Напоминание

«Начальный этап обучения в классе фортепиано"


Автор: Тлепсук Нуриет Гаруновна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Афипсипская ДШИ"
Населённый пункт: 385123,Республика Адыгея,Тахтамукайский район,а.Афипсип,ул.К.Жане,12
Наименование материала: «Начальный этап обучения в классе фортепиано. Развитие творческих навыков учащихся»
Тема: «Начальный этап обучения в классе фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методический доклад

«Начальный этап обучения в классе фортепиано. Развитие творческих

навыков учащихся»

Тлепсук Нуриет Гаруновна

Преподаватель фортепиано

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Афипсипская детская школа искусств»

Содержание

Введение.

Основная часть. Творческое начало - основной элемент работы с

учащимися на начальном этапе обучения.

Музыка в рисунках и стихах.

Развитие мышления.

Развитие навыков сочинения, подбора аккомпанемента и

транспонирования.

Заключение.

Литература.

Введение

С каким желанием приходят к нам в музыкальную школу маленькие дети,

чтобы научиться играть на фортепиано! В основном, это дети, которые любят

петь, а некоторые – подбирать песенки на инструменте. И задача педагога - на

основе этого желания привить любовь к музыке, развивая музыкальный слух,

чувство музыкального времени, обучая музыкальной грамоте, умению

ориентироваться на клавиатуре, применяя игровые формы работы,

способствующие развитию творческого самовыражения ребёнка.

Вообще, надо признать, игра на фортепиано – сложный процесс и не

каждый ребёнок может освоить этот инструмент. Для ребёнка, обучающего

на домре и балалайке чтобы исполнить какое-то произведение, достаточно

выучить выразительно мелодию, а аккомпанемент- это дело концертмейстера,

педагога-профессионала. Пианисту же нужно исполнять партию и солиста и

концертмейстера одновременно, имея определённые навыки и умения. Ещё

во времена Баха, клаверист умел импровизировать - без малейшей подготовки

разрабатывать заданную тему при этом, соблюдая самые строгие правила

гармонии и мелодии, умел играть одинаково легко в любой тональности,

делая транспозицию; умел хорошо читать с листа, независимо для какого

инструмента написано произведение, очень хорошо владел сочинительским

“ремеслом”. И это очень развивало мышление, память и слух, умение

анализировать и сопоставлять, и, конечно же, внимание. Поэтому, начиная

работать с маленькими детьми, педагог должен развивать эти качества. И

самое главное - развивать в такой форме, чтобы ребёнку было интересно

заниматься.

Первые занятия, и не только первые, желательно проводить эмоционально,

заинтересовывая юного пианиста. Проводить так, чтобы ребёнок ждал,

считая дни, следующего урока. На этих занятиях нужно проводить

параллельно сразу несколько методов работы: и прочтение музыкальных

сказок, и разучивание, сочинение стихов и рассказов, освоение ритмических

рисунков, упражнений для пальцев, беседа с ребёнком о прослушанном

произведении. Главное, чтобы урок проходил в форме диалога, в результате

которого происходит развитие музыкально-образного мышления и интереса

ребёнка к музыке.

Музыка в рисунках и стихах

Надо отметить, что наряду с уроками немаловажное значение имеет

домашняя подготовка учащихся к урокам. Одним из первых и любимых

домашних заданий для ребят является передача собственного отношения о

прослушанной пьесе через рисунок и сочинение стихов, рассказов . Рисовать

обычно умеют почти все дети, сказывается практический опыт пребывания в

детском саду, а вот выражать свои мысли по поводу услышанного в

стихотворной форме удаётся далеко не каждому ребёнку. Как правило, в

начале обучения стихами радуют в основном, эмоциональные, творческие

дети. Я была приятно удивлена и обрадована когда ученица 1 класса Инна,

после прослушивания “Неаполитанской песенки” П.И.Чайковского, свои

впечатления от музыки выразила так:

Я люблю эту музыку! Эта музыка слышна каждый час, каждую минуту. Я

люблю её и сейчас поэтому иду в зал. Прелесть! Прелесть музыка! Прелесть

ты моя!

