Напоминание

памятка для успешного выполнения ОГЭ по русскому языку


Автор: Слепцова Антонина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "ИСОШ им.Н.А.Брызгалова"
Населённый пункт: с. Буор Сысы Момский район Республика Саха
Наименование материала: методическая разработка
Тема: памятка для успешного выполнения ОГЭ по русскому языку
Раздел: полное образование





Назад




Памятка для успешного выполнения тестовых заданий ГИА 9 класса по русскому языку

Задание 2. Это задание требует внимательного чтения текста. Главное тут надо понять

содержание

текста.

Внимательно

прочитай

вопрос

по

тексту,

подумай

и

выбери

правильный ответ.

Задание 3. Это задание требует знаний изобразительно –выразительных средств речи.

Тропы:

1)

Эпитет – это образное определение, отвечающее на вопросы какой? какая? какое?

какие? и обычно выраженное именем прилагательным.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна. Душа начинает трепетать от глубоких

чувств. Малышка не забыла родных лиц. Они сидят в кустах полуживого жасмина и

слушают давно забытую музыку.

2)

Метафора

это вид тропа, в основе которого лежит перенос наименования по

сходству или по аналогии. Сходными чертами могут быть цвет, форма, характер

движения, любые индивидуальные свойства предмета.

В

душе

остался несгорающий

костер

немыслимой

любви.

Впереди запылал

пожар

зари.

Можно

поставить

такую

задачу:

хоть

одного

человека заразить

любовью к чтению! И сразу я упал духом.

3)

Сравнение (сравнительный оборот) – это сопоставление в тексте двух предметов

или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого. Сравнение

может выражаться оборотами со сравнительными союзами как, словно, точно,

будто.

Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит. Оно теплое,

словно прогретые солнцем зерна, мягкое и вкусное, как сдобный каравай. По

обычаю

того

времени,

он

маленьким

ребенком, как

Петр

Гринев

из

повести

Пушкина «Капитанская дочка», был записан в полк.

4)

Олицетворение

вид тропа, обозначающий изображение неодушевленного или

абстрактного

предмета

как

одушевленного

(способного

мыслить,чувствовать,

говорить)

Спит земля в сиянье голубом. А лес все молчал. Только ветер пел свою заунывную

песню.

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, значения которых истолковываются

подобно

значению

одного

слова.

Чтобы

узнать

толкование,

загляните

в

фразеологический словарь.

Есть на

белом

свете великое добро(окружающая нас действительность, земля,

мир, Вселенная). Хватит играть в молчанку! (не уклоняйся от разговора). Я даже не

поверила своим глазам ( крайне удивляться чему-нибудь увиденному). От нашего

полка остались рожки да ножки( совсем ничего).

Задание 4. Это задание требует знаний : 1) Правописание приставки пре- и при-

При- обозначает

Пре- обозначает

1)

Приближение, присоединение,

прибавление

прикрепить,приделать,

прицеп,примкнуть,прийти,

приехать,причислить

2)

Пространственная близость

привокзальный,приморье

причал

3)

Неполнота

и

незавершенность

действия

привстать,приоткрыть

приостановить,присесть

4)

Доведение действия до конца

приучить,прилезть,привыкнуть

1)

Высшая

степень

качества

или

действия = очень, весьма

предлинный,преумный,

предобрый,преувеличить

2)

Значение близкое к приставке

пере-

преграждать,преображать

преступный,превращать,

прервать,преследовать,

прельщать,преклонный

2)Правописание приставки определяется правилом: « если после приставки следует

звонкий/

глухой

согласный,

то

на

конце

ее

пишется

буква,

обозначающая

звонкий/глухой согласный звук».

или

Правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука

или

Правописание

согласной

в

приставке

зависит

от

глухости-

звонкости

последующего согласного

Это надо знать приставки на З-С

Без(бес) безграмотность бесхарактерный

Воз вз(вос,вс) возгордиться взлететь воспоминание вскружить

Из(ис) избежать изучить испортить

Низ(нис) низводить нисходить

Раз(рас) разгромить рассыпать

Чрез через(чрес, черес) чрезмерный чересчур

3)Правописание

слов

с

приставкой,

которая

пишется

всегда

одинаково,

независимо от произношения

По поехать до доехать под подтолкнуть над надсмехаться

Об обжарить пред предугадать от отбыть пере перестройка

За загреметь со сочинить о обежать с сбежать, сделать

Про проиграть на наиграть наи наибольший

Задание

5.

Это

задание

требует

умения

определять

принадлежность

слов

к

определенной

части

речи

и

проводить

морфемно

-

словообразовательный

анализ(состав слова).

Виды задания 5.

1)

В страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН, если есть

зависимое слово.

