Автор: Тлепсук Нуриет Гаруновна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Афипсипская ДШИ"
Населённый пункт: 385123,Республика Адыгея,Тахтамукайский район,а.Афипсип,ул.К.Жане,12
Наименование материала: «Начальный этап обучения в классе фортепиано. Развитие творческих навыков учащихся»
Тема: «Начальный этап обучения в классе фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
Методический доклад
«Начальный этап обучения в классе фортепиано. Развитие творческих
навыков учащихся»
Тлепсук Нуриет Гаруновна
Преподаватель фортепиано
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Афипсипская детская школа искусств»
Содержание
Введение.
Основная часть. Творческое начало - основной элемент работы с
учащимися на начальном этапе обучения.
Музыка в рисунках и стихах.
Развитие мышления.
Развитие навыков сочинения, подбора аккомпанемента и
транспонирования.
Заключение.
Литература.
Введение
С каким желанием приходят к нам в музыкальную школу маленькие дети,
чтобы научиться играть на фортепиано! В основном, это дети, которые любят
петь, а некоторые – подбирать песенки на инструменте. И задача педагога - на
основе этого желания привить любовь к музыке, развивая музыкальный слух,
чувство музыкального времени, обучая музыкальной грамоте, умению
ориентироваться на клавиатуре, применяя игровые формы работы,
способствующие развитию творческого самовыражения ребёнка.
Вообще, надо признать, игра на фортепиано – сложный процесс и не
каждый ребёнок может освоить этот инструмент. Для ребёнка, обучающего
на домре и балалайке чтобы исполнить какое-то произведение, достаточно
выучить выразительно мелодию, а аккомпанемент- это дело концертмейстера,
педагога-профессионала. Пианисту же нужно исполнять партию и солиста и
концертмейстера одновременно, имея определённые навыки и умения. Ещё
во времена Баха, клаверист умел импровизировать - без малейшей подготовки
разрабатывать заданную тему при этом, соблюдая самые строгие правила
гармонии и мелодии, умел играть одинаково легко в любой тональности,
делая транспозицию; умел хорошо читать с листа, независимо для какого
инструмента написано произведение, очень хорошо владел сочинительским
“ремеслом”. И это очень развивало мышление, память и слух, умение
анализировать и сопоставлять, и, конечно же, внимание. Поэтому, начиная
работать с маленькими детьми, педагог должен развивать эти качества. И
самое главное - развивать в такой форме, чтобы ребёнку было интересно
заниматься.
Первые занятия, и не только первые, желательно проводить эмоционально,
заинтересовывая юного пианиста. Проводить так, чтобы ребёнок ждал,
считая дни, следующего урока. На этих занятиях нужно проводить
параллельно сразу несколько методов работы: и прочтение музыкальных
сказок, и разучивание, сочинение стихов и рассказов, освоение ритмических
рисунков, упражнений для пальцев, беседа с ребёнком о прослушанном
произведении. Главное, чтобы урок проходил в форме диалога, в результате
которого происходит развитие музыкально-образного мышления и интереса
ребёнка к музыке.
Музыка в рисунках и стихах
Надо отметить, что наряду с уроками немаловажное значение имеет
домашняя подготовка учащихся к урокам. Одним из первых и любимых
домашних заданий для ребят является передача собственного отношения о
прослушанной пьесе через рисунок и сочинение стихов, рассказов . Рисовать
обычно умеют почти все дети, сказывается практический опыт пребывания в
детском саду, а вот выражать свои мысли по поводу услышанного в
стихотворной форме удаётся далеко не каждому ребёнку. Как правило, в
начале обучения стихами радуют в основном, эмоциональные, творческие
дети. Я была приятно удивлена и обрадована когда ученица 1 класса Инна,
после прослушивания “Неаполитанской песенки” П.И.Чайковского, свои
впечатления от музыки выразила так:
Я люблю эту музыку! Эта музыка слышна каждый час, каждую минуту. Я
люблю её и сейчас поэтому иду в зал. Прелесть! Прелесть музыка! Прелесть
ты моя!
