Автор: Сапожникова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Детский сад №27"
Населённый пункт: Курганская область, г. Шадринск
Наименование материала: статья
Тема: РППС как средство сенсорного развития детей
Раздел: дошкольное образование
Влияние РППС на сенсорное развитие дошкольников
. В связи с модернизацией системы образования в России в настоящее
время происходят серьезные изменения в системе дошкольного образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования
(далее
–
ФГОС
ДО)
закреплены
нормы,
направленные
на
«создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие
способностей
и
творческого
потенциала
каждого
ребенка
как
субъекта
отношений
с
самим
собой,
другими
детьми,
взрослыми
и
миром
при
реализации
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования»
Дошкольная образовательная организация – это «место, где ребенок
получает первоначальные необходимые знания и опыт коммуникативного
взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его
развития сферах жизни». Предметно-пространственная среда, окружающая
детей
в
детском
саду,
должна
быть
развивающей,
обеспечивающей
безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья.
Процесс организации образования и воспитания в ДОО должен быть
ориентирован не только на развитие комплекса знаний, умений и навыков
дошкольников, но и на развитие совокупности качеств, необходимых для их
гармоничного
развития,
в
том
числе
для
сенсорного
воспитания,
направленного на полноценное восприятие детьми окружающего мира.
Проблема сенсорного воспитания детей занимала и занимает одно из
центральных мест в дошкольной педагогике на всех этапах ее развития,
поскольку
сенсорное
воспитание
детей
процесс
достаточно
сложный,
включающий
в
себя
«усвоение
сенсорных
эталонов,
выработанных
обществом,
и
овладение
способами
обследования
предметов».
Для
обеспечения эффективности данного процесса в ДОО необходимо создание
соответствующей развивающей предметно-пространственной среды (далее
РППС).
Проблема организации развивающей среды в дошкольном учреждении
неоднократно выступала предметом исследования специалистов в разных
областях знаний.
Психолого-педагогические основы организации развивающей среды в
детских дошкольных учреждениях были исследованы в трудах выдающихся
отечественных
ученых
двадцатого
столетия:
Л.С.
Выгот ского,
С.Л.
Рубинштейна,
А.Н.
Леонтьева,
А.В.
Запорожца,
Д.Б.
Эльконина.
Влияние
предметно-развивающей
среды
на
образование
и
воспитание
ребенка
рассматривалось
позднее
в
трудах
таких
психологов,
как:
Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов..
Исследованиями указанных авторов подтверждено, что развивающая среда
способна оказывать позитивное влияние на развитие способностей ребенка к
учению и самообучению.
Проблемы
сенсорного
воспитания
дошкольников
также
достаточно
глубоко изучались в зарубежной и отечественной литературе. Так, данная
проблема
достаточно
углубленно
исследовалась
таким
выдающимися
з а рубе ж н ы м и
у ч е н ы м и ,
ка к :
Ф .
Ф р е бе л ь ,
М .
М о н т е с с о р и ,
О.
Декроли.
Известными
представителями
отечественной
дошкольной
психологии и педагогики
Е.И. Тихеевой, А.В. Запорожцем, А.П. Усовой,
Н.П. Сакулиной было доказано, что сенсорное воспитание, направленное на
обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных
сторон дошкольного воспитания.
Однако, несмотря на достаточное количество исследований в области
организации РППС, и наличия большого количества методик сенсорного
воспитания
дошкольников,
комплексных
исследований,
посвященных
вопросам
влияния
РППС
на
сенсорное
воспитание
дошкольников,
недостаточно.
Кроме
того,
в
связи
с
введением
ФГОС
ДО
обновились
требования
к
РППС,
поэтому
указанная
проблема
приобретает
особую
остроту.
В
исследованиях
отечественных
педагогов
и
психологов
накоплен
достаточно богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе
создания развивающей среды, соответствующей возрастным особенностям
детей. Термин «среда», применительно к дошкольной педагогике, появился в
20-е годы ХХ века. В исследованиях ученых последовательно и обстоятельно
доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не только сам
ребенок
(с
его
задатками,
способностями,
качествами
личности,
эмоциональными
проявлениями,
поведением),
но
и
внешние
факторы
окружающей
среды:
предметы,
объекты
и
явления
окружающего
мира;
отношения
между
сверстниками
и
взрослыми,
коллективная
и
индивидуальная
деятельность.
Для
обозначения
окружения,
максимально
стимулирующего развитие личности ребенка-дошкольника, Н.А. Ветлугиной,
В.А. Петровским, О.Р. Радионовой был введен термин «развивающая среда».
