Автор: Кузнецова Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: муниципальное образовательное учреждение Нагорьевской средней школы
Населённый пункт: Ярославская область Переславский район село Нагорье
Наименование материала: статья
Тема: Современная практика использования здоровьесберегающих технологий
Раздел: начальное образование
Учитель МОУ Нагорьевской СШ
Кузнецова Т.А. учитель начальной школы
«Здоровьесберегающие технологии в начальной
школе по ФГОС, их виды и реализация»
Цель:
трансляция
опыта применения здоровьесберегающих технологий в
начальной школе по ФГОС.
Задачи:
1) Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые
оказывают положительное воздействие на здоровье обучающихся.
2) Показать практическую значимость использования здоровьесберегающих
методов и приёмов в образовательной деятельности.
3 ) Уб е д и т ь
в
ц е л е с о о б р а з н о с т и
и с п о л ь з о в а н и я
э л е м е н т о в
здоровьесберегающих технологий в практической деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, электронная презентация, капсулы с
эфирным маслом апельсина, памятки «Влияние эфирных масел на энергетику
человека», маркеры, листы бумаги, буклеты с психологическими зарядками,
картинки — опоры, зонт с открытками, песня, звуковое сопровождение для
упражнений.
Методы
работы
с
аудиторией:
эвристическая
беседа,
практическое
выполнение упражнений.
Ход мастер — класса:
1.
Организационный момент.
Уважаемые коллеги!
Вы пришли на мастер- класс
Рада видеть всех я Вас.
Прошу хором давать ответ
Я вас понимаю…
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам?
(да)
На мои вопросы . Да или нет
Начнём, коллеги,
Дайте ответ:
Вам лекции хочется слушать здесь?
(нет)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (нет)
И ещё спрошу тогда
Активными все вы будете? (да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем
мастер-класс
-Еще раз всем здравствуйте, уважаемые коллеги!
И начнем мы с вами с высказываний великих людей.
СЛАЙД с высказываниями
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций
“Когда нет здоровья, молчит мудрость,
не может расцвести искусство, не играют силы,
бесполезно богатство и бессилен разум”
( Геродот)
-О чём эти высказывания?
-Как вы их понимаете?
-Актуальны ли они на сегодняшний день?
Цель
—
Сегодня
я
хочу
поделиться
опытом
работы
по
формированию
здоровьесберегающего
пространства
на
уроках
в
начальной
школе
с
применением здоровьесберегающих технологий с учетом требований ФГОС.
2.Эмоциональный настрой.
2.1.
Для
поднятия
настроения,
снятия
напряжения
я
применяю
ароматерапию.
Я выбрала запах апельсина, который помогает согреться, забыть о зимней
стуже и неприятностях, тонизирует нервную систему, снимает депрессию,
повышает работоспособность.
2.2. Упражнение «Ласковые руки — добрый взгляд — приятная улыбка»
Участникам
предлагается
положить
свои
руки
сверху
на
руки
соседа,
сидящего слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться. И так по кругу.
3.
Обоснование проблемы.
Фокус- группа . Вам я предлагаю опровергнуть переместительный закон
сложения. Вы его помните? Попробуйте составить формулу, где от перемены
мест слагаемых всё резко изменится и обосновать своё решение.
( разделить учителей на 2 группы по 3- 4 человека, на столе листы А-4, и
ручки)
(Формула жизни: Жизнь = здоровье + семья + работа, учеба + друзья.)
СЛАЙД
-Если мы поставим здоровье на какое-то другое место, то не только сумма
“жизнь” изменится, изменится и ее качество. Эта сумма может быть равна 30,
75, а может быть и 167 годам (длительность жизни одного из тибетских
монахов).
ВЫВОД — Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно
является – одной из главных жизненных ценностей человека.
Если Вы сегодня пришли на мой мастер – класс, значит проблема сохранения
здоровья школьников для вас актуальна.
На сегодняшний день медицинскими статистическими данными отмечается
резкое
ухудшение
состояния
здоровья
детей.
У
каждого
третьего
первоклассника имеется какое-либо заболевание или отклонение.
Наиболее распространённая проблема – нарушения зрения.
Дети всё больше времени проводят у экранов компьютеров и телевизоров, не
знают
простейших
правил
гигиены
зрения,
пишут
и
читают
при
неправильном освещении – всё это приводит к нарушениям работы глаз.
Второй проблемой, названы нарушения осанки.
Их
число
увеличивается
к
концу
обучения
в
школе
с
1,9%
до
16,8%.
Современные школьники мало двигаются, от этого не развивается мышечный
аппарат, осанка искривляется.
Ещё
одним
тревожным
показателем
является
рост
нервно-психических
расстройств. Они отмечаются у 5,6% первоклассников и возрастают до 16,4%
у выпускников.
