Напоминание

"Война глазами детей"


Автор: Гурьева Наталья Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Мироновская СОШ
Населённый пункт: село Мироновка Баганского района Новосибирской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Война глазами детей"
Раздел: среднее образование





Назад




Гурьева Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ Мироновской СОШ Баганского р-на

Новосибирской области, высшая категория, стаж – 24 г.

Методическая разработка урока по литературе в 7 классе

по рассказу М. Шолохова «Судьба человека», повести А. Приставкина «Ночевала тучка

золотая…», фрагментам документальной повести С. Алексиевич «Последние свидетели»

(2 часа )

Тема урока: «Война глазами детей»

Забыл я дом арбатский наш, тепло и тишину.

Я брал двухцветный карандаш и рисовал войну.

Лютей и снежнее зимы не будет никогда.

Эвакуированы мы из детства навсегда.

В. Павлинов (1932 – 1985 гг.)

Цели урока:

Личностные:

- раскрыть понятие «гуманность», «нравственный человек»;

- развивать способности к самоучению, саморазвитию;

-формировать уважительное отношение к иному мнению, толерантности;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи.

- учить быть нравственными, добрыми, честными.

- сформировать представления о Международном гуманитарном праве, воспитывать в учениках качества гуманной

личности.

Метапредметные:

-

освоить способы решения проблем поискового характера;

- обнаружить противоречие между видимостью и сущностью героя;

- активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

- развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования

различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в

совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

Предметные:

- показать своеобразие личности писателя, особенности языка М. Шолохова, А. Приставкина, С. Алексиевич;

-

обсудить проблему особой уязвимости детей в ситуациях вооруженных конфликтов и необходимости гуманного к ним

отношения,

- помочь учащимся выявить гуманное отношение к героям произведений, вызвать сочувствие, сострадание к детям

рассказов;

- воспитывать милосердие, ответственность за свои поступки,

любовь и уважение к человеку.

Задачи урока:

1. Продолжить знакомство с писателями: А. Приставкиным, М. Шолоховым, с. Алексиевич, с их биографиями и

творчеством;

2. Осмысление содержания рассказа М. Шолохова «Судьба человека», фрагментов документальной повести С.

Алексиевич «Последние свидетели», повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»;

3. Воспитание чувства милосердия, любви к ближнему;

4. вызвать эмоциональный отклик у учащихся при анализе произведений;

5. На основе содержания рассказа и Библии выявить истинный смысл понятий: «добро», «зло», «милосердие»,

«сострадание»;

6. Учить выразительному чтению, умению видеть авторскую позицию;

7. Продолжить формирование навыка работы с учебником.

Оформление доски: портреты писателей А. Приставкина, М. Шолохова, С. Алексиевич; иллюстрации детских

рисунков, цитаты известных писателей.

Оборудование:

1. портреты писателей,

2. иллюстрации детских рисунков к рассказу,

3.опорные слова из текста произведения, заранее заготовленные на отдельных листах материалы для оформления

доски,

4. мультимедийная презентация «Творчество А. Приставкина»,

5. выставка художественных произведений писателей,

6. Библия,

7.

Учебник «Вокруг тебя – Мир…» 7 класс (УМК «Вокруг тебя – Мир…» под ред. К. Сухарева – Дериваза, В. Ю.

Выборновой и др.);

8.

Толковый словарь С. Ожегова;

9.

Аудио - диск с музыкой к тексту (мелодии R. Clayderman), песня Б. Окуджавы «Ах, война, что ж ты подлая

сделала…»;

10. Рабочие тетради учащихся;

11. Кластеры

1

к тексту;

Ход урока:

1.

Начать урок с песни «Ах, война, что ж ты сделала подлая…» (Б. Окуджава) (приложение №1)

Слово учителя.

Война… Страшное слово, страшные события, страшные последствия. Горечь и жестокость, кровь и ненависть приносят

войны на землю. Калечат судьбы, убивают невинных, приносят горе. А кто же ведет войны? Кто заинтересован в

кровопролитии? Кого мы можем обвинить в этом преступлении?

А это люди! Они берут грех на душу, потому что среди взрослых находятся те, кто только входит в эту жизнь, кто

начинает понимать этот мир, кто добр и чист душой, кого нельзя обвинить ни в каких грехах и преступлениях. Это

дети! Их вина только в том, что родились они в это жестокое время и на данной территории. Они невинны, но несут

самый тяжелый крест в годы войны.

