Напоминание

"Работа с одаренными детьми"


Автор: Гурьева Наталья Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Мироновская СОШ
Населённый пункт: село Мироновка Баганского района Новосибирской области
Наименование материала: доклад
Тема: "Работа с одаренными детьми"
Раздел: полное образование





Назад




Развитие творческого и интеллектуального потенциала одаренных

школьников (Гурьева Н.В. Мироновская СОШ)

Наше время – это время перемен. Мы живем в век невиданной еще в

истории человечества научно-технической революции; и жизнь во всех ее

проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем

больше,

требует

от

человека

не

шаблонных,

привычных

действий,

освященных

многовековыми

традициями,

а

подвижности

мышления,

быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых

задач.

Человеку

с

творческим

складом

ума

легче

не

только

сменить

профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься

любой работой и достичь высокой производительности труда.

Ускорение

научно

технического

прогресса

будет

зависеть

от

количества

и

качества

творчески

развитых

умов,

от

их

способности

обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что

теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.

И перед нашим государством, школой, педагогами и родителями

вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из

тех, кто сейчас ходит в детский сад и кто еще только должен родиться,

вырастить

не

только

сознательным

членом

нашего

общества,

не

только

здоровым

и

крепким

человеком,

но

и

обязательно

инициативным,

думающем работником, способным на творческий подход к любому делу, за

которое

он

бы

не

взялся.

И

активная

жизненная

позиция

может

иметь

основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность

для совершенствования.

Актуальность этого вопроса в том, что в наше быстро меняющееся

время,

с

которым

связывают

явления

информационного

бума,

высокими

темпами

происходит

увеличение

объема

знаний

человека

в

структуре

мышления, но с точки зрения овладения логическими законами процесс

протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной и

особенно

творческой

деятельности

школьников,

к

сожалению,

остается

позади их потенциальных

возможностей и не в полной мере отвечает

задачам современного общества.

В следствии этого возникает проблема

поиска

путей

развития

творческого

мышления

учащихся

в

процессе

обучения.

.

Задачи:

-выявление способностей учеников и целенаправленное их развитие;

-развитие воображения и творческих способностей

В программе 2030 Н.А.Назарбаев говорит: «Наши дети станут

высококвалифицированными

рабочими

и

фермерами,

инженерами,

банкирами

и

деятелями

искусства,

владельцами

магазинов,

учителями

и

врачами,

владельцами

заводов

и

фабрик,

биржевыми

маклерами

и

спортсменами. Они

будут

готовы

работать

в

условиях

современной

рыночной

экономики,

но

для

этого

они

должны

уметь

творчески

мыслить».

В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных,

инициативных, творчески мыслящих граждан нашей страны. Развитие

творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного

обучения,

но

особое

значение

имеет

формирование

творческих

способностей в школьном возрасте.

Разработаны основные положения теории для развития

творческих

способностей

учащихся.

Значительный

вклад

внесли

в

разработку

этой

теории Б.П.Никитин, Л.В.Занков, И.П.Волков и многие другие выдающиеся

педагоги.

Несмотря на то, что вопрос о развитии творческих способностей

учащихся

стоит

особенно

остро,

современная

массовая

школа

еще

сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Еще очень часто

обучение

сводится

к

запоминанию

и

воспроизведению

приемов

действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное

повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети

лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность

к творчеству. Не все учителя в процессе обучения уделяют этому должное

внимание. В связи с этим возникают противоречия между потребностью

общества

в

творческих

личностях

и

уровнем

развития

творческого

мышления у выпускников школ.

«Творчество» - это создание нового, прекрасного, оно противостоит

шаблону,

оно

наполняет

жизнь

радостью,

возбуждает

потребность

в

знаниях, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений.

Способность

и

готовность

к

творчеству

становятся

чертой

личности

человека, креативностью (от латинского – «сотворение»).Поэтому в деле

воспитания,

образования

понятие

«творчество»

обычно

связывают

с

понятиями

«способности»,

«развитие»,

«одаренность».В

творчестве

осуществляется самоуважение, самораскрытие личности ребенка (или

взрослого

человека),

акт

не

всегда

вполне

сознаваемый,

но

всегда

характеризующийся

высоким

накалом

положительных

эмоций,

подъемом

нравственных

и

физических

сил,

мобилизацией

всех

необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому

делу самое ценное, на что он способен, – даже тогда, когда самому автору

мнится, будто он действует только для себя.

Термин “способный” или “способность” значит:

1) природная одарённость;

2) умение, а значит возможность производить какие-нибудь действия.

Творчество-это

высшая

форма

психической

активности,

самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное.