Страдательные

причастия

прошедшего

времени

образуются

от

основ

неопределенной формы переходных глаголов при помощи суффиксов –НН-,-

ЕНН-

Прочитать – прочитанная книга решить – решенная задача

Засеять – засеянное зерно заклеить – заклеенный лист

Обидеть – обиженный ребенок

2)

В

суффиксе

прилагательного

пишется

НН,

если

оно

образовано

от

существительного с основой на – Н

Или

В

прилагательных,

образованных

от

существительных

с

основой

на

–Н,

пишется –НН

Огонь – огненный камень – каменный осень – осенний

Болезнь – болезненный баня – банный пустыня – пустынный

3)

Правописание суффикса является исключением из правила

ОЛОВЯННЫЙ ДЕРЕВЯННЫЙ СТЕКЛЯННЫЙ

4)Выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется формой 1

лица единственного числа глагола настоящего или простого будущего времени.

У глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени пишется ЕВА,ОВА,

Если в форме 1 лица настоящего(будущего) времени глагол оканчивается на

УЮ(ЮЮ)

Любовались – любуюсь завидовали – завидую

Ночевал – ночую попробовать – попробую потчевать – потчую

5)В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква

Н

Обиженный – обижен рожденные – рождены убранное – убрано

Засушенная – засушена прочитанная – прочитана

6)В наречии на –О,-Е пишется столько Н, сколько было в имени прилагательном,

от которого оно образовано.

Прилагательное- какое? наречие – как?

Ужасный ужасно известный - известно

Страшный страшно верный - верно

Задание

6. Это

задание

требует определения

лексического

значения

слова

в

данном предложении( внимательно прочитай еще раз предложение и посмотри

выделенное

слово).

Обычно

данное

слово

бывает

просторечием(словом

разговорного

стиля),его

нужно заменить синонимом(одинаковым по значению

словом).

Например: Болтал с девчонками, смеялся, смотрел на фонарные столбы, у ярких

макушек которых суетилась НАСТЫРНАЯ мошка.

Настырная мошка – синонимы НАСТОЙЧИВЫЙ,УПОРНЫЙ,УПРЯМЫЙ.

В ответе надо записать синонимичное замененное слово( из этих слов).

Задание

7. Это

задание

требует

знаний

словосочетания

с

разными

типами

подчинительной связи и конструировать словосочетания с заданным типом связи.

Например: управление примыкание (как?)

Смотрю с тоскою тоскливо смотрю

Ухаживаю с заботой заботливо ухаживаю

Смотрели с удивлением удивленно смотрели

Сказал с восторгом восторженно сказал

Согласование(какой?чей?) управление( родит.или твор.п)

Консервные банки банки для консервов

Бабушкины книги книги бабушки

Птичьи перья перья птицы

Львиная мощь мощь льва

Лесные опушки опушки леса

Задание

8. Это

задание

требует

умения

определять

грамматическую

основу

предложения.

Подлежащее обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Сказуемое обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что

сделать?

Например:

Глаза спалишь!

Не

хватает продуктов. Стали говорить о прошлом.

Мало продуктов. Нет снега в полях. Красив лес в багряном уборе. Вода в роднике

была чистая. Работа аккуратно сделана. Моя мама – врач. Мы с мамой бросились

на помощь. А что это значит? Нужно помочь пострадавшим. Ночь была темна.

Буду

играть до вечера. Стало белым золото

креста.

Осторожно,

не

спеша ем

горячий жареный хлеб.

Слова можно- нужно -надо входят в состав сказуемого.

Можно

мне войти?

Надо

заниматься

спортом.

Нам нужно

разработать

план

действий.

Задание

9. Это задание требует знаний по обособленным членам предложения

:обособленное

определение,

обособленное

обстоятельство,

обособленное

приложение, обособленное определение.

Обособление – это интонационное и смысловое выделение членов предложения

для того, чтобы придать им относительную самостоятельность, особую значимость

в высказывании( оформляется запятыми).

1)

Н а й д и т е

п р е д л о ж е н и е с

обособленными

однородными

определениями(причастный оборот – какой?)

Анне Федотовне не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для

нее претензии.

2)

Обособленные

обстоятельства(деепричастный

оборот

-

что

делая?

что

сделав?)

Содрогаясь

от

мук,

пробежала

над

миром

зарница.

Дождь

лил, ровно

и

однообразно

шумя

по

траве

и

деревьям. Лошадь, вздрогнув,

стала

прислушиваться. Несмотря на запрещение подходить к цепи, начальники не

могли

отбиться

от

любопытных.

Аграфена,

охая

и

причитая,

принялась

помогать ей.

Однородное распространенное обособленное обстоятельство(деепричастный

оборот – что делая? что сделав?)

На широкой лавке у стены, попыхивая трубкой, покашливая, утирая рукавом

полосатой рубахи слезящиеся глаза, седой и лохматый, в белых валенках с

черными заплатками, в залатанных на коленях брюках, сидит наш любимец-

дядя Саша.

