Напоминание

Развитие образной речи детей средствами художественной литературой


Автор: Нужина Светлана Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа на Юго – Востоке имени Маршала В.И.Чуйкова»
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: Развитие образной речи детей средствами художественной литературой
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

«Школа на Юго - Востоке имени Маршала В.И.Чуйкова»

Консультация для воспитателей

Развитие образной речи

детей средствами художественной

литературой

Подготовила : воспитатель

Нужина Светлана Ивановна

Москва,

На современном этапе развития общества особое значение

приобретают вопросы совершенствования речевой культуры.

Культура речи является частью общей культуры личности, а

навыки владения грамотной связной речью - профессиональной

потребностью во многих сферах общественной жизни. Поэтому

задача обучения родному языку выступает как одна из главных

задач дошкольного и школьного образования.

Воспитание речевой культуры дошкольников подразумевает

не только умение грамматически правильно и связно строить

высказывания, но и владеть богатством родного языка, его

выразительными возможностями.

Проблема развития образности речи детей изучалась в

лингвистическом, психологическом и

педагогическом аспектах.

2

Понятие образности речи

Слова «образность», «образный» используются

в стилистике в разных значениях. Образность в

широком смысле этого слова - как живость,

наглядность, красочность изображения -

неотъемлемый признак всякого вида искусства,

форма осознания действительности с позиций

какого-то эстетического идеала, образность речи -

частное ее проявление.

Стилистика рассматривает образность речи как особую

стилевую черту, которая получает наиболее полное

выражение в языке художественной литературы. Попадая

в художественный контекст, слово включается в сложную

образную систему произведения и неизменно выполняет

эстетическую функцию.

«Слово в художественном произведении, - писал В.В.

Виноградов, - совпадая по своей внешней форме со

словом соответствующей национально-языковой системы

и опираясь на его значение, обращено не только к

общенародному языку и отражающемуся в нем опыту

познавательной деятельности народа, но и к тому миру

действительности, который творчески создается или

воссоздается в художественном произведении.

Поэтому оно [слово] двупланово по своей смысловой

направленности и, следовательно,

в этом смысле образно».

Более узкое понимание образности речи основано

на использовании слов в переносном значении, с

измененной семантикой. При этом слова,

получающие образное значение, в художественном

контексте в какой-то степени теряют свою

номинативную функцию и приобретают яркую

экспрессивную окраску. Изучение образного

значения слова в этом смысле направлено на

исследование лексических приемов, придающих

речи эстетико-художественное значение.

Образная речь является важной частью воспитания

культуры речи. Если у ребенка воспитывается интерес к

языковому богатству, умение воспринимать и понимать

средства выразительности, то у него в дальнейшем

развивается умение использовать в своей речи

разнообразные выразительные средства, речь становится

образной.

Живой народный русский язык обладает ни с чем не

сравнимыми качествами в точности и образности.

Богатство слов и обозначений соответствует

разнообразию жизненных обстоятельств и действий, от

этого и слово становится точным. А. М. Горький обратил

внимание на то, как разнообразно можно выразить в

слове то или иное переживание, чувство. Е. И. Тихеева

говорит о неисчерпаемых возможностях обогащения

языка детей в связи с разнообразием их деятельности.

Художественная

литература и фольклор

имеют огромное значение

в деле воспитания

человека и вместе с тем

является одним из могучих

средств развития и

обогащения речи детей.

Перед детским садом

стоит увлекательная

задача — заложить в детях

семена любви и уважения

к книге, к

художественному слову,

фольклору.

Художественная литература обогащает

эмоции детей. Слушая чтение,

рассказывание, дети сочувствуют

герою, переживают вместе с ним его

приключения, невзгоды и победы. Они

негодуют, возмущаются

отрицательными персонажами,

поступками. Художественная

литература воспитывает воображение:

увлекательные живые образы книги

вызывают у маленьких слушателей

конкретные представления.

Воображение ребенка следует за

течением рассказа, сказки и одну за

другой рисует картины. Способность

воссоздавать образ по слову

чрезвычайно ценна для человека, и эту

способность развивает художественная

книга.

