Автор: Дырахова Бахыт Масагутовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР – Д⁄с № 86 "Колокольчик"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект кружка
Раздел: дошкольное образование
Заверяю
Заведующая МБДОУ ЦРР
Д/с №86 «Колокольчик»
Инютина Т.В.______________
План работы опытно-экспериментального кружка
«Хочу Все знать»
Руководитель:
Дырахова Бахыт Масагутовна
2018г.
Неделя
Название опыта
Цель опыта
Проведение опыта
СЕНТЯБРЬ
1
«Откуда берётся
песок»
Закрепить
представления
детей о песке
Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга,
потрите их над листом бумаге.
•
Как вы думаете, что это сыплется?
•
Возьмите лупы, рассмотрите это.
•
Как мы получили песок?
•
Как в природе появляется песок?
•
Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в
результате чего и появляется песок.
2
«Из чего состоит
песок»
Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы
рассмотрите его.
•
Из чего состоит песок? (зёрнышек –
песчинок)
•
Как выглядят песчинки?
•
Похожи ли песчинки одна на другую?
Чтобы получилось большая горка песка нужно
очень много песка.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые
не прилипают друг к другу.
3
«Лепим из
песка»
Показать, что
мокрый песок
может принимать
любую нужную
форму и пока не
высохнет, из него
можно лепить.
Попробуем слепить из мокрого песка шарики,
колбаски. Оставить до высыхания
•
Что происходит с поделками из песка
после высыхания?
Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после
высыхания он рассыпается.
4
«Мокрый песок
принимает любую
нужную форму»
Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем
фигурки.
•
Какие фигурки получились?
•
Из какого песка удалось сделать фигурки?
Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.
ОКТЯБРЬ
1
Какие бывают
камни?
Сформировать
представление о
разнообразии
камней,
познакомить со
свойствами
камня, учить
классифицироват
ь по различным
признакам.
Рассматривание камней через лупу (Крапинки,
дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.)
Определение характера поверхности (гладкие,
шершавые, пористые, плотные и т. д. Камни по
цвету и форме бывают разные. Камни по весу
бывают разные: легкие, тяжелые.
2
Твердый камень.
Сформировать
представление о
твердости камня.
Возьмите в одну руку камешек, в другую –
пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что
произошло с камешком, а что с пластилином.
Вывод: Пластилин смялся, а камешек нет, потому
что он твердый.
Постучите комочком пластилина о камень, двумя
камнями друг о друга. В чем разница?
Вывод: Когда стучали пластилином о камешек, то
ничего не слышно, а двумя камешками – слышно,
потому что камешки твердые, а пластилин мягкий.
3
Тонет – не тонет
Сформировать
представление о
свойствах камня.
Взять деревянный кубик и попробовать опустить
его в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает.) А
теперь опустить в воду камушек. Что с ним
случилось? (Камень тонет.)
Вывод: Дерево легче воды, а камень тяжелее.
4
Рисующие камни
Сформировать
представление о
свойствах камня.
Дети рисуют на асфальте мелом и углем. Чем
рисовать лучше? Почему?
Вывод: Мелом рисовать лучше, потому что он
мягкий, а уголек твердый.
НОЯБРЬ
1
Воздух –
невидимка
Познакомить со
свойством
воздуха –
прозрачностью
Берем полиэтиленовый пакет, набираем в пакет
воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он
похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке.
Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух.
Пакет опять стал тоненьким, потому что в нем нет
воздуха. Вывод: воздух прозрачный, чтобы его
увидеть, его надо поймать.
2
Воздух есть
внутри пустых
предметов
Помочь
определить, что
воздух занимает
место.
Взять пустую баночку, опустить баночку
вертикально вниз в тазик с водой, а потом наклонить
в сторону. Из баночки выходят пузырьки воздуха.
Вывод: баночка была непустая, в ней был воздух.
3
Воздух легче
воды
Доказать, что
воздух легче воды
Детям предлагается "утопить" игрушки,
наполненные воздухом. Почему они не тонут?
Вывод: Воздух легче воды, поэтому игрушки не
тонут.
4
Кораблики
Показать, что
ветер – это
движение
воздуха.
Налейте в таз воду. Возьмите веер и помашите им
над водой. Почему появились волны? Веер движется
и как бы получается ветер. Воздух тоже начинает
двигаться. Ветер – это движение воздуха. Сделайте
бумажные кораблики и опустите их в воду. Подуйте
на кораблики. Кораблики плывут, благодаря ветру.
ДЕКАБРЬ
1
Что притягивает
ся?
