Напоминание

"Организация взаимодействия взрослых и детей в процессе музыкального воспитания"


Автор: Мелихова Елена Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: детский сад № 70
Населённый пункт: г. Каменск-Уральский, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация взаимодействия взрослых и детей в процессе музыкального воспитания"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ

МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Современный детский сад позиционируется как образовательная организация,

созданная для оказания помощи и поддержки семье в вопросах воспитания и развития

детей. Без ориентации на особенности семейной культуры, учета культурно-

образовательных потребностей родителей невозможно понимание ситуации и перспектив

развития ребенка, достижение качества услуг дошкольного образования и

удовлетворенности ими.

Практика, ориентированная на семью, не определяется как набор форм и процедур,

она требует желания придерживаться ценностей, связанных с уважительным отношением

к семьям, с необходимостью прислушиваться к родителям, учиться у них способам

взаимодействия с ребенком и сотрудничать с ними.

Взаимодействие людей, разных по возрасту, статусу, уровню культуры – явление

многоаспектное и сложное. Многие родители не готовы действовать по указанию, поэтому

забывают, откладывают, игнорируют предложение педагога. Следовательно, наша задача –

помочь увидеть, как привычными, повседневными действиями, соответствующими

домашним условиям и стилю жизни, можно влиять на развитие ребенка. Необходимо

создать партнерство между детским садом и семьей.

Очень часто участие родителей в жизни группы во многом остается внешним и

больше на словах. Нам, конечно, недостаточно видеть родителей только на праздниках, но

на большее чаще всего ни они, ни мы не готовы. Поэтому, единственный выход – не

отказываться от взаимодействия, а учиться этому.

Заставлять родителей быть активными мы не можем. Но можем побудить такое

желание, помочь родителям почувствовать себя заботливыми родителями, поддержать их

действия, помочь поверить в то, что их присутствие приносит огромную пользу.

Вследствие этого

- родители начинают ощущать причастность к «общественной жизни» своих детей;

- могут наблюдать своих детей на фоне сверстников, что дает возможность лучше

разобраться в вопросах «типичного - нетипичного», «нормального – отклоняющегося»

развития;

- формируется гордость за ребенка, оценка его достижений;

- взрослые члены семьи могут реализовать свои несбывшиеся мечты;

- мамы, папы, браться, сестры помогут привлечь внимание детей к какой-либо теме,

достигнуть лучших результатов;

- у родителей возникает доверие к воспитателям и сотрудникам;

- родители знакомятся с друзьями своих детей, их родителями, начинают понимать

особенности реакций поведения своего ребенка;

- между детьми и родителями возникает единое смысловое пространство, они начинают

лучше понимать друг друга и пр.

У детей, когда они видят членов семьи в обстановке детского сада,

- возникает доверительное отношение к педагогам, позитивная связь между домом и

детским садом;

- присутствие родителей вызывает чувство гордости у детей;

- растет самооценка, даже если присутствие родителей непродолжительно, но

эмоционально;

- расширяются социокультурные и образовательные горизонты, обогащается социально-

культурный и образовательный опыт, позволяющий увидеть другие модели поведения

людей при знакомстве с членами других семей.

Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой,

сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему больше хочется

разговаривать и совместно действовать.

Задача педагога, работающего с детьми младшего дошкольного возраста –

заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать их

особую роль в развитии малыша.

Участие родителей и детей в различных смотрах-конкурсах помогут педагогу

лучше узнать возможности родителей, их таланты, таким образом, развивается интерес

родителей к проявлениям своего ребенка, желание познать свои возможности как

родителей, включаться в активное сотрудничество с педагогом по развитию ребенка.

Так, в 1 и 2 младшей группе предложили родителям принять участие в конкурсе

«Волшебный сундучок», где они записали на видео потешки, пестушки, колыбельные

песенки для своих ребят. Мы использовали их в совместной деятельности с детьми для

ознакомления с народными традициями, в качестве дидактической игры «Узнай по

голосу».

Очень важно помочь родителям получать удовольствие от совместных игр. В этом

возрасте на праздниках и досугах мы привлекаем родителей поучаствовать вместе с

детьми в играх и конкурсах – вместе с мамой развесить белье, собрать букет, принести

покупки, перевезти на машине урожай, узнать своего малыша по ручкам, по голосу.

В среднем возрасте у ребенка возникает потребность в познавательном общении со

взрослым. Он начинает проявлять интерес к своему прошлому. Основным источником

информации о своем прошлом для ребенка являются его родители, близкие. В своем

общении с родителями педагог укрепляет доверительные отношения, которые сложились

у него с семьей в прошлый год, обращает внимание на общение со своим ребенком. В этом

возрасте организуем концерт для мам в День матери, где малыши вместе с мамами

исполняют танец, играют в предложенные игры.

Приоритетом совместного с родителями развития ребенка становится воспитание

уверенности, инициативности дошкольников в детской деятельности и общении со

взрослыми и сверстниками. Одной из задач взаимодействия педагога с семьей является

включение родителей в игровое общение с ребенком, помощь в построении партнерских

отношения с ребенком в игре, создании игровой среды, помощи в развитии детского

воображения, творчества, художественной деятельности. Совместно с родителями

развиваем положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах,

стремление к самостоятельности.

