Автор: Пермяков Александр Михайлович
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №95 города Орла
Населённый пункт: г.Орел, ул.Емлютина, д.4
Наименование материала: Статья
Тема: Использование средств физического воспитания для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Использование средств физического воспитания для
профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Процесс формирования стопы начинается с первых шагов ребёнка. При правильном
развитии в строении стопы появляются продольный и поперечный своды, выполняющие
амортизирующую функцию при ходьбе. Если же формированию этих сводов что-то
помешало, то увеличивается нагрузка на позвоночник, что в свою очередь может привести
к нарушению осанки, болями в спине и шейном отделе, артритом, артрозам,
остеохондрозу. Чтобы избежать этих недугов, необходимо проводить профилактику
плоскостопия самого раннего детства.
Плоскостопие является одним из распространённых заболеваний опорно-двигательного
аппарата. Статистика показывает, что в последние годы у современных детей наблюдается
тенденция к увеличению количества случаев нарушения опорно-двигательного аппарата, в
том числе развития плоскостопия.
Родители, педагоги, медицинский персонал дошкольного образовательного учреждения
должны способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата у
детей и обращать внимание на самые незначительные отклонения в его развитии в целом,
и стопы в частности. Следует внимательно относиться к жалобам ребёнка на боли при
невысоких нагрузках при ходьбе, беге или стоянии. Необходимо помнить, что у детей
плоскостопие развивается медленно, и они не особенно жалуются на боли в стопах,
поэтому рекомендуется периодически осматривать стопы детей и принимать меры
профилактики. В период роста и развития состояния свода стоп неустойчиво и может
меняться под воздействием неблагоприятных факторов в худшую сторону, а при
правильной организации воспитательно-образовательного процесса в лучшую сторону.
Формирование сводов стоп — длительный процесс.
Работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата детей должна
планироваться ежедневно, в системе, начиная с раннего детства в различных формах
физкультурно-оздоровительной деятельности.
Виды плоскостопия:
Различают продольное и поперечное плоскостопие.
Поперечное плоскостопие — это когда передний отдел стопы распластан, и это является
одной из причин искривления пальцев ноги.
Продольное плоскостопие-это отсутствие внутреннего продольного подъема стопы, из-за
этого стопа полностью лежит на внутреннем крае, при этом отклоняясь во внешнюю
сторону.
Причины плоскостопия:
1. Раннее вставание и ходьба;
2. Избыточный вес;
3. Генетическая предрасположенность;
4. Травмы стопы;
5. Длительное хождение босиком по полу с твёрдым гладким покрытием;
6. Плохо подобранная обувь;
7. Перенесённые заболевания (рахит, осложнения после полиомиелита);
8. Недостаточная или избыточная физическая нагрузка.
Профилактика плоскостопия:
Успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования
всех средств физического воспитания — гигиенических, природно-оздоровительных
факторов и физических упражнений.
Гигиенические факторы- это гигиена обуви и правильный её подбор. Размер и форма
обуви должны обеспечивать правильное положение стопы. Обувь должна быть сделана из
натуральных материалов, внутри с твёрдым супинатором, поднимающим внутренний край
стопы. Подошва должна быть гибкой и иметь каблук (5-10 мм), искусственно
поднимающий свод стопы и защищающий пятку от ушибов. Она должна соответствовать
форме и размеру стопы, была удобной при носке, не сдавливала стопу, нарушая
кровообращение и вызывая потёртости. Длина следа должна быть больше стопы в
носочной части, припуск в 10 мм.
Природно-оздоровительные факторы- хождение босиком по естественному грунту (траве,
песку, гальке, хвойным иголкам) также способствует профилактике функциональной
недостаточности стоп. Нормальное развитие стопы и её сводов обеспечивается
правильным физическим воспитанием включением в содержание деятельности по
физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода
стопы. Известно, что без многократного повторения формировать двигательный навык у
ребёнка невозможно, но работа, требующая точных движений, быстро утомляет детей.
Традиционные упражнения: ходьба на пятках, носках, наружном крае стоп, согнув пальцы
и т. д. используемые педагогами для профилактики плоскостопия во время утренней
гимнастики, физкультурных занятий или после сна во время закаливающих мероприятий
малопривлекательны для ребёнка. Поэтому лучше использовать игровые приёмы, которые
позволяют в увлекательной форме способствовать укреплению и повышению тонуса
мышц свода стопы.
Основной целью проведения этих игровых упражнений являются:
— соблюдать профилактику плоскостопия;
— проводить закаливание детей;
— подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными;
— учить освобождаться от стрессов, перенапряжения.
Эти упражнения проводятся босиком в комфортной для ребёнка обстановке и не требуют
использования специфического оборудования. Их можно использовать, как компонент
оздоровительной деятельности, а также в процессе режимных моментов (перед сном,
перед прогулкой, приёмом пищи) иди в качестве индивидуальных заданий. Многие
игровые упражнений позволяют ребёнку увидеть результаты своей деятельности, что
немаловажно для ребёнка дошкольного возраста.
Игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопии у детей дошкольного
возраста.
Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.
Игровое упражнение «Поймай мячик».
Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением мячиков.
Выполнение: пальцами ног необходимо захватить и удерживать крышку, перемещая её на
лист картона с изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой). Закрыть
крышкой мячик.
Игровое упражнение «Сложи фигуру».
Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением
геометрических фигур разного размера и цвета.
Выполнение: сидя или стоя пальцами ног правой и левой ноги необходимо выкладывать
на карточку крышки составляя геометрические фигуры.
Игровое упражнение «Новогодняя ёлочка».
Оборудование: контейнеры и мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», лист картона с
изображение ёлки.
Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо захватить контейнер от киндер-сюрпризов и
выложить ёлку, затем пальцами ног украсить ёлочку мелкими игрушками.
Игровое упражнение «Башенка».
Оборудование: кубики.
Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку.
Игровое упражнение «Солнышко» (коллективное).
Оборудование: пуговицы разного размера.
Выполнение: пальцами ног дети выкладывают из пуговиц солнышко.
Игровое упражнение «Соберём урожай».
Оборудование: грецкие, лесные орехи, грибочки.
Выполнение: пальцами ног собрать «урожай» в ведёрке.
Игровое упражнение «Уберём игрушки»
Оборудование: мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов»
Выполнение: пальцами ног собрать игрушки в определённое место.
Игровое упражнение «Рисуем подарок другу».
Оборудование: листы бумаги, фломастеры.
Выполнение: пальцами ног нарисовать рисунок другу.
Игровое упражнение «Сварим суп из макарон».
Оборудование: обруч, поролоновые палочки.
Выполнение: дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые
палочки (макароны) из обруча в заданное место.
Игровое упражнение «Снежки».
Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.
Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки)
и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча. Кто больше
сделает снежков.
Игровое упражнение «Эстафета с палочкой».
Оборудование: палочки дл. 20 см
Выполнение: дети делятся на 2 команды, встают в одну линию близко друг к другу.
Первые дети берут палочку пальцами ног и передают её следующему участнику, стараясь
не опускать её на пол. Побеждает та команда, которая быстрее передаст палочку, не
уронив её на пол.