Автор: Горлачева Елена Александровна
Должность: воспитатель – логопед
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида № 11
Населённый пункт: город Фрязино, Московская область
Наименование материала: конспект занятия в старшей логопедической группе
Тема: "Весна"
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытой непосредственной образовательной
деятельности по развитию речи в старшей логопедической
группе № 9
на тему « ВЕСНА»
Воспитатель высшей квалификационной
категории: Горлачева Е.А.
МДОУ детский сад комбинированного вида
№ 11 г. Фрязино
ЗАДАЧИ
-обучающие:
формирование представлений о весне
-развивающие:
*Активизация и обогащение словаря по теме « Весна»;
*Развитие словесно-логического мышления;
*Формирование у детей активного слухового и зрительного
внимания;
*развитие грамматического строя речи ;
*развитие мелкой моторики;
*обучение связному последовательному пересказу с наглядной
опорой на графическую схему;
-воспитательные:
*воспитывать доверительные и уважительные отношения между
взрослыми и детьми.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
*
изучение лексических тем « Весна. Приметы весны», «Дикие
животные».
*
наблюдения в природе;
*разучивание пальчиковой гимнастики « Клён», физкультминутки
«Подснежники»;
*использование метода наглядного моделирования в непосредст-
Венной образовательной деятельности.
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дети стоят на ковре полукругом.
1.В.: Дети, я предлагаю вам внимательно послушать загадку и
Постараться отгадать её.
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?
(весна).
В.:Верно, весна.
И сегодня мы с вами поговорим о весне. Но, чтобы составить
полную картину о весне и увидеть какая она «красавица-весна»,
необходимо выполнить следующие задания.Готовы?
2.В.: Итак, внимание, первое задание.
*поставить слово –весенний- в нужную форму:
-о чём можно сказать Весенняя?
(проталина,погода,пора,почка,сосулька,капель,туча).
- о чем можно сказать В есенний?
(лес, скворечник,день,ручей,цветок).
- о чем можно сказать Весеннее?
(дерево,настроение,солнце,облако)
В.: Молодцы,как много,именно весенних, слов вы подобрали.
Продолжаем.
Подберите,пожалуйста ,родственные слова к слову –ВОДА-
В.: А что такое родственные слова?
(это слова похожие по звучанию)
(водица,водичка,наводнение,водопровод,водопроводчик,водный)
3. В.: Ребята, мы с вами общаемся с помощью слов. Каждое слово
Состоит из частей.Как эти части называются? (слоги).
Правильно.Сейчас мы поиграем в игру «Раздели слово на слоги»
(на мальберте размещены картинки с изображением:
ручья,скворечника,солнца,травы,листа,леса,облака,подснежника,
почки,проталины,тучи).
Разделите на слоги слова – приметы весны.
(дети выполняют задание).
4. В.: следующее задание за столами.Пройдите к своим местам,
сядьте ровно,возьмите карандаши и соедините рисунок по точкам.
Приступаем.Что получилось? (листочек).
Пригласить детей на ковёр и провести физ.минутку
«Подснежники».
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись,потянулись.
Раз –росой они умылись,
Два –изящно покружились,
Три – нагнулись и присели
И на солнце поглядели.
5. В.: всё просыпается весной, и лес, и насекомые и птицы
прилетают. Вышла из берлоги медведица с медвежонком.( на
молберте изображение медведицы с медвежонком).
Поиграем в игру. Я буду говорить , что есть у медведицы, а вы что
есть у маленького медвежонка.
Внимание!
У медведицы глаза – у медвежонка глазки,
У медведицы нос – у медвежонка носик,
У медведицы уши – у медвежонка ушки,
У медведицы лапы – у медвежонка лапки,
У медведицы хвост – у медвежонка хвостик,
У медведицы спина – у медвежонка спинка,
У медведицы живот -- у медвежонка животик.
В.: у многих лесных зверей появляются детёныши. Ответьте,кто?
У лисицы – лисята,
У зайчихи – зайчата
У ежихи – ежата
У мыши – мышата.
6. Физкультминутка «Клён»
За окном сосульки тают,
Ветер тучи рвёт в клочки,
Распускает, распускает,
Клён тугие кулачки.
Прислонится он к окошку,
И когда растает снег,
Мне зелёную ладошку
Клён протянет раньше всех.
7. Дети садятся на свои места.
В.: Дети, послушайте внимательно рассказ «Весна» и постарайтесь
его запомнить.
Чтение рассказа.
Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май.
Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег,кругом
лужи,бегут ручьи. Идёт тёплый весенний дождь. На деревьях на-
бухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется пер-
вая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые
вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых краёв возвра-
щаются перелётные птицы.
Вопросы по тексту:
*Какое время года наступило? (Наступила весна).
*Сколько месяцев у весны? Назовите их. (У весны три месяца:
март, апрель, май).
* Как светит солнце весной?
*Что ещё происходит в природе?
* Что появляется на деревьях?
* Какие листочки распускаются?
* Откуда появляются подснежники?
* Как их называют?
* В живой природе что происходит?
Дети отвечают на вопросы по тексту и пересказывают рассказ по
опорным картинкам.
7. Дидактическая игра « Собери картинку».