Автор: Федоряка Елена Андреевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №21
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: Урок по математике
Тема: "Счет десятками и "круглые" двузначные числа"
Раздел: начальное образование
Тема: «Счёт десятками и «круглые» двузначные числа».
Цели:
-расширить
представления
о
числовом
множестве
за
счёт
введения
«круглых» двузначных чисел;
- развивать логическое мышление, речь, творческие способности.
-применить
методы
и
приёмы
работы с
ребёнком
с
ограниченными
возможностями.
Основными
направлениями
коррекционно-педагогической
работы
являются:
-стимуляция
сенсорных
функций
(зрительного,
слухового,
кине-
стетического восприятия),
-формирование математических представлений
-развитие
зрительно-моторной
координации
и
функциональных
возможностей кисти и пальцев; овладение письмом;
-воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
Планируемые результаты:
Предметные
Знать:
-принцип образования и построения записи «круглых» двузначных чисел.
Уметь:
-образовывать, читать и записывать «круглые» двузначные числа
Метапредметные и личностные (УУД)
Личностные:
- проявление учебно-познавательного интереса к новым общим способам
решения поставленных задач;
Регулятивные:
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и
умственной форме.
Познавательные:
-осуществление анализа объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
Коммуникативные:
-
способность
учитывать
разные
мнения
и
интересы
и
обосновывать
собственную позицию.
Основными
направлениями
коррекционно-педагогической
работы
являются:
-стимуляция
сенсорных
функций
(зрительного,
слухового,
кине-
стетического восприятия),
-формирование математических представлений
-развитие
зрительно-моторной
координации
и
функциональных
возможностей кисти и пальцев; овладение письмом;
-воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
На уроке применяются следующие коррекционные методы:
Информационные методы (беседа, консультирование);
Практические методы (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации.)
Оценочные методы (поощрение).
Дидактические
приёмы,
применяемые
в
учебно-воспитательном
процессе
детей с отклонениями в развитии:
1. развитие наблюдательности через показ явлений
2. наглядность в практически значимой деятельности;
3. сознательность и активность в усвоении знаний;
4. учёт индивидуальных особенностей
О б о р уд о в а н и е : п р о е к т о р ,
н оу т бу к ,
к а р т о ч к и.
Ход
у р о к а
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите ряды чисел, записанные на доске.
а) 15, 30, 18, 12, 14;
б) 17, 13, 19, 40, 14.
– Назовите в каждом ряду «лишнее» число. (30 и 40.)
– Объясните, как вы рассуждали.
– Чем похожи числа 30 и 40?
– Сегодня на уроке мы научимся читать и записывать двузначные числа,
которые оканчиваются нулем.
III. Устный счет.
1. Ул и ц ы Цветочного города проходят по сторонам большого и маленького
треугольников. Сколько маршрутов связывают пункты А и В этого города?
2. Н а з о в и т е сначала однозначные числа, а затем двузначные: 9, 11, 7, 20, 1,
90, 5, 4, 8.
– Какие цифры использованы для записи этих чисел?
– Сколько разных цифр?
3. З а п о л н и т е таблицу:
10
4
3
9
5
8
0
IV. Работа по теме урока.
1. З а д а н и е 1.
Учащиеся работают со счетными палочками, связывают три пучка по 10
палочек.(Индивидуальная работа с ребенком с ограниченными возможностями.)
– Какое число вы получили? (30.)
– Числа 10, 20, 30 – «круглые». Почему?
– Что обозначает первая цифра такой записи?
– Что обозначает вторая цифра такой записи?
2. З а д а н и е 2.
Учащиеся закрашивают в тетради 5 десятков клеточек и записывают число
50.
– Рассмотрите рисунок в учебнике. Объясните, как получились названия
чисел.
– Вы
уже
умеете
читать
и
записывать
числа
от
0
до
20.
Сегодня
мы
познакомимся с некоторыми двузначными числами, которые больше 20.
Один десяток называют словом «десять». Название числа 20 образуется из
двух слов: «два» и «дцать». Слово «дцать» – означает «десять». Два десятка –
двадцать, три десятка – тридцать, четыре десятка – сорок, пять десятков –
пятьдесят, шесть десятков – шестьдесят, семь десятков – семьдесят, восемь
десятков – восемьдесят, девять десятков – девяносто, десять десятков – сто.
Вы, наверное, заметили, что названия всех вышеперечисленных чисел, кроме
трех (сорок, девяносто и сто), образуются одинаково: сначала называется число
десятков,
а
затем
добавляется
слово
«дцать».
Названия
чисел
«сорок»,
«девяносто» и «сто» нужно просто запомнить. Число «сто» часто называют и
другим словом – сотня.
Давайте прочитаем записи («дес.» означает «десяток»).
Я начинаю: 5 дес. – пятьдесят,
6 дес. – шестьдесят,
2
дес.
–
…
,
8
дес.
–
…
,
7
дес.
–
…
,
4
дес.
–
…
,
9 дес. – … , 10 дес. – … .
– Как же эти числа записать цифрами? А так: «дес.» заменим цифрой «нуль».
Получаются следующие записи (учитель демонстрирует карточки, учащиеся
называют число и записывают его в тетради с помощью цифр).
Рекомендовано
:
помочь
записать
задание
в
тетрадь
ребёнку
с
ограниченными
возможностями.
6 дес.
6
0
8 дес.
8
0
4 дес.
4
0
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
3. З а д а н и е 3.
– Сколько десятков клеточек в синем прямоугольнике? (5 десятков.)
– Сколько десятков клеточек в розовом прямоугольнике? (3 десятка.)
– На
сколько
десятков
клеточек
в
синем
прямоугольнике
больше,
чем
в
розовом? (5 дес. – 3 дес. = 2 дес.)
4. З а д а н и е 4.
– Запишите в порядке возрастания все «круглые» двузначные числа.
-Работа в парах. (После записи ряда чисел дети обмениваются тетрадями и
проверяют вместе со мной).
Рекомендовано:
помочь
записать
и
проверить
правильность
выполнения
задания в тетрадь ребёнку с ограниченными возможностями.
5. З а д а н и е 5.
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Решите задачу. Один ребёнок работает у доски, а остальные записывают в
тетрадь. Индивидуальная работа с ребёнком с ограниченными возможностями.
З а п и с ь:
Мама – 3 дес.
Папа – 2 дес.
Всего – ? дес.
Р е ш е н и е:
3 дес. + 2 дес. = 5 дес.
О т в е т: 5 десятков яиц.
Рекомендовано: помочь записать задание в тетрадь ребёнку с ограниченными
возможностями.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как записать цифрами числа 2-го десятка, 4-го десятка?
– Чтение каких двузначных чисел надо запомнить?
Домашнее задание: составить и решить задачу по выражению 4 дес. + 3 дес.