Напоминание

Использование информационно-коммуникационных технологий как средство повышения учебно-познавательной активности обучающихся при изучении физики


Автор: Фролова Ольга Сергеевна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ОГБ ПОУ Шуйский технологический колледж
Населённый пункт: Шуя Ивановская область
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: Использование информационно-коммуникационных технологий как средство повышения учебно-познавательной активности обучающихся при изучении физики
Раздел: среднее образование





Назад




Департамент образования Ивановской области

областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Шуйский технологический колледж»

155901, Ивановская обл., г. Шуя, Учебный городок, 1

____________________________________________________________________________

Использование информационно-

коммуникационных технологий как

средство повышения учебно-

познавательной активности

обучающихся при изучении физики

Автор:

Фролова Ольга Сергеевна

преподаватель физики

высшей категории

Г.Шуя

Содержание

Введение

Глава 1. Роль и место компьютера в обучении физике

1.1.Компьютерные демонстрации

1.2.Компьютерное моделирование

1.3.Компьютерное тестирование

Глава 2. Использование информационно – коммуникационных технологий в

обучении физике

2.1. Компьютерный эксперимент как средство исследовательской деятельности

обучающихся

2.2. Роль компьютера на разных этапах урока

2.3. Компьютерное тестирование эффективный способ контроля знаний

2.4. Использование компьютера во внеклассной работе

Заключение

Литература

Электронные приложения к урокам

Введение

В

основу

обновлённого

содержания

общего

образования

положена

ориентация

на

создание

у

обучающихся

компетенций

в

интеллектуальной,

гражданско-правовой,

коммуникативной,

информационной

и

прочих

сферах.

В

связи

с

этим

можно

выделить

следующие

группы

компетенций,

которые

целесообразно развивать у обучающихся нашего колледжа:

1.Информационные

(владение

информационными

технологиями,

понимание

их

применения, сбор и обработка необходимой информации)

2.Личностное самосовершенствование (способность учиться всю жизнь как основа

непрерывной

подготовки

в

профессиональном

плане,

а

также

в

личной

и

общественной жизни);

3.Учебно-познавательные

(целеполагание,

планирование,

анализ,

рефлексия,

самооценка);

4.Коммуникативные (умение общаться, уважение друг друга, способность жить с

людьми других культур, языков и религий);

5.Социально-трудовые (профессиональное самоопределение);

6.Общекультурные

(знание

духовно-нравственных

основ

жизни

человечества,

отдельных

народов,

культурологические

основы

семейных,

социальных,

общественных явлений и традиций).

Одной из основных составляющих образовательной компетенции является

учебно-познавательная, формирование которой является необходимым условием

эффективности учебной деятельности, что позволяет рассматривать формирование

учебно-познавательной

компетенции

как

приоритетную

задачу

современного

образования. Физика как учебный предмет объективно обладает потенциальными

возможностями

организации

процесса

обучения,

обеспечивающего

развитие

научного мышления и творческих способностей обучающихся. Курс физики – это

уникальный,

единственный

предмет,

в

ходе

усвоения

которого

обучающиеся

вовлекаются во все этапы научного познания.

Компетенция

(по

Хуторскому

А.В.)

совокупность

взаимосвязанных

качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых

по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для

качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (наперед заданное

требование к образовательной подготовке обучающегося). Ключевые компетенции

включают в себя умение выполнять целостное, понятное, грамотное действие,

решать реальную ситуацию, задачу.

На уроках физики и в повседневной жизни обучающиеся встречаются со

многими явлениями, но обычно не задумываются над их объяснением – настолько

они привычны. Аристотель заметил, что «ум заключается не только в знании, но и в

умении

прилагать

знания

на

деле».

Курс

физики

должен

быть

построен

на

использовании

разнообразных

методик

обучения,

направленных

на

способ

восхождения от абстрактного к конкретному. Согласно этому - цели изучения курса

физики – выработка компетенций:

1) общеобразовательных:

-умения

самостоятельно

и

мотивированно

организовывать

свою

познавательную деятельность;

-умения

использовать

элементы

причинно-следственного

анализа,

определять сущностные характеристики изучаемого объекта, давать определения,

приводить доказательства;

-умения

использовать

мультимедийные

ресурсы

и

компьютерные

технологии для обработки, передачи, презентации результатов познавательной и

практической деятельности;

-умения оценивать и корректировать своё поведение в окружающей среде,

выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной

жизни.

