Напоминание

"Познавательное развитие как средство формирования речи детей с ОВЗ"


Автор: Минаева Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ Реабилитационный центр "Фламинго"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: "Познавательное развитие как средство формирования речи детей с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Познавательное развитие как средство формирования речи детей с ОВЗ.

Речь неотделима от мира мыслей: в ней отражаются логика мышления ребенка,

его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой,

логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно

судить об уровне его речевого развития. Дошкольный возраст является

сензитивным для развития всех сторон речи ребенка, расширения и обогащения

детских представлений о разнообразии окружающего мира. У детей с ОВЗ

наблюдается иная картина. Несформированность внимания, недостаточное

развитие словесно-логического мышления и лексико-грамматических категорий

затрудняют овладение связной речь

Проблема развития речи у детей с ОВЗ особенно актуальна в настоящее время,

так как из жизни ребенка уходит речь.

Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом

негативных факторов:

– ухудшение состояния здоровья детей;

– существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей;

глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; дисбаланс

семейного воспитания в вопросах развития речи, и что проявляется либо в его

необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной

речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении

Интегрированное познавательное и речевое развитие – специально

организованный образовательный процесс, направленный на:

развитие познавательной активности и интересов детей с ОВЗ,

развития речи как способа познания мира и формирование способов умственной

деятельности;

становление системы элементарных научных знаний о предметах и явлениях

окружающего мира.

В этом заключается цель познавательного и речевого развития и воспитания.

Специфика работы проявляется по сравнению с традиционными подходами к

определению задач.

Реализация совместной интегрированной речевой и познавательной

деятельности в ДОУ представляет явления не фрагментарно, а целостно;

побуждает детей с ОВЗ к активному познанию окружающей действительности и

нахождению причинно-следственных связей;

стимулирует интерес детей и снижает их утомляемость посредством переключения с

одного вида деятельности на другой;

позволяет

высвобождать

часы

для

свободной

деятельности

ребенка,

развивать

двигательный потенциал;

снимает напряженность, страх, неуверенность;

развивает речь посредством сравнений и обобщений.

Познавательная деятельность детей с ОВЗ поначалу представляет собой

простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с

вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая

категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные

эталоны, простые орудийные действия. С ростом и развитием дошкольников,

познавательная деятельность вычленяется в особую деятельность со своими

познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены

вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о окружающем

мире.

Задачи познавательно-речевого развития детей с ОВЗ:

– способствовать обогащению активного словаря детей с ОВЗ через

познавательно-исследовательскую деятельность;

– обогащать эмоционально – чувственный опыт детей с ОВЗ в процессе

непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;

– формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять

положительные эмоции, умение их проявлять;

– создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у

детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии;

– поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов

дошкольников во всех видах деятельности;

-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной

деятельности, способствующей возникновению речевой активности.

Выше перечисленные задачи познавательно-речевого развития детей с ОВЗ

заключаются в обогащении речи детей и расширении представлений об

окружающем мире, обучении свободно и грамотно строить свои высказывания,

подкрепляя их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных

воспитанникам, побуждении познавательных интересов.

Планирование и отбор речевого материала для детей с ОВЗ.

Обязательный для усвоения материал должен содержать в себе потенциальную

возможность для того, чтобы ребенок с речевыми нарушениями научился

ориентироваться на значение и смысл предложно-падежных конструкций,

правильно употреблять их и замечать ошибки в своей речи и речи сверстника.

В первую очередь нужно помочь детям с ОВЗ научиться понимать, чего от них

хочет взрослый в процессе бытового общения я и на занятиях по

организованной образовательной деятельности, следовательно материал должен

включать в себя все виды речевых конструкций (повествование, вопрос,

побуждение, отрицание) и отрабатываться на таких темах как «Какой Я», «Я и

моя семья», « Я в группе», «Как я занимаюсь».

Дополнительный речевой материал должен создавать условия для овладения

языком детей с разными клиническими проявлениями общего недоразвития

речи. Он необходим в случаях связанных с нарушениями сенсорного или

моторного компонента их речи, педагогической запущенностью или задержкой

психического развития.

Направления работы познавательно – речевого развития

детей с ОВЗ.

При организации познавательно-речевого развития детей с ОВЗ, мы опираемся

на следующие направления:

Совершенствование собственной речи. Дошкольник, проводящий большую

часть в детском саду, воспринимает нашу речь, как образец. Поэтому при

общении с ребенком, необходимо говорить правильно, не искажая звуков, не

съедая окончаний. Особое внимание обращать на произношение длинных и

незнакомых слов.

Формирование представлений об окружающем мире. Здесь дети с ОВЗ учатся

объяснять мир: понимать, что происходит сейчас, предугадать, что произойдет в

будущем, принимать нужные решения; определять свое отношение к

происходящему: различать, что хорошо, а что плохо; выбирать, как поступить,

чтобы потом не было стыдно.

В жизни людям приходится решать самые разные задачи. Чтобы справиться с

проблемами, надо учиться решать их самостоятельно.

Поэтому, непосредственную образовательную деятельность, мы стараемся

строить таким образом, чтобы дети чувствовали себя настоящими

исследователями.

Развитие любознательности. Любознательность – качество присущее всем

детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в

стремлении все рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличии этого

качества у ребенка, свидетельствуют бесчисленные вопросы. И здесь важная

задача – поддерживать любознательность ребенка, организуя непосредственную

образовательную деятельность, наблюдения, стараться вовремя и доступным

для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направлять детские

мысли на самостоятельный поиск ответа и умения делать выводы.

Сенсорное воспитание, так как для ребенка-дошкольника, познание

окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень

их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира.

Игра, являющаяся одной из самых действенных средств познавательно-речевого

развития. Именно через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир

познания. В игре, дети с ОВЗ овладевают навыками действий с определенными

предметами, учатся культуре общения друг с другом. Ведь в правилах игры

заложен глубокий смысл познание мира, воспитание определенных

нравственных качеств.

Организация познавательно-речевого развития.

Создание благоприятных условий для общения с окружающими людьми.

Создание эмоционально-благоприятных ситуаций, способствующих

возникновению желания активно участвовать в речевом общении

Стимулирование ребенка к общению. Развитие общения ребенка в

коллективных видах деятельности.

Помощь в развитии инициативы детей в общении со сверстниками.

Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую

деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует

познавательную деятельность детей с ОВЗ.

Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их

любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание

самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И задача, нас –

педагогов не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.



В раздел образования




Яндекс.Метрика