Автор: Цой Ирина Теуновна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "ЦДМШ"
Населённый пункт: город Южно–Сахалинск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности работы концертмейстера в классах эстрадного вокала и оркестровых инструментов"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центральная детская музыкальная школа города Южно-Сахалинска»
Особенности работы концертмейстера
в классах эстрадного вокала и оркестровых инструментов
Концертмейстера
Цой И. Т.
г. Южно-Сахалинск
2019 г.
Содержание
Вступление 3
Специфические навыки, необходимые в работе концертмейстера 3
Музыкальный образ как результат синтеза выразительных средств.
Художественная роль сопровождения 4
Психологическое взаимодействие партнеров в ансамбле 4
Особенности работы с инструменталистами и вокалистами 5
Влияние практики аккомпанирования на фортепианное исполнительство 6
Заключение 7
Литература 8
Вступление
Значение концертмейстера, как в процессе становления юного музыканта, так и в его
дальнейшей творческой биографии сложно переоценить. Игра с концертмейстером
воспитывает чувство ансамбля, формы и метроритма, обогащает слуховой опыт, делает
исполнение солиста более красочным, выразительным и осмысленным. Как ни странно, не
каждый хороший пианист может быть хорошим концертмейстером. Концертмейстер
помимо музыкальности должен обладать гибкостью, чуткостью, способностью
подстроиться под каждого исполнителя, поддержать его, дать ему свободу или, наоборот,
взять управление процессом в свои руки, когда это необходимо. Специфическое качество
концертмейстера – это отсутствие желания главенствовать, умение подчиниться воле
солиста, проникнуться его пониманием музыки.
Принято считать, что ведущая роль в ансамбле принадлежит солисту-инструменталисту
или вокалисту. И обычно все лавры достаются именно им. Однако, в большинстве
произведений именно партия аккомпанемента содержит в себе «львиную долю»
выразительных средств. Без нее партия солиста звучит довольно бедно и неопределенно.
Аккомпанемент дает ритмическую пульсацию, и сразу как будто «включает биение сердца
музыки», раскрашивает мелодию гармоническими красками, обогащает звучание
обертонами, «дорисовывает обстановку», в которой происходит действие, а порой даже
заменяет целый оркестр. Ни один инструмент не может похвастаться таким богатством
красок и возможностей, как фортепиано. Поэтому остальные инструменты и голос, как бы
красиво они не звучали, вынуждены прибегать к помощи концертмейстера, который
должен обладать достаточной скромностью и вместе с тем немалым мастерством, чтобы
суметь подчеркнуть красоту солирующего голоса или инструмента, исполняя, как
правило, не менее легкую, а зачастую и более сложную партию, но оставаясь при этом на
втором плане.
Специфические навыки, необходимые в работе концертмейстера
Специфические навыки профессии концертмейстера – это умение быстро и
осмысленно воспринять и воспроизвести на инструменте нотный текст, различая, что
существенно, а что менее важно, умение ясно видеть и слышать соотношение сольной
партии с аккомпанементом, построить план исполнения своей партии в полном
соответствии с планом солиста. Также важны такие качества, как концертмейстерская
интуиция, чутье, быстрота реакции, умение предугадать намерение солиста и обеспечить
ему удобство исполнения.
Концертмейстер должен знать и слышать не только свою партию и партию солиста, но
и представлять их совместное звучание, взаимодействие, представлять характер звучания,
образный и динамический план, уметь выстроить звуковой баланс, понимать, где надо
дать гармоническую поддержку, где выразительно, но корректно провести подголоски, где,
наоборот, убрать звучность.
Стоит отметить еще и такое качество концертмейстера, как сценическая выдержка,
психологическая готовность к неожиданностям, случающимся на сцене. Нужно уметь
хорошо ориентироваться в партитуре, чтобы максимально быстро и незаметно «поймать»
солиста, если тот забудет текст или собьется.
