Автор: Леут Елена Вадимовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Краснодарский краевой базовый медицинский колледж"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: АКТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Раздел: среднее профессиональное
АКТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
В ПРЕПОДАВАНИИ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Леут Елена Вадимовна
ГБПОУ Министерства здравоохранения Краснодарского края
«Краснодарский краевой базовый медицинский колледж»
Изучение любой клинической дисциплины, представляет собой единство
трех взаимосвязанных форм: аудиторная работа, которая осуществляется под
непосредственным руководством преподавателя; внеаудиторная самостоятельная
работа; научно-исследовательская работа в виде написания курсовых работ и, в
последующем выполнение выпускной квалификационной работы.
Для
активного
овладения
знаниями
в процессе
аудиторной
работы
необходимо понимание учебного материала и его творческое восприятие. В связи
с этим
преподаватели
уделяют
внимание
проблеме
восприятия
лекций
студентами,
стремятся
обозначить
внутри-
и междисциплинарные
связи,
преемственность дисциплин. Знания студентов, не закрепленные связями, плохо
сохраняются.
Активное
использование
мультимедийных
технологий
способствуют логическому восприятию и повышают интерес к дисциплине.
Одним из методов активации учебной деятельности, является case study.
Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод
конкретных
ситуаций,
метод
ситуационного
анализа) —
техника
обучения,
использующая
описание
реальных
ситуаций.
Обучающиеся
должны
проанализировать
ситуацию,
разобраться
в
сути
проблем,
предложить
возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном
фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Суть
структурированного
кейса-анализа
реальной
ситуации
(каких-то
вводных данных), описание которой одновременно отражает не только какую-
либо
практическую
проблему,
но и актуализирует
определенный
комплекс
знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Case
study с одной стороны противопоставлены таким видам работы, как повторение
за преподавателем,
ответы
на вопросы
преподавателя,
пересказ
заданного
материала, а с другой — совмещают в себе такие прекрасно зарекомендовавшие
себя методы как ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. В их состав
в виде
специализированных
наборов
учебно-методических
комплексов
могут
входить:
учебная
литература,
мультимедийный
курс,
иллюстрации,
видеофрагменты, схемы, ситуационные задачи, ролевые игры, диагностические
алгоритмы. Данная технология позволяет знакомить обучающегося с различной
патологией
в
конкретной
клинической
дисциплине,
а также
может
служить
дополнительным
образовательным
источником
для
студентов,
желающих
приобрести более глубокие знания по предмету.
Сase study-в нашем случае, это клинические ситуационные задачи. Это одна
из
форм
активации
учебной
деятельности
студентов.
При
составлении
ситуационных
задач
моделируется
клиническая
ситуация,
сознательно
опускаются
в условии
существенный
признак
или,
напротив,
включаются
избыточные признаки, следуя известному принципу составления задач: с полным
условием;
с избыточным
условием;
с неполным
условием;
с избытком
одних
условий при недостатке других. В качестве основы часто используются реальные
истории
болезни,
переработанные
в соответствии
с требованиями
дидактики,
выделяют
две
основные
взаимосвязанные
части:
условие
и проблема,
подлежащая
решению.
Условие
задачи
в идеальной
ситуации
содержит
всестороннее описание исходных фактических данных, которые может получить
акушерка или медицинская сестра, обследуя пациента, т. е. включает детальный
анамнез
со всеми
его
подразделениями,
результаты
объективного
осмотра,
краткое
изложение
итогов
лабораторных
и инструментальных
исследований,
иллюстративный материал (рисунки, схемы, фотографии). Такое, «идеальное»,
условие оказывается громоздким, первостепенные и второстепенные признаки
в нем
смешаны.
Студенту,
решающему
такую
задачу,
приходится
проводить
направленный выбор симптомов. Чтобы охватить все многообразие клиники
по заболеванию к решению предлагается несколько ситуационных задач. Умение
добиваться положительного результата в решении ситуационных задач позволяет
оценить уровень «знаний» и «умений» студента на данном этапе обучения.
Особое
значение
в подготовке
средних
медицинских
работников
имеет
выработка
практических
навыков,
которая
занимает
большую
часть
практических
занятий,
на них
под
руководством
преподавателя
студенты
самостоятельно
их отрабатывают.