Таким образом, в исследованиях ученых доказывалась определяющая роль
развивающей предметно-пространственной среды в развитии и воспитании
ребенка-дошкольника.
В
современной
трактовке,
РППС
определяется
как
«часть
образовательной
среды,
представленная
специально
организованным
пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием
и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,
учёта особенностей и коррекции недостатков их развития».
Говоря по-другому, «развивающая предметно-пространственная среда –
это специфическое для каждой выбранной ДОО Программы образовательное
оборудование,
материалы,
мебель
и
т.
п.,
в
сочетании
с
определенными
принципами разделения пространства в группе».
С данной позиции сформулированы требования к РППС, к психолого-
педагогическим
условиям,
кадровому
обеспечению,
материально-
техническому оснащению реализации программ дошкольного образования.
РППС должна обеспечивать реализацию различных образовательных
программ, с учетом:
возрастных особенностей детей дошкольного возраста;
национально-культурных особенностей,
климатических условий.
Согласно
основным
требованиям,
РППС
ДОО
должна
быть:
«содержательно
насыщенной;
трансформируемой;
полифункциональной;
вариативной; доступной и безопасной; обеспечивающей возможность для
общения и совместной деятельности детей и взрослых».
Организация
РППС
в
ДОО
предполагает
«единство
социальных
и
предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка».
РППС ДОО должна содержать следующие основные элементы:
групповые
комнаты
с
достаточным
игровым
пространством,
оснащенные тематическими наборами дидактических и развивающих игр,
игрушек, игровых материалов;
игровые и спортивные площадки и их оборудование;
студии и залы (для проведения занятий по изо деятельности,
музыкальных занятий и т.п.);
аудиовизуальные
и
информационные
средства
воспитания
и
обучения и др.
РППС группового помещения является основной частью целостной
образовательной среды ДОО. В рамках современных тенденций развития
дошкольного образования возможны разные варианты создания РППС при
условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации
общеобразовательной программы ДОО.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, РППС ДОО должна
обеспечивать и гарантировать:
охрану и укрепление физического и психического здоровья и
эмоционального
благополучия
детей
формировать
и
поддерживать
положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с
другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и
способностях;
максимальные
возможности
реализации
образовательного
потенциала
пространства
ДОО
по
выбранной
Программе,
а
также
материалов,
оборудования
и
инвентаря
для
развития
детей
дошкольного
возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны
и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их
развития;
построение
вариативного
развивающего
образования,
ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов,
видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с
детьми разного возраста, так и с взрослыми;
создание
условий
для
ежедневной
трудовой
деятельности
и
мотивации
непрерывного
самосовершенствования
профессиональных
педагогических кадров;
открытость дошкольного образования и вовлечение родителей в
образовательную
деятельность
ДОО,
осуществление
их
поддержки
по
вопросам
образования
и
воспитания
детей,
а
также
поддержки
образовательных инициатив внутри семьи;
личностно-ориентированное
построение
образовательной
деятельности
в
ДОО,
основанное
на
взаимодействии
взрослых
и
детей
(недопустимость искусственного ускорения либо искусственного замедления
развития детей).
РППС ДОО имеет целью выполнение образовательной, развивающей,
воспитывающей и стимулирующей функций. В соответствии с ФГОС ДО
РППС
ДОО
создается
педагогами
с
целью
развития индивидуальности
каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
В связи с этим можно выделить ряд принципов организации РППС
ДОО. Принцип содержательной насыщенности
Принцип трансформируемости
Принцип поли функциональности
Принцип доступности
Принцип безопасности
(РППС), организованная таким образом, чтобы создать условия для
«социализации и индивидуализации детей».
открытость дошкольного образования и вовлечение родителей в
образовательную
деятельность
ДОО,
осуществление
их
поддержки
по
вопросам
образования
и
воспитания
детей,
а
также
поддержки
образовательных инициатив внутри семьи;
личностно-ориентированное
построение
образовательной
деятельности
в
ДОО,
основанное
на
взаимодействии
взрослых
и
детей
(недопустимость искусственного ускорения либо искусственного замедления
развития детей).
Таким образом, РППС, организуемая в ДОО, должна отражать весь процесс
образовательно-воспитательной
деятельности,
учитывать
возрастные
и
индивидуальные
особенности
детей.