Ласковая музыка, музыка моя! Тебя на свете нет другой, ты музыка моя, моя!

Свети всегда, свети везде, моя, моя мечта!

В рисунках ребят на прослушанную музыкальную пьесу, наряду с

изображением предметов, людей, зверей, очень важно присутствие тех или

иных красок, передающих характер музыки. Очень важно побеседовать с

ребёнком почему он использовал ту или иную краску, аргументировал

присутствие того или иного предмета. Как правило, одна и та же музыка

вызывает у детей разные ассоциации, разные краски. Это зависит от

настроения ребёнка, от его окружающей среды, широты кругозора и от

исполнения педагога, если хотите. Бывает так, что ребёнок весёлую музыку

изображает тёмной краской. Задача педагога - умело аргументируя, в форме

беседы, направить мышление ребёнка в такое русло, чтобы он сам понял, что

здесь гармоничнее будет светлая краска (жёлтая или красная). Из своего

опыта работы пришла к выводу, что ребята, передающие музыку через яркие

краски и стихи, как правило, исполняют в дальнейшем музыкальные

произведения более эмоционально и выразительно.

Помимо стихов и рисунков желательно в увлекательной форме знакомить учащихся с

нотной грамотой. Очень легко ребята осваивают основы музыкальной грамоты с помощью

шарад. Например:

Первый слог - нота.

Первая половина слова - громко

Второй-нота тоже.

Вторая - тихо

А целое - на боб похоже. В целом - музыкальный инструмент.

С большим интересом дети знакомятся с нотами при прослушивании

музыкальной сказки, в которой 2 мальчика: мажор (весёлый) и минор

(грустный) приходят в музыкальный дом (нотный стан), где живут ноты:

красного цвета- до, оранжевого - ре, жёлтого - ми. Нота фа - зелёного, соль -

голубого, ля - синего, си- фиолетового. Все вместе они отправляются в

путешествие, в процессе которого очень легко запоминают знаки альтерации,

длительности пауз, фермату и т.д.

Довольно интересно детям отгадывать слова-загадки, используя названия нот.

Птичий двор

В нашем нотном зоопарке

Птицы обитают.

Только тот, кто ноты знает,

Их названья угадает.

Тете РЕ в; СИ РЕ нь

фла МИ нго; СИ ница;

При разучивании длительностей нот дети с интересом слушают сказку о

грушах, разучивают игру-считалку.

Сказка о грушах

Бабушка Нота по саду пошла -

Спелых четыре груши нашла.

Ноты подумали и решили,

Так меж собой их разделили

Бабушке груша достанется целая -

Она нота крупная, длинная и белая.

Вторую разрезали посередине -

Двум дочкам досталось по половине.

Третью грушу резали

На четыре дольки

Каждой внучке дали

По четвертной части.

А подружки сказали:

Скорей! Делите нам грушу на восемь долей

Значит, каждой подружке

Достанется груши восьмушка.

Понятие “октава” дети очень быстро запоминают в форме стихотворения:

В домике нотном семья обитает:

“До” дом убирает и охраняет,

“Ре” на речке весь день пропадает

“Ми” - миндаль в саду собирает

“Фа” - фасолью фасад украшает,

“Соль” - солью с хлебом знакомых встречает,

“Ля” - гуляет всегда на поляне.

“Си”- сидит целый день на диване

В домике весело нотам живётся -

Видно, не зря он октавой зовётся.

