Напоминание

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы.


Автор: Юдина Любовь Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Заветинская СОШ №2
Населённый пункт: с.Заветное Ростовская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы.
Раздел: полное образование





Назад




Использование современных образовательных технологий на уроках

русского языка и литературы.

Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми

познавательными

потребностями,

нацеленных

на

саморазвитие

и

самореализацию,

умеющих

оперировать

полученными

знаниями,

ориентироваться

в

современном

информационном

про странстве,

продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и

свои достижения. Одной из педагогических задач является внедрение таких

методов и приёмов, которые помогут подросткам развивать свои творческие

способности.

Осуществляя

комплексный

подход

к

обучению

русскому

языку

и

литературе, использую различные инновационные технологии: технологию

развития

критического

мышления,

проблемно-диалогового

обучения,

лекционно-зачётную систему, технологию использования в обучении игровых

методов,

мастерскую

письма,

технологию

проектной

деятельности,

здоровьесберегающие

технологии.

Эти

технологии

отработаны

мною,

приведены в систему и активно внедряются в практику.

Одной из наиболее перспективных, на мой взгляд, является технология

развития критического мышления, при которой в центре образовательного

процесса

находится

ребёнок,

а

личностно-ориентированное

обучение

является одним из компонентов здоровьесберегающей технологии.

Меня привлекает в данной технологии развитие таких качеств

учеников,

как

критическое

мышление,

коммуникативность,

креативность,

самостоятельность,

толерантность,

ответственность

за

свой

выбор

и

результаты

своей

деятельности.

Чтобы

сформировать

такие

качества,

необходимо научить школьников:

- рассматривать новые знания в контексте имеющихся;

- отвергать ненужную или неверную информацию;

- выявлять ошибки в рассуждениях;

- уметь отличать факт, который можно всегда проверить, от предположения;

-

подвергать

сомнению

логическую

непоследовательность

устной

или

письменной речи.

Применяю элементы данной технологии при изучении

темы

«Деепричастие» в 6 классе (прием «толстых» и «тонких» вопросов); «Имя

существительное» (5 класс) – прием «зигзаг»; на уроках литературы – это

приемы «кластер»,

«двойной дневник» ( «Смысл названия драмы А.Н.

Островского «Гроза», «Жизнь и творчество И.А. Бунина»).

Включение работы по технологии критического мышления в систему

школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая

работа обращена, прежде всего, к ребенку, его индивидуальности.

Я считаю, что технология проектной и исследовательской деятельности ,

как никакая другая активизирует познавательную деятельность учащихся.

В

основе

организации

проектной

деятельности

учащихся

лежит

деятельностный,

личностно

ориентированный

метод,

обучающий

взаимодействию в группе и взаимодействию с учителем , интегрирующий в себе

проблемный

подход

,

групповые

методы,

рефлексивные,

презентативные,

исследовательские, поисковые.

Метод проектов использую не только на уровне отдельных методических

приемов или единовременных мероприятий, а в системе. Учащиеся выполняют

как индивидуальные, так и коллективные образовательные и социальные проекты.

Стараюсь вовлечь в проектную деятельность всех учащихся, установить контакты

и взаимодействие с местным сообществом. Примерами реализованных

образовательных проектов в 2015-2018 гг. являются «Куда «переходит» глагол?»,

«ПРЕмудрости ПРИставки», «Народ выражает себя в языке своем», «Героиня

своего времени», «Отражение военной действительности в художественной

литературе и кинематографе».

Метод проектов позволяет мне создать исследовательскую творческую

атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий познавательный

процесс на основе методики сотрудничества.

Выполнение различных видов проектов способствует развитию

самостоятельности, воображения, творческого мышления, коммуникативных

умений.

Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний

при решении задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В

каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а

учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее.

Проблема – это скрытое или явное противоречие. Не всякий вопрос, на

который ученик не знает ответа, создаёт подлинно проблемную ситуацию.