При
проектировании
РППС
нужно
обязательно
учитывать
особенности
профиля
детского
учреждения;
выбранную
образовательную
программу;
характеристики,
касающиеся
детского контингента (возраст, гендерные особенности, показатели здоровья
и
пр.);
особенности
инфраструктуры
ДОО
(расположение,
площадь,
природные особенности участка и т.п.). Для осуществления педагогического
процесса сенсорного воспитания, оборудование и предметы, составляющие
РППС групповой комнаты, должны быть подобраны таким образом, чтобы
они содержали многообразие цветов, форм, величин, были выполнены из
разных
по
качеству
материалов.
Правильно
организованная
РППС
ДОО
обладает
большим
потенциалом
для
сенсорного
воспитания
ребенка,
развития его сенсорных способностей, формирования сенсорных эталонов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.
Артамонова, О.В. Организация предметно-пространственной среды в
до школьного учреждения [Текст]: Метод, рекомендации для воспитателей
дошкольных учреждений. / О.В. Артамонова.
Тольятти: изд. инф-техн.
Центра, 2004.
110 с.
2.
Айрес, Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых
проблем развития [Текст] / Э. Дж.Айрес. – М.: Теревинф, 2009. – 272 с.
3.
Алиева,
Э.Ф.
Проектирование
пространства
и
архитектуры
современных
дошкольных
образовательных
учреждений
[Текст]
/
Э.Ф.
Алиева, О.Р. Радионова, В.К. Загвоздкин // Образовательная политика, 2012. –
№ 2 (58), 2012. – С. 124–128.
4.
Алиева, Э.Ф. Организация пространства в детских садах Гамбурга и
Веймара [Текст] / Э.Ф.Алиева, О.Р. Радионова, В.К. Загвоздкин // Научно-
публицистическая
газета
Федерального
института
развития
образования
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
«Горизонты
современного образования». – 2013. – Март. – № 3 (66). – С. 1, 4.
5.
Алиева, Э.Ф. Анализ общественного мнения о состоянии дошкольного
образования в России [Текст] / Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова,
Ж.С. Мамедова // Научно-публицистическая газета Федерального института
развития
образования
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации «Горизонты современного образования». – 2013. – Ноябрь. – № 11
(74). – С. 2.
6.
Алиева, Э.Ф. Стандарт дошкольного образования: детство ради детства
[Текст]
/
Э.Ф.
Алиева,
О.Р.
Радионова,
Ж.С.
Мамедова
//
Научно-
публицистическая
газета
Федерального
института
развития
образования
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
«Горизонты
современного образования». – 2013. – Декабрь. – № 12 (75). – С. 2–4.
7.
Башаева, Т.В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет
предметно-пространственной среды, направленной на сенсорное
воспитание дошкольников в ДОО
Для
развития
и
образования
детей
ФГОС
ДО
определяет
пять
образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие
физическое развитие [17, с. 65].
Известно,
что
образовательные
области
ха р а кт е р изу ют с я
интегративными
качествами,
следовательно,
все
оборудование,
игрушки,
прочие материалы для реализации образовательно-воспитательного процесса
в ДОО должны соответствовать видам деятельности (игровой, двигательной,
коммуникативной,
познавательно-исследовательской,
изобразительной,
конструирования,
восприятия
художественной литературы
и
фольклора,
музыкальной и др.).
Организуемая
в
ДОО
РППС,
должна
отражать
весь
процесс
образовательной деятельности ДОО с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей, поэтому определение содержания компонентов РППС
ДОО осуществляется с учетом специфики воспитательно-образовательных
задач для каждой возрастной группы.
Определяя наполняемость РППС ДОО, следует помнить, также и о
концептуальной
целостности
образовательного
процесса.
Познавательно-
исследовательская
деятельность
ребенка
неотделима
от
его
сенсорного
развития,
поэтому предметная
среда,
организуемая
в
ДОО,
должна
способствовать сенсорному воспитанию детей-дошкольников.
Большое значение для осуществления процесса сенсорного воспитания
имеет правильная организация РППС: подбора и расстановки оборудования
групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек, развивающих материалов,
дидактических игр и т. п. [36, с. 84].
Правильно организованная РППС, способствует решению следующих
задач сенсорного воспитания дошкольников:
позволяет создать оптимальные условия для сенсорного развития и
воспитания ребенка;
с о д е й с т в у е т развитию
сенсорной,
п с и хо м о т о р н о й
сферы дошкольников путем познания ими формы, цвета, фактуры предметов,
сделанных из различного материала (дерево, бумага, ткань, пластмасса);
обогащает
чувственный
опыт
детей
посредством
интеграции
разнообразных видов деятельности;
способствует развитию познавательной активности детей [14, с. 48].