2) предметно-ориентированных:

-понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного

влияния науки и техники, осознавать взаимодействие человека с окружающей

средой, возможности и способы охраны природы;

-развивать

познавательные

интересы

в

процессе

самостоятельного

приобретения

физических

знаний

с

использованием

различных

источников

информации, в том числе компьютерных;

-воспитывать

убежденность

в

позитивной

роли

физики

в

жизни

современного общества, овладевать умениями применять полученные знания для

объяснения разнообразных физических явлений;

-применять полученные знания и умения для безопасного использования

механизмов в быту на производстве, решения практических задач в повседневной

жизни.

Задачи:

-развивать интерес и привлекать знания из различных предметов для поиска

решения, удовлетворяющего нужным критериям;

-углубить знания о методах научного познания на основе знакомства с

алгоритмами наблюдения, эксперимента, теоретического мышления;

-развивать

представления

о

физических

явлениях,

связанных

с

существованием и функционированием человеческого организма.

В

результате

изучение

физических

теорий

путем

наблюдений,

экспериментов,

решения

качественных

задач

приводит

к

накоплению

опыта

эмоционально-оценочной деятельности и вырабатыванию собственных оценочных

суждений, стимулирующих сознательно и ответственно подходить к получению

знаний.

Изучая курс физики, обучающиеся развивают следующие умения, знания и

навыки:

-понимать смысл физических понятий, физических величин и физических

законов;

-описывать и объяснять физические явления;

-использовать

физические

приборы

и

измерительные

инструменты

для

измерения физических величин;

-представлять

результаты

измерений

с

помощью

таблиц,

графиков

и

выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

-выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной

системы;

-приводить примеры практического использования физических знаний о

явлениях;

-решать задачи на применение изучаемых физических законов;

-осуществлять

самостоятельный

поиск

информации

естественнонаучного

содержания с использованием различных источников;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

и повсеместной жизни.

Важнейшей

задачей

преподавания

физики

является

формирование

личности,

способной

ориентироваться

в

потоке

информации

в

условиях

непрерывного

образования.

Осознание

общечеловеческих

ценностей

возможно

только

при

соответствующем

познавательном,

нравственном,

этическом

и

эстетическом воспитании обучающихся. В связи с этим главную цель обучения

можно

конкретизировать

более

частными

целями:

воспитание

в

процессе

деятельности

положительного

отношения

к

физике;

развитие

интереса

к

физическим

знаниям,

научно

-

популярным

статьям,

жизненным

проблемам.

Физика является основой естествознания и современного научно - технического

прогресса,

что

определяет

следующие

конкретные

цели

обучения:

осознание

обучающимися роли физики в науке и производстве, воспитание экологической

культуры, понимание нравственных и этических проблем, связанных с физикой.

На

современном

этапе

развития

образования

выдвигается

задача

преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему

образования – задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека,

адаптированного к новым условиям жизни в обществе. Естественной в учебно-

воспитательном

процессе

становится

установка

на

самостоятельное

получение

знания обучающимися, на их самообразование и на самопознание.

Современный

выпускник

должен

обладать

определенными

качествами

личности, в частности:

гибко

адаптироваться

в

меняющихся

жизненных

си туац и я х,

самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их на практике

для решения разнообразных проблем.

самостоятельно

критически

мыслить,

четко

осознавать,

где

и

каким

образом

приобретаемые

ими

знания

могут

быть

применены

в

окружающей

действительности, творчески мыслить.

грамотно работать с информацией.

быть коммуникабельным, контактным в разных группах, уметь работать

сообща.

самостоятельно

трудиться

над

развитием

собственного

интеллекта,

культурного уровня.

В

связи

с

этим

в

настоящее

время

особое

внимание

уделяется

индивидуальному

(ориентированному

на

личность)

подходу

при

обучении

обучающихся, созданию условий, для того чтобы ребёнок овладел многообразными

способами

самостоятельного

получения

и

усвоения

знаний,

развивал

свой

творческий потенциал. Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу

является внедрение информационных средств, в процесс обучения.

Целью

моей

работы

является

обобщение

опыта

по

использованию

информационно-коммуникационных технологий на уроках физики. Свою задачу

вижу в том, чтобы помочь обучающимся через использование информационно –

коммуникационных

технологий

создать

условия

для

овладения

общеучебными

навыками,

знаниями

по

предмету

и

для

формирования

интереса

к

физике.

Конечным

результатом

организации

данной

деятельности

вижу

повышение

качества обучения по предмету.

Глава 1. Роль и место компьютера в обучении физике

Наиболее ценными результатами образования считается гибкость и широта

мышления, способность и стремление учиться. Но на практике школьное обучение

дает

в

основном

некоторую

сумму

знаний,

интересы

обучающихся

при

этом

развиваются

недостаточно.

