Автор: Маньшин Виктор Викторович
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МКУДО "ДШИ с.Раздольное"
Населённый пункт: НСО, с.Раздольное
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Искусство аккомпанемента концертмейстера-баяниста
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка на тему:
"Искусство аккомпанемента концертмейстера - баяниста"
Методическая разработка концертмейстера муниципального казенного
учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств с.Раздольное»
города Новосибирска Маньшина Виктора Викторовича
на тему: «Искусство аккомпанемента концертмейстера – баяниста».
Особенностью профессиональной деятельности концертмейстера – баяниста
является его многофункциональность. По роду своей деятельности баянист
выполняет обязанности концертмейстера хорового коллектива, вокального
ансамбля, солистов и хореографического коллектива. Уровень подготовки
концертмейстера в современном образовательном процессе требует высокой
профессиональной подготовки. Учитывая современные требования, концертмейстер
– баянист должен уметь:
- аккомпанировать хору, вокалисту, инструменталисту, хореографическому
коллективу;
- разучивать с солистом и хором их репертуар;
- делать переложения для своего инструмента произведений, написанных для
других инструментов;
- выполнять собственные творческие обработки народных мелодий;
- аккомпанировать с листа и уметь транспонировать несложные произведения;
- подбирать по слуху, гармонизовать и транспонировать знакомые мелодии.
Прежде чем начинать работу в классе хореографии: надо овладеть терминологией и
начальными навыками выполнения хореографических движений, надо учитывать
физическое развитие детского организма, метроритмические особенности.
Концертмейстер на протяжении всего занятия должен уметь поддержать
музыкальный интерес у обучающихся, вовремя сменить музыкальный материал,
соответствующий определённому движению. Всем известно, что в классе
хореографии с обучающимися работают два преподавателя – хореограф и музыкант
(концертмейстер). Они непременно должны находиться в творческом контакте,
хорошо знать хореографический и музыкальный материал урока. Концертмейстер
вместе с хореографом проходит путь от самого первого занятия до репетиций, когда
на смену ему приходит фонограмма. Но это не значит, что роль концертмейстера на
данном этапе закончилась. Вместе с преподавателем концертмейстер проходит путь
от создания образа до выступления на сцене. И финальная точка – подготовка
учащихся к выступлению.
Чтобы четко представлять себе структуру упражнения, накладывать на него
музыкальное произведение, правильно делать акценты, динамическими оттенками
помогать движению, концертмейстеру - баянисту необходимо знать, как, то или
иное упражнение исполняется. Поэтому концертмейстеру желательно знать все
рабочие комбинации, которые преподаватель - хореограф разучивает с
обучающимися. Знание исполнения всех хореографических упражнений, которыми
воспитанники овладевают на уроках нужно еще и для того, чтобы провести
полноценное занятие в отсутствие преподавателя, так как на концертмейстера
возложены также и педагогические функции.
В соответствии с требованиями, создаваемая концертмейстером
импровизация, должна быть:
1) в определенных и отчетливо ощущаемых метроритмических формулах с
регулярной акцентуацией заданного ритма и темпа, и воспроизводить те или иные
виды движения (поклон, приседание, шаг, бег, прыжок, скольжение, вращение,
кружение, и т. д.);
2)сугубо квадратной структуры (например, в пределах восьми или шестнадцати
тактного периода повторного строения) с четким делением на два
симметричных предложения и симметричные фразы: 4 (2+2) + 4 (2+2), 8 (4+4) + 8
(4+4) и т. д.;
3) с доходчивой и в тоже время выразительной мелодией, явно ощущаемой
фразировкой, разнообразным, но хорошо понимаемым голосоведением;
4) с достаточно ярко выраженными жанровыми свойствами;
5) с гомофонно-гармоническим типом фактуры, несложным тональным
планом, благозвучной гармонией в рамках хорошего музыкального вкуса.