При
формировании
РППС
ДОО,
способствующей
сенсорному
воспитанию детей необходимо придерживаться следующих принципов:
принцип насыщенности предметно-игровой среды предметами и
материалами, способствующими сенсорному развитию;
принцип
взаимосвязи
сенсорного,
умственного
и
физического
развития;
принцип
интеграции
воспитательных,
образовательных
и
развивающих задач;
принцип
обеспечения
активной
познавательно-сенсорной
деятельности;
принцип
тесного
взаимодействия
семьи
и ДОО
в
ц е л ях
обеспечения гармоничного развития, обучения и воспитания детей [33, с. 66].
При
организации
РППС
ДОО
необходимо
соблюдение
следующих
правил:
используемое
оборудование,
материал,
пособия
и
игрушки
должны
отвечать
педагогическим,
гигиеническим
и
эстетическим
требованиям;
материал,
пособия
и
игрушки
должны
быть
размещены
с
соблюдением требований по обеспечению охраны жизни и здоровья детей;
при пользовании материалами, пособиями и игрушками должен
быть обеспечен комфорт и безопасность [42, с. 38].
При
организации
РППС,
способствующей
сенсорному
воспитанию,
нужно помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не
должны
быть
архаичными,
их
содержание
должно
нести
информацию
о
современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую
деятельность [40, с. 53].
Для
обеспечения
ребенку
свободного
выбора
предметов
и
оборудования
РППС,
для
обеспечения
возможности
действовать
индивидуально, со сверстниками или с взрослыми, при формировании РППС
необходимо
уделять
внимание
ее информативности,
предусматривающей
разнообразие тематики материалов и оборудования.
Наполняя пространство оборудованием игрушками, другими игровыми
материалами необходимо помнить, что все предметы должны быть известны
детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и
гендерным).
РППС ДОО должна обеспечивать вариативность на содержательно-
педагогическом уровне образовательного процесса. Данная задача решается
системно,
упорядочивая
множество
игровых
средств
ДОО
в
«систему
игровых средств» – «игровую поддержку развития детей» [39, с. 82].
Предметное
содержание
РППС
для
обеспечения
сенсорного
воспитания
должно
содержать
информацию
об
окружающем
мире
и
передавать социальный опыт детям. Все игрушки, оборудование и другие
игровые материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по
содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды.
Помимо
соответствия
критериям,
установленным
ФГОС
ДО,
все
элементы РППС должны иметь необходимые сертификационные документы:
– Сертификат соответствия;
– Гигиенический сертификат.
Именно эти документы свидетельствуют об безопасности РППС для
физического и психического здоровья детей.
Основные
требования
к
организации
РППС
ДОО
содержатся
в
следующих нормативных документах:
Письмо
Минобразования
России
«О
психолого-педагогических
требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» от 17.05.1995 №
61/19-12 [28];
Письмо Минобразования РФ «О направлении Примерных требований
к
содержанию
развивающей
среды
детей
дошкольного
возраста,
воспитывающихся в семье от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 [29];
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об
утверждении
СанПиН
2.4.1.3049-13
«Санитарно
эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013 № 26 [30].
Отдельно
необходимо
уделить
внимание развивающим
свойствам
элементов РППС ДОО.
игровые средства, игрушки, материалы должны содержать высокий
развивающий потенциал,
игровые
средства,
игрушки,
материалы
должны
обеспечивать
возможность их использования детьми с различным уровнем развития.
игровые средства, игрушки, материалы должны подбираться с учетом
специальных требований, обеспечивающих возможность их использования
детьми с ограниченными возможностями здоровья [40, с. 59].
К
функциональным
аспектам
оборудования
пространства
ДОО
относятся
освещение,
акустическое
оформление,
цветовая
отделка
помещения.
Например,
предметы
могут
восприниматься
по-разному
в
зависимости от факторов, влияющих на восприятие: светлое или темное
время суток, дождливый или солнечный день и т.п. В связи с этим, система
освещения должна быть распределена равномерно и вдоль свет несущей
стены [3, с.126].
Немаловажную роль при организации РППС приобретают и цветовые
характеристики.
Цвет
стен
помещения,
оборудования
и
различных
материалов
способен
зрительно
изменять
восприятие
предметов,
ограничивать или увеличивать пространство.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, «организация пространства
РППС (в здании и на участке) должна:
обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и
оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации;
обеспечивать
возможность
для
реализации
различных
видов
активности детей (умственно, познавательной, физической);
должна способствовать самовыражению детей;
должна обеспечивать эмоциональное благополучие детей» [40, с. 63].