Прекрасно развивает чувство ритма и внимание решение ритмических

примеров, прохлопывание ритмических рисунков различных слов, для

развития двигательной активности пальцев - “проговаривание” разными

пальчиками различных слов и стихов. На развитие чувства ритма, внимания и

памяти дети очень любят хлопать ритмические рисунки на слова, состоящие

из 2-х, 3-х, 4-х слогов (роза, ромашка, маргаритка и т.д.) Здесь надо обратить

внимание на то, что ударные звуки звучат длиннее, гласная в ударном слоге

произносится с большей длительностью. Графически это выглядит так:

Са - мо- кат i i I

Сол - ныш - ко I i i

Поёт кукушка на суку: ку-ку, I I ку-ку I I

А дятел ей в ответ: так- так - тук- тук, i i i i тук-тук I I

Используя фортепианно-технические упражнения в занимательной форме для

“осознания” каждого пальчика я часто предлагаю детям “проговорить” -

простучать

Развитие мышления

Для развития мышления, музыкального слуха, кругозора нужно знакомить

ребёнка с различными музыкальными произведениями, композиторами

данных произведений, учить анализировать произведение, используя при

этом 2 уровня актуального развития. Первый - когда ребёнок справляется с

поставленными знаниями самостоятельно и второй-когда ребёнок может

выполнить задание только с помощью наводящих вопросов. Конечно, лучше

это проводить в форме беседы, рассказа, привлекая ребёнка быть

равноправным участником. Хотя следует сказать, что не все дети идут на

такой контакт. Некоторые молчат и предпочитают больше слушать учителя. С

такими детьми, конечно труднее, и чтобы ребёнок заговорил, мне иногда

приходится разговаривать с ребёнком как бы “на равных”, становясь 7-8-

летним ребёнком. И вот когда барьер учитель-ученик разрушен - цель

достигнута! – ребёнок включается в разговор, с удовольствием повествуя

свои мысли и догадки по поводу пьесы. Очень хорошо формирует мышление

и слух сопоставление контрастного материала и схожего. Здесь уместно

приводить ребёнку примеры из жизни, то, что доступно для его понимания, а

затем закреплять на музыкальном материале. Я начинаю сопоставления с

образов животных и продолжаю их в разных сферах жизни и деятельности

людей. Из разговора с детьми:

Птица летает, а черепаха?

Ползает - отвечают дети.

Курица громко кудахчет, а цыплята?

Тихо пищат.

Солист поёт один, а в хоре сколько певцов? Много – догадываются ребята.

Небо – высоко, а земля?

Низко - отвечают дети.

Папа ходит большими шагами, а ребёнок?

Маленькими - замечают ребята.

Кошка и котята.

Что общего, а в чём различие? Общее то, что одни и те же животные, но

кошка большая, а котята-маленькие. Когда сравнения со знакомым

материалом закончены, их очень легко проводить на музыкальном материале,

используя понятия FORTE и PIANO, различные темпы (ALLEGRO и

ADAGIO), характеры (GRAVE и LEGGERO), прослушивание и анализ

музыкальных произведений. Хочется отметить, чем раньше педагог начинает

развивать мышление ребёнка, тем легче в дальнейшем идёт процесс обучения

и грамотнее, музыкальнее звучат исполняемые произведения.

Развитие навыков сочинения, подбора аккомпанемента и

транспонирования

Очень важным в работе с детьми является развитие навыков сочинения,

подбор аккомпанемента и транспонирование. Детям очень нравится на

прослушанный музыкальный фрагмент выбрать наиболее соответствующую

характеру музыки картину или рисунок, однако когда просишь ребёнка

сочинить музыку на предложенный рисунок или четверостишие, иногда

слышишь в ответ: “А у меня не получится, я не умею”. И действительно, для

некоторых детей выполнить это задание бывает довольно сложно. И здесь

ребёнку нужно немножечко помочь, облегчить задачу - дать определённый

ритм и 2-3 звука на расстоянии определённого интервала, а вот каким

образом расположить эти звуки, в каком порядке - это уже как сработает его

фантазия и слух. Заниматься сочинительством детям очень нравится. В

зависимости от природной одарённости ребёнка, одни замечательно

придумывают четверостишия на заданную тему, другим сравнительно легко

удаётся сочинять простейшие мелодии. На одном из уроков ученице 2 класса

Алёне я предложила в своём домашнем задании ответить на вопрос “Зачем

нужна музыка?” и она совершенно по детски, искренне, восторженно

передала свои мысли и чувства:

Музыка нужна нам сильно, чтобы петь и танцевать

И играть на инструментах - музыкантами нам стать!

