Автор: Боброва Олеся Вениаминовна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МАОУ"ШИ №31"
Населённый пункт: город Златоуст
Наименование материала: Вандализм
Тема: Профилактика детского и подросткового вандализма
Раздел: дополнительное образование
Вандализм
–
одна
из
форм
разрушительного
поведения
человека,
приводящая
к
гибели
культурных
и
иных
ценностей.
В
лекции
содержится
материал
по
профилактике
детского
и
подросткового
вандализма, его причинах, правовой ответственности.
Вандализм. Профилактика детского и подросткового вандализма.
1.
Введение
Вандализм – одна из форм разрушительного поведения человека, приводящая
к гибели культурных и иных ценностей. Этот термин произошел от названия
древнегерманского племени вандалов. В 455 году они овладели Римом и
уничтожили
в
нем
множество
памятников
античного
и
христианского
искусства,
поэтому
вандалами
называют
невежд,
варваров,
разрушителей
ценностей.
Проявления вандализма приносят громадный финансовый ущерб, и приводят
к негативным социальным последствиям. Так, по некоторым оценкам 30%
затрат на ремонт в жилищно-коммунальной сфере приходится на ликвидацию
последствий вандализма.
Помимо значительного материального ущерба, вандализм несет за собой и
другие негативные потери обществу, причиняя психологические, физические
травмы и невосполнимые разрушения памятников культуры и архитектуры.
Предупреждение
таких
проявлений,
профилактика
разрушительного
поведения детей и подростков, осознание ими последствий своих проступков
во многом снизят эти расходы.
Циничные
надписи
на
стенах
домов,
памятниках,
загрязнение
стен
транспортных
салонов
–
«граффити»,
замусоривание
парков
и
скверов,
разорение и вытаптывание клумб и цветников, битье стекол на остановках и в
самом транспорте, портят лицо нашего города, всего того, что сопровождало
нас
с
детства,
и
было
дорого,
как
понятие
своего
дома
и
отечества.
Разрушения
свидетельствует
о
социальном
неблагополучии,
враждебном
п р о т е с т е
и
н а д р у г ат е л ь с т в е
н а д
о б щ е с т в е н н ы м и
у с т о я м и .
Социологами установлено, что появление даже незначительных и случайных
разрушений,
надписей,
рисунков
чаще
всего
способствует
последующим
разрушениям этих объектов. Испорченные объекты кажутся «ничейными»,
стимулируют дальнейшую их порчу и снимают социальные запреты. Вот
почему на восстановление испорченных объектов, ремонт, замену, смывание
надписей, устранение многочисленных объявлений, требуются громадные
материальные затраты и большие физические усилия.
2.
Правовые понятия и оценка вандализма
До 1996 года проявление вандализма рассматривалось уголовным правом как
хулиганство.
В
настоящее
время
вандализм
выделен
в
самостоятельный
состав преступления и уголовная ответственность за него наступает с 14 лет.
Выделение вандализма в самостоятельный состав преступления обусловлено
и
закономерно:
за
последнее
время
случаи
вандализма
в
нашей
стране
значительно
возросли
и
приобрели
угрожающий
характер,
кроме
того,
вандализм и хулиганство имеют существенные различия в своем проявлении.
Хулиганство это грубое нарушение общественного порядка, выражающее
явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к
гражданам или уничтожением чужого имущества. Такие действия носят явно
демонстративный,
вызывающий
характер.
Вандализм,
как
правило,
совершается скрытно, в расчете на то, что окружающие не заметят и не
пресекут эти действия, имеет цель – нанесение порчи и вреда и оценивается,
по
степени
общественной
опасности,
своими
разрушительными
имущественными последствиями. Вандалы, как правило, рассчитывают на
безнаказанность.
Вандализм в нашей стране приобрел свой угрожающий рост в последние
десять лет. Уголовное преследование за вандализм введено недавно и система
учета
различных
проявлений
вандализма
еще
не
разработана.