С одной стороны, концертмейстер должен быть психологически готов подчиниться
художественной воле солиста, а с другой, должен иметь свой взгляд и свое понимание
звучания того или иного произведения. Именно в руках аккомпаниатора зачастую
сосредоточена большая часть музыкально-выразительных средств: гармония,
метроритмическая пульсация, тембровые краски и т.д. Именно от концертмейстера
зависит, будет ли дополнена всеми этими средствами сольная партия, и, таким образом,
создано в ансамбле единое целое. Мастерство концертмейстера заключается не столько в
синхронном исполнении нотного текста и выверенном балансе, сколько в создании
целостного, логичного в художественном и психологическом смысле образа. Таким
образом, фортепианная партия должна служить углублению содержания исполняемого
произведения.
Музыкальный образ как результат синтеза выразительных средств. Художественная
роль сопровождения
Музыкальный образ произведения рождается в результате синтеза выразительных
средств. Так, например, мелодия в наибольшей степени связана с интонационным
выражением личности и подразумевает активное высказывание, речь.
Сопровождение, в свою очередь, представляет собой совокупность дополняющих такое
высказывание внутренних и внешних обстоятельств, довольно различных по своему
значению: аккомпанемент может характеризовать действия и движения самого персонажа,
его состояние, темп и пульс высказывания, раскрывать его внутренний мир либо же
обрисовывать внешнюю обстановку.
По словам М.Глинки, «дело гармонии – дорисовать черты, которых нет, и не может
быть в вокальной мелодии (всегда несколько неопределенной в отношении
драматического смысла), сопровождение должно придать музыкальной мысли
определенное значение и колорит, придать ей характер, жизнь».
Художественная роль сопровождения как совокупности «дополняющих обстоятельств»,
по степени активности может варьироваться от поддержки пульса высказывания до
развернутых сопоставлений и противоречий. Эти три основных момента - поддержка,
сопоставление и противоречие - образуют соответственно три степени смысловой связи:
фон, диалог и конфликт.
Таким образом, все виды сопровождения, в том числе простейшая метроритмическая
основа, всегда являются носителями эмоционального, изобразительного, смыслового
содержания.
Хороший аккомпанемент оживляет исполнение пьесы и, наоборот, самый лучший
исполнитель сильно теряет из-за плохого сопровождения, ибо все его художественные
намерения искажаются, и этим он выбивается из артистического состояния, в котором
находился.
Психологическое взаимодействие партнеров в ансамбле
Для ансамбля очень важны отношения партнеров в совместном создании целостного
художественного образа. Можно сказать, что взаимодействие является психологическим
фундаментом профессии концертмейстера.
Разница в восприятии одного и того же музыкального произведения может быть
довольно таки существенной, она выражается и в глубине переживаний, и в
эмоциональных нюансах, и в образных ассоциациях. Причиной этого является разница в
слуховом и жизненном опыте, а также индивидуальные психологические характеристики.
В то же время музыка подсознательно воспринимается людьми как носитель
эмоциональной информации. Безусловные эмоциональные реакции на музыку
генетически обусловлены. Так, например, доказано, что изменения в активности мозга при
прослушивании музыки, вызывающей страх и тревогу, соответствуют подобным
изменениям в момент реальной опасности.
Однако, для партнеров в ансамбле такая способность явно недостаточна для
обеспечения эмоционально-смыслового единства в исполнении. Нотный текст - это
смысл, отраженный композитором в знаковой системе. В ансамблевом исполнении на
первый план выступает не только эмоциональное прочтение текста и интерпретация
смысла, задуманного композитором, но и улавливание эмоционального смысла,
воспринятого партнером, сонастройка эмоционально-смыслового прочтения.
Психологическая настройка дружественности, сопереживания, пристального и
трепетного внимания ко всем поворотам событий, эмоциональной окраске, оттенкам
интонаций воплощаемого солистом персонажа – вплоть до полного слияния с ним –
создает подлинно высокое качество ансамбля. Так называемое «аккомпаниаторское чутье»
- это не столько умение следовать за солистом синхронно и динамически, сколько
способность почувствовать замысел и намерения солиста и с добровольной
послушностью и осторожной инициативой сочетать с ним трактовку своей партии.
