Напоминание

"Развитие мелкой моторики у детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных изобразительных техник - пластилинографии"


Авторы: Середюк Ирина Анатольевна, Алексеенко Людмила Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС ОВ №22" г. Усинска
Населённый пункт: город Усинск
Наименование материала: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных изобразительных техник - пластилинографии"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 22» г. Усинска

«Челядьöс сöвмöдан 22 №-а сад видзанiн» школаöдз велöдан Усинск карса

муниципальнöй асшöрлуна учреждение

ПРИНЯТО

на заседании Совета педагогов

протокол № ____

от «____»____________2015 г.

УТВЕРЖДЕНО:

Приказом заведующего

МАДОУ «ДС ОВ № 22» г. Усинска

Приказ от «___»_______ 2015 № ____

Рабочая программа

«Развитие мелкой моторики

у детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста

посредствам нетрадиционных изобразительных техник -

пластилинографии»

для детей с 4х до 7х лет

срок реализации – 4 года

Усинск, 2015 г.

Разработчики – воспитатели:

Середюк Ирина Анатольевна,

Алексеенко Людмила Дмитриевна

Паспорт рабочей программы

Наименование программы

«Развитие

мелкой

моторики

у

детей

младшего,

среднего,

старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных

изобразительных техник - пластилинографии»

Дата принятия решения о

разработке Программы,

дата ее утверждения

Принята Советом педагогов № 01 от 31.08.2015 г.

Утверждена приказом заведующего МАДОУ «ДС ОВ № 22»

г. Усинска от 31.08.2015 г. № 288

Основание для разработки

Программы

Развитие

мелкой

моторики

рук

ребёнка,

посредством

работы с пластилином;

развитие речи детей

Исполнители Программы

Воспитатели: Алексеенко Людмила Дмитриевна,

Середюк Ирина Анатольевна

Цель Программы

Формирование

восприятия

явлений

окружающей

действительности и форм предметов через пластилинографию.

Развитие

ручной

умелости

у

детей

4-7

лет,

через

укрепление

мелкой

моторики

пальцев

рук,

и

организацию

совместного творчества детей и взрослых.

Задачи Программы

1.

Формирование навыков работы с пластилином, побуждение

интереса к лепке;

2.

освоение новых приемов работы с пластилином и создание с

их помощью сюжетных картин;

3.

обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

4.

развитие усидчивости, терпения, аккуратности;

5.

развитие силы пальцев рук детей, координации движений

рук;

6.

развитие сенсорных способностей (умение передавать цвет,

форму);

7.

развитие воображения и смекалки

Важнейшие целевые

индикаторы Программы

1.

Выполнение режима дня с включением в него здоровье

сберегающих технологий.

2.

Показатели заболеваемости (снижение количества дней

пропущенных

ребенком

по

болезни;

количества

случаев

простудных заболеваний; средней продолжительности болезни

одним ребенком при простудных заболеваниях).

3.

Активная

работа

всех

участников

образовательного

процесса в совместной деятельности по здоровье сбережению.

4.

Рабочие

материалы

по

контролю:

диагностические

карты, опросники, анкеты, циклограммы

Сроки реализации

Программы

Программа рассчитана на 2015-2019гг.

Этапы Программы

Предварительный этап: 2015, 2016 г.г.

Научиться размазывать пластилин подушечкой пальца,

приему общипывания пластилина.

Основной этап: 2017, 2018 г.г.

Научиться не выходить за контур рисунка, использовать

несколько цветов, вспомогательные предметы (бисер, пульки –

шарики, пуговицы, бусины, перышки, горох и т.д.).

Научиться выполнять композицию в определенной

последовательности, действуя по образцу или самостоятельно

фантазируя.

Заключительный этап: 2019 г.г.

Научиться решать самостоятельно творческие задачи .

Прогнозируемые

результаты Программы

Ребенок умеет:

правильно сидеть за столом, правильно располагать лист

бумаги, держать карандаш;

свободно работать карандашом и кистью: без

напряжения проводить линии в нужных направлениях, не

вращая при этом бумаги;

правильно определять величину изображения в

зависимости от размера листа бумаги (не слишком велико, не

мало, не сдвинуто к одному из краев листа бумаги);

рисовать кистью, самостоятельно применяя простейшие

приемы народной росписи (цветовое пятно, штрихи, тычки,

волнистые линии ит. п.);

лепить разными способами (путем вытягивания из

целого куска, примазывания одной части к другой);

вырезать ножницами из бумаги детали прямоугольного

контура, в форме круга, овала;

соединять детали с помощью клея, пластилина;

складывать бумагу по прямой линии;

выполнять работу по словесному плану (по

графическому плану);

самостоятельно планировать последовательность

выполнения действий;

контролировать свои действия в процессе выполнения

работы и после ее завершения;

уметь словесно охарактеризовать выполненную

процедуру выполненного задания.