СЛАЙД
Вопросы здоровьесбережения в федеральных документах:
Актуальность рассматриваемой нами темы отмечена и в государственных
законах, которые регламентируют сегодня образовательную деятельность
В первую очередь это закон «Об образовании РФ» 273-ФЗ,
который отмечает, что включает в себя охрана здоровья обучающихся, какие
условия должна создать образовательная организация в своей деятельности,
Отмечена
важность
их
применения
и
во
втором
документе,
на
который
опирается
современная
система
образования
–
в
федеральном
государственном образовательном стандарте.
В нём учитываются образовательные потребности всех обучающихся, в том
числе
и
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
По
ФГОС
осознание здоровья как ценности и привитие навыков бережного к нему
отношения является одной из ведущих установок.
4.
Здоровый ученик – успешный ученик
Овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый
человек.
Для
того
чтобы
сформировать
данное
качество
у
детей,
и
применяются здоровьесберегающие технологии в начальной школе, которые
определяются как система мер по укреплению и сохранению здоровья детей,
в
которой
учтены
главнейшие
характеристики
образовательной
среды
и
условия жизни ребенка, влияющие на состояние здоровья.
СЛАЙД
Рассмотрим,
что
необходимо
для
реализации
здоровьесберегающих
технологий в начальной школе. НО поможете мне в этом вы уважаемые
коллеги!
4.1. Работа в парах. Составление кластера. (Раздать листы, клей, картинки-
опоры)
Я предлагаю составить кластер и ответить на вопрос — Что оказывает
положительное воздействие на здоровье ребенка во время урока?
А сформулировать факторы вам помогут картинки -опоры
СЛАЙД
ВЫВОД-
Работая
в
этом
направлении,
я
пришла
к
выводу,
что
положительно на здоровье детей влияют следующие факторы:
— двигательная активность
— психологическое здоровье школьника
— творческий характер процесса обучения
— использование оздоровительной силы природы
— использование технологий, имеющих здоровье сберегающий ресурс
5.
Разнообразные
виды
здоровьесберегающих
технологий
в
начальной
школе можно объединить в три блока:
направленные на соблюдение гигиенических требований;
организующие рациональную физическую активность;
другие психолого-педагогические технологии.
Первый блок: обеспечиваем гигиенически оптимальные условия
В
первую
очередь
в
классе
должна
быть
комфортная
температура,
и
достаточным уровнем освещения. Все эти требования содержатся в нормах
СанПиН.
Во-вторых, дети должны удобно сидеть, сохраняя правильную осанку, и
периодически менять позу, снимая статическое напряжение.
Для
этого
я
обычно
использую
физминутки,
пальчиковую,
дыхательную,
глазную
гимнастику.
Такие
оздоровительные
моменты,
регулярно
включаемые в урок, дают хороший эффект. СЛАЙД
В-третьих, на уроке нужно использовать несколько видов деятельности. А
значит
—
не
должно
быть
длительной
монотонной
работы,
поэтому
рекомендуется найти оптимальное сочетание.
В-четвёртых, дети на уроке могут получать знания с помощью различных
способов. Необходимо включать в урок практические методы.
В-пятых, очень важен для сохранения работоспособности психологический
климат.
А
это:
комфортной
атмосферой,
доброжелательностью
во
взаимоотношениях учителя и учеников, направленностью на сотрудничество.
В этом учителю хорошо помогают улыбка и юмор.
Включение в урок небольшой шутки, поговорки, весёлой иллюстрации или
музыкальной
минутки
позволяет
быстро
и
легко
снять
напряжение
от
утомительной
монотонной
деятельности,
выполняя
роль
эмоциональной
разрядки.
Второй
блок:
организуем
обучение
и
физическую
активность
отмечает
четыре
важных
момента
в
по строении
урока,
включающего
здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
Момент первый: интересно — значит неутомительно! (на слайде)
— Педагог предотвращает у детей усталость от образовательного процесса.
Момент второй: вижу, слышу, пробую! (на слайде)
— Использует в работе разные варианты подачи материала, чтобы облегчить
обучение для всех детей.
Момент третий: учет зоны работоспособности. (на слайде)
— Учитывая зоны работоспособности, составляет расписание,
Момент четвёртый: распределение интенсивности умственной нагрузки. (на
слайде)
-Поддерживает оптимальную работоспособность учащихся.
Третий блок: психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
Включает использование на уроке элементов, снимающих эмоциональное
напряжение:
игровые технологии;
обучающие интерактивные программы;
оригинальные задания и задачи;
введение в урок отступлений.
Создание благоприятного психологического климата на уроке:
доброжелательный стиль общения; увлекательная беседа;
интерес к каждому мнению;
тактичное замечание и спокойная реакция на ошибки;
стимулирование к самостоятельной деятельности;
тонкий юмор.
