Автор: Винтер Вера Викторовна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МАДОУ №3
Населённый пункт: Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: Профессия педагога в современном обществе
Раздел: дошкольное образование
Профессия педагога в современном обществе.
Педагогическая профессия является одной из самых древних профессий
существующих на Земле. С прогрессом промышленного производства и
развитием торговли она постепенно становится массовой. Несмотря на
изменение формаций, а также изменения в различных сферах человеческой
жизни и деятельности, педагогическая профессия неизменно оставалась и
остается востребованной.
Актуальность работы - в мире профессий она занимает особое место. Главное
её отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том,
что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих
профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности
становление и преобразование личности, педагог призван управлять
процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития,
формирования ее духовного мира. Более того, в связи с расширением сферы
педагогической деятельности в настоящее время появляются новые,
востребованные обществом, педагогические специальности: учитель-
дефектолог, социальный педагог, психолог-воспитатель, организатор
внеурочной деятельности и др.
Роль и место педагогической профессии в современном обществе
рассматривается с различных точек зрения, и соответственно отсюда
вытекают различные проблемы и способы их решения. Наиболее
разработанным является представление о педагогической профессии как виде
специализированной деятельности в рамках анализа содержания, технологий,
уровней образования. Однако в настоящее время особое значение имеет ее
рассмотрение как особого социального института – этих позиций мы и будем
придерживаться в нашей работе. Данный подход связан с выявлением
взаимосвязей педагогической профессии с другими видами деятельности;
раскрытием ее общественных функций, социального статуса; разработкой
условий повышения эффективности профессионально-педагогических
сообществ; выявлением механизмов сохранения и стабилизации
педагогической профессии; изучением ее состояния и тенденций развития.
Учитель в широком смысле слова это тот человек, который передает знания,
умения, навыки, опыт.
Учитель в узком смысле слова это тот человек, который получил
специальность и обучает людей в учебных заведениях.
Он воспитывает детей; ведет пропаганду педагогических знаний; обучает
подрастающее поколение; развивает детей умственно, физически,
эстетически; воспитывает социально активную личность; организовывает
различные виды деятельности: просветительскую, оздоровительную.
История человечества свидетельствует, что образование и общество
неотделимы. Все глобальные проблемы (экономические, социальные,
политические, культурологические, демографические, экологические и др.), с
которыми сталкивается общество, так или иначе сказываются на сфере
образования. Например, в связи с экономическими трудностями,
переживаемыми многими странами, в том числе и Украиной, уменьшается
государственное финансирование системы образования, что ведет к
ослаблению материально-технического оснащения учебно-воспитательных
учреждений, к снижению качества подготовки педагогических кадров,
рождает у педагогов социальную неуверенность в завтрашнем дне. Или
неблагоприятная экологическая обстановка, царящая на планете,
разрушающе действует на здоровье человека еще до его рождения. В
результате снижаются способности к обучению; возникает потребность в
создании образовательных учреждений коррекционного, компенсаторного,
оздоровительного характера. В период войн, этнических конфликтов, которые
вспыхивают то в одной, то в другой точке планеты, проблемы образования
уходят на последний план перед угрозой смертельной опасности,
катастрофически падает сама возможность учиться в школе, посещать
детский сад.
Но, с другой стороны, образование во многом определяет лицо общества.
Ученые подчеркивают социальное значение образования как важной
преобразующей силы общества. Отмечается, что для выхода из кризиса,
переживаемого в настоящее время мировой цивилизацией, необходимы
глубокие изменения в сознании, поведении людей. Центральное место в
структуре системы образования занимает учитель. Преобразовывать
внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов,
целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень
культуры и профессиональной подготовки человека - таковы функции
современного учителя. Социальная роль педагога заключается в возможности
оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме,
готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных
проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется,
предупреждать их последствия.
Для каждого отдельного человека образование имеет более или менее
выраженную личностную ценность. Процесс получения образования,
который в развитых странах занимает четверть жизненного пути
современного человека, делает содержательной и одухотворенной его жизнь,
окрашивает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потребности в
познании, общении, самоутверждении. В ходе образования выявляются и
развиваются потенциальные способности личности, осуществляется её
самореализация, формируется «образ человеческий. С помощью образования
человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для
этого знания и умения.
Переживаемый в нашем обществе кризис больно задел и сферу образования,
что с наибольшей отчетливостью проявилось в падении общественной
ценности образования и тесно связанным с этим падением престижа
учительского труда, вызвавшие деформацию учебного процесса.
МАДОУ №3
Воспитатель: В. В.Винтер