Один из них, маленький и несчастный, детдомовец Толя, у которого были отец и мать, была семья, но война забрала

близких, оставив одиночество и безнадежность маленькому ребёнку. Он не был на поле боя, не был на оккупированной

территории, он был в тылу, но то, что пережила эта маленькая душа, что осталось в сердце у этого человека, уже

взрослым, он попытался рассказать нам в своей повести «Ночевала тучка золотая…»

2.

Сообщение учащихся о жизни и творчестве писателя. (приложение к уроку №2 + презентация)

Сегодня мы с вами вникнем в исторические события 40-х годов и проследим судьбу братьев, главных героев повести, в

тяжкие годы войны. Рассмотрим роль государства в судьбе целого народа и отдельной личности. Я думаю, что события,

описанные в этом произведении, не оставят вас равнодушными, потому что речь пойдет о проблеме особой уязвимости

детей в ситуациях вооруженных конфликтов, когда мирные люди беззащитны и уязвимы, хотя не участвуют в военных

действиях. Детям особенно необходимы внимание и забота. В ситуации вооруженного конфликта они страдают,

переживают, испытывают тяжелые последствия наравне со взрослыми. Соображениями гуманности продиктовано

уменьшение страданий детей во время войны.

3. Беседа с классом по тексту повести

1) Каково ваше мнение, ваша оценка этого произведения?

2) Определите, о каком времени идёт речь в повести? Историческая основа произведения.

(В годы великой Отечественной войны целый народ – чеченцы были изгнаны с территории родной земли. «Вся Россия

была в движении, вся Россия куда-то ехала, и мы были внутри её потока, плоть от плоти – дети её…» Чтобы

очистить Москву и Подмосковье от беспризорников, детдомовцев (их считали потенциальными преступниками), целые

детские коллективы перевозят на Кавказ, где, по мечтам детей, было тепло и сытно. Так и ехали: с Кавказа – в

Сибирь, из Подмосковья – на Кавказ).

3) Расскажите о главных героях повести? Кто они, откуда? Что пришлось испытать им в годы войны? Почему дети стали

сиротами?

(Сашка и Колька – Кузьмёныши. Автор даёт им одну характеристику. Писатель рисует характер каждого из них через

восприятие одного Кольки: «Сашка вон ест быстрей, у него терпежу мало. У меня побольше, зато он умный,

мозговатый, а я деловитый.» Даже в конце повести на вопрос: «Кто он, Сашка или Колька?» - мальчишка говорит: «Я

обои». Колька всегда был двигателем, а Сашка – мозгом, умом. Детей осиротила война. Но это не самое страшное,

страшнее будет там, на Кавказе, где из двоих останется в живых один).

4) Какие чувства вызывают у вас страницы, связанные с голодом? Можно ли оправдать воровство и другие неприглядные

поступки детей?

Комментарий учителя после ответов учащихся

(Итак, вот они, Сашка и Колька – одно целое. Иногда наивные и добрые, иногда ожесточенные и несчастные. Но

всегда они вместе, и им легче, они могут найти поддержку друг в друге, и они сильны своей дружбой, любовью.)

4. Чтение и анализ эпизода. (глава 26, окончание)

1). Место эпизода в повести.

(Данный эпизод показывает разрыв судьбы Кузьмёнышей. Это ситуация, когда умирает любовь и дружба братьев,

когда уже Колька никогда не скажет: «Я обои». Это кульминация повести, которая делит произведение на две части:

жизнь, тяжелая и разнообразная, и смерть, жестокая и страшная. Эпизод (граница) возвращает нас к суровой

действительности.)

2). Выражение авторской позиции.

(Данным эпизодом автор выражает весь ужас и жестокость противостояния народа. Колька ещё не понимает всей

неотвратимости происходящего, он делает все машинально, но испуг уже в его душе. События этого эпизода мы

видим глазами автора, автор сам является как бы свидетелем всего происходящего и пытается передать состояние

Кольки через средства художественной выразительности и синтаксические конструкции.)

3). Вопросы по главе 26 (задаются на протяжении анализа эпизода)

- Какие чувства охватывают вас при чтении эпизода? Что понимаете и чувствуете вы, читатели?

-С помощью чего достигается напряжение?

(Простые, неосложнённые предложения, использование однородных членов, повторение имён, сравнительные обороты

и др. Например, закричал, заорал, завыл (градация)

-Можно ли определить авторскую позицию?

5. Обобщение материала.

