Автор: Мелихова Елена Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: детский сад № 70
Населённый пункт: г. Каменск-Уральский, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация взаимодействия взрослых и детей в процессе музыкального воспитания"
Раздел: дошкольное образование
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ
МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Современный детский сад позиционируется как образовательная организация,
созданная для оказания помощи и поддержки семье в вопросах воспитания и развития
детей. Без ориентации на особенности семейной культуры, учета культурно-
образовательных потребностей родителей невозможно понимание ситуации и перспектив
развития ребенка, достижение качества услуг дошкольного образования и
удовлетворенности ими.
Практика, ориентированная на семью, не определяется как набор форм и процедур,
она требует желания придерживаться ценностей, связанных с уважительным отношением
к семьям, с необходимостью прислушиваться к родителям, учиться у них способам
взаимодействия с ребенком и сотрудничать с ними.
Взаимодействие людей, разных по возрасту, статусу, уровню культуры – явление
многоаспектное и сложное. Многие родители не готовы действовать по указанию, поэтому
забывают, откладывают, игнорируют предложение педагога. Следовательно, наша задача –
помочь увидеть, как привычными, повседневными действиями, соответствующими
домашним условиям и стилю жизни, можно влиять на развитие ребенка. Необходимо
создать партнерство между детским садом и семьей.
Очень часто участие родителей в жизни группы во многом остается внешним и
больше на словах. Нам, конечно, недостаточно видеть родителей только на праздниках, но
на большее чаще всего ни они, ни мы не готовы. Поэтому, единственный выход – не
отказываться от взаимодействия, а учиться этому.
Заставлять родителей быть активными мы не можем. Но можем побудить такое
желание, помочь родителям почувствовать себя заботливыми родителями, поддержать их
действия, помочь поверить в то, что их присутствие приносит огромную пользу.
Вследствие этого
- родители начинают ощущать причастность к «общественной жизни» своих детей;
- могут наблюдать своих детей на фоне сверстников, что дает возможность лучше
разобраться в вопросах «типичного - нетипичного», «нормального – отклоняющегося»
развития;
- формируется гордость за ребенка, оценка его достижений;
- взрослые члены семьи могут реализовать свои несбывшиеся мечты;
- мамы, папы, браться, сестры помогут привлечь внимание детей к какой-либо теме,
достигнуть лучших результатов;
- у родителей возникает доверие к воспитателям и сотрудникам;
- родители знакомятся с друзьями своих детей, их родителями, начинают понимать
особенности реакций поведения своего ребенка;
- между детьми и родителями возникает единое смысловое пространство, они начинают
лучше понимать друг друга и пр.
У детей, когда они видят членов семьи в обстановке детского сада,
- возникает доверительное отношение к педагогам, позитивная связь между домом и
детским садом;
- присутствие родителей вызывает чувство гордости у детей;
- растет самооценка, даже если присутствие родителей непродолжительно, но
эмоционально;
- расширяются социокультурные и образовательные горизонты, обогащается социально-
культурный и образовательный опыт, позволяющий увидеть другие модели поведения
людей при знакомстве с членами других семей.
Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой,
сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему больше хочется
разговаривать и совместно действовать.
Задача педагога, работающего с детьми младшего дошкольного возраста –
заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать их
особую роль в развитии малыша.
Участие родителей и детей в различных смотрах-конкурсах помогут педагогу
лучше узнать возможности родителей, их таланты, таким образом, развивается интерес
родителей к проявлениям своего ребенка, желание познать свои возможности как
родителей, включаться в активное сотрудничество с педагогом по развитию ребенка.
Так, в 1 и 2 младшей группе предложили родителям принять участие в конкурсе
«Волшебный сундучок», где они записали на видео потешки, пестушки, колыбельные
песенки для своих ребят. Мы использовали их в совместной деятельности с детьми для
ознакомления с народными традициями, в качестве дидактической игры «Узнай по
голосу».
Очень важно помочь родителям получать удовольствие от совместных игр. В этом
возрасте на праздниках и досугах мы привлекаем родителей поучаствовать вместе с
детьми в играх и конкурсах – вместе с мамой развесить белье, собрать букет, принести
покупки, перевезти на машине урожай, узнать своего малыша по ручкам, по голосу.
В среднем возрасте у ребенка возникает потребность в познавательном общении со
взрослым. Он начинает проявлять интерес к своему прошлому. Основным источником
информации о своем прошлом для ребенка являются его родители, близкие. В своем
общении с родителями педагог укрепляет доверительные отношения, которые сложились
у него с семьей в прошлый год, обращает внимание на общение со своим ребенком. В этом
возрасте организуем концерт для мам в День матери, где малыши вместе с мамами
исполняют танец, играют в предложенные игры.
Приоритетом совместного с родителями развития ребенка становится воспитание
уверенности, инициативности дошкольников в детской деятельности и общении со
взрослыми и сверстниками. Одной из задач взаимодействия педагога с семьей является
включение родителей в игровое общение с ребенком, помощь в построении партнерских
отношения с ребенком в игре, создании игровой среды, помощи в развитии детского
воображения, творчества, художественной деятельности. Совместно с родителями
развиваем положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах,
стремление к самостоятельности.