Познакомить со
свойством
магнита –
притягивать
железные
предметы.
Подготовим предметы и игрушки из разных
материалов: пластмасса, железо, стекло, резина,
бумага и пр. По очереди подносим к магниту разные
предметы и проверяем, что притягивается, а что нет.
Вывод: не все предметы притягиваются.
Притягивается только железо!
2
Как достать
скрепки из воды,
не замочив руки?
Показать
свойство магнита
– действовать на
расстоянии.
Берем мисочку с водой. Опускаем в мисочку
несколько скрепок. Берем магнит, подносим к
поверхности воды, не касаясь воды. Наблюдаем, как
скрепки “выпрыгивают” из воды и прилипают к
нашему магниту.
Вывод: Магнит притягивает железные скрепки.
3
Скрепочная
веревка
Доказать, что
магниты умеют
передавать свои
свойства другим
предметам.
Берем магнит, и прикладываем к нему одну скрепку.
Не касаясь магнита, к 1-ой скрепке аккуратно
прикладываем 2-ую скрепку. Обнаруживаем, что она
не падает! Ко 2-ой скрепке прикладываем 3-ью…
Получается забавная скрепочная
лестница… Проверьте, сколько скрепок у вас
получится соединить друг с другом таким образом?
А если магнит убрать? Да, наша скрепочная
веревочка рассыпется… Но! Попробуйте поднести
1-ую скрепку с другим.. они притянутся!..Вывод:
наша 1-ая скрепка, побывав в магнитном поле
магнита, сама стала магнитом.
4
Шарик-магнит
Наглядно
продемонстриров
ать
Понадобится надутый воздушный шарик и
маленькие кусочки бумаги. Потрите шарик о
волосы. Поднесите к кусочкам бумаги - они
существование
статического
электричества
прилипнут на шарик! Шарик будет притягивать не
только бумажки, но и волосы, пылинки, прилипать к
стене и даже искривлять тонкую струйку воды из
крана.
Вывод: шарик наэлектризовался и притягивает к
себе другие предметы.
ЯНВАРЬ
1
Откуда берётся
иней?
Выявление
механизма
образования инея.
Выносим на мороз очень горячую воду и держим
над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет.
Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это
иней.
Вывод: При нагревании вода превращается в пар,
пар - при охлаждении превращается в воду, вода в
иней.
2
Нужен ли
растениям снег?
Доказать, что
снег сохраняет
тепло.
Берем две ёмкости с водой.
Одну ёмкость поместить на снег, вторую под снег.
Оставить на некоторое время. В первой ёмкости
вода не замерзла, а во второй – замерзла.
Вывод: Под снегом вода не замерзает, там тепло.
Значит растениям нужен снег как одеяло.
3
Снег и лёд – это
тоже вода
Подвести детей к
пониманию связи
между
температурой
воздуха и
состоянием снега,
льда и воды.
Принести снег и лед в помещение, через некоторое
время они растают.
Вывод: Снег и лед превращаются в воду в теплом
помещении.
4
Таяние
льда
в
воде
Показать
взаимосвязь
количества
и
качества
от
размера
Поместите
в
таз
с
водой
большую
и
маленькую
«льдины».
Поинтересуйтесь
у
детей,
какая
из
них
быстрее
растает.
Выслушайте
гипотезы.
Вывод: Чем
больше
льдина
-
тем
медленнее
она
тает,
и
наоборот.
ФЕВРАЛЬ
1
Имеет ли вода
форму?
Познакомить
детей со
свойствами воды
(принимает
форму, не имеет
запаха, вкуса,
цвета).
В прозрачные сосуды разной формы налить воды и
показать детям, что вода принимает форму сосудов.
Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму
того сосуда, в который она налита.
2
Вкус воды
Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После
этого дать детям попробовать простую кипяченую
воду. Затем положите в один стакан соль. В другой
сахар, размешайте и дайте попробовать детям.
Какой вкус теперь приобрела вода?
Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того
вещества, которое в нее добавлено.
3
Запах воды
Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов
попросите их понюхать воду в стаканах с
растворами (сахара и соли). Затем капните в один из
стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий
раствор. А теперь чем пахнет вода?
Вывод:Вода не имеет запаха, она пахнет тем
веществом, которое в нее добавлено.
4
Цвет воды.
Попросите детей положить кристаллики разных
цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они
растворились. Какого цвета вода теперь?
Вывод: Вода бесцветная, принимает цвет того
вещества, которое в нее добавлено.