Пояснительная записка

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно

говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский.

Рабочая программа

«Развитие

мелкой

моторики

у

детей

младшего

среднего,

старшего дошкольного

возраста посредствам нетрадиционных изобразительных техник -

пластилинографии»» разработана на основе методических пособий:

1.

Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников».- М.:

Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.

2.

«Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А.А. - «ТЦ Сфера», 2005. –

192 с.

3.

Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-

ПРЕСС»,2005. – 96с.

4.

Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. – 128с.

5.

Яковлева Т. Н. « Пластилиновая живопись».—«ТЦ СФЕРА» ,2010.

6.

Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» -- «Олма Медиа Групп»,2009.

Уровень

развития

мелкой

моторики

один

из

показателей

интеллектуальной

готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой

моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание,

связная речь. Уделяя должное внимание мелкой моторике, мы решаем сразу две задачи: во-

первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых,

готовим к овладению навыками письма.

Рисование

пластилином

-

замечательный

по

своим

возможностям

вид

изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку

рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это еще и способ

задать

детским

пальчикам

хорошую

мышечную

нагрузку.

Особенно

там,

где

требуется

размазывать пластилин по плоскости. Работа с пластилином развивает мелкую моторику рук,

а, следовательно, активизирует мыслительную и речевую деятельность ребенка.

Занятия

пластилинографией

знакомят

детей

с

формой,

свойствами

предметов,

развивают мелкую моторику рук и пальцев, что в свою очередь способствует развитию речи.

Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, таким образом, развивается

наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии, способствующей развитию

творческих способностей. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как

лепка.

Таким образом, такие занятия будут способствовать не только овладению детьми

практическими навыками, но и научат их любоваться природой, бережно к ней относиться,

помогут проникнуться любовью даже к самому маленькому, неказистому цветку. И тогда

дети никогда бездумно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда растению сами и остановят

от неразумного шага других.

Актуальность: неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой

моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного

отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте

важно

развить

механизмы,

необходимые

для

овладения

письмом,

создать

условия

для

накопления

ребёнком

двигательного

и

практического

опыта,

развития

навыков

ручной

умелости.

Цель программы:

Формирование восприятия явлений окружающей действительности и форм предметов

через пластилинографию.

Развитие ручной умелости у детей 4-5 лет, через укрепление мелкой моторики

пальцев рук, и организацию совместного творчества детей и взрослых.

Задачи программы:

1.

формировать навыки работы с пластилином, побуждать интерес к лепке;

2.

освоить новые приемы работы с пластилином и создать с их помощью сюжетных

картин;

3.

обучить умению ориентироваться на листе бумаги;

4.

развить усидчивость, терпение, аккуратность;

5.

развить силы пальцев рук детей, координации движений рук;

6.

развить сенсорные способности (умение передавать цвет, форму)

7.

развить воображение и смекалку.

Ожидаемые результаты:

Овладение детьми различными приёмами лепки (шарики, мазки, растирание,

размазывание) и активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной

деятельности детей.

Усидчивость, аккуратность в выполнении творческих заданий.

Умение воспринимать, сопереживать; высказывать своё мнение, отношение.

Умение общаться в коллективе.

Умение передавать форму, цвет, настроение.

.

Условия реализации программы:

Занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по май (28 часов), длительностью от 15

до 30 минут (в зависимости от возраста детей, СанПиН 2.4.1.3049-13), по подгруппам (8-

10 человек).

Сотрудничество с воспитателями, родителями.

Организация предметно-развивающей среды.

Подбор необходимого материала и технических средств обучения

Материалы для создания пластилиновой картины:

Картон (белый и цветной)

Набор пластилина

Салфетки для рук

Стеки

Доска для лепки

Бросовый и природный

материал

Бусины, бисер, пайетки

Зубочистки, трубочки,

проволока

Работа с родителями:

Организация выставок и мастер-

классов.

