Автор: Минаева Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ Реабилитационный центр "Фламинго"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: "Познавательное развитие как средство формирования речи детей с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
Познавательное развитие как средство формирования речи детей с ОВЗ.
Речь неотделима от мира мыслей: в ней отражаются логика мышления ребенка,
его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой,
логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно
судить об уровне его речевого развития. Дошкольный возраст является
сензитивным для развития всех сторон речи ребенка, расширения и обогащения
детских представлений о разнообразии окружающего мира. У детей с ОВЗ
наблюдается иная картина. Несформированность внимания, недостаточное
развитие словесно-логического мышления и лексико-грамматических категорий
затрудняют овладение связной речь
Проблема развития речи у детей с ОВЗ особенно актуальна в настоящее время,
так как из жизни ребенка уходит речь.
Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом
негативных факторов:
– ухудшение состояния здоровья детей;
– существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей;
глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; дисбаланс
семейного воспитания в вопросах развития речи, и что проявляется либо в его
необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной
речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении
Интегрированное познавательное и речевое развитие – специально
организованный образовательный процесс, направленный на:
развитие познавательной активности и интересов детей с ОВЗ,
развития речи как способа познания мира и формирование способов умственной
деятельности;
становление системы элементарных научных знаний о предметах и явлениях
окружающего мира.
В этом заключается цель познавательного и речевого развития и воспитания.
Специфика работы проявляется по сравнению с традиционными подходами к
определению задач.
Реализация совместной интегрированной речевой и познавательной
деятельности в ДОУ представляет явления не фрагментарно, а целостно;
побуждает детей с ОВЗ к активному познанию окружающей действительности и
нахождению причинно-следственных связей;
стимулирует интерес детей и снижает их утомляемость посредством переключения с
одного вида деятельности на другой;
позволяет
высвобождать
часы
для
свободной
деятельности
ребенка,
развивать
двигательный потенциал;
снимает напряженность, страх, неуверенность;
развивает речь посредством сравнений и обобщений.
Познавательная деятельность детей с ОВЗ поначалу представляет собой
простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с
вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая
категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные
эталоны, простые орудийные действия. С ростом и развитием дошкольников,
познавательная деятельность вычленяется в особую деятельность со своими
познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены
вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о окружающем
мире.
Задачи познавательно-речевого развития детей с ОВЗ:
– способствовать обогащению активного словаря детей с ОВЗ через
познавательно-исследовательскую деятельность;
– обогащать эмоционально – чувственный опыт детей с ОВЗ в процессе
непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;
– формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять
положительные эмоции, умение их проявлять;
– создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у
детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии;
– поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов
дошкольников во всех видах деятельности;
-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной
деятельности, способствующей возникновению речевой активности.
Выше перечисленные задачи познавательно-речевого развития детей с ОВЗ
заключаются в обогащении речи детей и расширении представлений об
окружающем мире, обучении свободно и грамотно строить свои высказывания,
подкрепляя их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных
воспитанникам, побуждении познавательных интересов.
Планирование и отбор речевого материала для детей с ОВЗ.
Обязательный для усвоения материал должен содержать в себе потенциальную
возможность для того, чтобы ребенок с речевыми нарушениями научился
ориентироваться на значение и смысл предложно-падежных конструкций,
правильно употреблять их и замечать ошибки в своей речи и речи сверстника.
В первую очередь нужно помочь детям с ОВЗ научиться понимать, чего от них
хочет взрослый в процессе бытового общения я и на занятиях по
организованной образовательной деятельности, следовательно материал должен
включать в себя все виды речевых конструкций (повествование, вопрос,
побуждение, отрицание) и отрабатываться на таких темах как «Какой Я», «Я и
моя семья», « Я в группе», «Как я занимаюсь».
Дополнительный речевой материал должен создавать условия для овладения
языком детей с разными клиническими проявлениями общего недоразвития
речи. Он необходим в случаях связанных с нарушениями сенсорного или
моторного компонента их речи, педагогической запущенностью или задержкой
психического развития.
Направления работы познавательно – речевого развития
детей с ОВЗ.
При организации познавательно-речевого развития детей с ОВЗ, мы опираемся
на следующие направления:
Совершенствование собственной речи. Дошкольник, проводящий большую
часть в детском саду, воспринимает нашу речь, как образец. Поэтому при
общении с ребенком, необходимо говорить правильно, не искажая звуков, не
съедая окончаний. Особое внимание обращать на произношение длинных и
незнакомых слов.
Формирование представлений об окружающем мире. Здесь дети с ОВЗ учатся
объяснять мир: понимать, что происходит сейчас, предугадать, что произойдет в
будущем, принимать нужные решения; определять свое отношение к
происходящему: различать, что хорошо, а что плохо; выбирать, как поступить,
чтобы потом не было стыдно.
В жизни людям приходится решать самые разные задачи. Чтобы справиться с
проблемами, надо учиться решать их самостоятельно.
Поэтому, непосредственную образовательную деятельность, мы стараемся
строить таким образом, чтобы дети чувствовали себя настоящими
исследователями.
Развитие любознательности. Любознательность – качество присущее всем
детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в
стремлении все рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличии этого
качества у ребенка, свидетельствуют бесчисленные вопросы. И здесь важная
задача – поддерживать любознательность ребенка, организуя непосредственную
образовательную деятельность, наблюдения, стараться вовремя и доступным
для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направлять детские
мысли на самостоятельный поиск ответа и умения делать выводы.
Сенсорное воспитание, так как для ребенка-дошкольника, познание
окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень
их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира.
Игра, являющаяся одной из самых действенных средств познавательно-речевого
развития. Именно через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир
познания. В игре, дети с ОВЗ овладевают навыками действий с определенными
предметами, учатся культуре общения друг с другом. Ведь в правилах игры
заложен глубокий смысл познание мира, воспитание определенных
нравственных качеств.
Организация познавательно-речевого развития.
Создание благоприятных условий для общения с окружающими людьми.
Создание эмоционально-благоприятных ситуаций, способствующих
возникновению желания активно участвовать в речевом общении
Стимулирование ребенка к общению. Развитие общения ребенка в
коллективных видах деятельности.
Помощь в развитии инициативы детей в общении со сверстниками.
Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую
деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует
познавательную деятельность детей с ОВЗ.
Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их
любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание
самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И задача, нас –
педагогов не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.