Автор: Соломко Алла Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 852
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие педагогов дошкольного образования в работе с детьми с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Основные принципы взаимодействия педагогов в дошкольном
образовании
Выступление на методическом объединении « Взаимодействие педагогов
дошкольного образования в работе с детьми с ОВЗ»
Содержание коррекционной работы в соответствии с Федеральными
Государственными
требованиями
и
стандартами образования в настоящее
время
направлено
на
создание
системы
комплексной
помощи
детям
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
в
освоении
образовательной
программы,
коррекцию
недостатков
в
речевом,
психическом
и
(или)
физическом развитии детей, их социальную адаптацию.
Для
успешного
решения
задач
воспитания,
обучения
и
развития
воспитанников
важно
обеспечить
единство
в
работе
педагогического
коллектива: воспитателей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-
психолога,
музыкального
руководителя,
инструктора
по
физкультуре.
Совместная работа учителя-дефектолога, педагога-психолога, логопеда
и
воспитателей начинается уже на этапе первичного обследования ребенка с
ОВЗ.
Целью
первичного
обследования
является
изучение
особенностей
речевого,
физического
и
моторного
развития
детей,
уровня
когнитивных
процессов,
сформированности
разных
видов
детской
деятельности,
особенностей
личностного
развития.
Каждый
из
членов
педагогического
коллектива принимает участие в обследовании ребенка.
В течение всего учебного года педагогом-психологом прослеживаются
особенности развития познавательной и поведенческой сфер детей с особыми
образовательными потребностями. Совместно с специалистами подбирается
методический и дидактический материал; игры и упражнения, направленные
на
развитие
зрительного
и
слухового
восприятия,
речевого
развития,
внимания, памяти, мыслительных операций, воображения.
Взаимодействие в работе специалистов и воспитателей особенно тесно
проявляется в создании индивидуальных образовательных маршрутов
для
детей
с
ОВЗ,
адаптированных
образовательных
программ
и
осуществлении перспективного и ежедневного планирования.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной
работы
в
нашем
ДО
является
тематический
подход.
Он
позволяет
организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет
когнитивным
и
речевым
развитием
детей. Тематический
подход
обеспечивает
концентрированное
изучение
материала,
многократное
повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для
восприятия
речи,
так
и
для
её
актуализации. Концентрированное
изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и
активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно
вполне согласуется с решением как общих задач всестороннего развития
детей, так и специальных коррекционных.
В нашем ДО 29% составляют дети, имеющие проблемы в развитии,
большинство
из
них
с
нарушением
речевого
развития,
поэтому
важным
этапом
работы
педагогов
является
создание
благоприятной
среды
для
речевого
развития
детей. Это
предполагает
постоянное
мотивированное
общение
с
детьми,
предъявление
единых
требований
к
использованию
различных форм речи, осуществление контроля за их устной речью. Все это
требует
хорошего
знания
воспитателями
словаря
детей,
состояния
их
произносительных
навыков.
Логопед
и
дефектолог
рекомендуют
воспитателям формы контроля за произношением, дают консультации по
подбору
речевого
материала,
который
будет
использоваться
в
быту,
в
свободных играх, при организации режимных моментов и занятий.
В ежедневной работе связь специалистов и воспитателей заключается в
обсуждении
результатов
проведенных
коррекционных
мероприятий
и
организации
свободной
деятельности,
комплексных
и
интегрированных
занятий,
взаимопосещениях.
Постоянного
совместного
внимания
требует
изготовление наглядных пособий, проведение экскурсий, где также могут
быть объединены усилия всех педагогов.
Основными задачами совместной работы музыкального руководителя,
учителя-логопеда и учителя-дефектолога являются:
-
формирование
правильного
речевого
и
певческого
дыхания,
изменение темпа, силы и высоты голоса;
-
развитие
слухового
и
фонематического
восприятия,
музыкального
слуха;
- развитие основних компонентов звуковой культуры речи: интонации,
ритмико-мелодичной стороны;
- обогащение музыкальных впечатлений детей посредством различных
музыкальных произведений;
- обогащение словаря детей с ОВЗ по лексическим темам;
-
развитие
навыков
прослушивания музыки, пения, музыкально-
ритмических движений.
Музыкальный
руководитель
формирует
и развивает
основу,
необходимую для осуществления музыкальной деятельности (музыкальный
слух и память, речевое дыхание, чувство ритма) тем самым, продолжая
работу учителя-дефектолога, проводит работу по формированию речевого
слуха
и
фонематического
восприятия.
Для
этой
цели
используются
традиционные музыкальные дидактические игры, вокальные упражнения,
распевки.
Важным моментом в совместной коррекционной работе является
формирование у детей правильной артикуляции и чистоты интонации –
с
этой
целью
используются скороговорки,
попевки,
пропевание
на
гласных или слогах, логоритмика.
Еще одно направление совместной коррекционной работы заключается
в совместной разработке и организации праздников и развлечений. Таких как
утренники, театрализованные игры, драматизация сказок, проведение именин
и дней рождения детей и т.д. Проведение утренников требуют длительной
совместной
подготовительной
работы
музыкального
руководителя,
воспитателей и дефектолога. Совместно обсуждается сценарий, с учетом
индивидуальных способностей детей. Задачей дефектолога является подбор
речевого
материала
с
учетом
речевых
возможностей
каждого
ребенка:
загадки,
стихи
и
т.д.
Учитель-дефектолог
заранее
отрабатывает
их
выразительное
чтение
на
индивидуальных
занятиях.
Музыкальный
руководитель совместно с воспитателем готовит подвижные игры, шутки,
фокусы, разучивает танцы и песенки.
Деятельность
инструктора
по
физической
культуре
решает
задачи
развития двигательных умений и навыков, общего физического развития,
укрепления
здоровья,
что
способствует
формированию
психомоторных
функций детей с ограниченными возможностями здоровья. В ходе занятий
особое
внимание
обращается
на
закрепление
лексико-грамматических
средств
языка
путем
специально
подобранных
подвижных игр
и
упражнений.
Инструктор
по
физкультуре
совместно
с
воспитателем,
логопедом
определяет
перечень
упражнений,
которые
могут
сопровождаться
речитативом и использоваться на прогулке, во время НОД в группе.
Таким образом, тесное взаимодействие всех педагогов, работающих
с детьми с ОВЗ
позволяет эффективно решать задачи комплексного
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Результатом
этого
сопровождения
является
успешная
социализация
детей
с
ОВЗ,
обеспечение
их
полноценного
участия
в
жизни
общества,
а
в
дальнейшем
эффективная
самореализация
в
различных видах профессиональной и социальной деятельности.