Индивидуальные беседы.

Беседы, консультации,

поручения родителям.

Дни открытых дверей

Календарно-тематический план

Первый год обучения (3-4года)

Неделя

Тема

Цели

Октябрь

1-я

«Волшебный пластилин»

(«Познакомимся»)

Знакомить детей с пластилином, его цветовой

гаммой с некоторыми приемами его использования:

раскатывание, сгибание, ощипывание, сплющивание,

раскатывание через игровое взаимодействие с

материалом и сказочным героем.

2-я

«Мухомор»

Учить детей самостоятельно отщипывать

маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать

из них шарики диаметром 5-7 мм.

Продолжать обучать детей использовать в

своей работе несколько цветов пластилина.

Продолжать обучать прикреплять «горошины»

на расстоянии друг от друга.

Развивать мелкую моторику пальцев.

Поддерживать в детях желание доводить дело

до конца, следуя игровой мотивации занятия.

3-я

«Солнышко»

Продолжать освоение приемов

пластилинографии.

Подвести к созданию выразительного образа

посредством цвета и объема.

Продолжать учить раскатывать пластилин

прямыми движениями.

4-я

«Осенний березовый

листочек»

Способствовать развитию у детей

эстетического восприятия окружающего мира,

научить замечать и любоваться природными формами

листочков, рассмотреть осенний листочек.

Продолжать осваивать навыки работы с

пластилином: отщипывание от целого куска,

размазывание осенней цветовой гаммы пластилина не

выходя за контур.

Ноябрь

1-я

«Румяное яблоко»

Развивать умение находить связи между

формами настоящих и изображаемых фруктов,

передавать их природные особенности, цвет.

Напомнить детям о свойствах пластилина:

мягкий, податливый, продолжать знакомить детей с

приемом пластилинографии – размазывание и

вливание одного цвета в другой.

2-я

«Укрась сарафан кукле

Тане»

Развивать практические умения и навыки

детей при создании заданного образа посредством

пластилинографии.

Развивать мелкую моторику рук при

выполнении приемов работы с пластилином

(отщипывания, раскатывания и сплющивания).

3-я

«Осеннее дерево»

Учить приёму — размазывания (в разных

направлениях).

Продолжаем обучать детей самостоятельно

отщипывать маленькие кусочки пластилина.

Продолжать учить детей использовать в своей

работе несколько цветов пластилина. Соединять их

между собой, создавая осеннюю крону дерева.

Развивать мелкую моторику пальцев.

4-я

«Нарядная елочка»

Развивать умение создавать выразительный и

интересный образ знакомых предметов (нарядной

елочка), продолжая знакомить детей с приемом

скатывания круговыми движениями – огоньки.

Совершенствовать технические и

изобразительные навыки, закреплять умение работать

по контуру. Развивать детское творчество.

Декабрь

1-я

«Снеговик»

Закреплять приемы работы с пластилином –

отщипывания, размазывания.

Развивать мелкой моторики рук.

Развитие эстетического умения – украшения

своей работы пуговками, использовать разные цвета

пластилина и учить не выходить за контур силуэта.

2-я

«Игрушка на елку»

Формирование эмоционального восприятия

окружающего мира.

Учить забивать пластилином крышку от

баночки, создавать форму шара, развивать мелкую

моторику, пользоваться дополнительными формами в

украшении (Макаронами, бусинами).

3-я

«Подарок»

Продолжать обучать детей размазывать

пластилин по всей основе, не выходя за контур,

сочетая несколько цветов и украшая мешочек

бросками материалов всевозможными бусинами,

пуговицами, мелкими ракушками.

Развивать согласованность в работе обеих рук.

4-я

«Шуба для снегурочки»

Развивать творческое воображение детей

шубки. Развитие мелкой моторики рук.

Учить не выходить за контур, забивать

пластилином шубку и в последующем украсить

пайетками и бусинками.

Январь

1-я

«Дерево в снегу»

Формирование интереса детей к зимним

явлениям (снегопад), рассматривание картин

«снегопад», изображение снегопада их посредством

приемов пластилинографии. развивать умение

отщипывать маленькие кусочки и раскатывать

круговыми движениями.

2-я

«Кисть винограда на

елку»

Развивать практические умения и навыки

детей при создании заданного образа посредством

пластилинографии.

Развивать мелкую моторику рук при

выполнении приемов работы с пластилином

(раскатывания и сплющивания).