3)

Обособленные приложения( кто именно? что именно?)

Обособленное распространенное согласованное приложение

Оленька, дочь отставного офицера Племянникова, сидела у себя во дворе на

крылечке.

Герасиму, как отличному работнику, тут же дали в руку косу. Лев

Иванович

Попов, человек

нервный,

несчастный

на

службе

и

в

семейной

жизни, потянул к себе счеты и стал считать снова. Дети разных народов, мы

мечтою о мире живем. У меня был денщик, бывший крепостной моей матери,

Егор

по

имени. Вдруг

у

ворот

появился

высокий

мужчина

председатель

правления дома товарищ Жучков.

ИЛИ

Обособленное нераспространенное согласованное приложение

Всю

свою

жизнь

Болотов

был

верен

в

юности

намеченной

цели

просветительству.

4)

Обособленное

согласованное

распространенное

определение(причастный

оборот или распространенное прилагательное)

Истощенный усилиями и лишениями, старик слег в постель. Капитан Сабуров,

раненный осколком в плечо, не покинул строя. Солнце, еще не вошедшее в

силу,

греет

бережно

и

ласково.

Я

любил

беседы

с

ночными

извозчиками,

бедными подгорными крестьянами, прибывшими в столицу с окрашенными

охрой санями и плохой клячонкой. Я видел кругом одно лазурное море, все

покрытое мелкой рябью золотых чешуек.

5)

Обособление несогласованных определений

Повар, в грязном белом фартуке, собирается разводить плиту. По шоссе шагал

усердно и безостановочно шагал какой- то великан, с мешком за плечами и

длинной палкой в руках. Маленький

Тема, с широко раскрытыми глазами,

стоял

перед

сломленным

цветком.

Ветер, сильнее

сильного,

заставил

нас

убыстрить шаги. Мысль, страшнее прежней, заставила нас содрогнуться.

6)

Обособление обстоятельства, выраженного существительными с предлогами

благодаря,

согласно,

вопреки,

вследствие,

при

отсутствии,

по

причине,

в

случае, при наличии, ввиду, несмотря на.

Казак

мой, вопреки приказаниям, спал крепким сном. Несмотря на страх, я

пошел по галереям подземелья. К счастью, по причине неудачной охоты, наши

кони не были измучены.

7)

Обособленное уточняющее обстоятельство места(где именно? куда именно?

откуда именно?)

Лосиха лежала теперь подальше от Кривой сосны и смотрела в сторону, на

торфяные

болота. Там, за рожью, не слишком далеко, темно- синяя туча

лежала грузной громадой на целой половине небосклона. Мы стали спускаться

вниз, к сверкающему пеной прибою.

ИЛИ

Обособленное уточняющее обстоятельство

Почему

и

здесь, в комнате, столь основательно удаленной от кухни, витает

изумительный блинный дух?

ИЛИ

Обособленное

уточняющее

обстоятельств

времени(

когда

именно?

как

долго?)

Когда–то, давным - давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Рано

утром, часов в шесть, к нам в окно громко постучали.

Я сидел у раскрытого окна утром, ранним утром первого мая.

Задание

10.

Это

задание

требует

знаний

пунктуационного

анализа

предложения с вводными словами и вводными конструкциями, грамматически

не связанными с членами предложения.

Вводные

слова

это

слова

или

сочетания

слов,

при

помощи

которых

говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он сообщает.

Например:

Еще,(6) чего доброго,(7) скажешь: « Не хочу хлебца,(8) мяска давай или конфет

каких!..» Ответ- 67

Но он умел,(1)конечно,(2) только обвинять и судить. Ответ - 12

- Прости,(4) пожалуйста,(5) я не думал,(6) Петя,(7) я не хотел,(8) прости,(9) –

бормотал Валька. Ответ – 45

Например,(1) бабушка считает, что все в жизни зависит от самого человека.

Ответ – 1

Запомни

эти

вводные

слова.

Вводные

слова

всегда

в

предложении

выделяются запятыми:

1)

Вводные

слова,

выражающие

чувства-

к

радости,

на

радость,

к

удовольствию,

к

огорчению,

к

стыду,

к

несчастью,

к

ужасу,ужас,

к

изумлению,

к

удивлению,

к

негодованию,

к

сожалению,

к

большому

огорчению,

к

прискорбию,

жаль,

на

беду,

как

на

беду,

как

нарочно,

к

великой досаде, как назло, странное дело, чего доброго, неровен час и др.

2)

Вводные слова степени уверенности – конечно,

несомненно, вероятно,

очевидно,

кажется,

наверное,

пожалуй,

безусловно,

бесспорно,

может,

видимо, по- видимому, разумеется, само собой, может быть ,возможно,

думаю, надо полагать, видно и др.