Существуют различные формы скрытого вандализма, когда граждане, чье
имущество пострадало от вандалов, не обращаются в правоохранительные
органы,
скрывая
по
разным
причинам
такие
проявления,
когда
лица,
совершившие такие деяния, не выявлены, а последствия порчи и разрушения
устранены, или считаются незначительными. Однако следует помнить, что
оставленные безнаказанными случаи проявления детского и подросткового
вандализма, приводят впоследствии к более серьезным преступлениям таким
как: хулиганство, причинение побоев гражданам, умышленное уничтожение
памятников культуры и истории, проявления экстремизма и другим формам
агрессии. Так, по данным зарубежных исследований (Д.Эллиот, Л.Шэннон),
более
половины
подростков,
задержанных
за
вандализм,
впоследствии
совершают более тяжкие преступления, или те, кто совершал вандализм в
возрасте от 6 до 17 лет, как правило, к 21 году уже имеют серьезную
п р е с т у п н у ю
к а р ь е р у .
Вот
почему
особенно
важно,
при
ранних
проявлениях
разрушительного
поведения среди детей и подростков, понять их мотивацию, своевременно
выявить
и
устранить
причины,
чтобы
впоследствии
не
допустить
более
серьезных преступлений с их стороны.
3.
Характеристики и психологические особенности лиц, склонных к
вандализму
Принято
считать,
что
вандализм
больше
присущ
мальчикам,
нежели
девочкам.
Возможно
такое
мнение
сложилось
потому,
что
крупные
разрушения, как правило, совершаются в позднее время и с затратой больших
физических усилий. Девочек больше контролируют в вечернее и ночное
время, и они слабее физически. Хотя к некрупным разрушениям и порче
школьного
имущества
девочки
склонны
наравне
с
мальчиками.
Подростковый
пик
вандализма
приходится
на
11-13
лет.
При
этом
разрушения
считаются
для
них
развлекательным
время
провождением.
Важной
особенностью
подросткового
вандализма
является
присутствие
сообщников, их обычно 3-4, как правило, это сверстники или разница в
возрасте у них не более 2 лет. С возрастом такие дети склонны к совершению
более серьезных актов, таких как поджоги, разрушения на железнодорожном
транспорте и иных крупных объектах или совершают преступления против
личности.
В
общественном
сознании
стереотип
подростка-вандала
предстает
примитивным
существом,
недоразвитым
в
умственном
и
психическом
отношении.
Как
правило,
эти
характеристики
ассоциируются
с
низким
социальным статусом семьи. На самом деле многочисленные исследования
подростков и разрушительного поведения в школьной среде показали, что
вандалы
обладают
таким
же
интеллектом,
как
и
их
сверстники,
однако
успевают в школе значительно хуже, склонны к прогулам, праздному время
провождению,
бесцельным
гуляниям
по
улицам,
в
позднее
время
и
в
компании своих сверстников. Таким образом, низкая успеваемость, частые
прогулы
школьных
занятий
являются
одним
из
важнейших
факторов
подросткового вандализма. И наоборот, успехи в школе, заинтересованность
в кружковых занятиях, увлечение спортом, намного снижают вероятность
вандализма
у
подростков,
имеющих
другие
неблагоприятные
факторы.
Поэтому борьба с прогулами, ликвидацией пробелов в знаниях является
существенным
фактором
в
профилактике
подросткового
вандализма.
Следующий
значительный
фактор,
влияющий
на
детское
агрессивное,
разрушительное поведение, - это конфликт с родителями или школьными
учителями, а также наличие друзей, которые часто ломают или разрушают
что-нибудь.
Криминологические
исследования
показывают,
что
в
основе
разрушительного
поведения
лежит
потребность
подростков
в
самоутверждении. Эта потребность присуща любой личности, однако такую
уродливую
форму
она
приобретает,
когда
подросток
не
может
должным
образом утвердиться в семье, школе, среди одноклассников. Поэтому он
старается
проявить
свое
«Я»
в
неофициальных
группах
сверстников,
носящих вначале досуговый, а затем и криминальный характер. Мотивация
разрушительного
поведения
состоит
в
вымещении
затаенных
обид
на
случайных
объектах,
замещенной
разрядке
(снятии)
нервно-психического
напряжения и ложного утверждения своего «Я». Зачастую эта мотивация
носит
детский
характер
-
желание
выделиться,
показать
силу,
продемонстрировать вызов обществу, самоутвердиться в глазах сверстников.