Творчество и творческая деятельность определяют человека,

поэтому

формирование

творческой

личности

приобретает

сегодня

не

только теоретический, но практический смысл.

Жизнь становится разнообразнее и сложнее, она чем дальше, тем

больше требует подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого

подхода

к

решению

больших

и

малых

задач.

Подвижности

требует

и

современное производство. Человеку с творческим складом ума легче не

только сменить профессию, но и найти творческую “изюминку” в любом

деле, достичь высоких результатов.

В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности

не

проявляются,

они

спрятаны

глубоко

внутри.

Основная

работа

по

их

выявлению и развитию ложится на учителя.

Природа щедро наделила каждого здорового ребёнка

возможностями развиваться, и каждый ребёнок может подняться на самые

большие высоты творческой деятельности. Естественно, немаловажную роль

играют задатки.

Второе условие - раннее начало. Необходимо, насколько возможно,

окружить

ребёнка

такой

средой

и

такой

системой

отношений,

которые

стимулировали

бы

самую

разнообразную

деятельность

и

способствовали

эффективному развитию.

Третье условие - упорный труд. Способности не получают в “готовом

виде”. Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет

труд. “Гений, - говорил знаменитый американский изобретатель Эдисон, - это

на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение”.

Четвертое - это интерес. Принуждение - это враг творчества. Поэтому

только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает

с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут

формироваться быстрее.

Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей

деятельности ребёнок достигает определённого потолка, а потом поднимает

его всё выше и выше.

Пятое - активная жизненная позиция. Она пробуждает исследовательское

отношение к окружающему и приучает полнее видеть предметы и явления,

вглядываться в них.

Нельзя забывать, что важное место в жизни школьника занимают игры,

опирающие на воображение. Воображение - это источник творчества.

Развитие воображения и творческих способностей является

важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает

вс е

эт апы

развития

лично сти,

пробуждает

и н и ц и ат и в н о с т ь ,

самостоятельность

принимаемых

решений,

привычку

к

свободному

самовыражению, уверенность в себе, потому, что истинная цель обучения –

это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но

и развитие, воспитание творческого человека.

Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится

непреодолимым препятствием в старших классах школы, когда требуется

решение

нест андартных

задач,

интерпрет ация

м а т е р и а л о в

первоисточников. Поэтому необходима целенаправленная работа.

Русский язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в

духовной жизни ребёнка. Это инструмент познания, мышления, развития.

Он богат возможностями творческого обогащения. Весь поток познания

идёт по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка

строится мысль и речь. Речь, в свою очередь, является каналом развития

интеллекта.

Развивать у детей творческие способности – задача сложная и

трудная.

В своих учениках я стараюсь развивать творческое начало. На уроках

перед

детьми

ставлю

проблемные

ситуации,

которые

дают

возможность

детям находить свои собственные решения.

Признаки творчества:

-гибкость ума;

-креативность;

-интеллектуальность;

-способность к преобразованиям и генерированию идей;

-развитие фантазии.

Виды творческих заданий на уроках русского языка:

1.

Дидактические игры.

2.

Загадки и кроссворды.

3.

Сочинение сказок и стихов.

4.

Составление схем.

5.

Различные формы сочинений.

6.

Письма к другу со своим отношением к тому или иному поступку.

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к

занятиям по русскому языку, формировать творческие способности учащихся

является дидактическая игра.

Игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра

помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает

ребёнка

новыми

сведениями,

активирует

мыслительную

деятельность,

внимание,

а

главное

стимулирует

речь.

В

результате

чего

у

детей

появляется

интерес

к

русскому

языку.

Не

говоря

уже

о

том,

что

дидактические

игры

по

русскому

языку

способствует

формированию

орфографической зоркости младшего школьника.

Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В

младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное

место

в

развитии

ребёнка.

При

включении

детей

в

ситуацию

дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает,

изучаемый

материал

становится

для

них

более

до ступным,

работоспособность значительно возрастает.

На уроках русского языка, я часто пользуюсь упражнениями и

дидактическими играми, которые помогают усвоить ту или иную тему в

игровой форме, учащиеся запоминают, сами того не понимая.

Детям очень нравятся такие задания, как:

Заменить словосочетания, одним словом:

- Военнослужащий, стоящий на посту.

- Ребёнок, любящий сладкое.

- Очень смешной фильм

- Промежуток времени в 60 минут

Распредели слова на две группы.

Найди родственные слова. Выдели корень.

Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть…

Однажды они пошли…

Потом ребята долго вспоминали как…

Составь рассказ по опорным словам:

- Зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно

отрабатывать также скорость чтения. Слоговой состав слова. Развивать

орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных

дидактических игр состоит ещё и в том, что они способствуют снятию

напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную

несостоятельность,

создаёт

положительный

эмоциональный

настрой

в

ходе урока.