Развитие мелкой моторики рук.

3-я

«Избушка для бабушки

Яги»

Продолжать осваивать навыки работы с

пластилином: отщипывать, раскатывать разные по

длине колбаски (длинные и короткие), в своей работе

пытаться передать характерные особенности стенки -

избушки.

Попытаться вызвать у детей эмоциональный

отклик — оказание помощи персонажу, путем

прочтения литературного произведения,

стихотворения. «В темном лесе есть избушка стоит

задом на перед» В этой маленькой избушке бабушка

Яга живет.

Февраль

1-я

«Шарик для котика»

Использовать в аналитической деятельности

(«Почему?», «Зачем?»).

Обыгрывание ситуации котику холодно гулять,

оказание помощи котику – с помощью раскатывания

колбасок каждый делает своему котику шарфик.

Формирование навыков самостоятельной

работы.

2-я

«Мишка в берлоге»

Развивать практические умения и навыки

детей учить помогать зверю, создавая уютную

обстановку.

Развивать мелкую моторику рук при

выполнении приемов работы с пластилином

(ощипывания, прилепливания).

Дать представление детям, чем теплее берлога,

у медведя, тем он дольше проспит.

3-я

«Вазочка»

Формировать интерес к окружающему миру,

реалистические представления об окружающих

предметах домашнего обихода.

осваивать навыки работы с пластилином:

отщипывать, скатывать разные по длине колбаски

(длинные и короткие), в своей работе пытаться

передать особенности разных вазочек, их строение

(силуэты на выбор предлагаются воспитателем).

Самостоятельность в выборе цвета материала.

И в выборе материала для украшения вазочки

крупным бисером.

4-я

«Зайка»

Обобщить представлений о жизни диких

животных зимой.

Рассматривание картины с изображениями

зайца, особенностями внешнего вида.

Совершенствовать технические и

изобразительные навыки, закреплять умение работать

по контуру.

Развивать детское творчество, побуждать детей

самостоятельно подбирать нужный цвет,

сопоставлять размер (длинные уши), развивать

мелкую моторику рук.

Март

1-я

«Одуванчики для мамы»

Беседовать о наших мамах, о празднике 8

марта.

Развивать мелкую моторики рук, упражнение в

создании знакомых образов известными приемами

пластилинографии.

Использовать два цвета для цветов (желтый,

оранжевый и оттенки зеленого) использовать стейку.

2-я

«Рыбка в аквариуме»

Учить детей забивать пластилином контур

рыбки, не выходя за контур, соединять несколько

цветов для яркости образа.

Закреплять умение детей способом

размазывания создавать вертикальные линии сверху

вниз, создавая водоросли в аквариуме.

Развитие мелкой моторики рук.

Учить доводить дело до конца.

3-я

«Букет вербы»

Формировать интерес к окружающему миру,

реалистические представления о природе, растениях,

познакомить детей с приметами весны.

Продолжать осваивать навыки работы с

пластилином: отщипывать, скатывать разные по

длине колбаски (длинные и короткие – веточки

дерева), в своей работе пытаться передать

характерные особенности…………… тонкие ветки,

скатывать комочки (почки), размещать их по всей

ветке.

4-я

«Веселый зонтик»

Продолжать воспитывать у детей умение

создавать знакомый образ посредством знакомых

приемов пластилинографии.

Забивать пластилином силуэт, не выходя за

контур.

Самостоятельно подбирать цвета зонтика

соединяя в один несколько цветов.

Апрель

1-я

«Звездное небо»

На черном фоне картона передать яркость и

многообразие цветных звезд. Размазывая скатанный

шарик в разные стороны.

2-я

«Цыплёнок»

Забивать пластилином контур формы,

размазывая не выходя за контур. Работать стекой

передавая форму крылышек и перышек.

3-я

«Божья коровка»

Формировать интерес к окружающему миру,

реалистические представления о природе, насекомых.

Продолжать осваивать навыки работы с

пластилином: отщипывать, скатывать разные по

длине колбаски (длинные и короткие — ножки),

прием размазывания внутри контура.

Развитие детского творчества.

Раскатывание круговыми движениями, и

сплющивать пятнышки.

Май

1-я

«Корзинка с ромашками»

Учить передавать красоту букета.

Раскатывать круговыми движениями

серединки и раскатывание белые формы размазывать

в виде лепестков.