Я уверена, что каждый учитель на своем уроке может реально много сделать
для сохранения и укрепления здоровья школьников.
А также давайте не будем забывать, что в школе необходимо оберегать
здоровье не только детей, но и учителя. Ведь, как говорят «у нездорового
учителя не может быть здоровых воспитанников. А ведь от того, с каким
здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит учитель в класс зависит
успешность, здоровье и настроение учеников.
Поэтому сегодня я вам предлагаю урок здоровья для нас с вами.
А методы и приёмы, которые мы будем использовать сегодня сами можно
успешно включать на любых уроках для обучающихся. Мы все мечтаем о
том, чтобы у нас было хорошее здоровье.
6.
Практическая часть.
7.
Приобретение
практических
навыков
избавления
от
отрицательных
эмоций.
Важным условием сохранения и укрепления психического здоровья учителя
выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение.
Энергетические
упражнения
—- помогают
избавиться
от
всякого
рода
«энергетического мусора», предотвращая его накапливание. Я применяю
энергетические
упражнения,
которые
подходят
для
детей
младшего
школьного возраста.
После таких энергетических минуток дети становятся заметно веселее и
бодрее, проходит вялость и усталость.
1.
Хлопки в ладоши парами.
2.
Стоя, потрясли руками, сбросили отрицательные чувства, посмотрели в
окно – какая хорошая погода! Улыбнулись друг другу, сели.
3.
Потерли ладони, сделали шар, выкинули его, стряхнули с ладоней
пыль.
4.
Подняли руки с открытыми ладонями вверх, взяли тепло от солнышка,
закрыли лицо руками, (глаза закрыты), стали энергичными, сильными.
5.
Потянулись, кости затрещали, резко выдохнули Фуф! Ну и денек!
6.
Снегопад. Ловим воображаемые снежинки, может на себе, друг на
друге. Подарили «букет» соседу.
7.
Увидели
летающую
тарелку,
поморгали
от
удивления,
помотали
головой. Вот это да-а!
8.
Приложили руки к сердцу, раскрыли, подули на ладошки, подарили
тепло и любовь всему миру.
9.
Показываем
жестами:
много
подарков!
Ура!
Все
отлично!
Совсем
худой! Этого не может быть! И т.д.
10.Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.
Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод,
чтобы хоть немного посмеяться».
Помните, тот, кто смеётся, живёт долго
Упражнение « Минута шалости»
Ведущий по сигналу (удар в бубен, свисток, хлопок в ладоши) предлагает
детям пошалить: каждый делает, что ему хочется – прыгает, бегает и т. п.
повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям
3.
Голос – драгоценный дар природы.
Профессия учителя требует умелого владения своим голосом.
Крик – естественный, природный и широко распространенный способ снятия
нервного напряжения.
Но учителю энергию крика можно и нужно направлять в позитивное русло.
Например, можно трансформировать в энергию певческого звука.
Интереснейшее
и
перспективное
направление,
которое
используется
в
лечебных и оздоровительных целях, — музыкотерапия.
Часто
на
уроках
я
использую
упражнение-звукоподражание.
Психологи
рекомендуют пропевать гласные звуки, и оказывается, что
СЛАЙД
«Ее-ее-ее» – тренирует горло
Звук «м-м-м» снимает стресс и дает полностью расслабиться.
Звук «а-а-а» немедленно вызывает расслабление
Звук «и-и-и» — самый стимулирующий звук, звуковой кофеин. 3-5 минут
произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма,
повышает настроение, чувства благополучия
Звук «о-о-о» — горло лечит, средство мгновенной настройки организма.
З в у к
« ы - ы - ы »
–
л е ч и т
у ш и ,
у л у ч ш а е т
д ы х а н и е ;
Звук «э-э-э» – улучшает работу головного мозга.
Участники тонируют на удобной для них ноте. (Этот мир придуман не
нами…)
Вывод — За короткое время мы сняли стресс, расслабились, полечили горло,
уши, улучшили дыхание, работу головного мозга, улучшили настроение.
4.
Упражнение — рефлексия «Изобрази эмоцию».
Я думаю, мы не напрасно провели с вами время и каждый из вас в испытал
разные эмоции. Я предлагаю изобразить эмоцию, присущую вам в данный
момент. А поможет вам в этом звуковое сопровождение. Я включаю звук
эмоции, если она ваша, вы встаете и её изображаете.
Как приятно видеть Вас в хорошем настроении. Успех в работе повышает
настроение!
8.
Благодарю всех за работу! Пожелание:
Желаю Вам никогда не забывать о своем здоровье, беречь его и заботиться о
себе! Будете здоровыми – будете счастливыми!