Напоминание

"Методика обучения пению детей младшего школьного возраста"


Автор: Останина Людмила Витальевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Казанская детская школа искусств"
Населённый пункт: Тюменская область с. Казанское
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Методика обучения пению детей младшего школьного возраста"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Казанская детская школа искусств»

Методический доклад на тему

«Методика обучения пению детей младшего школьного возраста»

Автор:

Л.В. Останина

преподаватель

хорового отделения

с. Казанское

Методика обучения пению детей младшего школьного возраста.

Пение - основной вид музыкальной деятельности детей. Огромную роль

в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую

очередь

на

музыкальных

занятиях

у

детей

необходимо

развивать

эмоциональную

отзывчивость

на

музыку.

Правильно

подобранный

и

художественно

исполненный

песенный

репертуар

поможет

успешному

решению этой задачи. Через активное пение у детей закрепляется интерес к

музыке,

развиваются

музыкальные

способности.

В

процессе

пения

дети

обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке.

Постепенно

они

познают

жанровую

основу

песни.

У

них

формируется

способность чувствовать тембровые, высотные и ритмические изменения в

музыке.

Ребёнок

младшего

школьного

возраста

не

просто

познаёт

язык

музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей

исполнительской деятельности. Общее развитие ребёнка на 6-ом году жизни,

совершенствование

процессов

высшей

нервной

деятельности

оказывают

положительное

влияние

на

формирование

его

голосового

аппарата

и

на

развитие слуховой активности. Голосовой аппарат отличается хрупкостью,

ранимостью. Гортань с голосовыми связками ещё недостаточно развиты.

Связки

короткие.

Звук

очень

слабый.

Он

усиливается

резонаторами.

Грудной(низкий) резонатор развит слабее, чем головной(верхний), поэтому

голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать

форсирования

звука,

во

время

которого

у

детей

развивается

низкое,

несвойственное им звучание.

Дети этого возраста могут петь уже в большом диапазоне (ре-до2). Они

могут

достаточно

чисто

интонировать

контрастные

звуки

по

высоте,

различать громкую и тихую музыку, передавать несложный ритмический

рисунок

хлопками,

в

движении.

Однако

уровень

общего

музыкального

развития, в частности уровень развития мелодического слуха, музыкальной

памяти, певческих навыков, ещё очень разнороден. Некоторые из них могут

правильно интонировать мелодию в пределах 3-4 звуков, но есть ещё и те, кто

поёт монотонно, низко или высоко, но фальшиво. Это усложняет работу

педагога, который должен научить каждого ребёнка петь достаточно чисто,

чтобы все дети имели определённый объём устойчивых певческих умений.

Перед

преподавателем

стоят

следующие

задачи:

научить

детей

петь

выразительно, без напряжения, плавно, лёгким звуком в диапазоне ре-до2,

брать

дыхание

перед

началом

песни,

между

музыкальными

фразами,

произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню.

Продолжать учить правильно передавать мелодию, петь

mf и р в разных

темпах самостоятельно в сопровождении музыкального инструмента и без.

Учить сольному исполнению. К концу года дети должны отличать на слух

правильное

и

неправильное

пение.

К

сожалению,

дети

каждую

песню

исполняют

приблизительно.

Интонируют

приблизительно,

так

как

нет

осознанного

восприятия

и

воспроизведения

определённых

мелодических

оборотов. Приблизительно передают содержание песен, порой, не понимая

его

смысла.

Поэтому

надо

использовать

упражнения

на

развитие

музыкального

слуха

и

голоса,

которые

построены

на

коротких,

повторяющихся мелодиях и попевках, а также нужно ориентироваться на

упражнения в форме коротких песен с игровым содержанием. Упражнения

отличаются

разнообразием

ладо-гармонической

окраски

мелодических

оборотов, яркими музыкальными образами. Всё это помогает более прочному

закреплению

в

слуховой

памяти

детей

соответствующих

песенных

интонаций.