Способствуя развитию доверительных отношений между родителями и детьми,

организуем совместные праздники и досуги. Важно, чтобы родители присутствовали не

просто как зрители, а совместно с детьми выступали с концертными номерами,

включались в детские театрализации, читали стихи, участвовали в конкурсах. Так, нами

был предложен конкурс «Две звезды». Родители сначала приняли предложение с большим

энтузиазмом, но ближе к назначенной дате оказалось, что большинство родителей не

готовы выступить перед зрителями. Но, тем не менее, Алиса и ее мама показали фокусы,

Даша с мамой пели частушки, Ника с сестрой показали театрализацию сказки, Алиса с

мамой и Лера с мамой инсценировали стихотворение, Настя с сестрой исполнили

восточный танец, Никита выучил с мамой стихотворение и нарисовали к нему картинку.

Успешно решать задачи по воспитанию у дошкольников гордости за свою семью,

развитию представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитании культуры

поведения, возможно только при взаимодействии детского сада и семьи.

Важно помочь родителям стать участниками детских игр, занять партнерскую

позицию, поддержать творческие проявления ребенка. Во время совместных

образовательных ситуаций и после них, педагог поддерживает активность родителей,

подчеркивает, что ему и детям без участия родителей не обойтись, обращает внимание на

то, как многому научились дети в совместной деятельности с родителями, как они

гордятся своими близкими.

В старшем дошкольном возрасте педагог помогает родителям найти общие

интересы, которые в дальнейшем могут стать основой семейного общения. Важно уделять

внимание совместным с родителями игровой, досуговой, художественной деятельности.

Одна из задач – помочь родителям создать условия для развития эстетических чувств,

приобщения детей в семье к разным видам искусства.

В старшей группе на празднике осени родители приняли участие в театрализации

русских народных потешек. Дети были приятно удивлены, выступление родителей стало

для них настоящим сюрпризом.

В конкурсе «Две звезды» большинство родителей отказалось принять участие, и в

срочном порядке пришлось это мероприятие переквалифицировать в конкурс «Мисс

«Золотая рыбка». Здесь роль родителей заключалась в том, чтобы подготовить своего

ребенка к выступлению с индивидуальным номером. Почти все родители отлично

справились с подготовкой своих детей к конкурсу: разучили стихи, составили рассказ о

мечтах и заветных желаниях. Мальчики подготовили стихи, Саша и я исполнили на

фортепиано песенку в четыре руки, а девочки хором нам подпевали, Миша с бабушкой

пели частушки. Аля выступала со своим партнером по бальным танцам, Настя исполняла

песню «Моя семья», Маша представила гимнастический этюд «Капелька», Катя показала

современный танец «Гномик», Даша – авторский танец «Русалочка».

Во время проведения досуга «День семьи», вместе со своими близкими дети

исполняли танец, играли в игры, пели «Каравай» именинникам, из мягких модулей

строили дом своей мечты.

В подготовительной к школе группе педагог способствует развитию партнерской

позиции родителей в общении с ребенком, развитию положительной самооценки,

уверенности в себе, знакомит родителей со способами развития самоконтроля и

воспитания ответственности за свои действия и поступки.

Педагог обогащает совместную деятельность родителей и детей, способствует

развитию общих интересов, поддерживает семейные традиции, опирается на проявление

заинтересованности, инициативе родителей.

Во всех календарных праздниках привлекали родителей к участию в играх и

конкурсах с детьми. В этом виде деятельности большую, чем родители, активность

проявили бабушки и дедушки. Так, на Дне пожилого человека дети соревновались с

дедушками, кто быстрее проведет машину по маршруту, садили и собирали урожай.

Наибольший интерес в этой возрастной группе родители проявили к совместным походам

в лес, катанию с гор, спортивным соревнованиям.

Педагог помогает устанавливать связь между прошлым, настоящим и будущим.

Этому способствует создание альбомов, выставок «Они сражались за Родину». С

помощью родителей и членов семей старшего поколения, была создана «Стена славы» к

годовщине Победы в Великой Отечественной Войне. Дети всех возрастов приняли участие

в этой акции, завершившейся праздником «День Победы». Самым запоминающимся

моментом этого праздника стала встреча с ветеранами войны и труда, их рассказом о

боевых действиях и труде в тылу.

Также незабываемым событием стало проведение военно-спортивной игры

«Зарничка» в День защитника Отечества с привлечением военных Каменского гарнизона –

родителей одной из воспитанниц.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что привлечение

родителей к совместной с детьми деятельности в детском саду имеет множество

разнообразных форм и вызывает интерес и отклик у родителей в соответствии с их

интересами и увлечениями. Педагогу необходимо выявить эти интересы и использовать их

на благо развития ребенка, формирование совместных познавательных, развлекательных и

развивающих способностей детей.

Мелихова Елена Владимировна

музыкальный руководитель ДОУ № 70

г. Каменск-Уральский



В раздел образования




Яндекс.Метрика