2-я

«Солнце улыбается»

Предложить заливать пластилином середину

формы, раскатывать прямыми движениями лучики им

включая воображение подбирать цвета к веночку для

солнышка.

3-я

Свободная тема по

желанию (выбору) детей.

Закрепление умений и способов работы с

пластилином в технике пластилинография.

Предложить пройденные темы для выбора

полюбившихся работ.

Самостоятельно подобрать цвета и стиль

раскатывания.

Второй год обучения (4 – 5 года)

Неделя

Тема

Цели

Октябрь

1-2

«Путешествие с

пластилином»

Продолжать знакомить детей с

пластилинографией; видами пластилина его

свойствами и применением.

Разнообразием техник работ с пластилином

(придавливание, сглаживание, скатывание,

раскатывание, разглаживание)

3-4

«Танцующие листики»

Осваивать технику пластилинографии.

Размазывать, примазывать, наносить мазки.

Создавать композиции с разноцветных

листочков. Развивать мелкую моторику.

Ноябрь

1-2

«Дождевая тучка»

Рисовать капельки дождя путем отщипывания

и размазывания мелких комочков пластилина.

Развитие чувства ритма, цвета.

Соединять оттенки дождевой тучки – черный,

серый, синий, голубой.

Развивать творчество.

3-4

«Зонтик»

Научить передавать простейший образ

предмета.

Создавать яркий образ сочетая разные яркие

цвета.

Развивать воображение украшая различными

пайетками.

Декабрь

1-2

«Снеговик»

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к

событиям, происходящими в жизни детей в

определенное время года.

Осваивать навыки раскатывания и

сплющивания.

Развивать воображение используя подручный

материал.

3-4

«Елка-Елочка»

Учить создавать картину с выпуклым

изображением.

Развивать творческое воображение детей при

украшении елочки, бросовым материалом.

Закреплять круговые движения раскатывания.

Январь

1-2

«Месяц, месяц, мой

дружок»

Учить создавать лепную картину с выпуклыми

изображениями месяца и звезд.

Побуждать детей создавать объекты яркими и

оригинальными в соответствии замыслом.

Выполнять работу на черной бумаге.

3-4

«Снегирь»

Обобщать представления о зимующих птицах.

Учить передавать особенности внешнего вида

птиц.

Продолжать осваивать основные приемы

пластилинографии.

Забивать пластилином силуэт не выходя за

контур.

Февраль

1-2

«Сова с совенком»

Продолжать обобщать представления о

зимующих птицах.

Развивать практические умения и навыки при

создании образов посредством пластилинографии.

Развивать мелкую моторику, прививать

любовь к живой природе.

3-4

«Зимнее дерево»

Прививать любовь к живой природе.

Учить отщипывать от целого куска и наносить

на ветки дерева передавая снежное покрывало.

Раскатывать прямыми движениями ветки.

Март

1-2

«Матрешка»

Учить отражать характерные особенности

оформления матрешек в пластилинографии.

Воспитывать интерес к народной игрушке.

Развивать воображение украшая бусинками и

крупным бисером.

3-4

«Подснежники на

проталинке»

Прививать любовь к живой природе.

Отщипывать и раскатывать прямыми

движениями.

Развивать мелкую моторику.

Апрель

1-2

«Ракета»

Учить соединять пластилинографию с

раскраской о космосе.

Побуждать интерес детей к созданию картины.

Развивать чувство формы и композиции.

Учить принимать задачу, слушать и слышать

воспитателя, действовать по образцу, а затем по

словесному указанию.

3-4

«Морские глубины»

(коллективная работа)

учить создавать выразительный и интересный

сюжет используя нетрадиционную технику

рисования пластилином применяя основные приемы

пластилинографии.

Развивать изобразительную деятельность

детей.

Май

1-2

«Дельфин играет мячом»

Прививать любовь к живой природе.

Создавать сюжет.

Развивать мелкую моторику, учить не выходить

за контур.

Третий год обучения (5 – 6 года)

Неделя

Тема

Цели

Октябрь

1-я

«Румяное яблоко»

Продолжать знакомить с новыми способами

изображения – пластилинографией.

Подводить к созданию выразительного образа

посредством объема и цвета.

Не выходить за контур.

Использовать в яблоке слияние 2 или более

цветов.

2-я

«Гроздь винограда»

Сформировать у детей обобщенное

представление о разных видах винограда.

Создавать лепную картину с выпуклым

изображением.