Ласковая музыка, музыка моя! Тебя на свете нет другой, ты музыка моя, моя!
Свети всегда, свети везде, моя, моя мечта!
В рисунках ребят на прослушанную музыкальную пьесу, наряду с
изображением предметов, людей, зверей, очень важно присутствие тех или
иных красок, передающих характер музыки. Очень важно побеседовать с
ребёнком почему он использовал ту или иную краску, аргументировал
присутствие того или иного предмета. Как правило, одна и та же музыка
вызывает у детей разные ассоциации, разные краски. Это зависит от
настроения ребёнка, от его окружающей среды, широты кругозора и от
исполнения педагога, если хотите. Бывает так, что ребёнок весёлую музыку
изображает тёмной краской. Задача педагога - умело аргументируя, в форме
беседы, направить мышление ребёнка в такое русло, чтобы он сам понял, что
здесь гармоничнее будет светлая краска (жёлтая или красная). Из своего
опыта работы пришла к выводу, что ребята, передающие музыку через яркие
краски и стихи, как правило, исполняют в дальнейшем музыкальные
произведения более эмоционально и выразительно.
Помимо стихов и рисунков желательно в увлекательной форме знакомить учащихся с
нотной грамотой. Очень легко ребята осваивают основы музыкальной грамоты с помощью
шарад. Например:
Первый слог - нота.
Первая половина слова - громко
Второй-нота тоже.
Вторая - тихо
А целое - на боб похоже. В целом - музыкальный инструмент.
С большим интересом дети знакомятся с нотами при прослушивании
музыкальной сказки, в которой 2 мальчика: мажор (весёлый) и минор
(грустный) приходят в музыкальный дом (нотный стан), где живут ноты:
красного цвета- до, оранжевого - ре, жёлтого - ми. Нота фа - зелёного, соль -
голубого, ля - синего, си- фиолетового. Все вместе они отправляются в
путешествие, в процессе которого очень легко запоминают знаки альтерации,
длительности пауз, фермату и т.д.
Довольно интересно детям отгадывать слова-загадки, используя названия нот.
Птичий двор
В нашем нотном зоопарке
Птицы обитают.
Только тот, кто ноты знает,
Их названья угадает.
Тете РЕ в; СИ РЕ нь
фла МИ нго; СИ ница;
При разучивании длительностей нот дети с интересом слушают сказку о
грушах, разучивают игру-считалку.
Сказка о грушах
Бабушка Нота по саду пошла -
Спелых четыре груши нашла.
Ноты подумали и решили,
Так меж собой их разделили
Бабушке груша достанется целая -
Она нота крупная, длинная и белая.
Вторую разрезали посередине -
Двум дочкам досталось по половине.
Третью грушу резали
На четыре дольки
Каждой внучке дали
По четвертной части.
А подружки сказали:
Скорей! Делите нам грушу на восемь долей
Значит, каждой подружке
Достанется груши восьмушка.
Понятие “октава” дети очень быстро запоминают в форме стихотворения:
В домике нотном семья обитает:
“До” дом убирает и охраняет,
“Ре” на речке весь день пропадает
“Ми” - миндаль в саду собирает
“Фа” - фасолью фасад украшает,
“Соль” - солью с хлебом знакомых встречает,
“Ля” - гуляет всегда на поляне.
“Си”- сидит целый день на диване
В домике весело нотам живётся -
Видно, не зря он октавой зовётся.
