Автор: Дениско Надежда Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС №60 города Благовещенска"
Населённый пункт: г.Благовещенск Амурская область
Наименование материала: Учебно методический материал
Тема: "Дидактические игры как средство развития речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
« Дидактические игры как средство развития речи дошкольников»
На занятиях по развитию речи дети сталкиваются с различными по значению словами: с
синонимами, антонимами, поэтому воспитателю необходимо постоянно помнить, что
правильность высказывания зависит от того, насколько ребенок передает смысл
выбранного слова; правильно ли он понимает смысловое значение слова и точность
словоупотребления.
В связи с этим определяются следующие задачи:
создать условия для речевой практики;
обеспечить подбор дидактических игр.
Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игры для них –
познание, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
Для детей дошкольного возраста использую игровые методы обучения, так они
знакомятся со свойствами и качествами окружающих предметов. Дети играют в различные
развивающие игры: дидактические, словесные, театрализованные и др.
Игры – занятия направлены на стимулирование речевой функции, речевого общения,
следовательно, и на совершенствование функций и процессов высшей нервной
деятельности, интеллекта.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая решать
задачи активации, уточнения той или иной грамматической формы. Каждая дидактическая
игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания и
игровых действий.
Дидактическая игра, представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление:
она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой
обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего
воспитания личности ребёнка. Дети с удовольствием познают окружающий мир.
Использование познавательной дидактической игры дает возможность работать с разными
видами значения слова (понятийными, ситуативными, эмоциональными). Овладение
связной речью невозможно без развития способности вычленять ее компоненты – слова,
предложения и т.д. Например, при изучении темы «Прилагательное» используются
игровые приемы, с помощью которых закрепляют следующие понятия «цвет», «форма»,
«размер». При этом внимание детей направляется на смысловую сочетаемость слов, на
обозначение словом как признака данного предмета, так и общих признаков, по которым
можно группировать предметы.
В любой дидактической игре заложены большие возможности для развития речи ребенка
– любое знание, которое дает дидактическая игра, усваивается ребенком в словесной
форме. В дидактических играх дошкольники с интересом выполняют сложные задания,
такие как составление сложных предложений с опорой на наглядный материал по
словесным указаниям. При работе с предложением ребенок приобретает навыки
развертывания, распространения, способность перестраивать его структуру при одном и
том же содержании в зависимости от интонации.
В дидактических играх на развитие навыков связной речи необходимо обращать внимание
на то, что одну и туже мысль можно выразить по-разному. В играх на составление
предложений, необходимо добиваться лучшей конструкции фразы в процессе
рассказывания.
У ребенка дошкольного возраста наблюдаются сложные формы мыслительной
деятельности. Ребенок интересуется не только содержанием услышанной речи, но и
языковыми формами выражения мыслей, суждений, впечатлений. Установлено, что дети
этого возраста, опираясь на опыт, накопленный в предыдущих группах, способны
выполнять достаточно сложные речевые задания. Таким образом, можно сделать вывод,
что все задачи по обучению навыкам связной речи могут эффективно решаться в ходе
дидактических игр.