3-я

«Ветка березы»

Вызывать у детей эмоциональное радостное

отношение к яркой осенней природе использовать

три цвета (желтый, зеленый, коричневый).

Обучать детей приемам работы в технике

«Пластилинография» размазывать, разглаживать

границы соединения частей.

Выполнять работу аккуратно.

4-я

«Волшебное осеннее

дерево»

Учить детей создавать осеннее дерево

используя все осенние краски.

Развивать цветовосприятие.

Развивать мелкую моторику рук.

Ноябрь

1-я

«Шапка с бубоном»

Продолжать знакомить детей с головными

уборами.

Рассмотреть их разнообразие.

Учить сочетать яркие цвета, и показать

орнамент из раскатанных прямыми движениями

колбасок.

2-я

«Сапожки»

Продолжать знакомить детей с различной

обувью.

Развивать мелкую моторику рук, забывая

модель пластилином.

Развивать воображение, украшая сапожки

бусинками или пуговицами.

Передавать рисунок на другой сапожок

одинаковым – учить завершать дело до конца.

3-я

«Сарафан»

Рассмотреть разнообразие одежды.

Поощрять самостоятельное детское

творчество, инициативу, вносить в композицию

дополнения, соответствующие заданной теме.

Развивать воображение, украшать сарафан

выпуклыми формами, раскатанными круговыми и

прямыми движениями.

4-я

«Фартук»

Развивать воображение, образную память,

умение продумывать композиционное построение

изображения.

Используя Коми орнамент и следы, олень,

солнце и т.д..

Способствовать развитию прямых движений в

раскатывание пластилина.

Декабрь

1-я

«Ветка елки»

Продолжать раскатывать прямыми

движениями – ветку и размазывать в разные

направления – иголки.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать воображение, используя поетки и

бусины разноцветные.

2-я

«Снежинка»

Учить детей создавать композицию в круге.

Совершенствовать технические навыки,

отщипывая и раскатывания круговыми и прямыми

движениями неповторимость работ.

Развивать цветовосприятие.

3-я

«Снеговик»

Развивать умение создавать интересный образ.

Поощрять самостоятельность в выборе цвета и

материалов, украшая снеговика пайетками и

пуговицами, нитками.

Развивать воображение.

4-я

«Елка»

Закреплять умение работать по контуру.

Совершенствовать умение работать аккуратно,

сочетать разные способы и приемы при украшении

работы.

Развивать мелкую моторику рук.

Январь

1-я

«Лошадка»

Поощрять самостоятельное детское

творчество, инициативу, вносить в композицию

дополнения, соответствующие заданной теме.

Раскатывать прямыми движениями жгутики,

создавая гриву и хвост.

Развивать у детей воображение и смекалку.

2-я

«Лосенок»

Учить не выходить за контур, забивать

пластилином силуэт.

Развивать мелкую моторику рук.

Использовать мелкие веточки и палочки

вместо рожек. Развивать воображение.

3-я

«Собака»

Учить передавать строение фигуры собаки,

соединять два цвета создавая пятна на ушках,

хвостике и грудке.

Помогать в выборе цвета, поощрять

самостоятельность и инициативу.

Развивать мелкую моторику рук.

4-я

«Ежик»

Развивать умение использовать разнообразный

материал при создании композиции (семечки,

разнообразной формы макарон, хвоинки, спички).

Развивать аккуратность.

Февраль

1-я

«Грузовик»

Учить детей соединять пластилинографию с

раскрасками цветных карандашей.

Соединять выпуклые формы (колес, кабины с

раскраской).

Воспитывать самостоятельность, творческий

подход.

2-я

«Парусник»

Продолжать знакомить детей с различными

видами водного транспорта.

Воспитывать желание доводить начатое дело

до конца.

Соединять пластилинографию с раскраской.

3-я

«Скорая помощь»

Продолжать знакомить с специальным

транспортом, выделять в работе красный крест.

Учить детей не выходить за контур и доводить

начатое дело до конца.

Развивать мелкую моторику, чувство формы.

4-я

«Вертолет»

Продолжать знакомить с различными видами

воздушного транспорта.

Использовать в работе различные приемы:

раскатывание, сплющивание, сжатие.

Добиваться точной передачи формы предмета,

его строения, частей.

Соединять пластилинографию с раскраской,

тем самым развивая воображение.