Прекрасно развивает чувство ритма и внимание решение ритмических
примеров, прохлопывание ритмических рисунков различных слов, для
развития двигательной активности пальцев - “проговаривание” разными
пальчиками различных слов и стихов. На развитие чувства ритма, внимания и
памяти дети очень любят хлопать ритмические рисунки на слова, состоящие
из 2-х, 3-х, 4-х слогов (роза, ромашка, маргаритка и т.д.) Здесь надо обратить
внимание на то, что ударные звуки звучат длиннее, гласная в ударном слоге
произносится с большей длительностью. Графически это выглядит так:
Са - мо- кат i i I
Сол - ныш - ко I i i
Поёт кукушка на суку: ку-ку, I I ку-ку I I
А дятел ей в ответ: так- так - тук- тук, i i i i тук-тук I I
Используя фортепианно-технические упражнения в занимательной форме для
“осознания” каждого пальчика я часто предлагаю детям “проговорить” -
простучать
Развитие мышления
Для развития мышления, музыкального слуха, кругозора нужно знакомить
ребёнка с различными музыкальными произведениями, композиторами
данных произведений, учить анализировать произведение, используя при
этом 2 уровня актуального развития. Первый - когда ребёнок справляется с
поставленными знаниями самостоятельно и второй-когда ребёнок может
выполнить задание только с помощью наводящих вопросов. Конечно, лучше
это проводить в форме беседы, рассказа, привлекая ребёнка быть
равноправным участником. Хотя следует сказать, что не все дети идут на
такой контакт. Некоторые молчат и предпочитают больше слушать учителя. С
такими детьми, конечно труднее, и чтобы ребёнок заговорил, мне иногда
приходится разговаривать с ребёнком как бы “на равных”, становясь 7-8-
летним ребёнком. И вот когда барьер учитель-ученик разрушен - цель
достигнута! – ребёнок включается в разговор, с удовольствием повествуя
свои мысли и догадки по поводу пьесы. Очень хорошо формирует мышление
и слух сопоставление контрастного материала и схожего. Здесь уместно
приводить ребёнку примеры из жизни, то, что доступно для его понимания, а
затем закреплять на музыкальном материале. Я начинаю сопоставления с
образов животных и продолжаю их в разных сферах жизни и деятельности
людей. Из разговора с детьми:
Птица летает, а черепаха?
Ползает - отвечают дети.
Курица громко кудахчет, а цыплята?
Тихо пищат.
Солист поёт один, а в хоре сколько певцов? Много – догадываются ребята.
Небо – высоко, а земля?
Низко - отвечают дети.
Папа ходит большими шагами, а ребёнок?
Маленькими - замечают ребята.
Кошка и котята.
Что общего, а в чём различие? Общее то, что одни и те же животные, но
кошка большая, а котята-маленькие. Когда сравнения со знакомым
материалом закончены, их очень легко проводить на музыкальном материале,
используя понятия FORTE и PIANO, различные темпы (ALLEGRO и
ADAGIO), характеры (GRAVE и LEGGERO), прослушивание и анализ
музыкальных произведений. Хочется отметить, чем раньше педагог начинает
развивать мышление ребёнка, тем легче в дальнейшем идёт процесс обучения
и грамотнее, музыкальнее звучат исполняемые произведения.
Развитие навыков сочинения, подбора аккомпанемента и
транспонирования
Очень важным в работе с детьми является развитие навыков сочинения,
подбор аккомпанемента и транспонирование. Детям очень нравится на
прослушанный музыкальный фрагмент выбрать наиболее соответствующую
характеру музыки картину или рисунок, однако когда просишь ребёнка
сочинить музыку на предложенный рисунок или четверостишие, иногда
слышишь в ответ: “А у меня не получится, я не умею”. И действительно, для
некоторых детей выполнить это задание бывает довольно сложно. И здесь
ребёнку нужно немножечко помочь, облегчить задачу - дать определённый
ритм и 2-3 звука на расстоянии определённого интервала, а вот каким
образом расположить эти звуки, в каком порядке - это уже как сработает его
фантазия и слух. Заниматься сочинительством детям очень нравится. В
зависимости от природной одарённости ребёнка, одни замечательно
придумывают четверостишия на заданную тему, другим сравнительно легко
удаётся сочинять простейшие мелодии. На одном из уроков ученице 2 класса
Алёне я предложила в своём домашнем задании ответить на вопрос “Зачем
нужна музыка?” и она совершенно по детски, искренне, восторженно
передала свои мысли и чувства:
Музыка нужна нам сильно, чтобы петь и танцевать
И играть на инструментах - музыкантами нам стать!