Это

связано

в

первую

очередь

с

преобладанием

объяснительно - иллюстративного метода обучения.

В настоящее время актуальной проблемой образования является творческое

усвоение знаний. Именно оно может обеспечить развитие и саморазвитие личности

обучающихся

исходя

из

их

индивидуальных

особенностей.

Основная

задача

педагога

при

этом

заключается

в

том,

чтобы

сделать

приобретаемые

знания

личностно

значимыми

для

обучающихся.

Это

можно

достичь

формированием

положительного

отношения

к

учению,

организацией

обучения

таким

образом,

чтобы

оно

максимально

способствовало

развитию

у

них

активности,

самостоятельного творческого мышления, но для этого необходимо сделать акцент

в

организации

учебного

процесса

на

увеличение

самостоятельной

работы

обучающихся.

В деятельности преподавателя максимальную роль должна играть работа по

организации

познавательной

деятельности

обучающихся,

а

не

сообщение

им

информации. Преподаватель же не всегда может сочетать свою деятельность по

изложению учебного материала с необходимой долей деятельности по организации

самостоятельной работы обучающихся над этим материалом. Из основ дидактики

хорошо

известно,

что

только

самостоятельная

индивидуальная

учебная

деятельность

способна

привести

к

образованию

прочных

и

глубоких

знаний,

устойчивых навыков.

Решение возникших трудностей, возможно, многими путями, остановимся

на одном из них. Преодолеть существующие трудности преподавателю во многом

может помочь компьютер, операционные возможности которого несут огромный

дидактический потенциал.

Поэтому современный этап обучения - это реализация в образовательной

практике

личностно-ориентированных

педагогических

систем,

когда

преподаватель становится

не

только

источником

знаний,

но

и

организатором

собственной познавательной деятельности обучающихся. Это требует поиска особых

организационных форм, учитывающих тот неоспоримый факт, что подлинное знание

- это индивидуальное знание,

созидаемое

в

опыте

собственной деятельности и

связанное с формированием

конкретных

навыков

деятельности в определенных

ситуациях.

Применение новых информационных технологий

позволяет

практически

безгранично разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия

на

обучающихся.

Но,

в

свою

очередь, требует изменения привычного учебного

процесса, создания

определенных

учебных

ситуаций,

в которых обучающийся

самостоятельно приобретает опыт определенного вида деятельности.

Быстрое

развитие

вычислительной

техники

и

расширение

её

функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на

всех этапах учебного процесса: во время лекций, практических и лабораторных

занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения

учебного

материала.

Использование

компьютерных

технологий

значительно

расширило

возможности

лекционного

эксперимента,

позволяя

моделировать

различные процессы и явления, натурная демонстрация которых в лабораторных

условиях технически очень сложна либо просто невозможна.

Большие

возможности

содержатся

в

использовании

компьютеров

при

обучении физике. Эффективность применения компьютеров в учебном процессе

зависит от многих факторов, в том числе, и от уровня самой техники, и от качества

используемых

обучающих

программ,

и

от

методики

обучения,

применяемой

преподавателем.

Физика

-

наука

экспериментальная,

её

всегда

преподают,

сопровождая

демонстрационным

экспериментом.

В

современном

кабинете

физики

должны

использоваться

не

только

различные

установки

и

приборы

для

проведения

демонстрационных экспериментов, но и вычислительная техника с мультимедиа

проектором или демонстрационным экраном.

Обучение на основе ИКТ создает условия для эффективного проявления

фундаментальных

закономерностей

мышления,

оптимизирует

познавательный

процесс. Фактором, позволяющим это сделать, является визуализация основных

математических

и

физических

понятий,

процессов

и

явлений

при

помощи

компьютера.

Информационные (компьютерные) технологии, являясь современным

средством обучения, открывают поистине необозримые возможности для решения

широкого круга задач.

Существует

много

различных

способов

использования

ПК:

компьютерные

демонстрации,

лабораторно

компьютерные

практикумы,

интегрированные

курсы,

компьютерное

моделирование

физических

процессов,

компьютерное тестирование и т.д. Используя ПК на занятии, в каждом конкретном

случае,

приходится

решать

проблему

уместности

применения

компьютера

и

соотношения компьютерных и реальных экспериментов.

Разнообразный

иллюстративный

материал,

мультимедийные

и

интерактивные

модели

поднимают

процесс

обучения

на

качественно

новый

уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному

ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме,

нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на

уроке

информация

представляется

не

статичной

неозвученной

картинкой,

а

динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность

усвоения материала.

Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от

пассивного усвоения к активному, так как обучающиеся получают возможность

самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не

линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением

виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.

Но всегда нужно помнить, что

Компьютер

не

может

полностью

заменить

преподавателя.

Только

преподаватель имеет возможность заинтересовать обучающихся, пробудить в них

любознательность, завоевать их доверие, он может направить их внимание на те

или

иные

аспекты

изучаемого

предмета,

вознаградить

их

усилия

и

заставить

учиться.

Методика

проведения

урока

физики

с

использованием

компьютера

зависит

от

подготовленности

преподавателя,

обучающихся

и

от

программ,

обеспечивающих компьютерную поддержку.

Реальный

эксперимент

необходимо

проводить

всегда,

когда

это

возможно, а компьютерную модель следует использовать, если нет возможности

показать данное явление.

Невозможно

использовать

компьютер

на

каждом

уроке,

т.к.

это

приведёт

к

нарушению

санитарных

норм

и

повлечёт

ухудшение

здоровья

обучающихся.

Формы

использования

информационных

технологий

на

уроках

физики

определяются различными факторами, например, темой и задачами конкретного

урока,

особенностями

и

возможностями

имеющихся

учебных

компьютерных

программ. Когда же следует использовать компьютерные программы на уроках

физики?

Прежде

всего,

в

тех

случаях,

в

которых

возникает

существенное

преимущество по сравнению с традиционными формами обучения.

В

качестве

одной

из

форм

обучения,

стимулирующих

обучающихся

к

творческой деятельности, можно предложить создание одним обучающимся или

группой обучающихся мультимедийной презентации, сопровождающей изучение

какой-либо

темы

курса.

Здесь

каждый

из

обучающихся

имеет

возможность

самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна

слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства

мультимедиа для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

Рассмотрим

некоторые

способы

применения

информационно-

коммуникационных технологий на уроках физики: компьютерные демонстрации;

компьютерное моделирование; лабораторно – компьютерный практикум; решение

задач в электронной таблице Excel; компьютерное тестирование.

1.1.Компьютерные демонстрации

Основным

достоинством

этой

технологии

является

то,

что

она

может

органично

вписаться

в

любой

урок

и

эффективно

помочь

преподавателю

и

обучающемуся.

Другим

немаловажным

обстоятельством

является

то,

что

существуют

такие

физические

процессы

или

явления,

которые

невозможно

наблюдать

визуально

в

лабораторных

условиях,

например,

движение

спутника

вокруг Земли. В данном случае компьютерные демонстрации имеют неоценимое

значение, так как позволяют «сжать» временные и пространственные рамки и в то

же время получать выводы и следствия, адекватные реальности. С другой стороны

достоинство этой технологии заключается в том, что она не требует большого

числа

компьютеров.

Достаточно

одного

компьютера,

видеопроектора,

или

комплекса - компьютер плюс телевизор, чтобы начать работать по этой технологии.

1.2.Компьютерное моделирование

Компьютерное моделирование является мощным научным направлением,

которое

разрабатывается

уже

десятки

лет.

Применение

этой

компьютерной

технологии

имеет

большое

будущее,

так

как

компьютерное

моделирование

является мощным инструментом познания мира. Применяется как индивидуальная,

так и групповая форма создания компьютерных моделей обучающимися.

Работа

с

компьютерными

моделями

открывает

перед

обучающимися

огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и

активными участниками проводимых экспериментов.

Компьютерные

модели

позволяют

получать

в

динамике

наглядные

запоминающиеся

иллюстрации

физических

экспериментов

и

явлений,

воспроизводить их тонкие детали, которые обычно ускользают при наблюдении

реальных

экспериментов.

Кроме

того,

компьютерное

моделирование

позволяет

изменять в широких пределах начальные параметры и условия опытов, варьировать

их временной масштаб, а также моделировать ситуации, недоступные в реальных

экспериментах.

Многие

явления

в

условиях

физического

кабинета

не

могут

быть

продемонстрированы.

К

примеру,

это

явления

микромира,

либо

быстро

протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В

результате

обучающиеся

испытывают

трудности

в

их

изучении,

так

как

не

в

состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель

таких

явлений,

но

также

позволяет

изменять

условия

протекания

процесса,

"прокрутить" с оптимальной для усвоения скоростью.

Чре звычайно

удобно

использовать

компьютерные

модели

в

демонстрационном варианте при объяснении нового материала или при решении

задач.

