Напоминание

Искусство аккомпанемента концертмейстера-баяниста


Автор: Маньшин Виктор Викторович
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МКУДО "ДШИ с.Раздольное"
Населённый пункт: НСО, с.Раздольное
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Искусство аккомпанемента концертмейстера-баяниста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка на тему:

"Искусство аккомпанемента концертмейстера - баяниста"

Методическая разработка концертмейстера муниципального казенного

учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств с.Раздольное»

города Новосибирска Маньшина Виктора Викторовича

на тему: «Искусство аккомпанемента концертмейстера – баяниста».

Особенностью профессиональной деятельности концертмейстера – баяниста

является его многофункциональность. По роду своей деятельности баянист

выполняет обязанности концертмейстера хорового коллектива, вокального

ансамбля, солистов и хореографического коллектива. Уровень подготовки

концертмейстера в современном образовательном процессе требует высокой

профессиональной подготовки. Учитывая современные требования, концертмейстер

– баянист должен уметь:

- аккомпанировать хору, вокалисту, инструменталисту, хореографическому

коллективу;

- разучивать с солистом и хором их репертуар;

- делать переложения для своего инструмента произведений, написанных для

других инструментов;

- выполнять собственные творческие обработки народных мелодий;

- аккомпанировать с листа и уметь транспонировать несложные произведения;

- подбирать по слуху, гармонизовать и транспонировать знакомые мелодии.

Прежде чем начинать работу в классе хореографии: надо овладеть терминологией и

начальными навыками выполнения хореографических движений, надо учитывать

физическое развитие детского организма, метроритмические особенности.

Концертмейстер на протяжении всего занятия должен уметь поддержать

музыкальный интерес у обучающихся, вовремя сменить музыкальный материал,

соответствующий определённому движению. Всем известно, что в классе

хореографии с обучающимися работают два преподавателя – хореограф и музыкант

(концертмейстер). Они непременно должны находиться в творческом контакте,

хорошо знать хореографический и музыкальный материал урока. Концертмейстер

вместе с хореографом проходит путь от самого первого занятия до репетиций, когда

на смену ему приходит фонограмма. Но это не значит, что роль концертмейстера на

данном этапе закончилась. Вместе с преподавателем концертмейстер проходит путь

от создания образа до выступления на сцене. И финальная точка – подготовка

учащихся к выступлению.

Чтобы четко представлять себе структуру упражнения, накладывать на него

музыкальное произведение, правильно делать акценты, динамическими оттенками

помогать движению, концертмейстеру - баянисту необходимо знать, как, то или

иное упражнение исполняется. Поэтому концертмейстеру желательно знать все

рабочие комбинации, которые преподаватель - хореограф разучивает с

обучающимися. Знание исполнения всех хореографических упражнений, которыми

воспитанники овладевают на уроках нужно еще и для того, чтобы провести

полноценное занятие в отсутствие преподавателя, так как на концертмейстера

возложены также и педагогические функции.

В соответствии с требованиями, создаваемая концертмейстером

импровизация, должна быть:

1) в определенных и отчетливо ощущаемых метроритмических формулах с

регулярной акцентуацией заданного ритма и темпа, и воспроизводить те или иные

виды движения (поклон, приседание, шаг, бег, прыжок, скольжение, вращение,

кружение, и т. д.);

2)сугубо квадратной структуры (например, в пределах восьми или шестнадцати

тактного периода повторного строения) с четким делением на два

симметричных предложения и симметричные фразы: 4 (2+2) + 4 (2+2), 8 (4+4) + 8

(4+4) и т. д.;

3) с доходчивой и в тоже время выразительной мелодией, явно ощущаемой

фразировкой, разнообразным, но хорошо понимаемым голосоведением;

4) с достаточно ярко выраженными жанровыми свойствами;

5) с гомофонно-гармоническим типом фактуры, несложным тональным

планом, благозвучной гармонией в рамках хорошего музыкального вкуса.

