Напоминание

Современная практика использования здоровьесберегающих технологий


Автор: Кузнецова Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: муниципальное образовательное учреждение Нагорьевской средней школы
Населённый пункт: Ярославская область Переславский район село Нагорье
Наименование материала: статья
Тема: Современная практика использования здоровьесберегающих технологий
Раздел: начальное образование





Назад




Учитель МОУ Нагорьевской СШ

Кузнецова Т.А. учитель начальной школы

«Здоровьесберегающие технологии в начальной

школе по ФГОС, их виды и реализация»

Цель:

трансляция

опыта применения здоровьесберегающих технологий в

начальной школе по ФГОС.

Задачи:

1) Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые

оказывают положительное воздействие на здоровье обучающихся.

2) Показать практическую значимость использования здоровьесберегающих

методов и приёмов в образовательной деятельности.

3 ) Уб е д и т ь

в

ц е л е с о о б р а з н о с т и

и с п о л ь з о в а н и я

э л е м е н т о в

здоровьесберегающих технологий в практической деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, электронная презентация, капсулы с

эфирным маслом апельсина, памятки «Влияние эфирных масел на энергетику

человека», маркеры, листы бумаги, буклеты с психологическими зарядками,

картинки — опоры, зонт с открытками, песня, звуковое сопровождение для

упражнений.

Методы

работы

с

аудиторией:

эвристическая

беседа,

практическое

выполнение упражнений.

Ход мастер — класса:

1.

Организационный момент.

Уважаемые коллеги!

Вы пришли на мастер- класс

Рада видеть всех я Вас.

Прошу хором давать ответ

Я вас понимаю…

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам?

(да)

На мои вопросы . Да или нет

Начнём, коллеги,

Дайте ответ:

Вам лекции хочется слушать здесь?

(нет)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (нет)

И ещё спрошу тогда

Активными все вы будете? (да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем

мастер-класс

-Еще раз всем здравствуйте, уважаемые коллеги!

И начнем мы с вами с высказываний великих людей.

СЛАЙД с высказываниями

Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда.

Конфуций

“Когда нет здоровья, молчит мудрость,

не может расцвести искусство, не играют силы,

бесполезно богатство и бессилен разум”

( Геродот)

-О чём эти высказывания?

-Как вы их понимаете?

-Актуальны ли они на сегодняшний день?

Цель

Сегодня

я

хочу

поделиться

опытом

работы

по

формированию

здоровьесберегающего

пространства

на

уроках

в

начальной

школе

с

применением здоровьесберегающих технологий с учетом требований ФГОС.

2.Эмоциональный настрой.

2.1.

Для

поднятия

настроения,

снятия

напряжения

я

применяю

ароматерапию.

Я выбрала запах апельсина, который помогает согреться, забыть о зимней

стуже и неприятностях, тонизирует нервную систему, снимает депрессию,

повышает работоспособность.

2.2. Упражнение «Ласковые руки — добрый взгляд — приятная улыбка»

Участникам

предлагается

положить

свои

руки

сверху

на

руки

соседа,

сидящего слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться. И так по кругу.

3.

Обоснование проблемы.

Фокус- группа . Вам я предлагаю опровергнуть переместительный закон

сложения. Вы его помните? Попробуйте составить формулу, где от перемены

мест слагаемых всё резко изменится и обосновать своё решение.

( разделить учителей на 2 группы по 3- 4 человека, на столе листы А-4, и

ручки)

(Формула жизни: Жизнь = здоровье + семья + работа, учеба + друзья.)

СЛАЙД

-Если мы поставим здоровье на какое-то другое место, то не только сумма

“жизнь” изменится, изменится и ее качество. Эта сумма может быть равна 30,

75, а может быть и 167 годам (длительность жизни одного из тибетских

монахов).

ВЫВОД — Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно

является – одной из главных жизненных ценностей человека.

Если Вы сегодня пришли на мой мастер – класс, значит проблема сохранения

здоровья школьников для вас актуальна.

На сегодняшний день медицинскими статистическими данными отмечается

резкое

ухудшение

состояния

здоровья

детей.

У

каждого

третьего

первоклассника имеется какое-либо заболевание или отклонение.

Наиболее распространённая проблема – нарушения зрения.

Дети всё больше времени проводят у экранов компьютеров и телевизоров, не

знают

простейших

правил

гигиены

зрения,

пишут

и

читают

при

неправильном освещении – всё это приводит к нарушениям работы глаз.

Второй проблемой, названы нарушения осанки.

Их

число

увеличивается

к

концу

обучения

в

школе

с

1,9%

до

16,8%.

Современные школьники мало двигаются, от этого не развивается мышечный

аппарат, осанка искривляется.

Ещё

одним

тревожным

показателем

является

рост

нервно-психических

расстройств. Они отмечаются у 5,6% первоклассников и возрастают до 16,4%

у выпускников.