Предлагаю подборку дидактических игр и упражнений к урокам

русского языка..

«Анаграммы»

Придумать новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом

порядке: атлас (салат), адрес (среда), автор (товар, отвар).

«Неполные слова»

На доске записывается столбик букв, с точками на месте согласных. Дети

отгадывают слова только по данным гласным.

.О..А.А

.О..А.

.Е.Е.И.О (комната, вокзал, телевизор)

«Ступеньки»

На доске записывается одна буква. Задача: подобрать как можно больше

слов на эту букву. Каждое последующее слово должно быть на одну букву

больше предыдущего.

МЫ

МИР

МЫШЬ

МИШКА

МОЛОКО

МАГАЗИН и т.д.

«Телеграмма»

Берётся одно слово, и каждый придумывает телеграмму, в которой

первое слово начинается с первой буквы, второе – со второй и т.д.

СУМКА

«Сегодня убежал медведь! Караул! Администрация».

«Укрась слово»

К существительному подобрать как можно больше прилагательных.

«Кто что делает»

Ведущий называет предмет, ученики по очереди говорят, какое действие

он совершает.

«Угадай подлежащее»

Чаще всего такая работа встречается в загадках такого типа: «Не лает,

не кусает, а в дом не пускает».

«Игра-фантазия «Жители предложения»

Распределяются роли: 1 - подлежащее, 2 - сказуемое, 3 - определение, 4

-

дополнение,

5

-обстоятельство.

Кроме

этого,

могут

быть

знаки

препинания и части речи. Каждому участнику прикрепляется табличка с

его ролью. После прочтения фразы ведущим, участники выстраивают ее,

четко выполняя отведенную роль. После этого каждый произносит по

очереди свое слово из данной фразы-предложения. Не участвующие в

работе дети проверяют правильность выполнения задания.

«Эстафета-рассказ»

Кто удачнее напишет коллективный рассказ за определенное время

(работа в группах). Каждый участник имеет право добавить только одно-

два предложения к уже написанному. Тему рассказа определяет учитель.

Цель игры - активизировать спонтанную речь детей.

«Лингвистические игры»

О каком слове идет речь?

На нем «мир стоит», оно «сверкает ярче солнца», «в огне не горит», «в

воде не тонет», «с ложью не дружит». (Правда)

Попробуйте

дать

толкование

слова

«правда»

(учащиеся

работают

с

толковыми словарями и записывают значение слова в тетрадь).

Найдите друзей и врагов слова «Правда» (синонимы, однокоренные слова-

это друзья, антонимы -враги).

Запишите как можно больше пословиц со словом.

Активизируют познавательную и творческую активность, расширяют

словарный запас детей такие задания, как решение ребусов и кроссвордов,

шарад.

Подобные

задания

можно

давать

на

дом,

на

некоторое

время

(например, на неделю).

Внимание, наблюдательность и речь детей развивает игра

«Художник». Ребёнок, взявший на себя роль художника, говорит следующие

слова: Нарисую я портрет,

Только чей пока секрет.

Отгадайте, вас прошу я,

Чей портрет рисую?

Художник даёт устный портрет кого-нибудь из детей: «У него

светлые

волосы,

голубые

глаза,

весёлая

улыбка.

На

нём

коричневая

рубашка, синие брюки» и т.п., а учащиеся должны догадаться, о ком идёт

речь.

Особое место в системе творческого развития занимает сочинение.

Именно сочинение – высшая форма проявления творческих способностей.

Ребёнок

должен

жить

в

мире

творчества.

“Без

этого,

-

писал

В.А.

Сухомлинский, - он засушенный цветок”.

Благотворно на детей влияет музыка. Во время прослушивания

музыки, они пытаются представить какие–то образы.

“Времена года”, “Вальс цветов”, “Утро”, “Золотые рыбки”, “Ночь” - все

эти произведения служат источниками для детского словесного творчества.

Часто на уроках развития речи использую кластеры. (Показать образцы,

рассказать о специфике кластеров)

Целенаправленность,

систематичность

работы

по

развитию

творческих

способностей

обеспечивает

положительные

результаты

и

позволяет сделать выводы:

1. Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон.

2. Возрастает интерес к изучению русского языка.

3. Повышается орфографическая зоркость, улучшается успеваемость по

русскому языку, литературному чтению.

4.

Развиваются

познавательные

способности

младших

школьников,

наблюдательность, мышление, воображение детей.

5. Дети с удовольствием участвуют в творческих конкурсах.



В раздел образования




Яндекс.Метрика