Напоминание

Особенности развития внимания детей младшего дошкольного возраста


Автор: Черкай Кристина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "детский сад" № 97
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития внимания детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




В

настоящее

время

внимание

многих

психологов

во

всем

мире

привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен,

так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом

наиболее

интенсивного

и

нравственного

развития,

когда

закладывается

фундамент физического, психического и нравственного здоровья.

На

сегодняшний

день

есть

много

разнообразных

образовательных

программ,

которые

направлены

на

развитие

психики

и

личности

детей

младшего

дошкольного

возраста.

Однако,

несмотря

на

многочисленные

исследования, практика работы с дошкольниками приводит к необходимости

целенаправленного

формирования

в

данном

возрасте

произвольного

внимания, как основного новообразования.

Внимание

-

это

сложное

многоуровневое

явление,

порождающее

множество

споров

в

психологии

познавательных

процессов.

Трудность

изучения внимания определяется тем, что оно находится в тесной связи с

другими психическими процессами.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к

окружающим

предметам

и

выполняемым

с

ними

действиям.

Ребенок

сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового

предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети

редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности

детей

и

их

передвижением

в

общем

умственном

развитии

внимание

приобретает большие сосредоточенность и устойчивость.

Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50

мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью,

концентрацией,

избирательностью,

распределением,

переключаемостью

и

произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к

отклонениям

в

поведении

и

деятельности

ребенка.

Маленький

объем

внимания

-

это

невозможность

сконцентрироваться

одновременно

на

нескольких предметах, удерживать их в уме.

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно

долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Недостаточная

избирательность внимания - ребенок не может концентрироваться именно на

той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

Плохо развитая переключаемость внимания - ребенку трудно переключаться

с выполнения одного вида деятельности на другой.

Плохо

развитая

способность

распределения

внимания

-

неумение

эффективно

(без

ошибок)

выполнять

одновременно

несколько

дел.

Недостаточная

произвольность

внимания

-

ребенок

затрудняется

сосредоточивать внимание по требованию. Подобные недостатки не могут

быть устранены фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в

процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для

их преодоления специально организованной работы. Такая работа должна

вестись по двум направлениям: Использование специальных упражнений,

тренирующих

основные

свойства

внимания:

объем,

распределение,

концентрацию, устойчивость и переключение.

Изменения объёма внимания в дошкольном возрасте не ограничиваются

лишь увеличением количества предметов, воспринимаемых одновременно, с

одинаковой степенью ясности. Существенное значение имеют те стороны,

которые привлекают внимание дошкольников. Если в раннем возрасте детей

привлекали

в

первую

очередь

яркие,

необычные

вещи,

рассматривание

которых как будто отвечало на вопрос «Что это?», то внимание детей 3-4 лет

привлекают

часто

внешне

ничем

неприметные

вещи.

Их

интересуют

особенности

предметов,

и,

прежде

всего,

применение

каждого,

его

назначение, способ использования. Дети как будто ищут ответ на вопросы:

«Для чего эта вещь? Что с ней можно делать?» Этот факт говорит о том, что

объектом незнания для ребёнка становится не только предмет, но и связи его

с другими вещами, в первую очередь связи функциональные.

У ребёнка 3 – х лет изменяется устойчивость внимания, понимаемая как

длительное сосредоточение на значимом объекте.

С

возрастом

совершенствуются

все

характеристики

устойчивости

внимания – длительность сохранения сосредоточенности, частота отвлечения

и длительность каждой паузы.

Так,

на

протяжении

дошкольного

детства

растёт

продолжительность

сосредоточения и удержания его на объекте.

В

устойчивости

внимания

очень

резко

проявляются

индивидуальные

различия детей. Особенности темперамента, усиленные плохим или хорошим

воспитанием,

значительно

варьируют

длительность

доступного

ребёнку

сосредоточения.

Устойчивость

внимания

у

сдержанных,

уравновешенных

детей в 1,5-2 раза больше, чем у особенно возбудимых.

Распределение внимания говорит о том, что ребёнок может направлять и

концентрировать

своё

внимание

на

нескольких

разных

предметах

одновременно.

Возрастающая

возможность

распределения

внимания

в

связи

с

автоматизацией многих действий.

Переключение внимания

означает,

что

ребёнок

способен

перемещать

направленность и сосредоточенность внимания с одного объекта на другой, с

одного вида деятельности на другой.

Механизм

переключения

внимания

представляет

собой

сознательное

произвольное

изменение

его

в

соответствии

с

новыми

требованиями

и

задачами.

Это

не

простой

перенос

и

не

просто

новое

привлечение

или

возвращение

к

нужной

вещи.