Гораздо

проще

и

нагляднее

показать,

как

тело

движется

при

наличии

положительной начальной скорости и отрицательного ускорения, используя модель

"Движение с постоянным ускорением" компьютерного курса "Открытая физика",

чем объяснять это при помощи доски и мела. Ведь на экране компьютера кроме

движущегося

спортсмена,

который

в

соответствии

с

заданными

начальными

условиями тормозит, разворачивается и набирает скорость в противоположном

направлении, ещё и соответственно изменяется длина и направление вектора его

скорости, а также в динамическом режиме строятся графики координаты, модуля

перемещения и проекции скорости.

1.3.Компьютерное тестирование

В учебном процессе тестирование в той или иной форме используется

давно.

В

традиционной

форме

тестирование

-

это

чрезвычайно

трудоемкий

процесс,

который

требует

больших

временных

вложений.

Использование

компьютеров

делает

процесс

тестирования

настолько

технологичным,

что

в

ближайшем будущем, возможно, он станет основным элементом контроля уровня

знаний обучающихся.

Компьютерные

тесты

-

это

тесты,

которые

создаются

с

помощью

специальных программ.

Такие программы можно приобрести или бесплатно

скачать из интернета. Тесты могут создаваться и преподавателем. Можно создать

разные варианты тестов. В одних и тех же тестах можно использовать различные

типы

(выбор

варианта,

продолжить

формулировку,

с о о т в е т с т в и е ,

последовательность) и сложность вопросов (очень легкий, легкий, нормальный,

сложный,

очень сложный).

При необходимости

вопрос можно дополнить

рисунком (фото). Недостатком

такой формы контроля знаний является

то, что

создание тестов требует много времени. Если тесты создаются обучающимися, то

они должны обладать соответствующими навыками.

Глава 2. Использование информационно –

коммуникационных технологий в обучении физике

Для

использования

информационно-коммуникационных

технологий

в

обучении в образовательном процессе в нашем колледже имеются необходимые

условия. Кабинет физики оснащён компьютером, интерактивной доской, а так же

мультимедийным проектором.

Интерактивная

доска -

это

ценный

инструмент

для

обучения

физике.

Применение интерактивных досок в сфере физического образования открывает

множество дополнительных возможностей. Использование интерактивной доски

при изучении физики - это ещё один шаг к повышению интереса к предмету, т.к.

благодаря

именно

этой

науке

создаются

подобные

приборы.

Использование

интерактивной доски приводит к оживлению обучающихся, вызывает дискуссии,

дает возможность завладеть их вниманием.

Основные способы использования интерактивной доски на моих уроках:

делать пометки и записи, поверх выводимых на экран изображений;

работа над таблицами или изображениями;

управление компьютером без использования самого компьютера;

использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью

сохранить результат и в дальнейшем его использовать.

Применение

в

преподавании

физики

информационных

технологий

позволяет мне более успешно решать следующие задачи:

·

развивать

образное

мышление

обучающихся

благодаря использованию

широких возможностей представления визуальной информации;

·

развивать

творческое

мышление

путём

использования

динамичных

методов обработки и предъявления информации;

· осуществлять воспитание коллективизма и коммуникативности в процессе

обмена данными между обучающимися при обсуждении или создании совместных

видеопроектов;

·

воспитать

познавательный

интерес,

опираясь

на

естественную

тягу

школьников к компьютерной технике;

·

разрабатывать

новые

методы

обучения,

ориентированные

на

индивидуальные познавательные потребности личности.

2.1.

Компьютерный

эксперимент

как

средство

исследовательской

деятельности обучающихся

Компьютер

на

уроках

физики,

прежде

всего,

позволяет

выдвинуть

на

первый план экспериментальную, исследовательскую деятельность обучающихся.

Замечательным

средством

для

организации

подобной

деятельности

являются

компьютерные модели. Компьютерное моделирование позволяет создать на экране

компьютера живую, запоминающуюся динамическую картину физических опытов

или

явлений

и

открывает

для

преподавателя

широкие

возможности

по

совершенствованию уроков.

Следует

отметить,

что

под

компьютерными

моделями

понимаются

компьютерные

программы,

имитирующие

физические

опыты,

явления

или

идеализированные

модельные

ситуации,

встречающиеся

в

физических

задачах.

Наибольший интерес у обучающихся вызывают компьютерные модели, в рамках

которых можно управлять поведением объектов на экране компьютера, изменяя

величины

числовых

параметров,

заложенных

в

основу

соответствующей

математической модели.