Музыка нужна, чтоб слушать Баха, вальсы и этюд

Музыка нужна, конечно, музыка – наш лучший друг!

С музыкой знакомы будем, музыку мы не забудем!

Мы всё выучим, разучим и пятёрки мы получим!

Музыка - отличный друг, это знают все вокруг!

Мамы, папы, детвора. Музыка нужна, нужна!

При изучении трезвучий и их обращений дети с удовольствием сочиняют

пьесы в виде арпеджио в восходящем или нисходящем движении, а также

используя гаммаобразные пассажи. Чтобы сочинение не звучало как набор

звуков, я предлагаю ребёнку прослушать несколько вариантов окончания

пьесы и после сравнительного анализа убедиться, что если пьеса будет

заканчиваться на тонике, она будет иметь законченный вид. Наиболее

интересными и весёлыми у ребят, в основном, получаются этюды, хотя

довольно интересны, бывают и мелодичные пьесы, изображающие переливы

волн.

С большим интересом ребята учатся подбирать аккомпанемент к знакомым

мелодиям, а затем - к сочинённым. Надо отметить, что навыки

аккомпанирования дети приобретают с первых занятий, осваивая

ритмическую пульсацию, т.е. прохлапывая шаги в словах, стихах, названиях

предметов, именах. В дальнейшем, в работе над подбором аккомпанемента я

предлагаю использовать басовые ноты или квинты, исполняя им разные

варианты звучания на инструменте. Задача ребёнка - услышать, где лучше

будет звучать тот или иной аккомпанемент, т.е. на начальной стадии обучения

детскую фантазию надо направлять и чем-то ограничивать. Ребёнок должен

быть поставлен в условия, в которых он оказывался бы вынужденным решать

сочинительские задачи. В дальнейшем, когда освоены понятия “тоника” и

“доминанта” процесс подбора аккомпанемента становится более

осмысленным.

Очень интересным для детей является определение тональности в пьесе,

размера в пьесе, где стоят тактовые чёрточки, но наиболее сложным заданием

является транспонирование. Вообще транспонирование очень развивает

музыкальный слух, память (как звуковысотную, так и ритмическую),

мышление, даёт хорошее ощущение клавиатуры. Развивать его желательно

одновременно с подбором песен, сочинением музыки, изучением нотной

грамоты и чтением нотного текста. И все эти формы работы должны

проводиться и изучаться на основе интервальной взаимосвязи. Давайте

рассмотрим, как этого следует добиваться. Разучиваем, например, песню “2

кота”. Педагог наигрывает мелодию из 2-х звуков. Задача ученика

- определить из скольких звуков состоит мелодия и как они располагаются по

отношению друг к другу. Дети обычно сразу определяют 2 звука, и что один

из звуков высокий, другой - низкий. Когда ребёнок это слышит, нужно

определить, как далеко они находятся друг от друга. Оказывается недалеко,

через один звук. Дальше ребёнок должен простучать ритмический рисунок и

спеть мелодию. Когда ученик хорошо запомнил, педагог показывает на

инструменте звук, например “соль” и предлагает подобрать эту мелодию.

Получается мелодия из 2-х звуков - “соль” и “ми”. Учитель даёт название

этих звуков и рассказывает об интервале “терция” - расстоянии в 3 ступени.

Таким образом, ребёнок знакомится с названием и расположением звуков на

клавиатуре, видит и слышит интервал.

