Напоминание

Взаимодействие педагогов дошкольного образования в работе с детьми с ОВЗ


Автор: Соломко Алла Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 852
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие педагогов дошкольного образования в работе с детьми с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Основные принципы взаимодействия педагогов в дошкольном

образовании

Выступление на методическом объединении « Взаимодействие педагогов

дошкольного образования в работе с детьми с ОВЗ»

Содержание коррекционной работы в соответствии с Федеральными

Государственными

требованиями

и

стандартами образования в настоящее

время

направлено

на

создание

системы

комплексной

помощи

детям

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

в

освоении

образовательной

программы,

коррекцию

недостатков

в

речевом,

психическом

и

(или)

физическом развитии детей, их социальную адаптацию.

Для

успешного

решения

задач

воспитания,

обучения

и

развития

воспитанников

важно

обеспечить

единство

в

работе

педагогического

коллектива: воспитателей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-

психолога,

музыкального

руководителя,

инструктора

по

физкультуре.

Совместная работа учителя-дефектолога, педагога-психолога, логопеда

и

воспитателей начинается уже на этапе первичного обследования ребенка с

ОВЗ.

Целью

первичного

обследования

является

изучение

особенностей

речевого,

физического

и

моторного

развития

детей,

уровня

когнитивных

процессов,

сформированности

разных

видов

детской

деятельности,

особенностей

личностного

развития.

Каждый

из

членов

педагогического

коллектива принимает участие в обследовании ребенка.

В течение всего учебного года педагогом-психологом прослеживаются

особенности развития познавательной и поведенческой сфер детей с особыми

образовательными потребностями. Совместно с специалистами подбирается

методический и дидактический материал; игры и упражнения, направленные

на

развитие

зрительного

и

слухового

восприятия,

речевого

развития,

внимания, памяти, мыслительных операций, воображения.

Взаимодействие в работе специалистов и воспитателей особенно тесно

проявляется в создании индивидуальных образовательных маршрутов

для

детей

с

ОВЗ,

адаптированных

образовательных

программ

и

осуществлении перспективного и ежедневного планирования.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционной

работы

в

нашем

ДО

является

тематический

подход.

Он

позволяет

организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет

когнитивным

и

речевым

развитием

детей. Тематический

подход

обеспечивает

концентрированное

изучение

материала,

многократное

повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для

восприятия

речи,

так

и

для

её

актуализации. Концентрированное

изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и

активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно

вполне согласуется с решением как общих задач всестороннего развития

детей, так и специальных коррекционных.

В нашем ДО 29% составляют дети, имеющие проблемы в развитии,

большинство

из

них

с

нарушением

речевого

развития,

поэтому

важным

этапом

работы

педагогов

является

создание

благоприятной

среды

для

речевого

развития

детей. Это

предполагает

постоянное

мотивированное

общение

с

детьми,

предъявление

единых

требований

к

использованию

различных форм речи, осуществление контроля за их устной речью. Все это

требует

хорошего

знания

воспитателями

словаря

детей,

состояния

их

произносительных

навыков.

Логопед

и

дефектолог

рекомендуют

воспитателям формы контроля за произношением, дают консультации по

подбору

речевого

материала,

который

будет

использоваться

в

быту,

в

свободных играх, при организации режимных моментов и занятий.

В ежедневной работе связь специалистов и воспитателей заключается в

обсуждении

результатов

проведенных

коррекционных

мероприятий

и

организации

свободной

деятельности,

комплексных

и

интегрированных

занятий,

взаимопосещениях.

Постоянного

совместного

внимания

требует

изготовление наглядных пособий, проведение экскурсий, где также могут

быть объединены усилия всех педагогов.

Основными задачами совместной работы музыкального руководителя,

учителя-логопеда и учителя-дефектолога являются:

-

формирование

правильного

речевого

и

певческого

дыхания,

изменение темпа, силы и высоты голоса;

-

развитие

слухового

и

фонематического

восприятия,

музыкального

слуха;

- развитие основних компонентов звуковой культуры речи: интонации,

ритмико-мелодичной стороны;

- обогащение музыкальных впечатлений детей посредством различных

музыкальных произведений;

- обогащение словаря детей с ОВЗ по лексическим темам;

-

развитие

навыков

прослушивания музыки, пения, музыкально-

ритмических движений.

Музыкальный

руководитель

формирует

и развивает

основу,

необходимую для осуществления музыкальной деятельности (музыкальный

слух и память, речевое дыхание, чувство ритма) тем самым, продолжая

работу учителя-дефектолога, проводит работу по формированию речевого

слуха

и

фонематического

восприятия.

Для

этой

цели

используются

традиционные музыкальные дидактические игры, вокальные упражнения,

распевки.

Важным моментом в совместной коррекционной работе является

формирование у детей правильной артикуляции и чистоты интонации –

с

этой

целью

используются скороговорки,

попевки,

пропевание

на

гласных или слогах, логоритмика.

Еще одно направление совместной коррекционной работы заключается

в совместной разработке и организации праздников и развлечений. Таких как

утренники, театрализованные игры, драматизация сказок, проведение именин

и дней рождения детей и т.д. Проведение утренников требуют длительной

совместной

подготовительной

работы

музыкального

руководителя,

воспитателей и дефектолога. Совместно обсуждается сценарий, с учетом

индивидуальных способностей детей. Задачей дефектолога является подбор

речевого

материала

с

учетом

речевых

возможностей

каждого

ребенка:

загадки,

стихи

и

т.д.

Учитель-дефектолог

заранее

отрабатывает

их

выразительное

чтение

на

индивидуальных

занятиях.

Музыкальный

руководитель совместно с воспитателем готовит подвижные игры, шутки,

фокусы, разучивает танцы и песенки.

Деятельность

инструктора

по

физической

культуре

решает

задачи

развития двигательных умений и навыков, общего физического развития,

укрепления

здоровья,

что

способствует

формированию

психомоторных

функций детей с ограниченными возможностями здоровья. В ходе занятий

особое

внимание

обращается

на

закрепление

лексико-грамматических

средств

языка

путем

специально

подобранных

подвижных игр

и

упражнений.

Инструктор

по

физкультуре

совместно

с

воспитателем,

логопедом

определяет

перечень

упражнений,

которые

могут

сопровождаться

речитативом и использоваться на прогулке, во время НОД в группе.

Таким образом, тесное взаимодействие всех педагогов, работающих

с детьми с ОВЗ

позволяет эффективно решать задачи комплексного

сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Результатом

этого

сопровождения

является

успешная

социализация

детей

с

ОВЗ,

обеспечение

их

полноценного

участия

в

жизни

общества,

а

в

дальнейшем

эффективная

самореализация

в

различных видах профессиональной и социальной деятельности.



В раздел образования




Яндекс.Метрика