Гибкое
зонирование предполагает
наличие
в
группе
различных
пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления
свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны эти должны
быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных
задач
и
индивидуальных
особенностей
детей
они
могут
изменяться,
дополняться
и
объединяться.
Зонирование
пространства
должно
быть
организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОО.
Для осуществления сенсорного воспитания оборудование и предметы,
составляющие
обстановку
групповой
комнаты, должны
быть
подобраны
таким образом, чтобы они содержали многообразие цветов, форм, величин,
были выполнены из разных по качеству материалов. Для развития у детей
сенсорных эталонов очень важно, чтобы они не только получали сведения о
названии и назначении предмета, но и углубляли восприятие и познание этих
предметов, путем совершения с ними практических действий, например,
перенося
предметы
ребенок
может
почувствовать
их
вес;
беря
в
руки
игрушку
ощутить
качество
поверхности,
почувствовать
и
определить
материал из которого она сделана и т.п. Подобные действия обогащают
сенсорный опыт детей.
Организуемая в ДОО РППС должна быть обучающей. Прямое обучение
не
всегда
приводит
к
глубокому
осознанию
изучаемого
материала
и
пониманию
возможности
его
использования.
При
организации
РППС
групповой
комнаты
для
обеспечения
сенсорного
развития
и
воспитания
должны быть оборудованы уголки детского экспериментирования. Указанный
вид развивающей деятельности не задается ребенку заранее, а строится им
самим, по мере получения новых сведений об объектах и предметах. Для
развертывания деятельности по детскому экспериментированию в групповой
комнате необходим уголок, в котором будут представлены для свободной
деятельности детей необходимые материалы: вода, песок, камни, мерные
стаканчики, губки, формочки, совочки, трубочки. Дети могут самостоятельно
(или
под
руководством
педагога)
изучать
свойства
воды,
песка,
камней,
играть с ними, проявлять познавательную активность, развивать воображение,
сенсорные способности и мелкую моторику.
Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее
элементы
должны иметь
единый
эстетический
стиль
для
обеспечения
комфортной и уютной обстановки для детей [3, с. 128].
В
современную
РППС
должны
обязательно
быть
включены
ТСО.
Использование ТСО в детском саду должно:
быть адаптируемым под конкретные воспитательно-образовательные
задачи;
отражать специфику принятой в ДОО образовательной программы;
органично функционировать в уже созданной РППС
должно
быть,
основано
на
систематическом
использовании
различных средств информационно-образовательных технологий (ИОТ) [37,
с. 209].
В
настоящее
время
существуют
ИОТ,
предназначенные
как
для
«фронтальной
работы
педагога
с
детьми,
групповой
работы,
так
и
индивидуальной работы детей под руководством взрослого» [37, с. 209].
Внедрение
и
использование
в
РППС
ДОО
«современных
и
традиционных
технических
средств
в
дошкольном
образовании
позволит
сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми
более вариативными, повысить результативность дошкольного образования»
[6, с.4].
РППС, создаваемая в ДОО, должна представлять собой целостную
систему,
основанную
на принципе
взаимосвязанной
деятельности всех
субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей. Данный
принцип
предполагает
организацию
совместных
мероприятий
для
обеспечения преемственности РППС в детском саду и в домашних условиях.
РППС, организованная в ДОО и РППС, созданная в условиях семьи,
должны иметь единые принципы для обеспечения комфортного пребывания и
развития ребенка.
Таким образом, РППС, организуемая в ДОО, должна отражать весь
процесс образовательно-воспитательной деятельности, учитывать возрастные
и индивидуальные особенности детей. При проектировании РППС нужно
обязательно
учитывать
особенности
профиля
детского
учреждения;
выбранную
образовательную
программу;
характеристики,
касающиеся
детского контингента (возраст, гендерные особенности, показатели здоровья
и
пр.);
особенности
инфраструктуры
ДОО
(расположение,
площадь,
природные особенности участка и т.п.). Для осуществления педагогического
процесса сенсорного воспитания, оборудование и предметы, составляющие
РППС групповой комнаты, должны быть подобраны таким образом, чтобы
они содержали многообразие цветов, форм, величин, были выполнены из
разных
по
качеству
материалов.
Правильно
организованная
РППС
ДОО
обладает
большим
потенциалом
для
сенсорного
воспитания
ребенка,
развития его сенсорных способностей, формирования сенсорных эталонов.