МАРТ
1
Соль
растворяется в
воде
Познакомить
детей со
свойствами соли.
В стакан с водой насыпать одну ложку соли и
перемешать. Что произошло? Соль «исчезла»? Дать
попробовать немного воды детям. Какой стала вода?
Вывод:
Она растворилась.
2
Соль
выпаривается и
кристаллизуется
В стакан с водой насыпать две-три ложки соли.
Перемешать до полного растворения. Затем
поставить на солнечное место и наблюдать. Через
несколько дней, на стенках стакана по мере
испарения воды будут появляться кристаллики соли.
Вывод: Вода испаряется, а кристаллики соли
оседают на стенках.
3
Что растворяется
в воде?
Показать, что не
всё растворяется
в воде.
Наполните стаканы водой и в каждый стакан
насыпьте по ложке соли, сахара, гречки и масла.
Помешайте в каждой емкости ложкой и
понаблюдайте за реакциями. Сахар и соль
растворились, крупинки гречки опустились на дно, а
масло осталось плавать на поверхности.
Вывод:
сахар
и
соль
растворяются
в
воде.
4
Сортировка
Выяснить –
возможно ли
разделить
перемешанные
перец и соль?
Расстелите на столе бумажное полотенце. Насыпьте
на него соль и перец. Тщательно перемешайте
ложкой соль и перец.
Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной
шарф. Поднесите шарик поближе к смеси соли и
перца.
Перец прилипнет к шарику, а соль останется на
столе.
Вывод: соль не электризуется.
АПРЕЛЬ
1
Живая вода
Познакомить
детей с
животворным
свойством воды.
Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая
вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После
этого поставьте ветки в воду, а сосуд сними на
видное место. Пройдет время, и они оживут. Если
это ветки тополя, они пустят корни.
Вывод: Одно из важных свойств воды – давать
жизнь всему живому.
2
Для чего
корешки?
Показать, что
растения
питаются через
корни.
Дети рассматривают черенки бальзамина или герани
с корешками. Выясняют, для чего корни нужны
растению ( корни закрепляю растение в земле),
забирают ли они воду. Помещают растение в
прозрачную емкость, отмечают маркером на емкости
уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с
прорезью для черенка. Спустя несколько дней
определяют, что произошло с водой ( воды стало
меньше) и объясняют процесс всасывания воды
корешками.
Вывод: Корешок растения всасывает воду.
3
Как питаются
растения?
Показать
сокодвижение в
стебле растения.
Налить воду подкрашенную пищевым красителем в
баночку. Окунуть стебли растения в баночку и
подождать. Через 12 часов результат будет виден.
Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю
благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли
растений становятся синего цвета.
4
На свету и в
темноте
Определить
факторы внешней
среды,
необходимые для
роста и развития
растений.
Взрослый предлагает выяснить с помощью
выращивания лука, нужен ли свет для жизни
растений. Закрывают часть лука колпаком из
плотного темного картона. Зарисовывают результат
опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал
светлым). Убирают колпак.
Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат
(лук на свету позеленел)
Вывод: свет необходим для роста и развития
растений.
МАЙ
1
Свет и тень
Познакомить
детей с
образованием
тени от
предметов,
установить
сходство тени и
объекта.
Показать тень от солнца на земле с помощью
теневого театра.
Вывод: при помощи естественного освещения –
солнца мы можем создать тень.
2
Таинственные
стекла
Показать детям,
что окружающие
предметы меняют
цвет, если
посмотреть на
них через
цветные стекла.
Посмотреть вокруг себя в цветные стекла
(использовала полоски от пластмассовых бутылок,
солнцезащитные очки).
Вывод: все вокруг нас меняет цвет, если посмотреть
в цветные стекла. Цвета меняются при наложении
полосок друг на друга.
3
Знакомство с
лупой
Познакомить
детей с
помощником-
лупой и ее
назначением.
1.Рассмотреть песчинки через увеличительное
стекло.
2.Свободное исследование.
Вывод: лупа увеличивает предметы в несколько раз.
4
Солнечные
зайчики
Понять причину
возникновения
солнечных
зайчиков, научить
пускать
солнечных
зайчиков.
Поймать луч света зеркалом и блестящими
предметами, и направить его в нужном направлении,
прятать их, прикрыв ладошкой.
Вывод: зеркало отражает луч света и само
становится источником света. От небольшого
движения зеркала солнечный зайчик перемещается
на большое расстояние. Ровная блестящая
поверхность тоже может отражать солнечные лучи
(диск, фольга, стекло на телефоне, на часах и т. д.)