При

переключении

происходит

активная

перестройка

психической

деятельности,

связанная

с

необходимостью

выделять и удерживать новые компоненты или находить новые способы

деятельности.

Дошкольник ещё не владеет собственно переключением внимания как

интеллектуально-волевым

действием,

которое

включает

в

себя

осознание

необходимости и возможность изменить способ или характер деятельности.

У него можно наблюдать перескакивание внимания с одной деятельности или

объекта

на

другие

без

достаточного

основания,

что

нарушает

структуру

выполняемой работы. Поэтому ребёнка необходимо специально обучать

приёмам переключения внимания.

В

дошкольном

возрасте

проявляются

непроизвольное,

произвольное,

а

также элементы постпроизвольного внимания.

Непроизвольное внимание

характеризуется

тем,

что

оно

вызывается

наиболее

новыми,

яркими,

привлекательными,

интересными

в

данный

момент для ребёнка предметами.

Однако,

центральная,

основная

линия

в

развитии

внимания

это

постепенный переход от полного господства непроизвольного внимания к

преобладанию внимания произвольного.

Произвольное внимание

требует

от

ребёнка

умения

сосредоточиться

на

задании и выполнить его, даже оно не очень интересно и ново для ребёнка.

Руководя вниманием ребёнка, взрослые знакомят ребёнка с теми средствами,

с

помощью

которых

он

впоследствии

начинает

и

сам

управлять

своим

вниманием.

Первоначально

-

это

указательный

жест

взрослого.

Однако

указательный

жест

играет

в

развитии

произвольного

внимания

лишь

вспомогательную роль. Решающее значение в этом процессе имеет речь.

Первоначально

взрослые

организуют

внимание

ребёнка

при

помощи

словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное

действие, учитывая при этом те или иные обстоятельства. Позднее ребёнок

начинает сам обозначать те предметы и явления, на которые необходимо

обращать

внимание,

чтобы

добиться

нужного

результата.

Точность

следования

инструкции

взрослого

служит

важным

показателем

уровня

психического развития ребёнка.

На

протяжении

дошкольного

возраста

использование

речи

для

организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется, в

частности, в том, что, выполняя задания по инструкции взрослого, дети 4 лет

проговаривают инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники.

Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте

в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребёнка.

Развитие произвольного внимания также связано с освоением норм и

правил

поведения,

становлением

волевого

действия.

Например,

малышу

хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит

по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш

сосредотачивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает

сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и

волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.

Таким

образом,

появляются

элементы постпроизвольного внимания.

Развитие

постпроизвольного

внимания

происходит

через

становление

произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для

достижения цели.

К концу дошкольного возраста ребёнок может уже довольно долго

выполнять какую-либо деятельность, пока она ему интересна, не требует

никаких внутренних усилий, основываясь только на произвольном внимании.

В

дошкольном

периоде

происходит

становление

сложной

многоуровневой психической организации, когда наряду с появлением нового

социализированного

уровня

психофизических

функций

в

индивидной

системе

с

их

новыми

свойствами

(произвольность,

вербальность,

опосредованность) складываются новые сложные психические образования,

такие,

как

личность

и

субъект

общения,

познания

и

деятельности.

Формирование

этой

организации

обусловливается

включением

ребёнка

в

социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в

различные

виды

деятельности,

включая

игру

и

начальные

формы

труда.

Происходит

это

благодаря

участию

взрослых,

которые

организуют,

контролируют и оценивают поведение и деятельность ребёнка, выступают в

роли

источника

многообразной

информации.

Взрослые,

родители,

воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического

развития дошкольника, поскольку они включают ребёнка в разные сферы

жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической

организации дошкольника в целом на всех её уровнях и в её различных

формах создаёт психологическую готовность к последующему – школьному

периоду развития.

Итак,

внимание

-

это

важнейшее

качество,

которое

характеризует

процесс

отбора

нужной

информации

и

отбрасывания

лишней.

Основное

изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые

начинают

управлять

своим

вниманием,

сознательно

направлять

его

на

определенные предметы, явления, удерживаться на них.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес

к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Во второй и

третий

год

жизни

развивается

первоначальная

форма

произвольного

внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действия

детям в возрасте до трех лет практически недоступно.

Формирование внимания обусловливает развитие у ребенка активных

форм восприятия и способности выделять из окружающей среды значимые и

существенные свойства.

Таким образом, благодаря познавательным процессам – восприятию и

вниманию - дети активно познают окружающий их мир, людей, животных,

множество различных предметов и явлений.



В раздел образования




Яндекс.Метрика