Напоминание

Профилактика детского и подросткового вандализма


Автор: Боброва Олеся Вениаминовна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МАОУ"ШИ №31"
Населённый пункт: город Златоуст
Наименование материала: Вандализм
Тема: Профилактика детского и подросткового вандализма
Раздел: дополнительное образование





Назад




Вандализм

одна

из

форм

разрушительного

поведения

человека,

приводящая

к

гибели

культурных

и

иных

ценностей.

В

лекции

содержится

материал

по

профилактике

детского

и

подросткового

вандализма, его причинах, правовой ответственности.

Вандализм. Профилактика детского и подросткового вандализма.

1.

Введение

Вандализм – одна из форм разрушительного поведения человека, приводящая

к гибели культурных и иных ценностей. Этот термин произошел от названия

древнегерманского племени вандалов. В 455 году они овладели Римом и

уничтожили

в

нем

множество

памятников

античного

и

христианского

искусства,

поэтому

вандалами

называют

невежд,

варваров,

разрушителей

ценностей.

Проявления вандализма приносят громадный финансовый ущерб, и приводят

к негативным социальным последствиям. Так, по некоторым оценкам 30%

затрат на ремонт в жилищно-коммунальной сфере приходится на ликвидацию

последствий вандализма.

Помимо значительного материального ущерба, вандализм несет за собой и

другие негативные потери обществу, причиняя психологические, физические

травмы и невосполнимые разрушения памятников культуры и архитектуры.

Предупреждение

таких

проявлений,

профилактика

разрушительного

поведения детей и подростков, осознание ими последствий своих проступков

во многом снизят эти расходы.

Циничные

надписи

на

стенах

домов,

памятниках,

загрязнение

стен

транспортных

салонов

«граффити»,

замусоривание

парков

и

скверов,

разорение и вытаптывание клумб и цветников, битье стекол на остановках и в

самом транспорте, портят лицо нашего города, всего того, что сопровождало

нас

с

детства,

и

было

дорого,

как

понятие

своего

дома

и

отечества.

Разрушения

свидетельствует

о

социальном

неблагополучии,

враждебном

п р о т е с т е

и

н а д р у г ат е л ь с т в е

н а д

о б щ е с т в е н н ы м и

у с т о я м и .

Социологами установлено, что появление даже незначительных и случайных

разрушений,

надписей,

рисунков

чаще

всего

способствует

последующим

разрушениям этих объектов. Испорченные объекты кажутся «ничейными»,

стимулируют дальнейшую их порчу и снимают социальные запреты. Вот

почему на восстановление испорченных объектов, ремонт, замену, смывание

надписей, устранение многочисленных объявлений, требуются громадные

материальные затраты и большие физические усилия.

2.

Правовые понятия и оценка вандализма

До 1996 года проявление вандализма рассматривалось уголовным правом как

хулиганство.

В

настоящее

время

вандализм

выделен

в

самостоятельный

состав преступления и уголовная ответственность за него наступает с 14 лет.

Выделение вандализма в самостоятельный состав преступления обусловлено

и

закономерно:

за

последнее

время

случаи

вандализма

в

нашей

стране

значительно

возросли

и

приобрели

угрожающий

характер,

кроме

того,

вандализм и хулиганство имеют существенные различия в своем проявлении.

Хулиганство это грубое нарушение общественного порядка, выражающее

явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к

гражданам или уничтожением чужого имущества. Такие действия носят явно

демонстративный,

вызывающий

характер.

Вандализм,

как

правило,

совершается скрытно, в расчете на то, что окружающие не заметят и не

пресекут эти действия, имеет цель – нанесение порчи и вреда и оценивается,

по

степени

общественной

опасности,

своими

разрушительными

имущественными последствиями. Вандалы, как правило, рассчитывают на

безнаказанность.

Вандализм в нашей стране приобрел свой угрожающий рост в последние

десять лет. Уголовное преследование за вандализм введено недавно и система

учета

различных

проявлений

вандализма

еще

не

разработана.