Март

1-я

«Вазочка для мамы»

Формировать композиционные навыки.

Воспитывать любовь и уважение к мамам и

бабушкам, желание доставлять радость своей

работой.

Развивать воображение в украшении формы.

2-я

«Тюльпаны»

Знакомить детей с цветами первоцветами.

Развивать умение создавать выразительный и

интересный образ.

Использовать разные цвета обучая один цвет

переносить в другой.

3-я

«Подснежники»

Развивать у детей интерес к цветам

первоцветам.

Создавать нежный, светлый образ цвета.

Закреплять умение аккуратно использовать

пластилин в своей работе.

4-я

«Одуванчики»

Воспитывать чувство любви к красоте родной

природы.

Пользоваться стекой, создавая образ

одуванчика.

Учить детей работать рядом, сообща.

Апрель

1-я

«Бабочка»

Закреплять знания детей о насекомых.

Учить сочетать яркие цвета, передавать

одинаковый образ на двух крылышках.

Развивать цветовосприятие.

2-я

«Радужная гусеница»

Закреплять знания детей о внешнем строении

насекомых, полученный в процессе наблюдений в

природе.

Использовать разнообразие цветов.

Закреплять умения детей в работе с

пластилином на плоскости.

3-я

«Улитка»

Учить детей радоваться разнообразию живой

природы.

Развивать цветовосприятие.

Учить не выходить за контур.

4-я

«Паук с паутиной»

Учить соединять рисунок (паутины) с

пластилинографией (пауком)

Развивать мелкую моторику рук.

Май

1-я

«Оса»

Учить передавать в работе характерные

особенности строения осы (крылья, туловище

полосатое) посредством пластилинографии.

Развивать творческую активность.

2-я

«Стрекоза»

Продолжать знакомить детей с насекомыми,

создавать выразительный образ посредством

передачи объема и цвета.

Учить не выходить за контур.

3-я

«Божья коровка»

Учить использовать знания и представления об

особенностях внешнего вида насекомого.

Украшать крылышки, пятнышками раскатывая

круговыми движениями.

Развивать воображение, заменяя бусинками

глаза и усики божьей коровке.

Четвертый год обучения (6 – 7 года)

Неделя

Тема

Цели

Октябрь

1-2-я

«Разноцветные гусеницы»

Расширить представления детей о

многообразии живых существ, насекомых.

Формировать умение украшать объект

декоративным узором, используя скатывание,

расплющивание.

Развивать эстетический вкус, цветовосприятие.

3-4-я

«Ветка рябины»

Закрепить знания о кустарниках, их внешнем

облике.

Учить лепить ветвь, сочетая цвета осени в

листве рябины.

Развивать мелкую моторику, учить не выходить

за контур.

Развивать цвет восприятие.

Ноябрь

1-2-я

«Лебеди»

Вызвать интерес к миру природы, формировать

реалистическое представление о ней.

Закреплять умения детей работать с

пластилином на горизонтальной поверхности,

использовать его свойства при раскатывании,

расплющивании в создаваемых предметах.

Развивать мелкую моторику.

3-4-я

«Наливные яблоки»

Расширять представление о разнообразии

яблок.

Изображать яблоки слияниями несколько

цветов.

Учить не выходить за контур.

Развивать цветовосприятие.

Декабрь

1-2-я

«Снегирь»

Расширить представления детей о зимующих

птицах, условиях их обитания.

Научить изображать снегирей, передавать

особенности внешнего облика.

Закрепить приемы скатывания,

расплющивания, деления на части с помощью

стеки.

Развивать цветовосприятие.

3-4-я

«Дедушка Мороз»

Закрепить и расширить представления детей

об одежде деда мороза, об особенностях его

внешнего вида.

Учить достигать выразительности через форму

и цвет, работать с стекой, показывать мех шубы.

Развивать моторику пальцев рук.

Украшать изделие пайетками.

Январь

2-4-я

«Кит»

Дать детям представление о разнообразии

животного мира.

Учить передавать форму, характерные детали

внешнего вида, окружающую среду с помощью

приемов лепки.

Развивать воображение, цветовосприятие.

Февраль

1-2-я

«Совушка, сова на ветке

сидит»

Расширить представления детей о лесной

птице – сове.

Учить создавать композицию из отдельных

частей, используя имеющиеся умения и навыки

работы с пластилином – скатывание,

расплющивание.