Песни-упражнения,

применяемые

на

занятиях,

способствуют

постепенной

выработке

естественного,

лёгкого

звучания,

чистоты

интонирования

в

пении,

облегчают

работу

над

расширением

диапазона

детского голоса, помогают

добиться отчётливого произношения текста

песен.

Например

«Солнышко-вёдрышко»

муз.

Карасёвой

-

одно

из

упражнений,

которое

побуждает

ребёнка

к

первым

попыткам

чисто

интонировать звуки, различные по высоте. «Солнышко-вёдрышко, выгляни в

окошечко, твои детки плачут, по камушкам скачут».

В начале песня разучивается в сопровождении одной мелодии, а позднее

с

полным

аккомпанементом.

Для

развития

у

детей

звуковысотного

восприятия педагог показывает рукой, какой звук выше, а какой ниже. Песня

«Дудочка» Карасёвой упражнение на гласные для расширения диапазона.

Упражнять

детей

в

точном

воспроизведении

голосом

поступенного

движения мелодии вверх и вниз, выработать естественное, лёгкое звучание

голоса, добиваться протяжного, плавного пения, правильного дыхания. Дети

должны определять на слух направление мелодии, её скачки.

Для таких заданий целесообразно использовать упражнения. «Лесенка».

По звукам мажорной гаммы вверх и вниз. «Мы по ступенькам вверх спешим,

потом обратно побежим».

«Эхо»: «Эй вы, дубы! Ау-ау! А где грибы, Ау-ау! А лес в ответ: Ау-ау!

Грибов тут нет! Ау-ау!». Использовать игровой приём: взрослый поёт песню,

а дети пропевают «Ау - ау!» вначале громко затем тихо. Позднее задание

можно изменить: распределить детей на 2 подгруппы, одна поёт громко «Ау-

ау!» - другая тихо.

«Лесенка»: «Вот иду я вверх и спускаюсь вниз». Дети, держа руку на

уровне груди, постепенно поднимают и опускают руку. Для формирования

ладотонального слуха, умения быстро найти тонику незаменимыми являются

задания на развитие песенного творчества. Предложить детям послушать

песню «Мишка» муз. Бырченко, а закончить её самим.

Систематическое

использование

песен-упражнений

поможет

сформировать

устойчивые

песенные

навыки,

которые

будут

закрепляться

совершенствоваться при разучивании песенного материала. Одна из сложных

задач - уметь петь без музыкального сопровождения, но с педагогом. Во

время

разучивания

песни

лучше

всего

предлагать

детям

вначале

петь

с

сопровождением

фортепиано,

подыгрывая

мелодию,

далее

с

полным

сопровождением,

затем

без

инструмента

с

помощью

педагога,

наконец,

самостоятельно спеть «а сареllа».

Полезен такой приём - петь всей группой, небольшими подгруппами и

индивидуально стоя, находясь на значительном расстоянии от фортепиано.

При таком пении дети лучше слышат себя. Продолжая работать над песней,

особое внимание на каждом занятии следует уделять трудным местам: играть

одну мелодию, петь без сопровождения, но с помощью взрослого, привлекать

к пению хорошо поющих детей, предлагать всем спеть мелодию без слов (на

каком –либо звуке) и так далее.

Большое воспитательное значение не только для музыкального, но и

всестороннего развития ребёнка имеют игры с пением. Игровая ситуация

усиливает интерес детей к песне. Игры с пением - это коллективная форма

общения детей с музыкой на игровой основе, которая воспитывает у них

дружеские

взаимоотношения,

сознательную

дисциплину

так

как

каждый

ребёнок должен подчиняться правилам игры и точно выполнять их. Под

влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребёнок старается точно передать и

мелодию, и текст, и, главное, то настроение, которое несёт в себе данная

песня. Таким образом, игры с пением активизируют детей, побуждают их к

самостоятельному пению.

В течение года с детьми разучиваются песни разнообразные по форме и

содержанию. Это песни описательного, повествовательного, танцевального,

игрового

характера,

песни

протяжные,

лирические,

торжественные,

героические, грустные и весёлые. Главное их качество-художественность в

изложении и в исполнении.



В раздел образования




Яндекс.Метрика