3)

Источник

сообщения

с

моей

точки

зрения,

по-

моему,

думаю,

вижу,

помнится, известно, на мой взгляд, по моему мнению, по- вашему, говорят,

по слухам, по преданию, слышно, по наблюдению…, по выражению…, по

мнению…, по словам…, с точки зрения… и др.

4)

Обращение к собеседнику – позвольте, помилуйте, поймите, послушайте,

согласитесь,

понимаете,

знаете,

видите

ли,

видишь

ли,

вообразите,

заметьте, помните, извините, простите, пожалуйста, будьте добры, спасибо,

будьте любезны.

5)

Порядок мыслей – например, во- первых, во- вторых, в- третьих, наконец,

далее, напротив, наоборот, однако, с одной стороны, с другой стороны,

значит, итак, следовательно, в общем, таким образом, стало быть, другими

словами, иначе говоря, короче, короче говоря, к слову сказать, кстати, лучше

сказать, между нами говоря, так сказать, одним словом, проще говоря,

подчеркиваю.

Вставные

конструкции

предложения,

словосочетания

передают

дополнительную,

необязательную

информацию,

поясняют

описываемую

речевую ситуацию, вносят поправки к основному тексту. Выделяются тире

или скобками.

Например:

Почти ежедневно эти люди читали друг другу свои сочинения( они и тогда

не переставали напряженно работать) и шумно обсуждали их.

Но оказалось, что несчастливую (или счастливую) страсть к стихосложению

вытравить из меня невозможно. За столом сидели три девочки – старшей из

них

было

одиннадцать,

средней

девять,

младшей

пять

лет

и

с

интересом разглядывали нас.

Задание 11. Это задание требует знаний грамматической основы предложения. Ответ

нужно записать цифрой.

Например: Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряженно прислушалась, но душа

ее молчала, и голос сына более не звучал в ней. Ответ: 3.

Горечь и непонятная обида скоро оставили старуху. Ответ: 1.

Задание

12. Это

задание

требует

знаний

СПП

и

ССП. СПП

подчинительная

связь,

подчинительные союзы. ССП – сочинительная связь, сочинительные союзы.

Например:

выпишите

все

цифры,

обозначающие

запятые

между

частями

сложного

предложения, связанными подчинительной связью.

Правильно,(1) это копии, (2)потому что настоящими письмами я дорожу. Ответ: 2.

Подчинительные союзы: что, чтобы, как, будто, как будто, словно, когда, пока, как только,

лишь только, едва, в то время как, покамест, прежде чем, до того как, после того как,

точно, подобно тому как, чем – тем, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, если, кабы, ежели,

коли(коль), коль скоро, потому что, оттого что, так как, ибо, затем что, благодаря тому что,

ввиду того что, так что, хотя, несмотря на то что, пусть, пускай, сколько ни, как ни, где,

куда, какой, который, каков, чей, кто, почему, отчего, сколько, откуда.

Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения,

связанными сочинительными союзами.

Дверь тихонько отворилась,(1) и царевна очутилась в светлой горнице. Ответ: 1

Сочинительные союзы: и, да(и), а, но, да(но),или, либо, то-то, не то- не то, ни- ни ,однако,

зато, тоже, также.

Задание 13. Это задание требует знаний СПП с несколькими придаточными ( однородное

подчинение, параллельное подчинение, последовательное подчинение)

Однородное подчинение – одинаковые союзы, вопросы.

Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печет, летают и пляшут стрекозы.

Параллельное подчинение – разные союзы, разные вопросы.

Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика,

который тащил бревно на себе.

Последовательное подчинение – придаточные предложения идут друг за другом.

Мы проходим все комнаты, поднимаемся в детскую, откуда открывается вид на пруд,

который сияет великолепием воды и зелени.

Задание 14. Это задание требует знаний сложного предложения с разными видами связи

( бессоюзная, союзная подчинительная, союзная сочинительная ).

Но

вот

здесь

что

интересно

: другие

не

нашли

пещеру,

а

он

нашел.

Это

сложное

предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью. СП= ССП+БСП

Говорит он вычурно и скоро

: он

из

тех

людей, которые на все случаи жизни имеют

готовые

пышные

фразы.

Это

сложное

предложение с

бессоюзной

и

союзной

подчинительной связью. СП=БСП+СПП

Жизнь идет не медленней, н о тише, потому что лес вечерний тих, и прощальный шум

ветвей

я

слышу

без

тебя.

Это

сложное

предложение с

союзной

сочинительной

и

подчинительной связью. СП= ССП+ СПП

Будьте внимательны при выполнении заданий. В некоторых заданиях ответы пишутся

цифрами или словами. Желаем успеха!



В раздел образования




Яндекс.Метрика