Богатейшая сокровищница родного языка — народная сказка — может

быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том

случае, если дети могут слышать хорошо рассказанную сказку.

Художественное рассказывание сказок даёт ребёнку возможность и

видеть всё в ней происходящее, и переживать.

В сказке перед умственным взором ребёнка предстоят образы,характеры,

родная природа; в ней дети получают блестящие образцы родного

языка. Сказочные образы хитрой лисы, глупого и жадного волка, злой

мачехи, деда-мороза, Иванушки-дурачка и многие другие входят в

жизнь, раскрывают перед детьми, в доступной для их понимания

форме, понятие добра и зла, воспитывают чувства. Сказки животного

эпоса вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами

говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается

этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду

жизни именно в форме сказки

.

Драматизируя сказку, ребёнок приучается переводить образы

воображения на язык жестов, мимики, слов. Всё это как нельзя

лучше вырабатывает у детей уменье действовать согласно замыслу,

пробуждает в них высокие нравственные чувства.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети

учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои

мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь,

у них развивается умение образно описать предмет,

дать ему яркую характеристику. Предлагаю детям

самим подумать над смыслом пословиц. Естественно,

что до ребенка доходит лишь внешний смысл

пословицы. Переносимый смысл , связанный с глубокой

моралью, часто остается недоступным. Например в

пословице «любишь кататься, люби и саночки

возить». По мере вхождения в быт, дети начинают

чутко чувствовать иронию, юмор и сами начинают

пользоваться им.Следует уделять больше внимание

пониманию переносимого смысла пословиц, стараться

использовать не только на занятиях, в играх, но и в

быту.

Использование загадок, как одной из форм образной народной речи,

получило признание в работе детских садов.

Загадка- одна из малых форм устного народного творчества, в

которой даются более яркие , характерные признаки предметов и

явлений. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает

влияние на различные стороны речи детей. Употребление для

создания в загадке метафорического образа различных средств

выразительности, способствует формированию образности речи

детей дошколят. Чтобы дети быстрее овладели описательной

формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности

загадки, замечать красоту и своеобразие художественного образа.

Учитывая материал к загадки, необходимо научить детей видеть

композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее

ритмов и конструкций.

Итак посредством загадки у детей развивается чуткость языку, они

учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные

слова, постепенно овладевая образностью речи

.

Роль фразеологизмов очень важна. Они являются одним из

источников развития выразительности детской речи и находят свое

отражение в произведениях художественной литературы и устного

народного творчества, в том числе и в малых фольклорных формах.

Работа с фразеологическими оборотами интересна и увлекательна.

Очень важно не только открыть детям значение того или иного

фразеологизма, правильное его употребление в речи, но и обратить

внимание детей на игру слов, меткость и образность нашего языка.

А способность человека с юмором относиться к тому, что происходит

вокруг, увидеть долю иронии, даже в самом серьезном — есть

признак талантливости и внутренней свободы. Именно таковы, до

поры до времени, все мы в нашем детстве. И помните:

выразительная и образная речь взрослых — лучший образец для

детей, которому они с удовольствием подражают.

Таким образом, практика показывает, что все

формы работы в процессе формирования

образности речи детей вполне оправдывают себя.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

-

О.С.Ушакова, Е.М.Струнина «Методика развития речи

детей…» М.,Владос, 2004;

- Л.Г.Шадрина, Е.Н.Судакова «Развитие образности речи

детей старшего дошкольного возраста в разных типах

высказываний » Ульяновск, «Вектор-С», 2009;

-

Франсуаза Барб-Галль «

КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ ОБ

ИСКУССТВЕ» (С- П., 2007 г.);

-

О.С. Ушакова, Колунова Л. «Развитие образной речи

дошкольников»/Детский сад от А до Я -2005 год - №2 ;

-

Е.Лаврентьева «Веселый фразеологический словарь»-

РООСА, 2007.



В раздел образования




Яндекс.Метрика