В отличие от игры с опытными солистами, работа с детьми в музыкальной школе
предполагает не только подстройку под солиста, но еще и педагогическую корректировку
исполнения. Совместный с учащимися поиск единого художественного восприятия
музыкального текста подразумевает наличие особого взаимопонимания, как словесного, в
процессе общения, так и музыкального, в процессе исполнения.
Также концертмейстер должен уметь психологически настроить учащегося перед
выходом на сцену, максимально сгладить стрессовость ситуации, поддержать, внушить
уверенность в собственных силах. Переместить фокус внимания с волнения на характер
исполняемого произведения.
Особенности работы с вокалистами и инструменталистами
В вокальной музыке очень важна агогика интонаций. Аккомпаниатор должен помочь
солисту вести фразу, предоставить ему удобную цезуру для дыхания, поддержать
выразительность пунктуации, содействовать артикуляции речи, подкрепить экспрессивные
взлеты интонации, объединять и разделять мысли-предложения и более крупные
смысловые части целого.
Характер звучания аккомпанемента должен соответствовать характеру звучания
солиста. Аккомпаниатор должен сжиться с мелодией ведущей партии, слиться с
исполнительскими намерениями солиста. Только слитность баса с опорными звуками
мелодии, не только по времени, но и по характеру звучания, может обеспечить чистоту
интонации певца или инструменталиста.
Как правило, при разучивании произведений с вокалистами, требуется игра
транскрипции – аккомпанемента и вокальной строчки, до тех пор, пока вокалист не освоит
свою партию, что требует повышенной концентрации внимания от концертмейстера.
Чтение с листа трехстрочных партитур различной сложности и стилистической
направленности является незаменимым навыком, который требует постоянной тренировки
и совершенствования.
В работе с вокалистами и инструменталистами эстрадного отделения часто требуется
умение игры сопровождения по цифровкам. Необходимо не только хорошо
ориентироваться в буквенно-цифровых обозначениях аккордов, но и уметь подобрать
фактуру аккомпанемента, чтобы она соответствовала стилю и характеру исполняемого
произведения. Причем, нужно уметь делать это практически «с ходу», едва прослушав
оригинал, если имеется запись, а если нет, то и без прослушивания, опираясь лишь на
свою музыкальную интуицию и музыкально-слуховой опыт.
В самостоятельной работе концертмейстера над вокальным произведением можно
выделить следующие этапы:
-
анализ литературного и нотного текстов, определение характера и образной
концепции сочинения;
-
прочтение нотного текста «с листа», анализ средств музыкальной выразительности;
-
техническое освоение, выучивание нотного текста;
-
определение темпа и силы звука, логики выразительного звучания сольных
фортепианных фрагментов;
-
прослушивание произведения в записи.
При работе с инструменталистами в целях достижения полного ансамбля нужно уметь:
-
определить характер, эмоциональное состояние, стилистические особенности и
содержание исполняемого произведения;
-
осознать общий исполнительский план солиста;
-
слышать партию солиста в мельчайших деталях и в соотношении с собственной
партией;
-
разнообразить звучание фортепиано в соответствии со штрихами и другими
приемами игры солиста;
-
соразмерить звучность аккомпанемента в соответствии со специфическими
особенностями данного инструмента и исполнительскими данными солиста.
Баланс звучания выстраивается с учетом особенностей инструмента, т.к. нижний
регистр фортепиано зачастую может перекрыть любой другой инструмент, и
динамические оттенки должны соблюдаться с поправкой на балансировку звучания
и быть подчинены созданию ансамбля.