Логика оформляющей хореографические движения импровизации должна быть
такой: в левой руке – аккомпанемент, отражающий темпоритм, в правой
руке – мелодия, соответствующая его ритмическому рисунку. Импровизация
концертмейстера обязана быть абсолютно ясной и четкой: нюансировка – яркой,
мелодическая линия без излишней мелизматики, движения метроритма, прямо
следующие за ритмическим рисунком танца, музыкальный темп, соответствующий
скорости экзерсиса, агогика, отражающая все особенности движений. Именно
«движение определяет ритм, темп и характер музыкального сопровождения».
Потому концертмейстер может взять за основу одно простое правило: одна нота в
музыке – одно движение в экзерсисе.
Музыкальная импровизация прикладного назначения должна включать в себя
1) вступление – préparasion, исполняющееся в характере упражнения
и заканчивающееся половинным кадансом, которому требуется музыкальное
продолжение;
2) музыкальный фрагмент для оформления экзерсиса строго указанного количества
тактов в заданном ритме, характере, темпе;
3) заключение, оканчивающееся полным кадансом.
Непременным условием для музыкального оформления и музыкальной
импровизации концертмейстера(как уже это отмечалось) является их
симметричность.
Поясняя специфику процесса хореографического аккомпанемента, Г. А. Безуглая
пишет: «В нотах, находящихся перед глазами концертмейстера, нет партии солиста,
с ней можно ознакомиться лишь с помощью бокового зрения. Навык
одновременного
восприятия музыкального и хореографического материала здесь очень важен».
Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар, чтобы
почувствовать музыку различных стилей. Чтобы овладеть стилем какого-либо
композитора изнутри, нужно играть подряд много его произведений. Хороший
концертмейстер проявляет большой интерес к познанию новой, неизвестной
музыки, знакомству с нотами тех или иных произведений, слушанию их в записи и
на концертах. Концертмейстер не должен упускать случая практически
соприкоснуться с различными жанрами исполнительского искусства, стараясь
расширить свой опыт и понять особенности каждого вида исполнительства. Любой
опыт не пропадет даром; даже если впоследствии определится узкая сфера
аккомпаниаторской деятельности, в избранной области всегда будут встречаться в
какой-то мере элементы других жанров.
Специфика игры концертмейстера состоит также в том, что он должен найти
смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а стать одним из участников
музыкального действия, причем участником второплановым. Солисту -
инструменталисту предоставлена полная свобода выявления творческой
индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать свое видение
музыки к исполнительской манере солиста. Еще труднее, но необходимо при этом
сохранить свой индивидуальный облик. При всей многогранности деятельности
концертмейстера на первом плане находятся творческие аспекты. Творчество – это
созидание, открытие нового, источник материальных и духовных ценностей;
активный поиск еще не известного, углубляющий наше познание, дающий человеку
возможность по-новому воспринимать окружающий мир и самого себя.
Необходимым условием творческого процесса концертмейстера является
наличие замысла и его воплощение. Реализация замысла органично связана с
активным поиском, который выражается в раскрытии, корректировке и уточнении
художественного образа произведения, заложенного в нотном тексте и внутреннем
представлении. Для постановки интересных задач в музыкально-творческой
деятельности концертмейстеру обычно бывает недостаточно знаний только по
своему предмету. Необходимы глубокие познания в дисциплинах музыкально-
теоретического цикла (гармонии, анализа форм, полифонии). Разносторонность и
гибкость мышления, способность изучать предмет в различных связях, широкая
осведомленность в смежных областях знаний - все это поможет концертмейстеру
творчески переработать имеющийся материал.
Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств:
1. внимание концертмейстера – это внимание совершенно особого рода. Оно
многоплоскостное: его надо распределять не только между двумя собственными
руками, но и относить к солисту – главному действующему лицу. В каждый момент
важно, что и как делают пальцы, как слуховое внимание занято звуковым балансом
(которое представляет основу основ ансамблевого музицирования), звуковедением у
солиста; ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного
замысла. Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и
душевных сил;
2. мобильность, быстрота и активность реакции. Он обязан в случае, если солист на
концерте внёс корректировки в своё выступление (что часто бывает в детском
исполнении), не переставая играть, вовремя подхватить солиста и благополучно
довести произведение до конца. Опытный концертмейстер всегда может снять
неконтролируемое волнение и нервное напряжение солиста перед выступлением.
Лучшее средство для этого – сама музыка: особо выразительная игра
аккомпанемента, повышенный тонус исполнения. Творческое вдохновение
передается партнеру и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за
ней и мышечную свободу;
3. воля и самообладание – качества, также необходимые концертмейстеру и
аккомпаниатору. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок,
происшедших на эстраде, он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни
поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибку
мимикой или жестом. Работа концертмейстера предполагает наличие ряда
специфических навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств. А
вследствие того, что концертмейстер очень часто осуществляет разбор с учащимися
нового учебного репертуара, то помимо всех перечисленных знаний требуется еще
педагогический такт и интуиция.
К сожалению современные требования в хореографических конкурсах
вытяснили работу концертмейстера, и отвели его деятельность на второй план.
Использование фонограммы на выступлениях позволяет забыть о трудной и
продолжительной работе в классе, которая предшествовала яркому и красочному
выступлению, и часть этой работы принадлежит профессиональному умению игры
концертмейстера.
В детских образовательных учреждениях появился дефицит в
подготовленных концертмейстерах, работающих в хореографии, поскольку в
музыкальных учебных заведениях отсутствует такая специализация, и успешность в
работе концертмейстера зависит от творческого потенциала и интереса к работе.
Подчас это сложный не только физический труд, но также
интеллектуальный.
Несмотря на то, что проблемой музыкального оформления
уроков в классе хореографии занимались выдающиеся педагоги-хореографы, на
сегодняшний день концертмейстерская деятельность – одна из граней музыкального
искусства, недостаточно освещена в профессиональной литературе. Роль
концертмейстера достаточно большая и разносторонняя, однако этой специфике
уделяется мало внимания в специальной литературе, сказывается отсутствие
репертуара, большое количество времени приходиться уделять подбору
музыкального оформлению.
Деятельность концертмейстера требует многосторонних знаний по курсам
гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных
произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики – в их взаимосвязях.
Для преподавателя по специальному классу концертмейстер – правая рука и первый
помощник, музыкальный единомышленник. Для солиста (певца и
инструменталиста) концертмейстер – наперсник его творческих дел; он и
помощник, и друг, и наставник, и тренер, и педагог. Право на такую роль может
иметь далеко не каждый концертмейстер – оно завоевывается авторитетом
солидных знаний, постоянной творческой собранностью, настойчивостью,
ответственностью в достижении нужных художественных результатов при
совместной работе с солистами, в собственном музыкальном совершенствовании.
Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает
наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой
объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и
находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и
чуткость. Специфика работы концертмейстера требует от него особого
универсализма, мобильности, умения переключаться на работу с обучающимися
различных классов в условиях детской школы искусств. Концертмейстер должен
питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким
исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и
званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего
коллектива. Концертмейстер – это призвание, и труд его по своему предназначению
сродни труду педагога.
Список используемой литературы:
1. Безуглая, Г.А. Концертмейстер балета: музыкальное сопровождение урока
классического танца.
Работа с репертуаром: Учеб. пособие / Г. А. Безуглая. – СПб.: Академия Русского
балета им. А. Я.
Вагановой, 2005.
2. Ванслов, В. В. О музыке и музыкантах / В. В. Ванслов. – М.: Знание, 2006.
3. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.:
Музыка, 1996. – 207 с.
4. В. П. Афанасьев, Л. И. Афанасьева: Искусство аккомпанемента, г. Орёл, 1993
.