Автор: Вострилова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №84" Снегурочка"
Населённый пункт: г Улан Удэ п.Горький ул.Орловская 35 а
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект " Эти мудрые русские сказки"
Раздел: дошкольное образование
Комитет по образованию
МБДОУ Детский сад №84 «Снегурочка»
г. Улан-Удэ
присмотра и оздоровления
Проект « Эти мудрые русские сказки»
Воспитатель: Вострилова Е.В
Апрель 2017 г
Среднесрочный проект «Эти мудрые русские сказки!» в средней группе
Вид проекта: творческий
Продолжительность проекта: среднесрочный (октябрь 2017г.)
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель,
педагог по рисованию.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное
развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-
эстетическое развитие».
Актуальность выбора темы проекта.
Дошкольное детство - очень важный этап воспитания внимательного, чуткого
читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя
в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие
художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только
слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает
то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум
ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.
Для повышения интереса к книге, любви к чтению нами был
разработан проект «Эти мудрые русские сказки!». В процессе
данного проекта частично реализуются задачи образовательной
области «Художественная литература».
Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию
окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми
оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку.
Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную
для него информацию, способы разрешения различных сложных
ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые
важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое
"плохо". Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает
навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой
для будущего творчества.
Народные сказки учат. Они всегда заканчиваются победой добра. Добро
побеждает, а зло наказывается. Ребёнок может представить себя положительным
героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро
в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах
сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых
волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию
ребёнка.
Выбирая первые сказки для малыша необходимо принимать во внимание уровень
его психического развития. Сказка не должна пугать ребёнка, а должна приносить
пользу. Хорошо если первые сказки будут с красивыми и яркими иллюстрациями -
это повышает интерес малыша и улучшает понимание сказки.
Трудно переоценить значение сказки в жизни ребёнка. В детской сказке он
найдёт всё самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.
Цели проекта:
- Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
- раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи проекта:
1. Вызвать у детей интерес к книгам, их рассматриванию (вместе со взрослыми и
самостоятельно).
2. Расширить представления детей о сказках.
3. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и
поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
4. Развивать традиции семейного чтения.
5. Продолжать формировать книжный уголок: новинками литературы, портретами
писателей и художников – иллюстраторов, аудио и видео записями,
тематическими альбомами, речевым материалом.
План реализации проекта:
1. Чтение русских народных сказок в ходе НОД и в свободной деятельности;
2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, выполненных
разными художниками;
3. Знакомство с биографиями художников–иллюстраторов (Рачева Е. М,
Васнецова Ю. А.) и их портретами в ходе организации НОД «Кто рисует
картинки к сказкам?»;
4. Оформление выставки рисунков «Сказка, прочитанная мамой», выполненных
детьми совместно с родителями в приемной группы;
5. НОД по сказке «Репка», драматизация сказки «Репка»;
6. Организация выставки рисунков по русским народным сказкам в Пряжинской
городской библиотеке;
7. Экскурсия в Пряжинскую городскую библиотеку – «Дом, где живут сказки»;
8. Создание и демонстрация презентации о проекте «Эти мудрые русские
сказки!» перед педагогами детского сада.
Продукт проектной деятельности:
1. Выставка рисунков по русским народным сказкам, выполненных детьми
совместно с родителями;
2. Пополнение библиотечки группы за счет сказок, которые родители читали
детям дома, и которые ребята принесли в подарок группе;
3. Создание презентации о проекте «Эти мудрые русские сказки!»
Мероприятия проекта
1 этап – подготовительный
- Подбор методической литературы по данной теме;
- Подбор детской художественной литературы;
- Подготовка к проведению НОД «Кто рисует картинки к сказкам?»;
- Формулировка цели, задач, конечного продукта проекта.
- Чтение русских народных сказок в процессе проведения НОД и в свободной
деятельности;
- Рассматривание иллюстраций к сказкам художников Е. М. Рачева, Ю. А.
Васнецова.
- Привлечение родителей к участию в проекте;
- Написание объявления о начале работы проекта, приглашение родителей к
участию в выставке рисунков на тему «Сказка, прочитанная мамой»;
- Чтение русских народных сказок и рассматривание иллюстраций ребятами
дома с родителями.
2 этап – основной
Разработка конспектов НОД, запланированных по ходу проекта.
- Чтение русских народных сказок в процессе проведения НОД и в свободной
деятельности;
- Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам;
- Проведение НОД «Кто рисует картинки к сказкам?»;
- Проведение НОД по русской народной сказке «Репка»;
- Драматизация сказки «Репка»;
- Выставка рисунков, выполненных детьми совместно с их родителями на
тему «Сказка, прочитанная мамой».
3 этап – заключительный
- Подготовка к экскурсии в библиотеку;
- Подготовка презентации о проекте;
- Создание и демонстрация презентации о проекте «Эти мудрые русские
сказки!»
- Экскурсия в Пряжинскую городскую библиотеку – «Дом, где живут сказки»;
- Выставка рисунков по русским народным сказкам, организованная в
Пряжинской городской библиотеке;
- Награждение детей за участие в выставке рисунков по русским народным
сказкам.
- Благодарность родителям за участие в организации выставки рисунков.
Аналитический этап: анализ эффективности работы по проекту, обобщение
опыта.
В ходе реализации данного проекта дети средней группы знакомились с
большим количеством русских народных сказок, приобщались к
истокам русского народного творчества, рассматривали иллюстрации к сказкам,
сравнивали их. Это происходило и в детском саду – в свободной деятельности и в
ходе НОД, и дома при общении детей со своими родителями. В итоге у ребят
сформировался устойчивый интерес к художественным
произведениям русского народа и народов мира. Дети узнали сказки, о которых
не слышали. При обсуждении русских народных сказок дети описывали свои
ощущения от услышанного, от поступков персонажей. У ребяток формировались
такие черты характера, как сочувствие, сопереживание, соучастие, терпение,
умение оказать помощь другу. Сказки способствовали нравственному развитию
воспитанников группы. Считаю, что в ходе реализации проекта нам удалось
сделать главное: разбудить интерес детей к художественным
произведениям русского народа.