1. Кто вернул Кольку к жизни? И живой ли он? Почему Колька не испытывает ненависти к чеченцу Алхузуру? (Алхузур

(чечен.) – просветление, восход.)

(Регина Петровна: «Не бывает плохих народов, бывают плохие люди…»)

2. Почему повесть называется «Ночевала тучка золотая…»?

(Обращение к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Утёс».

«…Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.»

3. А есть ли сегодня войны? В чем спасение от них?

(Спасение есть. Оно в детях, которые всегда неизменно добрее и дружнее независимо от национальности, в их

стремлении обрести опору в живом существе, не важно, брат ли он тебе по крови или по духу, по судьбе. Если от

Кольки и Алхузура будет зависеть мир на земле, они сделают всё для этого.)

6. Слово учителя.

Детство – это то время, к которому не раз мысленно возвращается повзрослевший человек. С этим периодом жизни у

каждого связаны свои воспоминания, свои ассоциации.

Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представления вызывает другое.

- Представьте и запишите ассоциации, возникающие у вас со словом детство. (Составление кластера, приложение №3)

Проблему нашего занятия можно сформулировать следующим образом: «Уважение достоинства, гуманность – вот

основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми. Возможно ли проявление гуманности на

войне?»

- Запишите в свой опорный конспект значение следующих терминов, которые нам пригодятся на занятии:

Гражданское население – лица, не входящие в состав вооруженных сил.

Жертвы войны – раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население,

дети.

Международное гуманитарное право – отрасль международного права, совокупность международных правовых

норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.

3.

Гражданское население в ситуации вооруженного конфликта особенно уязвимо, т.к. оно испытывает тяжелые

последствия. Уменьшение страданий гражданского населения во время войны продиктовано соображениями

гуманности.

Многие писатели обращались к теме детства, акцентируя внимания на тяжелом военном детстве. В одних

произведениях эта темы была основной, в других – одной из многих. Сегодня мы познакомимся еще с одним фрагментом

рассказа М. Шолохова «Судьба человека», фрагментами документальной повести С. Алексиевич «Последние

свидетели».

Начнем с произведения «Судьба человека». Это рассказ о том, что такое война, какие бедствия она несет людям, рассказ

о советском человеке, ненавидящем войну, который с беспримерной стойкостью выносит тяготы войны. Сквозь все

физические и моральные испытания он пронес чистую, широкую, открытую всему добрую душу.

7. Чтение фрагмента рассказа учителем (стр. 40)

1). Постановка задачи:

- Кого бы вы назвали главным действующим лицом в данном фрагменте?

- Андрей Соколов, конечно же, остается главным героем всего рассказа, однако в этом эпизоде на первый план выступает

Ванюшка.

- Целиком с рассказом вы познакомитесь позже и убедитесь, что главным героем является А. Соколов, нам важно понять,

какую роль в этом отрывке играет образ Ванюшки.

2). Аналитическая работа по тексту. Форма беседы.

а) Найдите в тексте описания внешности мальчика. Как вы думаете, какая основная черта подмечена во внешнем облике

Вани? (Составить кластер, приложение №4)

Ответ: о внешнем облике мальчика подчеркивается трепетность, уязвимость ребенка.

Работа с «Толковым словарем» Ожегова. Уязвимый – слабый, малозащищенный.

б) Перечитайте первый диалог мальчика и дяди шофера. Что вы узнали о Ванюшке из его реплик? Что довелось

пережить ему к моменту встречи с А. Соколовым? Какую черту в образе Ванюшки подчеркивает информация о том, что

пережил он во время войны?

Ответ: подчеркивается опять незащищенность, уязвимость ребенка.

в) Что еще может узнать читатель о Ване по тому, как он отвечает на вопросы?

Ответ: автоматизм ответов: видимо ребенок не в первый раз отвечает на подобные вопросы. Кроме того, слова «не

знаю, не помню, никого, где придется» в данном контексте усиливают ощущения тяжести того, что уже перенес

этот маленький мальчик.

г) Как вы думаете, почему мальчик так стремительно и безоглядно поверил в то, что его нашел отец? Как в речи Вани

передается его эмоциональное состояние в данный момент?

Ответ: восклицательные предложения, повторяющиеся синтаксические конструкции, трижды повторенное слово

«найдешь» свидетельствует о том, как истосковался этот ребенок по теплу, заботе, как плохо ему было, как велика в

нем была надежда.

д) Мы представляем, как выглядит маленький герой, как он говорит.

