Автор: Нужина Светлана Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа на Юго – Востоке имени Маршала В.И.Чуйкова»
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: Развитие образной речи детей средствами художественной литературой
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
«Школа на Юго - Востоке имени Маршала В.И.Чуйкова»
Консультация для воспитателей
Развитие образной речи
детей средствами художественной
литературой
Подготовила : воспитатель
Нужина Светлана Ивановна
Москва,
На современном этапе развития общества особое значение
приобретают вопросы совершенствования речевой культуры.
Культура речи является частью общей культуры личности, а
навыки владения грамотной связной речью - профессиональной
потребностью во многих сферах общественной жизни. Поэтому
задача обучения родному языку выступает как одна из главных
задач дошкольного и школьного образования.
Воспитание речевой культуры дошкольников подразумевает
не только умение грамматически правильно и связно строить
высказывания, но и владеть богатством родного языка, его
выразительными возможностями.
Проблема развития образности речи детей изучалась в
лингвистическом, психологическом и
педагогическом аспектах.
2
Понятие образности речи
Слова «образность», «образный» используются
в стилистике в разных значениях. Образность в
широком смысле этого слова - как живость,
наглядность, красочность изображения -
неотъемлемый признак всякого вида искусства,
форма осознания действительности с позиций
какого-то эстетического идеала, образность речи -
частное ее проявление.
Стилистика рассматривает образность речи как особую
стилевую черту, которая получает наиболее полное
выражение в языке художественной литературы. Попадая
в художественный контекст, слово включается в сложную
образную систему произведения и неизменно выполняет
эстетическую функцию.
«Слово в художественном произведении, - писал В.В.
Виноградов, - совпадая по своей внешней форме со
словом соответствующей национально-языковой системы
и опираясь на его значение, обращено не только к
общенародному языку и отражающемуся в нем опыту
познавательной деятельности народа, но и к тому миру
действительности, который творчески создается или
воссоздается в художественном произведении.
Поэтому оно [слово] двупланово по своей смысловой
направленности и, следовательно,
в этом смысле образно».
Более узкое понимание образности речи основано
на использовании слов в переносном значении, с
измененной семантикой. При этом слова,
получающие образное значение, в художественном
контексте в какой-то степени теряют свою
номинативную функцию и приобретают яркую
экспрессивную окраску. Изучение образного
значения слова в этом смысле направлено на
исследование лексических приемов, придающих
речи эстетико-художественное значение.
Образная речь является важной частью воспитания
культуры речи. Если у ребенка воспитывается интерес к
языковому богатству, умение воспринимать и понимать
средства выразительности, то у него в дальнейшем
развивается умение использовать в своей речи
разнообразные выразительные средства, речь становится
образной.
Живой народный русский язык обладает ни с чем не
сравнимыми качествами в точности и образности.
Богатство слов и обозначений соответствует
разнообразию жизненных обстоятельств и действий, от
этого и слово становится точным. А. М. Горький обратил
внимание на то, как разнообразно можно выразить в
слове то или иное переживание, чувство. Е. И. Тихеева
говорит о неисчерпаемых возможностях обогащения
языка детей в связи с разнообразием их деятельности.
Художественная
литература и фольклор
имеют огромное значение
в деле воспитания
человека и вместе с тем
является одним из могучих
средств развития и
обогащения речи детей.
Перед детским садом
стоит увлекательная
задача — заложить в детях
семена любви и уважения
к книге, к
художественному слову,
фольклору.
Художественная литература обогащает
эмоции детей. Слушая чтение,
рассказывание, дети сочувствуют
герою, переживают вместе с ним его
приключения, невзгоды и победы. Они
негодуют, возмущаются
отрицательными персонажами,
поступками. Художественная
литература воспитывает воображение:
увлекательные живые образы книги
вызывают у маленьких слушателей
конкретные представления.
Воображение ребенка следует за
течением рассказа, сказки и одну за
другой рисует картины. Способность
воссоздавать образ по слову
чрезвычайно ценна для человека, и эту
способность развивает художественная
книга.