Некоторые

модели

позволяют

одновременно

с

ходом

эксперимента

наблюдать

в

динамическом

режиме

построение

графических

зависимостей

от

времени ряда физических величин, описывающих эксперимент. Подобные модели

представляют особую ценность, так как обучающиеся, как правило, испытывают

значительные трудности при построении и чтении графиков.

Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, позволяя

продемонстрировать

почти

«живьём»

многие

физические

эффекты,

которые

обычно мучительно и долго объясняются «на пальцах». Кроме того, компьютерные

модели

позволяют

организовывать

новые,

нетрадиционные

виды

учебной

деятельности.

Урок-исследование

на

2-м

курсе

по

теме

«Фотоэффект».

Обучающимся

предлагается

самостоятельно

провести

исследование

зависимости

фототока

от

частоты

падающего

света,

используя

компьютерную

модель,

и

получить

необходимые результаты. Компьютерная программа «Открытая физика» позволяет

буквально за считанные минуты провести такое исследование.

В этом случае урок приближается к идеалу, так как обучающиеся получают

знания в процессе самостоятельной творческой работы, ибо знания необходимы им

для получения конкретного, видимого на экране компьютера, результата. Я в этом

случае являюсь лишь помощником в творческом овладении знаниями.

Значительное

число

компьютерных

моделей,

охватывающих

почти

весь

школьный

курс

физики,

содержится

в

учебных

электронных

изданиях:

«1

С:Репетитор. Физика”, “Открытая физика”, “Физика в школе”, «Вся физика».

Разумеется,

компьютерная

лаборатория

не

может

полностью

заменить

настоящую физическую, но этого и не требуется. Не секрет, что обучающиеся с

огромным

удовольствием

и

ст аранием

выполняют

п р а к т и ч е с к и е ,

экспериментальные

и

лабораторные

работы,

где

идёт

непосредственное

соприкосновение с приборами, механизмами.

На 1 курсе при изучении темы «Изопроцессы» компьютерные модели позволяют

моделировать процессы сжатия и расширения идеального газа при фиксированном

значении

одного

из

параметров:

давления,

температуры,

объёма.

При

этом

на

графике,

приведённом

рядом

с

анимационной

моделью

процесса,

наблюдается

изменение двух остальных параметров и, следовательно, внешнего вида самого

графика.

Тут

же

выводится

энергетическая

диаграмма,

и

обучающиеся

могут

видеть, как изменяются количество теплоты, произведённая работа и внутренняя

энергия

данного

процесса.

Идёт

практическая

проверка

первого

закона

термодинамики.

Практически невозможно обойтись без компьютерного эксперимента при

изучении темы «Квантовая физика» на 2-м курсе, так как реальный эксперимент по

данной теме провести в условиях кабинета физики невозможно. Систематичное,

грамотное

проведение

компьютерного

эксперимента

приводит

к

появлению

у

обучающихся осознанной потребности применения компьютера для решения задач

по физике.

2.2. Роль компьютера на разных этапах урока

Компьютер

является

неотъемлемой

частью

при

объяснении

нового

материала. Это и создание презентаций средствами PowerPoint, и демонстрация

материалов программ «1 С:Репетитор. Физика”, “Открытая физика”, “Физика в

школе”, «Вся физика».

По

сравнению

с

традиционной

формой

ведения

урока

использование

мультимедийных презентаций высвобождает большее количество времени, которое

можно употребить для объяснения нового материала, отработки умений, проверки

знаний обучающихся, повторения пройденного материала.

Презентация

урока

представляет

собой

его

мультимедийный

конспект,

содержащий

краткий

текст,

основные

формулы,

чертежи,

рисунки,

видеофрагменты, анимации. Обычно такие сценарии подготавливаются в форме

мультимедийных презентаций с использованием программы PowerPoint из пакета

Microsoft Office. При помощи PowerPoint можно строить диаграммы и графики,

готовить слайды, проспекты, а также организовывать показы слайдов.

Новое

теоретическое

содержание

обучающиеся

выявляют

в

ходе

организованного активного восприятия компьютерного материала: я своим словом,

умело

поставленным

вопросом

направляю

восприятие

и

мысль

к

нужным

теоретическим

выводам.

Экранная

форма

компьютерной

аудивизуальной)

информации

дает

редкую

возможность

совместного

моего

и

обучающихся

наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных

ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки, позволяет по

ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.

Материалы

программ

«1С:

Репетитор.

Физика”,

“Открытая

физика”,

“Физика в школе”, «Вся физика» использую при устной проверке знаний.