Существуют различные формы скрытого вандализма, когда граждане, чье

имущество пострадало от вандалов, не обращаются в правоохранительные

органы,

скрывая

по

разным

причинам

такие

проявления,

когда

лица,

совершившие такие деяния, не выявлены, а последствия порчи и разрушения

устранены, или считаются незначительными. Однако следует помнить, что

оставленные безнаказанными случаи проявления детского и подросткового

вандализма, приводят впоследствии к более серьезным преступлениям таким

как: хулиганство, причинение побоев гражданам, умышленное уничтожение

памятников культуры и истории, проявления экстремизма и другим формам

агрессии. Так, по данным зарубежных исследований (Д.Эллиот, Л.Шэннон),

более

половины

подростков,

задержанных

за

вандализм,

впоследствии

совершают более тяжкие преступления, или те, кто совершал вандализм в

возрасте от 6 до 17 лет, как правило, к 21 году уже имеют серьезную

п р е с т у п н у ю

к а р ь е р у .

Вот

почему

особенно

важно,

при

ранних

проявлениях

разрушительного

поведения среди детей и подростков, понять их мотивацию, своевременно

выявить

и

устранить

причины,

чтобы

впоследствии

не

допустить

более

серьезных преступлений с их стороны.

3.

Характеристики и психологические особенности лиц, склонных к

вандализму

Принято

считать,

что

вандализм

больше

присущ

мальчикам,

нежели

девочкам.

Возможно

такое

мнение

сложилось

потому,

что

крупные

разрушения, как правило, совершаются в позднее время и с затратой больших

физических усилий. Девочек больше контролируют в вечернее и ночное

время, и они слабее физически. Хотя к некрупным разрушениям и порче

школьного

имущества

девочки

склонны

наравне

с

мальчиками.

Подростковый

пик

вандализма

приходится

на

11-13

лет.

При

этом

разрушения

считаются

для

них

развлекательным

время

провождением.

Важной

особенностью

подросткового

вандализма

является

присутствие

сообщников, их обычно 3-4, как правило, это сверстники или разница в

возрасте у них не более 2 лет. С возрастом такие дети склонны к совершению

более серьезных актов, таких как поджоги, разрушения на железнодорожном

транспорте и иных крупных объектах или совершают преступления против

личности.

В

общественном

сознании

стереотип

подростка-вандала

предстает

примитивным

существом,

недоразвитым

в

умственном

и

психическом

отношении.

Как

правило,

эти

характеристики

ассоциируются

с

низким

социальным статусом семьи. На самом деле многочисленные исследования

подростков и разрушительного поведения в школьной среде показали, что

вандалы

обладают

таким

же

интеллектом,

как

и

их

сверстники,

однако

успевают в школе значительно хуже, склонны к прогулам, праздному время

провождению,

бесцельным

гуляниям

по

улицам,

в

позднее

время

и

в

компании своих сверстников. Таким образом, низкая успеваемость, частые

прогулы

школьных

занятий

являются

одним

из

важнейших

факторов

подросткового вандализма. И наоборот, успехи в школе, заинтересованность

в кружковых занятиях, увлечение спортом, намного снижают вероятность

вандализма

у

подростков,

имеющих

другие

неблагоприятные

факторы.

Поэтому борьба с прогулами, ликвидацией пробелов в знаниях является

существенным

фактором

в

профилактике

подросткового

вандализма.

Следующий

значительный

фактор,

влияющий

на

детское

агрессивное,

разрушительное поведение, - это конфликт с родителями или школьными

учителями, а также наличие друзей, которые часто ломают или разрушают

что-нибудь.

Криминологические

исследования

показывают,

что

в

основе

разрушительного

поведения

лежит

потребность

подростков

в

самоутверждении. Эта потребность присуща любой личности, однако такую

уродливую

форму

она

приобретает,

когда

подросток

не

может

должным

образом утвердиться в семье, школе, среди одноклассников. Поэтому он

старается

проявить

свое

«Я»

в

неофициальных

группах

сверстников,

носящих вначале досуговый, а затем и криминальный характер. Мотивация

разрушительного

поведения

состоит

в

вымещении

затаенных

обид

на

случайных

объектах,

замещенной

разрядке

(снятии)

нервно-психического

напряжения и ложного утверждения своего «Я». Зачастую эта мотивация

носит

детский

характер

-

желание

выделиться,

показать

силу,

продемонстрировать вызов обществу, самоутвердиться в глазах сверстников.