Богатейшая сокровищница родного языка — народная сказка — может
быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том
случае, если дети могут слышать хорошо рассказанную сказку.
Художественное рассказывание сказок даёт ребёнку возможность и
видеть всё в ней происходящее, и переживать.
В сказке перед умственным взором ребёнка предстоят образы,характеры,
родная природа; в ней дети получают блестящие образцы родного
языка. Сказочные образы хитрой лисы, глупого и жадного волка, злой
мачехи, деда-мороза, Иванушки-дурачка и многие другие входят в
жизнь, раскрывают перед детьми, в доступной для их понимания
форме, понятие добра и зла, воспитывают чувства. Сказки животного
эпоса вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами
говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается
этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду
жизни именно в форме сказки
.
Драматизируя сказку, ребёнок приучается переводить образы
воображения на язык жестов, мимики, слов. Всё это как нельзя
лучше вырабатывает у детей уменье действовать согласно замыслу,
пробуждает в них высокие нравственные чувства.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети
учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои
мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь,
у них развивается умение образно описать предмет,
дать ему яркую характеристику. Предлагаю детям
самим подумать над смыслом пословиц. Естественно,
что до ребенка доходит лишь внешний смысл
пословицы. Переносимый смысл , связанный с глубокой
моралью, часто остается недоступным. Например в
пословице «любишь кататься, люби и саночки
возить». По мере вхождения в быт, дети начинают
чутко чувствовать иронию, юмор и сами начинают
пользоваться им.Следует уделять больше внимание
пониманию переносимого смысла пословиц, стараться
использовать не только на занятиях, в играх, но и в
быту.
Использование загадок, как одной из форм образной народной речи,
получило признание в работе детских садов.
Загадка- одна из малых форм устного народного творчества, в
которой даются более яркие , характерные признаки предметов и
явлений. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает
влияние на различные стороны речи детей. Употребление для
создания в загадке метафорического образа различных средств
выразительности, способствует формированию образности речи
детей дошколят. Чтобы дети быстрее овладели описательной
формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности
загадки, замечать красоту и своеобразие художественного образа.
Учитывая материал к загадки, необходимо научить детей видеть
композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее
ритмов и конструкций.
Итак посредством загадки у детей развивается чуткость языку, они
учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные
слова, постепенно овладевая образностью речи
.
Роль фразеологизмов очень важна. Они являются одним из
источников развития выразительности детской речи и находят свое
отражение в произведениях художественной литературы и устного
народного творчества, в том числе и в малых фольклорных формах.
Работа с фразеологическими оборотами интересна и увлекательна.
Очень важно не только открыть детям значение того или иного
фразеологизма, правильное его употребление в речи, но и обратить
внимание детей на игру слов, меткость и образность нашего языка.
А способность человека с юмором относиться к тому, что происходит
вокруг, увидеть долю иронии, даже в самом серьезном — есть
признак талантливости и внутренней свободы. Именно таковы, до
поры до времени, все мы в нашем детстве. И помните:
выразительная и образная речь взрослых — лучший образец для
детей, которому они с удовольствием подражают.
Таким образом, практика показывает, что все
формы работы в процессе формирования
образности речи детей вполне оправдывают себя.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
О.С.Ушакова, Е.М.Струнина «Методика развития речи
детей…» М.,Владос, 2004;
- Л.Г.Шадрина, Е.Н.Судакова «Развитие образности речи
детей старшего дошкольного возраста в разных типах
высказываний » Ульяновск, «Вектор-С», 2009;
-
Франсуаза Барб-Галль «
КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ ОБ
ИСКУССТВЕ» (С- П., 2007 г.);
-
О.С. Ушакова, Колунова Л. «Развитие образной речи
дошкольников»/Детский сад от А до Я -2005 год - №2 ;
-
Е.Лаврентьева «Веселый фразеологический словарь»-
РООСА, 2007.