- Что еще в тексте позволяет дополнить наши представления о нем? (обратить внимание на описание поведения,

поступков мальчика: у чайной, в машине, в доме, где жил Соколов, в момент вечернего разговора)

8. Подведение итогов.

а) Какую ведущую черту в образе Ванюшки подчеркивают его внешность, переживания, речь, поступки?

Ответ: беззащитность, незащищенность, ранимость, уязвимость.

б) Чьими глазами мы первый раз видим Ванюшку? Как вы думаете, чем уж так полюбился мальчик Соколову? Как он

реагирует на рассказ мальчика и почему? Какими художественными средствами передается взволнованное состояние

героев после объяснения?

Ответ: сравнения, восклицания.

в) Как долго длилось знакомство мальчика и Соколова до решающего разговора?

Ответ: три дня, на четвертый день произошло решающее событие.

г) найдите в тексте момент, когда вы с уверенностью можете сказать, что А. Соколов принял решение усыновить

мальчика?

Ответ: «последняя радость», «батарея моего сына», «потеря последнего ребенка». «полюбился мне парнишка мой»

(постепенное присвоение, сближение).

д) Сделайте самостоятельно вывод по обсуждаемой проблеме защиты детей в ситуации вооруженного конфликта.

Вопросы-помощники:

- Как вы думаете, почему, готовясь к чтению, мы с вами подбирали ассоциации к слову детство?

- Представьте и запишите, какие ассоциации со словом детство могли бы возникнуть у Ванюши. (Приложение №3)

Объясните, почему у него могли возникнуть именно такие ассоциации?

9. Теперь приступим к анализу фрагментов (А, Б) документальной прозы С. Алексиевич «Последние свидетели»

(материал УМК «Вокруг тебя – Мир…» под ред. К. Сухарева – Дериваза, В. Ю. Выборновой и др.) В качестве

документов в ней выступают подлинные свидетельства людей, чье детство пришлось на годы войны.

- К тексте А

А). Кратко пересказать сюжет, перечитать строчки: «Особенно любили лиственницу, ее пушистые иголочки – это такая

вкуснятина!» Что говорят они о блокадной жизни детей?

Б). Как вы думаете, почему ленинградская девочка «совершенно не могла видеть голодного человека»?

В). Понятно ли вам, почему ленинградские девочки подкармливали голодных пленных? Разделяете ли вы их позицию?

- К тексту Б

А). Что такое портянки? Из какого материала обычно их делают? Какого они бывают размера? Как вы думаете, сколько

портянок понадобилось для того, чтобы сшить платье? Почему так запечатлелось в памяти рассказчицы воспоминание

именно о том, из чего и как было сшито платье?

Б). Почему дети завидовали Ане?

В). Как вы думаете, почему Аня первой пришла посмотреть на вернувшегося с фронта отца своей одноклассницы?

- К обоим текстам

А). Каким, судя по воспоминаниям, воспринимают рассказчицы свое военное детство: светлым, мрачным, грустным,

безоблачным, беспросветным, трагическим, добрым, жестоким? Вы можете подобрать собственное определение.

Б). Сформулируйте основную идею каждого текста.

10. Слово учителя. Последствия вооруженного конфликта могут проявиться как в ходе самого конфликта или войны,

так и длиться долгие годы после его завершения. Соблюдение норм международного гуманитарного права в ситуации

вооруженного конфликта способствует уменьшению страдания тех, кто перестал участвовать или не участвует (мирное

население) в войне. Прослушаем сообщение о Международном гуманитарном праве. Основные положения запишем в

опорный конспект – они будут выводами нашего занятия. (материал УМК «Вокруг тебя – Мир…» под ред. К. Сухарева –

Дериваза, В. Ю. Выборновой и др.)

11. Выводы:

Мирные люди не участвую в вооруженном конфликте, они беззащитны и уязвимы. Война несет им не только

физические, но и психологические страдания.

Мирные люди страдают от последствий вооруженного конфликта (физических и психологических) на

протяжении многих лет после окончания войны.

Мирное население, особенно дети, испытывает во время войны голод, болезни, угрозу жизни, разлуку с близкими.

Соблюдение норм международного гуманитарного права служит уменьшению страданий мирных людей.

12. Рефлексия. Давайте вернемся к проблеме нашего занятия «Уважение достоинства, гуманность – вот основа правил,

по которым должны строиться отношения между людьми. Возможно ли проявление гуманности на войне?». Как вы

ответите на поставленный вопрос сейчас? Какие чувства пробудились в вашей душе? Захотелось ли прочитать другие

произведения, в которых освещена эта тема?