Развивать мелкую моторику рук при создании

композиции из пластилина. Использовать перья –

для выразительности композиции и палочку-стеку

для ветки.

3-4-я

«Кошечка»

Прививать любовь и бережное отношение к

«братьям меньшим».

Учить передавать строение фигуры кошки,

различный окрас животного.

Развивать мелкую моторику рук, учить

слиянию двух цветов.

Март

1-2-я

«Мишка»

Дать детям представление об образе жизни

бурых медведей.

Научить использовать стеку для придания

шерсти (мохнатость).

Развивать мелкую моторику рук.

3-4-я

«Ваза с цветущей вербой»

Способствовать развитию у детей

эстетического восприятия, умения восхищаться

природными формами и красками.

Развивать пространственные представления,

композиционные навыки.

Развивать фантазию при украшении вазы

пайетками и бусинами.

Апрель

1-2-я

«Ветка цветущей яблони»

Прививать любовь к живой природе.

Учить видеть ее красоту.

Развивать у детей эстетическое восприятие,

живой интерес к природе.

Развивать мелкую моторику пальцев рук,

усидчивость.

3-4-я

«Дельфин»

Познакомить детей с представителями

морскими обитателями, рассказать об его

особенностях, приспособленности к жизни в водной

среде.

Развивать воображение, образную память.

Учить доводить дело до конца.

Май

1-2-я

«Черепаха»

Воспитывать интерес и пробуждать желание

изобразить водную черепаху.

Продолжать знакомить с морскими

обитателями.

Учить вносить в композицию дополнения,

соответствующие заданной теме.

Развивать мелкую моторику рук.

3-4-я

«Слон»

Расширять познания детей о представителях

животного мира жарких стран.

Поощрять самостоятельное детское

творчество, инициативу.

Учить доводить дело до конца.

Прогнозируемые результаты программы

К концу реализации Программы дошкольники должны уметь:

Правильно сидеть за столом, правильно располагать лист бумаги, держать карандаш;

свободно работать карандашом и кистью: без напряжения проводить линии в нужных

направлениях, не вращая при этом бумаги;

правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги

(не слишком велико, не мало, не сдвинуто к одному из краев листа бумаги);

рисовать кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи

(цветовое пятно, штрихи, тычки, волнистые линии и т. п.);

узнавать изображенные на картине предметы, явления (времена года, дня, погода,

человек, дом, животное и т. д.), действия (идут, сидят, разговаривают), высказывать свое

мнение о картинах (что больше всего понравилось и почему);

лепить разными способами (путем вытягивания из целого куска, примазывания одной

части к другой);

вырезать ножницами из бумаги детали прямоугольного контура, в форме круга, овала;

соединять детали с помощью клея, пластилина;

складывать бумагу по прямой линии;

выполнять работу по словесному плану (по графическому плану);

самостоятельно планировать последовательность выполнения действий;

контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения;

уметь словесно охарактеризовать выполненную процедуру выполненного задания.

Рекомендации педагогам:

Перед каждым заданием объясните ребёнку его цель. Объясняя, используйте только

знакомые слова. Объяснив, покажите.

Убедитесь, что ребёнок понял инструкции.

Соблюдайте

последовательность

занятий,

не

торопитесь,

не

перешагивайте

через

ступеньки.

Постоянно следите за позой ребёнка, положением карандаша, ручки и бумаги.

При выполнении любых графических заданий учите ребёнка расслабляться после

каждого движения (разжать, расслабить пальцы, кисть, ровно и глубоко вдохнуть-выдохнуть)

и только затем делайте следующее движение.

Темп работы ребёнок должен выбирать сам.

При неудаче повторяйте аналогичные задания.

Усложняйте задание только тогда, когда успешно выполнены предыдущие.

Не спешите получить результат, успех придёт, если ребёнок будет вам доверять, будет

уверен в себе.

Не забывайте, что дети лучше осваивают всё в игре.

Литература

1.

Комарова

Т.С.,

Савенков

А.И.

«Коллективное

творчество

дошкольников».-

М.:

Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.

2.

«Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А.А. - «ТЦ Сфера», 2005. –

192 с.

3.

Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-

ПРЕСС»,2005. – 96с.

4.

Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. – 128с.

5.

Яковлева Т. Н. « Пластилиновая живопись».—«ТЦ СФЕРА» ,2010.

6.

Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» - Олма Медиа Групп»,2009.



В раздел образования




Яндекс.Метрика