Способствуя развитию доверительных отношений между родителями и детьми,
организуем совместные праздники и досуги. Важно, чтобы родители присутствовали не
просто как зрители, а совместно с детьми выступали с концертными номерами,
включались в детские театрализации, читали стихи, участвовали в конкурсах. Так, нами
был предложен конкурс «Две звезды». Родители сначала приняли предложение с большим
энтузиазмом, но ближе к назначенной дате оказалось, что большинство родителей не
готовы выступить перед зрителями. Но, тем не менее, Алиса и ее мама показали фокусы,
Даша с мамой пели частушки, Ника с сестрой показали театрализацию сказки, Алиса с
мамой и Лера с мамой инсценировали стихотворение, Настя с сестрой исполнили
восточный танец, Никита выучил с мамой стихотворение и нарисовали к нему картинку.
Успешно решать задачи по воспитанию у дошкольников гордости за свою семью,
развитию представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитании культуры
поведения, возможно только при взаимодействии детского сада и семьи.
Важно помочь родителям стать участниками детских игр, занять партнерскую
позицию, поддержать творческие проявления ребенка. Во время совместных
образовательных ситуаций и после них, педагог поддерживает активность родителей,
подчеркивает, что ему и детям без участия родителей не обойтись, обращает внимание на
то, как многому научились дети в совместной деятельности с родителями, как они
гордятся своими близкими.
В старшем дошкольном возрасте педагог помогает родителям найти общие
интересы, которые в дальнейшем могут стать основой семейного общения. Важно уделять
внимание совместным с родителями игровой, досуговой, художественной деятельности.
Одна из задач – помочь родителям создать условия для развития эстетических чувств,
приобщения детей в семье к разным видам искусства.
В старшей группе на празднике осени родители приняли участие в театрализации
русских народных потешек. Дети были приятно удивлены, выступление родителей стало
для них настоящим сюрпризом.
В конкурсе «Две звезды» большинство родителей отказалось принять участие, и в
срочном порядке пришлось это мероприятие переквалифицировать в конкурс «Мисс
«Золотая рыбка». Здесь роль родителей заключалась в том, чтобы подготовить своего
ребенка к выступлению с индивидуальным номером. Почти все родители отлично
справились с подготовкой своих детей к конкурсу: разучили стихи, составили рассказ о
мечтах и заветных желаниях. Мальчики подготовили стихи, Саша и я исполнили на
фортепиано песенку в четыре руки, а девочки хором нам подпевали, Миша с бабушкой
пели частушки. Аля выступала со своим партнером по бальным танцам, Настя исполняла
песню «Моя семья», Маша представила гимнастический этюд «Капелька», Катя показала
современный танец «Гномик», Даша – авторский танец «Русалочка».
Во время проведения досуга «День семьи», вместе со своими близкими дети
исполняли танец, играли в игры, пели «Каравай» именинникам, из мягких модулей
строили дом своей мечты.
В подготовительной к школе группе педагог способствует развитию партнерской
позиции родителей в общении с ребенком, развитию положительной самооценки,
уверенности в себе, знакомит родителей со способами развития самоконтроля и
воспитания ответственности за свои действия и поступки.
Педагог обогащает совместную деятельность родителей и детей, способствует
развитию общих интересов, поддерживает семейные традиции, опирается на проявление
заинтересованности, инициативе родителей.
Во всех календарных праздниках привлекали родителей к участию в играх и
конкурсах с детьми. В этом виде деятельности большую, чем родители, активность
проявили бабушки и дедушки. Так, на Дне пожилого человека дети соревновались с
дедушками, кто быстрее проведет машину по маршруту, садили и собирали урожай.
Наибольший интерес в этой возрастной группе родители проявили к совместным походам
в лес, катанию с гор, спортивным соревнованиям.
Педагог помогает устанавливать связь между прошлым, настоящим и будущим.
Этому способствует создание альбомов, выставок «Они сражались за Родину». С
помощью родителей и членов семей старшего поколения, была создана «Стена славы» к
годовщине Победы в Великой Отечественной Войне. Дети всех возрастов приняли участие
в этой акции, завершившейся праздником «День Победы». Самым запоминающимся
моментом этого праздника стала встреча с ветеранами войны и труда, их рассказом о
боевых действиях и труде в тылу.
Также незабываемым событием стало проведение военно-спортивной игры
«Зарничка» в День защитника Отечества с привлечением военных Каменского гарнизона –
родителей одной из воспитанниц.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что привлечение
родителей к совместной с детьми деятельности в детском саду имеет множество
разнообразных форм и вызывает интерес и отклик у родителей в соответствии с их
интересами и увлечениями. Педагогу необходимо выявить эти интересы и использовать их
на благо развития ребенка, формирование совместных познавательных, развлекательных и
развивающих способностей детей.
Мелихова Елена Владимировна
музыкальный руководитель ДОУ № 70
г. Каменск-Уральский