Статусная
мотивация,
стремление
завоевать
и
упрочить
свой
личный
авторитет среди товарищей, особенно старших по возрасту, может толкнуть
на
совершение
акта
вандализма
даже
благополучного
подростка.
Немаловажную роль в развитии детского вандализма играет отсутствие у
родителей должного контроля за детьми, безразличного отношения к их
время провождению, к учебе, к тому, где и как они проводят вечера, к их
нуждам и проблемам. Эти факторы заставляют подростков искать понимания
у таких же «детей улиц», сплачивает их в группы, которые отстаивают свой
м е н т а л и т е т
п р о я в л е н и е м
р а з р у ш и т е л ь н ы х
д е й с т в и й .
Гиперопека
(завышенное
внимание
и
контроль)
родителей,
повышенная
строгость,
лишение
самостоятельности,
суровые
наказания
з а
незначительную провинность или непреднамеренную порчу, поломку чего-
либо,
также
способствуют
срывам
в
поведении,
вызывают
внутренний
протест
у
ребенка,
чувство
несправедливости,
обиду
и
в
дальнейшем
являются причиной актов вандализма и агрессии.
4.
Мотивы разрушительного поведения
Многие виды ущерба окружающей среде и оборудованию наносятся не из-за
осознанного
желания
разрушить,
а
вследствие
пренебрежительного
отношения к нормам поведения, отсутствия заботы к окружающей природе и
аккуратности,
соображений
личного
удобства,
отсутствия
культуры
воспитания и неуважения к тому, что сделано руками человека, продуктам
человеческой деятельности. К числу таких действий относится вытаптывание
газонов, замусоривание улиц и т.п. действия. Отличительной чертой этих
действий
является
то,
что
вандалы
не
осознают
последствий
своего
поведения и не испытывают никакого чувства ответственности.
Основные
причины
детского
и
подросткового
вандализма
заключены
в
следующем.
Скука, желание развлечься, является психологическим фоном, на котором
происходят многие правонарушения, молодежи, в том числе и вандализм.
Мотивом является поиск острых ощущений и новых впечатлений. При этом
особенный размах приобретают разрушения, если подростки находятся в
состоянии
алкогольного
или
наркотического
возбуждения.
Поэтому
в
предупреждении
подросткового
вандализма
большую
роль
играет
профилактика алкоголизма и наркомании.
5.
Правовая ответственность
Помимо
уголовной
ответственности
за
вандализм,
когда
содеянное
не
относится
к
уголовно-наказуемому
деянию,
лица,
допустившие
разрушительное
поведение
или
причинившие
своими
действиями
ущерб
имуществу, привлекаются к административной и (или) гражданско-правовой
ответственности.
К родителям или лицам, их заменяющим, в соответствии со ст. 164 Кодекса
об
админист ративных
правонарушениях,
применяют ся
м е р ы
административного взыскания. Злостное невыполнение ими обязанностей по
воспитанию
и
обучению
несовершеннолетних,
употребление
ими
наркотических
средств
без
назначения
врача,
мелкое
хулиганство
или
хулиганство, совершенное подростком в возрасте от 14 до 16 лет влечет
наложение штрафа на родителей, в размере от 1/10 или 1/3 МРОТ или
предупреждение.
За
вред,
причиненный
несовершеннолетним,
не
достигшим
14
лет
(малолетним),
отвечают
его
родители
(законные
представители),
если
не
докажут, что вред был причинен не по их вине.
Несовершеннолетние
в
возрасте
от
14
до
18
лет
самостоятельно
несут
ответственность за причиненный вред на общих основаниях.
Таким
образом,
родители
(законные
представители)
и
учреждения,
в
обязанности которых входит осуществление надзора за несовершеннолетним,
в силу закона, несут материальную ответственность за вред, причиненный
детьми
в
соответствии
с
гражданским
кодексом
Российской
Федерации.
Материальная ответственность за причинение вреда может наступить и в
случае привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности в
виде лишения свободы, если потерпевшая сторона заявит иск о материальном
возмещении причиненных убытков.
Социальный педагог МАОУ «ШИ №31» Боброва Олеся Вениаминовна