Статусная

мотивация,

стремление

завоевать

и

упрочить

свой

личный

авторитет среди товарищей, особенно старших по возрасту, может толкнуть

на

совершение

акта

вандализма

даже

благополучного

подростка.

Немаловажную роль в развитии детского вандализма играет отсутствие у

родителей должного контроля за детьми, безразличного отношения к их

время провождению, к учебе, к тому, где и как они проводят вечера, к их

нуждам и проблемам. Эти факторы заставляют подростков искать понимания

у таких же «детей улиц», сплачивает их в группы, которые отстаивают свой

м е н т а л и т е т

п р о я в л е н и е м

р а з р у ш и т е л ь н ы х

д е й с т в и й .

Гиперопека

(завышенное

внимание

и

контроль)

родителей,

повышенная

строгость,

лишение

самостоятельности,

суровые

наказания

з а

незначительную провинность или непреднамеренную порчу, поломку чего-

либо,

также

способствуют

срывам

в

поведении,

вызывают

внутренний

протест

у

ребенка,

чувство

несправедливости,

обиду

и

в

дальнейшем

являются причиной актов вандализма и агрессии.

4.

Мотивы разрушительного поведения

Многие виды ущерба окружающей среде и оборудованию наносятся не из-за

осознанного

желания

разрушить,

а

вследствие

пренебрежительного

отношения к нормам поведения, отсутствия заботы к окружающей природе и

аккуратности,

соображений

личного

удобства,

отсутствия

культуры

воспитания и неуважения к тому, что сделано руками человека, продуктам

человеческой деятельности. К числу таких действий относится вытаптывание

газонов, замусоривание улиц и т.п. действия. Отличительной чертой этих

действий

является

то,

что

вандалы

не

осознают

последствий

своего

поведения и не испытывают никакого чувства ответственности.

Основные

причины

детского

и

подросткового

вандализма

заключены

в

следующем.

Скука, желание развлечься, является психологическим фоном, на котором

происходят многие правонарушения, молодежи, в том числе и вандализм.

Мотивом является поиск острых ощущений и новых впечатлений. При этом

особенный размах приобретают разрушения, если подростки находятся в

состоянии

алкогольного

или

наркотического

возбуждения.

Поэтому

в

предупреждении

подросткового

вандализма

большую

роль

играет

профилактика алкоголизма и наркомании.

5.

Правовая ответственность

Помимо

уголовной

ответственности

за

вандализм,

когда

содеянное

не

относится

к

уголовно-наказуемому

деянию,

лица,

допустившие

разрушительное

поведение

или

причинившие

своими

действиями

ущерб

имуществу, привлекаются к административной и (или) гражданско-правовой

ответственности.

К родителям или лицам, их заменяющим, в соответствии со ст. 164 Кодекса

об

админист ративных

правонарушениях,

применяют ся

м е р ы

административного взыскания. Злостное невыполнение ими обязанностей по

воспитанию

и

обучению

несовершеннолетних,

употребление

ими

наркотических

средств

без

назначения

врача,

мелкое

хулиганство

или

хулиганство, совершенное подростком в возрасте от 14 до 16 лет влечет

наложение штрафа на родителей, в размере от 1/10 или 1/3 МРОТ или

предупреждение.

За

вред,

причиненный

несовершеннолетним,

не

достигшим

14

лет

(малолетним),

отвечают

его

родители

(законные

представители),

если

не

докажут, что вред был причинен не по их вине.

Несовершеннолетние

в

возрасте

от

14

до

18

лет

самостоятельно

несут

ответственность за причиненный вред на общих основаниях.

Таким

образом,

родители

(законные

представители)

и

учреждения,

в

обязанности которых входит осуществление надзора за несовершеннолетним,

в силу закона, несут материальную ответственность за вред, причиненный

детьми

в

соответствии

с

гражданским

кодексом

Российской

Федерации.

Материальная ответственность за причинение вреда может наступить и в

случае привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности в

виде лишения свободы, если потерпевшая сторона заявит иск о материальном

возмещении причиненных убытков.

Социальный педагог МАОУ «ШИ №31» Боброва Олеся Вениаминовна



В раздел образования




Яндекс.Метрика