, выводы.

Методический портфель может быть представлен файловой папкой

Периодичность заполнения педагогического портфеля:

Не менее 1 раза в квартал.

Существует много вариантов ведения данной документации, но мы предлагаем вам

педагогическое портфолио нашего ДОУ

Методический раздел – это результаты работы над методической темой (темой по

самообразованию).

В раздел «Публикации» войдут статьи, тезисы выступлений, доклады на

профессиональных конференциях, на заседаниях городского методического

объединения, педагогического совета ДОУ.

Материалы раздела «Отзывы» представляются в виде текстов заключений,

рецензий, отзывов, резюме, рекомендательных писем и прочее, представленные

коллегами, администрацией, возможно, родителями, воспитанниками .

Раздел «Сертификаты индивидуальных достижений»

- это наиболее значимые сертификаты, удостоверения курсов повышения квалификации,

грамоты, благодарности, дипломы профессиональных конкурсов, соревнований, и т.д.

Раздел «Результаты работы»

- это коллекция лучших наработок: планы уроков, сценарии мероприятий;

разработанные педагогом раздаточные материалы, упражнения, пособия, тесты.

А также детские работы, дипломы, доклады, грамоты, и т.д.

« Отзывы» включают в себя характеристики отношения педагога к различным

видам деятельности, представленные администрацией школы, коллегами, родителями, а так

же самоанализ деятельности педагога:

5

отзыв о творческой работе, выступлении на научно-практических конференциях,

педагогических чтениях, методических объединениях, педсовете, семинаре,

консультации и пр.

рецензия на статью;

методический бюллетень о проведенных открытых уроках;

резюме, подготовленное педагогом, с оценкой собственных профессиональных

достижений.

Комментарий к « Портфелю» должен быть вдумчивый, отражающий собственные мысли

педагога в отношении его деятельности, дающий полную картину творческого роста

педагога. Он может быть представлен в виде отдельного письма читателю, или

выступления, или краткого параграфа с выражением своих мыслей, эссе, пояснительной

записки и т. д.

Одним из самых главных умений воспитателя сегодня считается способность к

аналитическим выводам.

Современному педагогу работнику необходимо анализировать уровень развития

воспитанников, приёмы и методы образовательного процесса, построение занятия, уметь

ставить цели и достигать их. И такие же аналитические умения воспитатель должен

проявлять

в

оценке

собственных

профессиональных

качеств.

Самым

современным

и

эффективным на сегодняшний день инструментом, отражающим работу педагога, является

портфолио или портфель воспитателя. Так как содержание портфолио воспитателя не

регламентировано ни одним государственным документом, каждый детский сад может

разработать свою форму. Если таковой не имеется, то педагог может выбирать разделы и

их наполнение самостоятельно.

6

Литература

1.Битютская Н.П. система педагогического проектирования: опыт работы, проекты.-

Волгоград, Учитель,2012.-212с.

2.Ильина Т.Н. Активные методы обучения педагогов в ДОУ. [Текст]/ Т.Н. Ильина //

Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно – практический

журнал. – 2008. № 1. – С. 75–77.

3.Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие

для руководителей и практических работников ДОУ. [Текст] / Л.С.Киселева, Т.А.

Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.

4.Майер, А.А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. [Текст]/ А.А.Майер //

Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал.

– 2008. № 3, – С. 8–12.

5.Тебенева, Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ.

[Текст] / Т.Н. Тебенева // Управление дошкольным образовательным учреждением.

Научно-практический журнал. – 2007. № 1. – С. 64–73.

6.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для

руководителей и практических работников ДОУ /Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина,

Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова .- 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. -96 с.

7.Материалы журнала «Дошкольное воспитание»: № 4-2006 г., № 10-2007 г.

7



В раздел образования




Яндекс.Метрика