СЛАЙД

Вопросы здоровьесбережения в федеральных документах:

Актуальность рассматриваемой нами темы отмечена и в государственных

законах, которые регламентируют сегодня образовательную деятельность

В первую очередь это закон «Об образовании РФ» 273-ФЗ,

который отмечает, что включает в себя охрана здоровья обучающихся, какие

условия должна создать образовательная организация в своей деятельности,

Отмечена

важность

их

применения

и

во

втором

документе,

на

который

опирается

современная

система

образования

в

федеральном

государственном образовательном стандарте.

В нём учитываются образовательные потребности всех обучающихся, в том

числе

и

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

По

ФГОС

осознание здоровья как ценности и привитие навыков бережного к нему

отношения является одной из ведущих установок.

4.

Здоровый ученик – успешный ученик

Овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый

человек.

Для

того

чтобы

сформировать

данное

качество

у

детей,

и

применяются здоровьесберегающие технологии в начальной школе, которые

определяются как система мер по укреплению и сохранению здоровья детей,

в

которой

учтены

главнейшие

характеристики

образовательной

среды

и

условия жизни ребенка, влияющие на состояние здоровья.

СЛАЙД

Рассмотрим,

что

необходимо

для

реализации

здоровьесберегающих

технологий в начальной школе. НО поможете мне в этом вы уважаемые

коллеги!

4.1. Работа в парах. Составление кластера. (Раздать листы, клей, картинки-

опоры)

Я предлагаю составить кластер и ответить на вопрос — Что оказывает

положительное воздействие на здоровье ребенка во время урока?

А сформулировать факторы вам помогут картинки -опоры

СЛАЙД

ВЫВОД-

Работая

в

этом

направлении,

я

пришла

к

выводу,

что

положительно на здоровье детей влияют следующие факторы:

— двигательная активность

— психологическое здоровье школьника

— творческий характер процесса обучения

— использование оздоровительной силы природы

— использование технологий, имеющих здоровье сберегающий ресурс

5.

Разнообразные

виды

здоровьесберегающих

технологий

в

начальной

школе можно объединить в три блока:

направленные на соблюдение гигиенических требований;

организующие рациональную физическую активность;

другие психолого-педагогические технологии.

Первый блок: обеспечиваем гигиенически оптимальные условия

В

первую

очередь

в

классе

должна

быть

комфортная

температура,

и

достаточным уровнем освещения. Все эти требования содержатся в нормах

СанПиН.

Во-вторых, дети должны удобно сидеть, сохраняя правильную осанку, и

периодически менять позу, снимая статическое напряжение.

Для

этого

я

обычно

использую

физминутки,

пальчиковую,

дыхательную,

глазную

гимнастику.

Такие

оздоровительные

моменты,

регулярно

включаемые в урок, дают хороший эффект. СЛАЙД

В-третьих, на уроке нужно использовать несколько видов деятельности. А

значит

не

должно

быть

длительной

монотонной

работы,

поэтому

рекомендуется найти оптимальное сочетание.

В-четвёртых, дети на уроке могут получать знания с помощью различных

способов. Необходимо включать в урок практические методы.

В-пятых, очень важен для сохранения работоспособности психологический

климат.

А

это:

комфортной

атмосферой,

доброжелательностью

во

взаимоотношениях учителя и учеников, направленностью на сотрудничество.

В этом учителю хорошо помогают улыбка и юмор.

Включение в урок небольшой шутки, поговорки, весёлой иллюстрации или

музыкальной

минутки

позволяет

быстро

и

легко

снять

напряжение

от

утомительной

монотонной

деятельности,

выполняя

роль

эмоциональной

разрядки.

Второй

блок:

организуем

обучение

и

физическую

активность

отмечает

четыре

важных

момента

в

по строении

урока,

включающего

здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

Момент первый: интересно — значит неутомительно! (на слайде)

— Педагог предотвращает у детей усталость от образовательного процесса.

Момент второй: вижу, слышу, пробую! (на слайде)

— Использует в работе разные варианты подачи материала, чтобы облегчить

обучение для всех детей.

Момент третий: учет зоны работоспособности. (на слайде)

— Учитывая зоны работоспособности, составляет расписание,

Момент четвёртый: распределение интенсивности умственной нагрузки. (на

слайде)

-Поддерживает оптимальную работоспособность учащихся.

Третий блок: психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Включает использование на уроке элементов, снимающих эмоциональное

напряжение:

игровые технологии;

обучающие интерактивные программы;

оригинальные задания и задачи;

введение в урок отступлений.

Создание благоприятного психологического климата на уроке:

доброжелательный стиль общения; увлекательная беседа;

интерес к каждому мнению;

тактичное замечание и спокойная реакция на ошибки;

стимулирование к самостоятельной деятельности;

тонкий юмор.

