Напоминание

Использование средств физического воспитания для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста.


Автор: Пермяков Александр Михайлович
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №95 города Орла
Населённый пункт: г.Орел, ул.Емлютина, д.4
Наименование материала: Статья
Тема: Использование средств физического воспитания для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование средств физического воспитания для

профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Процесс формирования стопы начинается с первых шагов ребёнка. При правильном

развитии в строении стопы появляются продольный и поперечный своды, выполняющие

амортизирующую функцию при ходьбе. Если же формированию этих сводов что-то

помешало, то увеличивается нагрузка на позвоночник, что в свою очередь может привести

к нарушению осанки, болями в спине и шейном отделе, артритом, артрозам,

остеохондрозу. Чтобы избежать этих недугов, необходимо проводить профилактику

плоскостопия самого раннего детства.

Плоскостопие является одним из распространённых заболеваний опорно-двигательного

аппарата. Статистика показывает, что в последние годы у современных детей наблюдается

тенденция к увеличению количества случаев нарушения опорно-двигательного аппарата, в

том числе развития плоскостопия.

Родители, педагоги, медицинский персонал дошкольного образовательного учреждения

должны способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата у

детей и обращать внимание на самые незначительные отклонения в его развитии в целом,

и стопы в частности. Следует внимательно относиться к жалобам ребёнка на боли при

невысоких нагрузках при ходьбе, беге или стоянии. Необходимо помнить, что у детей

плоскостопие развивается медленно, и они не особенно жалуются на боли в стопах,

поэтому рекомендуется периодически осматривать стопы детей и принимать меры

профилактики. В период роста и развития состояния свода стоп неустойчиво и может

меняться под воздействием неблагоприятных факторов в худшую сторону, а при

правильной организации воспитательно-образовательного процесса в лучшую сторону.

Формирование сводов стоп — длительный процесс.

Работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата детей должна

планироваться ежедневно, в системе, начиная с раннего детства в различных формах

физкультурно-оздоровительной деятельности.

Виды плоскостопия:

Различают продольное и поперечное плоскостопие.

Поперечное плоскостопие — это когда передний отдел стопы распластан, и это является

одной из причин искривления пальцев ноги.

Продольное плоскостопие-это отсутствие внутреннего продольного подъема стопы, из-за

этого стопа полностью лежит на внутреннем крае, при этом отклоняясь во внешнюю

сторону.

Причины плоскостопия:

1. Раннее вставание и ходьба;

2. Избыточный вес;

3. Генетическая предрасположенность;

4. Травмы стопы;

5. Длительное хождение босиком по полу с твёрдым гладким покрытием;

6. Плохо подобранная обувь;

7. Перенесённые заболевания (рахит, осложнения после полиомиелита);

8. Недостаточная или избыточная физическая нагрузка.

Профилактика плоскостопия:

Успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования

всех средств физического воспитания — гигиенических, природно-оздоровительных

факторов и физических упражнений.

Гигиенические факторы- это гигиена обуви и правильный её подбор. Размер и форма

обуви должны обеспечивать правильное положение стопы. Обувь должна быть сделана из

натуральных материалов, внутри с твёрдым супинатором, поднимающим внутренний край

стопы. Подошва должна быть гибкой и иметь каблук (5-10 мм), искусственно

поднимающий свод стопы и защищающий пятку от ушибов. Она должна соответствовать

форме и размеру стопы, была удобной при носке, не сдавливала стопу, нарушая

кровообращение и вызывая потёртости. Длина следа должна быть больше стопы в

носочной части, припуск в 10 мм.

Природно-оздоровительные факторы- хождение босиком по естественному грунту (траве,

песку, гальке, хвойным иголкам) также способствует профилактике функциональной

недостаточности стоп. Нормальное развитие стопы и её сводов обеспечивается

правильным физическим воспитанием включением в содержание деятельности по

физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода

стопы. Известно, что без многократного повторения формировать двигательный навык у

ребёнка невозможно, но работа, требующая точных движений, быстро утомляет детей.

Традиционные упражнения: ходьба на пятках, носках, наружном крае стоп, согнув пальцы

и т. д. используемые педагогами для профилактики плоскостопия во время утренней

гимнастики, физкультурных занятий или после сна во время закаливающих мероприятий

малопривлекательны для ребёнка. Поэтому лучше использовать игровые приёмы, которые

позволяют в увлекательной форме способствовать укреплению и повышению тонуса

мышц свода стопы.

Основной целью проведения этих игровых упражнений являются:

— соблюдать профилактику плоскостопия;

— проводить закаливание детей;

— подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными;

— учить освобождаться от стрессов, перенапряжения.

Эти упражнения проводятся босиком в комфортной для ребёнка обстановке и не требуют

использования специфического оборудования. Их можно использовать, как компонент

оздоровительной деятельности, а также в процессе режимных моментов (перед сном,

перед прогулкой, приёмом пищи) иди в качестве индивидуальных заданий. Многие

игровые упражнений позволяют ребёнку увидеть результаты своей деятельности, что

немаловажно для ребёнка дошкольного возраста.

Игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопии у детей дошкольного

возраста.

Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.

Игровое упражнение «Поймай мячик».

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением мячиков.

Выполнение: пальцами ног необходимо захватить и удерживать крышку, перемещая её на

лист картона с изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой). Закрыть

крышкой мячик.

Игровое упражнение «Сложи фигуру».

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением

геометрических фигур разного размера и цвета.

Выполнение: сидя или стоя пальцами ног правой и левой ноги необходимо выкладывать

на карточку крышки составляя геометрические фигуры.

Игровое упражнение «Новогодняя ёлочка».

Оборудование: контейнеры и мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», лист картона с

изображение ёлки.

Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо захватить контейнер от киндер-сюрпризов и

выложить ёлку, затем пальцами ног украсить ёлочку мелкими игрушками.

Игровое упражнение «Башенка».

Оборудование: кубики.

Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку.

Игровое упражнение «Солнышко» (коллективное).

Оборудование: пуговицы разного размера.

Выполнение: пальцами ног дети выкладывают из пуговиц солнышко.

Игровое упражнение «Соберём урожай».

Оборудование: грецкие, лесные орехи, грибочки.

Выполнение: пальцами ног собрать «урожай» в ведёрке.

Игровое упражнение «Уберём игрушки»

Оборудование: мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов»

Выполнение: пальцами ног собрать игрушки в определённое место.

Игровое упражнение «Рисуем подарок другу».

Оборудование: листы бумаги, фломастеры.

Выполнение: пальцами ног нарисовать рисунок другу.

Игровое упражнение «Сварим суп из макарон».

Оборудование: обруч, поролоновые палочки.

Выполнение: дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые

палочки (макароны) из обруча в заданное место.

Игровое упражнение «Снежки».

Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.

Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки)

и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча. Кто больше

сделает снежков.

Игровое упражнение «Эстафета с палочкой».

Оборудование: палочки дл. 20 см

Выполнение: дети делятся на 2 команды, встают в одну линию близко друг к другу.

Первые дети берут палочку пальцами ног и передают её следующему участнику, стараясь

не опускать её на пол. Побеждает та команда, которая быстрее передаст палочку, не

уронив её на пол.



В раздел образования




Яндекс.Метрика