Видеофрагменты и анимации данного программного продукта снабжены

аудиорядом, то есть устным объяснением происходящего. Отвечающему предлагаю

озвучить

ролик,

который

показывала

на

предыдущем

уроке,

а

затем

вновь

просмотреть его, но уже опять со звуком. Таким образом, обучающийся может сам

оценить верность и полноту своего ответа.

При

завершении

изучения

каждой

темы

предлагаю

обучающимся

по

желанию самим составить презентации, которые затем обсуждаются на уроках.

Лучшие из презентаций я демонстрирую обучающимся других групп. В кабинете

систематизированы созданные обучающимися презентации по темам.

На

этапе

обобщения

и

систематизации

знаний

создаю

и

заполняю

различные таблицы одновременно с обучающимися, используя мультимедийный

проектор. Например, при изучении темы «Агрегатные состояния вещества» вывожу

на экран документ в формате Word, содержащий следующую таблицу:

Агрегатное

состояние

Сохраняет ли

форму

Сохраняет ли

объём

Характер

взаимодействия

Газ

Жидкость

Твёрдое тело

Затем, совместно с обучающимися эту таблицу заполняем: они в тетрадях,

преподаватель на экране.

В своей работе большое внимание уделяю воспитательному аспекту урока и

считаю, что великим учёным ребёнок может и не быть, а вот самостоятельным

человеком,

спо собным

анализировать

свои

по ступки,

п о в е д е н и е ,

самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться

необходимо. Именно работа с компьютером на уроках формирует навыки поиска

необходимой

ему

в

данный

момент

времени

информации.

Источником

такой

информации

может

быть

книга,

энциклопедия,

Интернет,

интерактивные

компьютерные

курсы.

Например,

недостаток

в

учебнике

физики

сведений

об

ученых

и

их

жизнедеятельности,

особенностях

характера

раньше

приходилось

компенсировать

собственными

рассказами,

сообщениями

ребят.

Теперь

стало

возможным использовать мультимедийные курсы Физики и Интернет.

Уроки

самостоятельного

поиска

информации

с

использованием

всех

возможных

источников

наиболее

любимы

обучающимися.

Так,

например,

заканчивая

изучение

темы

«Энергия»

провожу

урок

«Использование

энергии

движущейся воды и ветра». Обучающимся предлагается самостоятельно найти

информацию о разных видах электростанций. При этом часть обучающихся будет

использовать печатные источники, а часть – ресурсы Интернета. Философская идея

такого урока заключается в том, чтобы «развернуть» обучающихся в сторону книги

как источника знаний и подвести к мысли о необходимости использования всех

доступных

источников

информации.

Одной

из

целей

такого

урока

является

и

воспитание критического подхода и осмысления полученной информации.

2.3. Компьютерное тестирование эффективный способ контроля знаний

Проверка

знаний,

умений

и

навыков

является,

бесспорно,

важным

элементом

любого

учебного

процесса.

В

своей

работе

использую

различные

подходы

к

контролю

за

знаниями:

иногда

отвожу

ему

большую

часть

урока,

применяя

различные

способы

и

формы

проверки,

в

другой

раз

провожу

фронтальный

опрос

или

контрольную

работу.

Для

систематической,

глубокой

проверки

знаний

обучающихся

большую

помощь

оказывает

компьютер.

Он

позволяет

сократить

затраты

времени

на

проверку.

Современные

электронные

учебники предоставляют мне большой выбор различных видов тестовых заданий и

задач для проверки знаний. При такой форме контроля исключается возможность

субъективной

оценки,

так

как

отметку

выставляет

«бесстрастный»

компьютер.

Немаловажным является тот факт, что обучающийся работает в удобном для него

ритме.

Предпочитаю

использовать

не

только

готовые

формы

контроля,

но

и

разрабатывать их сама.

2.4. Использование компьютера во внеклассной работе

Одной из форм творческой работы обучающихся на уроках физики и во

внеурочное

время

является

подготовка

тематических

сообщений,

докладов,

рефератов, кроссвордов и т.д. Здесь опять помогают компьютерные технологии.

При

выполнении

данного

вида

заданий

обучающиеся

приобретают

навыки

создания таблиц, осваивают умения набора текста, вставляют рисунки и таблицы в

текстовой документ, пользуются различными шрифтами, составляют заголовки и

т.д.

Ежегодно я провожу различные внеклассные мероприятия с использованием

ИКТ.

Так,

прошло

внеклассное

мероприятие

«Волшебная

страна

ФИЗИКА»,

«Эврика!», «Занимательная физика» и т. д. Все задания были красочно оформлены

и

транслировались

на

интерактивную

доску

с

помощью

мультимедийного

проектора. В рамках предметной недели проводилась игра по станциям «Проверь

с в о е IQ».