Музыка нужна, чтоб слушать Баха, вальсы и этюд
Музыка нужна, конечно, музыка – наш лучший друг!
С музыкой знакомы будем, музыку мы не забудем!
Мы всё выучим, разучим и пятёрки мы получим!
Музыка - отличный друг, это знают все вокруг!
Мамы, папы, детвора. Музыка нужна, нужна!
При изучении трезвучий и их обращений дети с удовольствием сочиняют
пьесы в виде арпеджио в восходящем или нисходящем движении, а также
используя гаммаобразные пассажи. Чтобы сочинение не звучало как набор
звуков, я предлагаю ребёнку прослушать несколько вариантов окончания
пьесы и после сравнительного анализа убедиться, что если пьеса будет
заканчиваться на тонике, она будет иметь законченный вид. Наиболее
интересными и весёлыми у ребят, в основном, получаются этюды, хотя
довольно интересны, бывают и мелодичные пьесы, изображающие переливы
волн.
С большим интересом ребята учатся подбирать аккомпанемент к знакомым
мелодиям, а затем - к сочинённым. Надо отметить, что навыки
аккомпанирования дети приобретают с первых занятий, осваивая
ритмическую пульсацию, т.е. прохлапывая шаги в словах, стихах, названиях
предметов, именах. В дальнейшем, в работе над подбором аккомпанемента я
предлагаю использовать басовые ноты или квинты, исполняя им разные
варианты звучания на инструменте. Задача ребёнка - услышать, где лучше
будет звучать тот или иной аккомпанемент, т.е. на начальной стадии обучения
детскую фантазию надо направлять и чем-то ограничивать. Ребёнок должен
быть поставлен в условия, в которых он оказывался бы вынужденным решать
сочинительские задачи. В дальнейшем, когда освоены понятия “тоника” и
“доминанта” процесс подбора аккомпанемента становится более
осмысленным.
Очень интересным для детей является определение тональности в пьесе,
размера в пьесе, где стоят тактовые чёрточки, но наиболее сложным заданием
является транспонирование. Вообще транспонирование очень развивает
музыкальный слух, память (как звуковысотную, так и ритмическую),
мышление, даёт хорошее ощущение клавиатуры. Развивать его желательно
одновременно с подбором песен, сочинением музыки, изучением нотной
грамоты и чтением нотного текста. И все эти формы работы должны
проводиться и изучаться на основе интервальной взаимосвязи. Давайте
рассмотрим, как этого следует добиваться. Разучиваем, например, песню “2
кота”. Педагог наигрывает мелодию из 2-х звуков. Задача ученика
- определить из скольких звуков состоит мелодия и как они располагаются по
отношению друг к другу. Дети обычно сразу определяют 2 звука, и что один
из звуков высокий, другой - низкий. Когда ребёнок это слышит, нужно
определить, как далеко они находятся друг от друга. Оказывается недалеко,
через один звук. Дальше ребёнок должен простучать ритмический рисунок и
спеть мелодию. Когда ученик хорошо запомнил, педагог показывает на
инструменте звук, например “соль” и предлагает подобрать эту мелодию.
Получается мелодия из 2-х звуков - “соль” и “ми”. Учитель даёт название
этих звуков и рассказывает об интервале “терция” - расстоянии в 3 ступени.
Таким образом, ребёнок знакомится с названием и расположением звуков на
клавиатуре, видит и слышит интервал.