Логика оформляющей хореографические движения импровизации должна быть

такой: в левой руке – аккомпанемент, отражающий темпоритм, в правой

руке – мелодия, соответствующая его ритмическому рисунку. Импровизация

концертмейстера обязана быть абсолютно ясной и четкой: нюансировка – яркой,

мелодическая линия без излишней мелизматики, движения метроритма, прямо

следующие за ритмическим рисунком танца, музыкальный темп, соответствующий

скорости экзерсиса, агогика, отражающая все особенности движений. Именно

«движение определяет ритм, темп и характер музыкального сопровождения».

Потому концертмейстер может взять за основу одно простое правило: одна нота в

музыке – одно движение в экзерсисе.

Музыкальная импровизация прикладного назначения должна включать в себя

1) вступление – préparasion, исполняющееся в характере упражнения

и заканчивающееся половинным кадансом, которому требуется музыкальное

продолжение;

2) музыкальный фрагмент для оформления экзерсиса строго указанного количества

тактов в заданном ритме, характере, темпе;

3) заключение, оканчивающееся полным кадансом.

Непременным условием для музыкального оформления и музыкальной

импровизации концертмейстера(как уже это отмечалось) является их

симметричность.

Поясняя специфику процесса хореографического аккомпанемента, Г. А. Безуглая

пишет: «В нотах, находящихся перед глазами концертмейстера, нет партии солиста,

с ней можно ознакомиться лишь с помощью бокового зрения. Навык

одновременного

восприятия музыкального и хореографического материала здесь очень важен».

Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар, чтобы

почувствовать музыку различных стилей. Чтобы овладеть стилем какого-либо

композитора изнутри, нужно играть подряд много его произведений. Хороший

концертмейстер проявляет большой интерес к познанию новой, неизвестной

музыки, знакомству с нотами тех или иных произведений, слушанию их в записи и

на концертах. Концертмейстер не должен упускать случая практически

соприкоснуться с различными жанрами исполнительского искусства, стараясь

расширить свой опыт и понять особенности каждого вида исполнительства. Любой

опыт не пропадет даром; даже если впоследствии определится узкая сфера

аккомпаниаторской деятельности, в избранной области всегда будут встречаться в

какой-то мере элементы других жанров.

Специфика игры концертмейстера состоит также в том, что он должен найти

смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а стать одним из участников

музыкального действия, причем участником второплановым. Солисту -

инструменталисту предоставлена полная свобода выявления творческой

индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать свое видение

музыки к исполнительской манере солиста. Еще труднее, но необходимо при этом

сохранить свой индивидуальный облик. При всей многогранности деятельности

концертмейстера на первом плане находятся творческие аспекты. Творчество – это

созидание, открытие нового, источник материальных и духовных ценностей;

активный поиск еще не известного, углубляющий наше познание, дающий человеку

возможность по-новому воспринимать окружающий мир и самого себя.

Необходимым условием творческого процесса концертмейстера является

наличие замысла и его воплощение. Реализация замысла органично связана с

активным поиском, который выражается в раскрытии, корректировке и уточнении

художественного образа произведения, заложенного в нотном тексте и внутреннем

представлении. Для постановки интересных задач в музыкально-творческой

деятельности концертмейстеру обычно бывает недостаточно знаний только по

своему предмету. Необходимы глубокие познания в дисциплинах музыкально-

теоретического цикла (гармонии, анализа форм, полифонии). Разносторонность и

гибкость мышления, способность изучать предмет в различных связях, широкая

осведомленность в смежных областях знаний - все это поможет концертмейстеру

творчески переработать имеющийся материал.

Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств:

1. внимание концертмейстера – это внимание совершенно особого рода. Оно

многоплоскостное: его надо распределять не только между двумя собственными

руками, но и относить к солисту – главному действующему лицу. В каждый момент

важно, что и как делают пальцы, как слуховое внимание занято звуковым балансом

(которое представляет основу основ ансамблевого музицирования), звуковедением у

солиста; ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного

замысла. Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и

душевных сил;

2. мобильность, быстрота и активность реакции. Он обязан в случае, если солист на

концерте внёс корректировки в своё выступление (что часто бывает в детском

исполнении), не переставая играть, вовремя подхватить солиста и благополучно

довести произведение до конца. Опытный концертмейстер всегда может снять

неконтролируемое волнение и нервное напряжение солиста перед выступлением.

Лучшее средство для этого – сама музыка: особо выразительная игра

аккомпанемента, повышенный тонус исполнения. Творческое вдохновение

передается партнеру и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за

ней и мышечную свободу;

3. воля и самообладание – качества, также необходимые концертмейстеру и

аккомпаниатору. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок,

происшедших на эстраде, он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни

поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибку

мимикой или жестом. Работа концертмейстера предполагает наличие ряда

специфических навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств. А

вследствие того, что концертмейстер очень часто осуществляет разбор с учащимися

нового учебного репертуара, то помимо всех перечисленных знаний требуется еще

педагогический такт и интуиция.

К сожалению современные требования в хореографических конкурсах

вытяснили работу концертмейстера, и отвели его деятельность на второй план.

Использование фонограммы на выступлениях позволяет забыть о трудной и

продолжительной работе в классе, которая предшествовала яркому и красочному

выступлению, и часть этой работы принадлежит профессиональному умению игры

концертмейстера.

В детских образовательных учреждениях появился дефицит в

подготовленных концертмейстерах, работающих в хореографии, поскольку в

музыкальных учебных заведениях отсутствует такая специализация, и успешность в

работе концертмейстера зависит от творческого потенциала и интереса к работе.

Подчас это сложный не только физический труд, но также

интеллектуальный.

Несмотря на то, что проблемой музыкального оформления

уроков в классе хореографии занимались выдающиеся педагоги-хореографы, на

сегодняшний день концертмейстерская деятельность – одна из граней музыкального

искусства, недостаточно освещена в профессиональной литературе. Роль

концертмейстера достаточно большая и разносторонняя, однако этой специфике

уделяется мало внимания в специальной литературе, сказывается отсутствие

репертуара, большое количество времени приходиться уделять подбору

музыкального оформлению.

Деятельность концертмейстера требует многосторонних знаний по курсам

гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных

произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики – в их взаимосвязях.

Для преподавателя по специальному классу концертмейстер – правая рука и первый

помощник, музыкальный единомышленник. Для солиста (певца и

инструменталиста) концертмейстер – наперсник его творческих дел; он и

помощник, и друг, и наставник, и тренер, и педагог. Право на такую роль может

иметь далеко не каждый концертмейстер – оно завоевывается авторитетом

солидных знаний, постоянной творческой собранностью, настойчивостью,

ответственностью в достижении нужных художественных результатов при

совместной работе с солистами, в собственном музыкальном совершенствовании.

Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает

наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой

объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и

находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и

чуткость. Специфика работы концертмейстера требует от него особого

универсализма, мобильности, умения переключаться на работу с обучающимися

различных классов в условиях детской школы искусств. Концертмейстер должен

питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким

исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и

званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего

коллектива. Концертмейстер – это призвание, и труд его по своему предназначению

сродни труду педагога.

Список используемой литературы:

1. Безуглая, Г.А. Концертмейстер балета: музыкальное сопровождение урока

классического танца.

Работа с репертуаром: Учеб. пособие / Г. А. Безуглая. – СПб.: Академия Русского

балета им. А. Я.

Вагановой, 2005.

2. Ванслов, В. В. О музыке и музыкантах / В. В. Ванслов. – М.: Знание, 2006.

3. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.:

Музыка, 1996. – 207 с.

4. В. П. Афанасьев, Л. И. Афанасьева: Искусство аккомпанемента, г. Орёл, 1993

.



В раздел образования




Яндекс.Метрика