13. Домашнее задание.

Сталкивались ли вы когда-нибудь с беззащитным, уязвимым существом?

Опишите чувства, испытываемые вами в этой ситуации? Сделали ли вы что-нибудь, чтобы помочь ему, облегчить его

страдания?

Приложение №2

Сообщение о жизни и творчестве А. Приставкина

(данный материал взят из вступлению к повести «Ночевала тучка золотая…» Москва. Современник 1988 г.)

Анатолий Игнатьевич Приставкин родился в г. Люберцы Московской обл. В 1959 г. окончил Литературный институт им.

Горького.

А. И. Приставкин начинал как поэт, в 1954 г. выступил со стихами. В 1959 г. опубликовал «Маленькие рассказы» -

новеллы о суровом детстве, о спасенном в дни Великой Отечественной войны поколении.

А. Приставкин никогда не принадлежал к достаточно распространённой – особенно в 60-70-е годы – категории

литераторов, стремившихся убаюкивать и без того впадающее в спячку общество. Нельзя преувеличивать его заслуги.

Были на пути писателя и неудачи, и полуудачи, и поиски своей темы, своего мотива. Он нетерпеливо колесил по стране,

многое умел подмечать. Был точен в деталях и достаточно достоверен в рассказе о человеческих судьбах. Писал очерки,

документальные повести, пьесы. Одни их них обращали на себя внимание, другие проходили незамеченными. Он

числился «средним писателем», т.е. профессионалом, добросовестным тружеником пера. Книги такого автора обычно

вызывают умеренный интерес читающей публики, не рождают у неё особых надежд. Не ждут, что он изобретет порох,

преодолеет тот уровень мастерства и миропонимания, которого достиг. Но иногда случается, что «средний писатель»

вдруг предстаёт перед нами в новом качестве. Мы с волнением и благодарностью принимаем книгу, ознаменовавшую

такой переход, и хотим понять, как, почему произошло чудо. Именно – чудо. Писатель не только открыл нам новый мир,

поразил его непривычными красками, страстями и трагедиями. Он открыл в себе неведомые прежде ни ему, ни нам

возможности.

А. Приставкин родом из детства военных лет, где легче было умереть, чем выжить, стать нелюдью легче, чем человеком.

Память же эта была безотрадно горькая. Но писатель не хотел изменить, не искал в ней утешения, не пытался темные

стороны уравновесить светлыми. Иными словами, не делал того, на чем настаивали критики, доказывая необходимость

соблюдать пропорции, выверенное соотношение между плюсами и минусами. Считалось, будто именно таким образом

достигается художественная правда высшей кондиции.

Рукописи, где в нарушение пропорций вещи назывались своими точными именами, были обречены на прозябание в

ящиках письменного стола. Если же отдельные прорывались к читателям, авторы незамедлительно награждались

зуботычинами. Приставкин испытал это на себе, когда ему удалось напечатать повесть «Солдат и мальчик». Повесть о

встрече маленького детдомовца с красноармейцем, отставшим от своего эшелона. О трагедии людей, отторгаемых своим

окружением. О вине малолетки, уже успевшего привыкнуть к воровству как норме голодной жизни. Об опасности,

нависшей над неповинным в преступлении солдате. Об извечной борьбе добра и зла. Борьба в душе ребёнка, в детском

сообществе, в людях, с которыми он постоянно общается.

Такова правда. В какой-то степени эта правда относится и к поколению, к которому принадлежит писатель. Оно рано

увидело изнанку жизни, но поздно стало её осознавать. Лет через двадцать А. Приставкин начал понимать далёкое

происшествие. Однако снова понадобились годы, прежде чем далёкое воспоминание, опять пропущенное через душу,

осмысленное взрослым человеком приобретшем писательский опыт, вылилось в драматически напряженную и вместе с

тем по-своему трогательную повесть о детдомовцах.

Анатолий Приставкин – не только известный писатель, но и общественный деятель. Он один из тех, кто входил в

комиссию по помилованию при президенте России. И это не случайно, ведь только тот, кто с детства познал горечь и

душевную боль, кто видел и переживал невзгоды, может понять и простить, может увидеть в любом человеке то великое

и не всегда заметное, что и делает его человеком. Таков Анатолий Приставкин!

(Летом 2008 г. Анатолий Приставкин умер.)



В раздел образования




Яндекс.Метрика