Далее начинаем осваивать навыки транспозиции. Просим ребёнка
подобрать эту песенку, например от ноты “фа”. Получаются звуки “фа” и
“ре”. Значит, эти звуки тоже находятся на расстоянии терции. Чтобы ребёнок
хорошо запомнил этот интервал можно дать ребёнку установку: “Я буду
называть звук, а ты быстро построй вверх терцию” - и он с удовольствием
строит, затем строим вниз, и от чёрных клавиш. Таким образом,
проучиваются и другие интервалы. Одновременно можно учить запись этих
интервалов на нотном стане. Терции пишутся на 2-х линеечках подряд, или в
“окошечках” подряд. Секунды - на линеечке и в “окошечке” и т.д. Можно
также учить, только на 2-х линеечках. Для того чтобы ребёнок хорошо
запомнил интервалы на слух, можно учить их с помощью знакомых мелодий,
песен, ассоциаций из окружающего мира. Например: в куковании кукушки
хорошо слышится интервал терция, кварта слышна в песне “Я люблю тебя
жизнь”, песня “В лесу родилась ёлочка” начинается с интервала секста и т.д.
Осваивая с ребёнком интервалы, очень важно, чтобы он их понял, услышал и
мог быстро построить на инструменте. Только тогда ребёнок будет хорошо
читать с листа, транспонировать, подбирать аккомпанемент и сочинять. И
надо отметить, что ребята с большим удовольствием решают эти творческие
задачи.
Вообще, транспонированием, музицированием, подбором аккомпанемента,
сочинением музыки желательно заниматься не только с начинающими
пианистами, но и на протяжении всего курса обучения в школе. Это
обогащает уроки, творчески развивает детей и делает более интересным
учебный процесс. К творческим заданиям можно отнести разгадывание
кроссвордов на музыкальные темы, игры – загадки на проверку знаний
музыкальных обозначений и нот. Эти задания можно использовать не только
индивидуально с каждым ребенком на уроке, но и на классных часах.
Ежегодно я провожу на классном часе игру “ О, счастливчик” на
музыкальные темы. Смысл игры - проверка знаний музыкальных
обозначений, терминов, музыкального кругозора детей. Особенно интересны
и познавательны классные часы “Умники и умницы” на проверку знаний о
композиторах, музыкальных инструментах, жанрах музыки.
Эмоциональность и воображение детей отчётливо проявляется на классных
конкурсах “Вдохновение”, “Поздравительная открытка ко дню Матери”,
“Лучшее новогоднее поздравление”, “Поздравление в стихах к юбилею
школы”, “Чудо-ёлочка” . Навыки сочинительства, импровизации и подбора
аккомпанемента к песням хорошо выявляются в конкурсах “Музыкальная
фантазия”, “Новогодняя импровизация”. Ребята с большим желанием
принимают участие в этих конкурсах. Одной из составляющих
заинтересованности детей участвовать в конкурсах является присутствие
родителей в составе жюри.
Заключение
Использование преподавателем творческих методов работы на занятиях с
учащимися позволяет сделать уроки более интересными и увлекательными,
даёт возможность повысить эффективность обучения, активизировать
мышление, внимание, в доступной форме освоить основы музыкальной
грамоты, развить музыкальный слух и воображение ребёнка.
Список литературы
1. Л.А.Баренбойм. Путь к музицированию. Ленинград. “Советский
композитор”, 1979.
2. М.П.Андреева, Е.В. Конорова. Первые шаги в музыке. Москва. “Советский
композитор”, 1991.
3. А.Д. Артоболевская. Первая встреча с музыкой. Москва. “Советский
композитор”, 1992.
4. Л.А.Баренбойм.Н.Н.Перунова. Путь к музыке. (Книжка с нотами для
начинающих обучаться игре на фортепиано). Ленинград. “Советский
композитор”, 1989.
5. Э.Ш.Тургенева. А.Н.Малюков. Пианист-фантазёр. Москва. “Советский
композитор”, 1987.
6. И. М.Лещинская, В.Б. Пороцкий. Малыш за роялем. Москва. “Советский
композитор”, 1989.
7. Ю.А.Ивановский. Занимательная музыка. Ростов-на-Дону. “Феникс”, 2002.
8. З.Н.Бугаева. Весёлые уроки в школе и дома. Донецк. “АСТ-Сталкер”, 2002.