Для

станции

Физика

были

разработаны

загадки

с

техническим

содержанием и оформлены в виде презентации. Ко Дню Космонавтики разработано

и

проведено

мероприятие

в

виде

презентации

о

жизни

и

деятельности

Ю.А.Гагарина «Сын Земли».

В

колледже

регулярно

проводятся

региональные

научно-

практические

конференции

«Исследуем. Находим. Применяем!». Так,

обучающийся 2 курса 23 группы Кокурин Антон выступил на конференции

с докладом и презентацией на тему «Как законы физики заставили людей

установить правила дорожного движения», обучающаяся 26 группы Саргсян

Сильвия с темой «Вклад ученых-физиков в дело Великой Победы». За свои

исследовательские работы они получил Дипломы и Сертификаты.

На

базе

Ивановского

энергетического

колледжа

с о с тоя л а с ь II

Межрегиона льная научно-практическая

конференция

обучающихся

профессиональных

образовательных

организаций

«Чернобыльская

АЭС.

Энергетика: вчера, сегодня, завтра». На конференции выступил обучающийся 1-го

курса группы С13 Блинов Александр с докладом и презентацией «Припять. Город-

призрак». За свою исследовательскую работу Александр

получил

Грамоту и

Диплом Департамента образования Ивановской области.

В

рамках

Всероссийского

фестиваля #Вместе ярче мною был проведен

интерактивный тематический урок «С уважением к энергосбережению». В марте

тематический урок был посвящен ядерной безопасности, а в апреле проводились

мероприятия на знание правил электробезопасности.

Заключение

В

работе

я

обобщила

опыт

по

использованию

информационно-

коммуникационных технологий в обучении физики и пришла к выводу, что наряду

с многообразием технологий, форм, методов, приёмов обучения, информационно –

коммуникационные технологии в обучении позволяют добиться гарантированного

педагогического результата.

По итогам обучения за 10 лет, когда я начала широко использовать на уроках

ИКТ, успеваемость во всех группах полная (100%), за последние четыре года

повысилось качество знаний.

Оценка качества подготовки обучающихся наряду с количественной может

быть и качественной. Я испытываю чувство глубокого удовлетворения, когда уходя

с

урока,

обучающиеся

говорят:

«Спасибо

за

урок!»,

или

«Сегодня

был

замечательный урок!». Когда я вижу их горящие любопытством глаза, когда физику

они называют любимым предметом.

Т а к и м

о б р а з о м ,

п р и м е н е н и е информационно-коммуникационной

технологии на уроках физики дает ряд преимуществ:

возможность

организации

процесса

познания,

поддерживающего

деятельностный подход к учебному процессу во всех его звеньях в совокупности

(потребности – мотивы – цели – условия – средства – действия – операции);

─ индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за

счет

программируемости

и

динамической

адаптируемости

автоматизированных

учебных программ;

─ коренное изменение организации процесса познания путем смещения ее в

сторону системного мышления;

возможно сть

по ст роения

открытой

системы

образования,

обеспечивающей

каждому

учащемуся

собственную

траекторию

обучения

и

самообучения.

Накопленный

мной

опыт

показывает,

что

применение

информационных

технологий

на

уроках

физики

расширяет

возможности

творчества

как

преподавателя, так и обучающихся, повышает интерес к предмету; использование

компьютера

позволяет

усилить

мотивацию

обучения. Обучающиеся

становятся

более

самостоятельными,

коммуникабельными,

уверенными

в

себе. Усвоение

знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации,

путем

активного

диалога

с

персональным

компьютером

более

эффективно

и

интересно

для

обучающегося,

чем

штудирование

учебника.

Внедрение

компьютерных уроков в физике позволяет задействовать одновременно модель,

физический опыт, рисунок, эксперимент, исследования и т.п., что способствует

развитию

творческих

и

исследовательских

способностей,

активизации

познавательной деятельности.

Результативность опыта показывает сформированность

у обучающихся

навыков и умений анализировать, обобщать, находить аналогии и ассоциации,

самостоятельно делать выводы и прогнозы.

В

дальнейшей

деятельности

я

продолжу

работу

по

использованию

информационно – коммуникационных технологий в педагогической деятельности.

Литература

1.

Кавтрев А.Ф. Методические рекомендации по применению компьютерного

курса «Открытая физика», 2015.

2.

Павлюченко Л.В. Компьютер на уроках физики. Фестиваль педагогических

идей «Открытый урок» 2015-2016

3.

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

4.

Электронная библиотека



В раздел образования




Яндекс.Метрика