Далее начинаем осваивать навыки транспозиции. Просим ребёнка

подобрать эту песенку, например от ноты “фа”. Получаются звуки “фа” и

“ре”. Значит, эти звуки тоже находятся на расстоянии терции. Чтобы ребёнок

хорошо запомнил этот интервал можно дать ребёнку установку: “Я буду

называть звук, а ты быстро построй вверх терцию” - и он с удовольствием

строит, затем строим вниз, и от чёрных клавиш. Таким образом,

проучиваются и другие интервалы. Одновременно можно учить запись этих

интервалов на нотном стане. Терции пишутся на 2-х линеечках подряд, или в

“окошечках” подряд. Секунды - на линеечке и в “окошечке” и т.д. Можно

также учить, только на 2-х линеечках. Для того чтобы ребёнок хорошо

запомнил интервалы на слух, можно учить их с помощью знакомых мелодий,

песен, ассоциаций из окружающего мира. Например: в куковании кукушки

хорошо слышится интервал терция, кварта слышна в песне “Я люблю тебя

жизнь”, песня “В лесу родилась ёлочка” начинается с интервала секста и т.д.

Осваивая с ребёнком интервалы, очень важно, чтобы он их понял, услышал и

мог быстро построить на инструменте. Только тогда ребёнок будет хорошо

читать с листа, транспонировать, подбирать аккомпанемент и сочинять. И

надо отметить, что ребята с большим удовольствием решают эти творческие

задачи.

Вообще, транспонированием, музицированием, подбором аккомпанемента,

сочинением музыки желательно заниматься не только с начинающими

пианистами, но и на протяжении всего курса обучения в школе. Это

обогащает уроки, творчески развивает детей и делает более интересным

учебный процесс. К творческим заданиям можно отнести разгадывание

кроссвордов на музыкальные темы, игры – загадки на проверку знаний

музыкальных обозначений и нот. Эти задания можно использовать не только

индивидуально с каждым ребенком на уроке, но и на классных часах.

Ежегодно я провожу на классном часе игру “ О, счастливчик” на

музыкальные темы. Смысл игры - проверка знаний музыкальных

обозначений, терминов, музыкального кругозора детей. Особенно интересны

и познавательны классные часы “Умники и умницы” на проверку знаний о

композиторах, музыкальных инструментах, жанрах музыки.

Эмоциональность и воображение детей отчётливо проявляется на классных

конкурсах “Вдохновение”, “Поздравительная открытка ко дню Матери”,

“Лучшее новогоднее поздравление”, “Поздравление в стихах к юбилею

школы”, “Чудо-ёлочка” . Навыки сочинительства, импровизации и подбора

аккомпанемента к песням хорошо выявляются в конкурсах “Музыкальная

фантазия”, “Новогодняя импровизация”. Ребята с большим желанием

принимают участие в этих конкурсах. Одной из составляющих

заинтересованности детей участвовать в конкурсах является присутствие

родителей в составе жюри.

Заключение

Использование преподавателем творческих методов работы на занятиях с

учащимися позволяет сделать уроки более интересными и увлекательными,

даёт возможность повысить эффективность обучения, активизировать

мышление, внимание, в доступной форме освоить основы музыкальной

грамоты, развить музыкальный слух и воображение ребёнка.

Список литературы

1. Л.А.Баренбойм. Путь к музицированию. Ленинград. “Советский

композитор”, 1979.

2. М.П.Андреева, Е.В. Конорова. Первые шаги в музыке. Москва. “Советский

композитор”, 1991.

3. А.Д. Артоболевская. Первая встреча с музыкой. Москва. “Советский

композитор”, 1992.

4. Л.А.Баренбойм.Н.Н.Перунова. Путь к музыке. (Книжка с нотами для

начинающих обучаться игре на фортепиано). Ленинград. “Советский

композитор”, 1989.

5. Э.Ш.Тургенева. А.Н.Малюков. Пианист-фантазёр. Москва. “Советский

композитор”, 1987.

6. И. М.Лещинская, В.Б. Пороцкий. Малыш за роялем. Москва. “Советский

композитор”, 1989.

7. Ю.А.Ивановский. Занимательная музыка. Ростов-на-Дону. “Феникс”, 2002.

8. З.Н.Бугаева. Весёлые уроки в школе и дома. Донецк. “АСТ-Сталкер”, 2002.



В раздел образования




Яндекс.Метрика