Влияние практики аккомпанирования на фортепианное исполнительство
В свою очередь можно отметить обратное влияние практики аккомпанирования на
понимание фортепианного исполнительства в целом. Опыт практикующего
концертмейстера значительно расширяет границы его восприятия музыки. Здесь можно
выделить следующие положительные моменты:
-
в процессе работы над вокально-поэтическими текстами происходит конкретизация
образа и уяснение исполнительской задачи, развивается музыкально-поэтическая
фантазия;
-
усиливается ощущение интонации, преодолевается интонационная «инертность»,
связанная с клавишной технологией фортепиано;
-
становится более осмысленной фразировка и синтаксическое строение
музыкальной речи;
-
развивается ощущения дыхания, цезур, пунктуации;
-
развивается понимания содержательно-выразительной функции аккомпанемента в
целом;
-
появляется отчетливое представление о выразительном своеобразии, свойственном
различным фактурам аккомпанемента: гармонической фигурации, аккордовой
пульсации, танцевальным ритмам;
-
развивается интонационно-мелодическая тенденция в движении гармонических
комплексов, в частности, мелодизация басовой линии, ощущение
«многослойности» в гомофоническом стиле;
-
углубляется понимание органической основы агогических отступлений;
-
становится более тонким понимание динамических уровней и амплитуд;
-
при знакомстве с разнообразными инструментальными произведениями
происходит осмысление артикуляции, выработка точной «меры» штриха.
Таким образом, можно сказать, что восприятие музыки практикующим
концертмейстером становится более осмысленным и глубоким. Появляется понимание
того, как и почему композитор использовал те или иные средства музыкальной
выразительности, и как они помогают в раскрытии идейно-образного содержания
музыкального произведения.
Заключение
Работа концертмейстера в классах эстрадного вокала и оркестровых инструментов
имеет ряд особенностей.
У каждого инструмента или голоса есть своя специфика и возникающие из этого
технические моменты (длина смычка, смена позиций у струнников, взятие дыхания у
вокалистов и духовиков, сила звучания различных инструментов и голоса в тех или иных
регистрах). Нужно учитывать эти особенности и уметь произвести соответствующую
корректировку звучания аккомпанемента (предоставить удобную цезуру для дыхания,
сделать целесообразные агогические отступления, скорректировать динамику и т.д.).
При работе над эстрадными произведениями часто требуется игра по цифровкам,
подбор аккомпанемента и импровизация.
И, конечно же, самый необходимый навык в работе концертмейстера – это чтение с
листа трехстрочных партитур различной сложности и стилистической направленности.
Роль концертмейстера сложно переоценить. Несмотря на кажущуюся второстепенность,
концертмейстер не только создает музыкальную иллюстрацию для солиста-вокалиста или
инструменталиста. Он также является помощником, наставником, единомышленником,
партнером по ансамблю и психологом. Помогает лучше понять исполняемое
произведение, преодолевать трудности и справляться со стрессовыми ситуациями во
время сценических выступлений.
Литература:
1)
Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения: Учебное пособие.
– 3-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2018.
– 112 с.
2)
Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс: Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
3)
Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. –
Л.: Издательство «Музыка», 1972. – 81 с.
4)
Михайлюкова Е.П., Залите А.Ю. Я – концертмейстер! (методическое пособие для
концертмейстеров ДМШ и ДШИ). – МОУДОД «Гатчинская детская музыкальная школа
им. М.М. Ипполитова-Иванова»
5)
Мосин И.Э. Творческая работа в концертмейстерском классе: Учебно-
методическое пособие. – 2-е издание, стереотипное. – СПБ.: Издательство «Лань»;
Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2017. – 112 с.
6)
Островская Е.А. Психологические аспекты деятельности концертмейстера в
музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства.: Диссертация. –
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. Рахманинова.
-Тамбов, 2006 – 233 с.
7)
Фатхутдинова Т.Г. Из опыта работы «Концертмейстер – кто он? Его роль…».
Теория и практика образования в современном мире: материалы V Международной
научной конференции (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). – СПб.: СатисЪ, 2014. – с. 9-12