Формулирование проблемы является важным моментом. Этому стараюсь

научить учеников.

Выделяю такие правила создания проблемной ситуации.

1. Перед учащимися ставится задание, выполнение которого потребует

открытия знаний и овладения новыми умениями.

2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям

учащегося.

3. Проблемное задание дается до объяснения нового материала.

4. Такими заданиями могут быть усвоение, формулировка вопроса,

практические действия.

Провожу проблемные уроки, например, урок литературы в 6 классе

«Оправдывает или не оправдывает Н.В. Гоголь Андрия в повести «Тарас

Бульба?», урок русского языка в 9 классе « СМС-сообщения – новый речевой

жанр или дань времени?» ; создаю различные проблемные ситуации, которые

предлагаю решить ученикам: в 7 классе при изучении творчества А.П.Чехова

- проблемная ситуация

Есть ли души, то есть Люди, в рассказе Чехова

«Хамелеон»» , 10 класс

Технология обучения в сотрудничестве способствует

развитию

коммуникативных навыков, взаимоответственности, способности обучаться в

силу

собственных

возможностей

при

поддержке

товарищей, включению

каждого

ребенка

в

учебную

деятельность

на

уровне

его

потенциальных

возможностей, воспитание личности, способной к преобразованию мира, к

выстраиванию

диалога,

взглядов,

диалога

в

форме

«внутренней

речи».

Технологию

сотрудничества

успешно

реализую

на

уроках-конференциях,

семинарах (9 класс «Типы сложных предложений. Пунктуация в различных

типах сложного предложения», 11 класс – «Лингвистический анализ текста»);

уроках-размышлениях над изучаемыми художественными произведениями

(«Человек и природа в рассказе В.Астафьева «Царь-рыба»).

Технология игрового обучения активизирует

деятельность

учащихся.,

способствует накопляемости оценок, отработке коммуникативного аспекта.

Данную технологию использую на уроках повторения и обобщения знаний.

Например, урок русского языка в 7 классе при закреплении темы «Наречие»

провожу в форме игры «Что? Где? Когда?», в 11 классе -«Культура речи.

Нормы русского литературного языка».

Я

убеждена

в

том,

что информационно-компьютерные

технологии,

применяемые на уроках русского языка и литературы,

повышают интерес к

изучаемым

предметам,

активизируют

познавательную

деятельность

учеников,

развивают

их

творческий

потенциал,

позволяют

эффективно

организовать

групповую

и

самостоятельную

работу,

осуществляют

индивидуально-дифференцированный

подход

в

обучении,

способствуют

совершенствованию

практических

умений

и

навыков

школьников,

обеспечивают

надёжность

и

объективность

оценки

знаний

учащихся,

повышают

эффективность

обучения,

качество

образования

включают

школьников

и

педагогов

в

современное

информационное

пространство,

способствуют самореализации и саморазвитию личности ученика.

При обучении русскому языку и литературе я использую ИКТ на уроках

закрепления (совершенствование

орфографических

и

пунктуационных

умений

и

навыков

при

выполнении

тренировочных

заданий

как

для

групповой, так и для индивидуальной работы); на уроках обобщающего

повторения

(использование

разнообразного

иллюстративного

материала:

таблицы, схемы, алгоритмы по теории языка, орфографии, пунктуации); на

уроках

лекциях (сведения

о

языке,

выдержки

из

работ

лингвистов,

словарные статьи); на контрольных уроках и уроках – зачётах (разные виды

тестовых форм контроля обеспечивают целенаправленную подготовку к ЕГЭ,

начиная с 5 класса).

Использование

инновационных

технологий

позволяет

мне

индивидуализировать

и

дифференцировать

процесс

о бу ч е н и я ,

контролировать

деятельность

каждого,

активизировать

творческие

и

познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс,

значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной

успеваемости

по

русскому

языку

и

литературе

и

сохраняет

устойчивый

интерес к предмету на протяжении всех лет его изучения.



В раздел образования




Яндекс.Метрика