Автор: Ильина Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №3 "Ягодка"
Населённый пункт: город Великий Новгород, Новгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Нарушение эмоционально–волевой сферы у детей дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование
Нарушение эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста.
Жизнь без эмоций невозможна. Эмоции, как утверждает Ч. Дарвин, возникли
в
процессе
эволюции
как
средство,
при
помощи
которого
живые
существа
устанавливают
значимость
тех
или
иных
условий
для
удовлетворения
актуальных для них потребностей.
Эмоции -психическое отражение в форме пристрастного переживания
жизненного смысла явлений и ситуаций, в основе которого лежит отношение их
объективных свойств к потребностям субъекта.
Не поддаваться эмоциям и контролировать их человеку помогает воля.
Воля - сознательная
саморегуляция
поведения, проявляющаясяв в
преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей,
осознаваемых субъектом
как
необходимость и
возможность человека к
самодетерминации, самомобилизации и саморегуляции.( М. И. Еникеев. )
Трудности у детей проявляются в отношениях со всеми окружающими
людьми, в том числе и с близкими, но в наибольшей степени со сверстниками. У
многих детей отмечаются немотивированные страхи.
Дети с нарушением социально-волевой сферы:
1)
Легко отвлекаются на посторонние стимулы;
2)
Производят суетливые движения руками и ногами сидя на стуле;
3)
С трудом остаются на стуле при выполнении каких-либо заданий;
4)
Отвечают на вопросы не подумав и раньше, чем вопрос закончен;
5)
С трудом ожидают очереди для вступления в игру;
6)
Переключаются от одного незаконченного дела к другому;
7)
С трудом исполняют инструкции;
8)
Во время игр беспокойны;
9)
С трудом удерживают внимание при выполнении заданий или в
игровых ситуациях ;
10)
Часто чрезмерно разговорчивы;
11)
В разговоре часто перебивают собеседника, навязывают свое
мнение;
12)
Часто теряют предметы и вещи;
13)
Игнорируют физическую опасность и возможные последствия.
Развитие эмоционально-волевой сферы – один из важнейших аспектов
воспитания
ребенка.
Важно
научить
ребенка
выражать
негативные
эмоции
приемлемыми способами, регулировать свое эмоциональное состояние, снимать
эмоциональное напряжение. Лучше всего делать это с помощью игры, ведь игра
– это не только веселое времяпрепровождение, но и возможный воспитательный
инструмент.
Игра «Стойкий солдатик»
Цель:
Снятие
психоэмоционального
напряжения,
развитие
способности
понимать свое эмоциональное состояние и умения его выразить.
Скажите ребенку: «Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться,
взять себя в руки, встань на одну ногу. А другую подогни в колене, руки опусти
по швам. Ты – стойкий солдатик на посту, ты честно несешь службу, оглянись по
сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь .А
теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты
настоящий
защитник!»
Игра «Шаловливая минутка»
Цель: Снятие психофизического напряжения, развитие произвольности.
Детям объясняют: «Сейчас наступает «шаловливая минутка». В течение этой
минутки вы можете делать все, что хочется: прыгать, бегать, кричать…. Но
помните,
что
есть
правило:
«шаловливая
минутка»
начинается
со
звучания
музыки, а заканчивается, когда музыка выключается. Упражнение повторяется 2-
3 раза.
Игра « Говори по сигналу»
Цель : Коррекция импульсивности, развитие волевой регуляции.
Ребенку задают любые несложные вопросы, но отвечать он должен не сразу, а
только когда увидит условный сигнал, например, сложенные на груди руки или
почесывание затылка. Если же вы задали вопрос, но не сделали оговоренное
движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если
ответ вертится у него на языке. Условные сигналы можно изменять: отвечать
после хлопка, стука под столом, притопа и т.д.
Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные
цели
в
зависимости
от
характера
задаваемых
вопросов.
Так,
с
интересом
расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах, привязанностях,
вы повышаете самооценку ребенка, помогаете ему обратить внимание на свое
«я».
Игра « Запомни свою позу»
Цель: Развивать моторно-слуховую память.
Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый долженвстать в какую-
нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются, с ее
окончанием
они
должны
вернуться
на
свои
места
и
встать
в
ту
же
позу.
Музыкальное сопровождение: С. Бодренков. «Игра в горелки».