Для
отработки
практических
навыков
в
кабинетах
доклинической
практики
есть
фантомы
и
симуляторы,
которые
являются идеальным рабочим местом для моделирования клинической ситуации
в
обучении
и
способствуют
активации
учебной
деятельности
студентов.
Внедрение в процесс обучения современной техники позволяет сформировать
и повысить
уровень
умений
обучаемых,
увеличить
их заинтересованность
в практической
деятельности,
снизить
страх
перед
приемом
пациентов
и значительно
поднять
уровень
профессиональной
подготовки
специалистов
среднего медицинского звена.
Одним
из
методов
активации
учебной
деятельности
студентов
является
самостоятельная работа.
Новые
образовательные
стандарты
предусматривают
увеличение
нормативов времени на самостоятельную работу студентов, что предполагает
индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента
в процессе
обучения.
Каждый
студент
должен
иметь
возможность
овладеть
учебным
материалом
по отдельным
темам
на разных
уровнях,
но не ниже
базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей.
Данный
подход
способствует
формированию
профессиональной
готовности,
которая
заключается
в умении
владеть
системой
знаний
и творчески
их использовать в профессиональной деятельности; квалифицированно решать
профессиональные задачи; ориентироваться в многообразии учебных пособий,
литературы
и выбирать
наиболее
эффективные
в применении
к конкретной
ситуации; стремиться к дальнейшему профессиональному, творческому росту.
Предоставление
свободы
выбора
важно,
так
как
способствует
развитию
активности
личности
в учебном
процессе,
формированию
познавательных
интере сов,
креативных
спо собно стей,
проявлению
и н и ц и ат и в ы ,
самостоятельности, реализации личностного потенциала.
К основным видам внеаудиторной работы, используемым при обучении,
относятся:
подготовка
и написание
рефератов
и докладов
на заданные
темы,
оформление
мультимедийных
презентаций
по
разделам
и отдельным
темам,
подготовка актуальной тематики санитарно-просветительной работы, подготовка
докладов на заседаниях студенческого научного кружка, решение ситуационных
задач, составление задач с эталонами ответов, подбор и изучение литературных
источников,
подготовка
тематических
обзоров
по периодике,
выполнение
курсовых работ и, в последующем, выполнение выпускных квалификационных
работ.
Активация самостоятельной работы студентов обеспечивается серьезной
мотивацией. Если результаты работы обучающихся используются в лекционном
курсе, в методических пособиях, при подготовке публикаций, это существенно
меняет отношение и повышает качество выполняемой такой работы.
Другим
вариантом
повышения
мотивации
студентов
к самостоятельной
работе
является
подготовка
к участию
в конкурсах,
мастер
-классах
которые
позволяют оценить не только общий уровень подготовки студентов, но и развить
у них
познавательный
интерес
к углубленному
изучению
предмета,
сформировать у студентов здоровый дух конкуренции.
Список литературы
1.
Грудзинская Е. Ю. Активные методы обучения в высшей школе : учебно-
методические
материалы
по программе
повышения
квалификации
«Современные
педагогические
и информационные
технологии» /
Е. Ю.
Грудзинская, В. В. Марико. — Н. Новгород : ННГУ, 2007. — 182 с.
2.
Д е л о в ы е
и г р ы
и другие
методы
активизации
познавательной
деятельности / В. Н. Кругликов [и др.]. — СПб. : П-2, 2006. — 190 с.
3.
Наумов
Л. Б.
Учебные
игры
в медицине /
Л. Б.
Наумов.
— Ташкент
:
Медицина, 1986. — 320 с.
4.
Смышляева
Л. Г.
Педагогические
технологии
активизации
обучения
в высшей школе : учебное пособие / Л. Г. Смышляева, Л. А. Сивицкая.
— Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2010. — 191 с.
5.
Ситуационный
анализ,
или
Анатомия
Кейс-метода /
П о д
р е д .
Ю. П. Сурмина. — Киев : Центр инноваций и развития, 2002. — 286 с.
6.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
профессионального образования по специальности «Акушерское дело».