Я уверена, что каждый учитель на своем уроке может реально много сделать

для сохранения и укрепления здоровья школьников.

А также давайте не будем забывать, что в школе необходимо оберегать

здоровье не только детей, но и учителя. Ведь, как говорят «у нездорового

учителя не может быть здоровых воспитанников. А ведь от того, с каким

здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит учитель в класс зависит

успешность, здоровье и настроение учеников.

Поэтому сегодня я вам предлагаю урок здоровья для нас с вами.

А методы и приёмы, которые мы будем использовать сегодня сами можно

успешно включать на любых уроках для обучающихся. Мы все мечтаем о

том, чтобы у нас было хорошее здоровье.

6.

Практическая часть.

7.

Приобретение

практических

навыков

избавления

от

отрицательных

эмоций.

Важным условием сохранения и укрепления психического здоровья учителя

выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение.

Энергетические

упражнения

—- помогают

избавиться

от

всякого

рода

«энергетического мусора», предотвращая его накапливание. Я применяю

энергетические

упражнения,

которые

подходят

для

детей

младшего

школьного возраста.

После таких энергетических минуток дети становятся заметно веселее и

бодрее, проходит вялость и усталость.

1.

Хлопки в ладоши парами.

2.

Стоя, потрясли руками, сбросили отрицательные чувства, посмотрели в

окно – какая хорошая погода! Улыбнулись друг другу, сели.

3.

Потерли ладони, сделали шар, выкинули его, стряхнули с ладоней

пыль.

4.

Подняли руки с открытыми ладонями вверх, взяли тепло от солнышка,

закрыли лицо руками, (глаза закрыты), стали энергичными, сильными.

5.

Потянулись, кости затрещали, резко выдохнули Фуф! Ну и денек!

6.

Снегопад. Ловим воображаемые снежинки, может на себе, друг на

друге. Подарили «букет» соседу.

7.

Увидели

летающую

тарелку,

поморгали

от

удивления,

помотали

головой. Вот это да-а!

8.

Приложили руки к сердцу, раскрыли, подули на ладошки, подарили

тепло и любовь всему миру.

9.

Показываем

жестами:

много

подарков!

Ура!

Все

отлично!

Совсем

худой! Этого не может быть! И т.д.

10.Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.

Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод,

чтобы хоть немного посмеяться».

Помните, тот, кто смеётся, живёт долго

Упражнение « Минута шалости»

Ведущий по сигналу (удар в бубен, свисток, хлопок в ладоши) предлагает

детям пошалить: каждый делает, что ему хочется – прыгает, бегает и т. п.

повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям

3.

Голос – драгоценный дар природы.

Профессия учителя требует умелого владения своим голосом.

Крик – естественный, природный и широко распространенный способ снятия

нервного напряжения.

Но учителю энергию крика можно и нужно направлять в позитивное русло.

Например, можно трансформировать в энергию певческого звука.

Интереснейшее

и

перспективное

направление,

которое

используется

в

лечебных и оздоровительных целях, — музыкотерапия.

Часто

на

уроках

я

использую

упражнение-звукоподражание.

Психологи

рекомендуют пропевать гласные звуки, и оказывается, что

СЛАЙД

«Ее-ее-ее» – тренирует горло

Звук «м-м-м» снимает стресс и дает полностью расслабиться.

Звук «а-а-а» немедленно вызывает расслабление

Звук «и-и-и» — самый стимулирующий звук, звуковой кофеин. 3-5 минут

произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма,

повышает настроение, чувства благополучия

Звук «о-о-о» — горло лечит, средство мгновенной настройки организма.

З в у к

« ы - ы - ы »

л е ч и т

у ш и ,

у л у ч ш а е т

д ы х а н и е ;

Звук «э-э-э» – улучшает работу головного мозга.

Участники тонируют на удобной для них ноте. (Этот мир придуман не

нами…)

Вывод — За короткое время мы сняли стресс, расслабились, полечили горло,

уши, улучшили дыхание, работу головного мозга, улучшили настроение.

4.

Упражнение — рефлексия «Изобрази эмоцию».

Я думаю, мы не напрасно провели с вами время и каждый из вас в испытал

разные эмоции. Я предлагаю изобразить эмоцию, присущую вам в данный

момент. А поможет вам в этом звуковое сопровождение. Я включаю звук

эмоции, если она ваша, вы встаете и её изображаете.

Как приятно видеть Вас в хорошем настроении. Успех в работе повышает

настроение!

8.

Благодарю всех за работу! Пожелание:

Желаю Вам никогда не забывать о своем здоровье, беречь его и заботиться о

себе! Будете здоровыми – будете счастливыми!



В раздел образования




Яндекс.Метрика