Напоминание

Формирование вокально–певческих навыков у детей дошкольного возраста


Автор: Морозова Ольга Геннадьевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: Мадоу "ДС № 2 "Умка"
Населённый пункт: Красноярский край. г.Норильск
Наименование материала: публикация
Тема: Формирование вокально–певческих навыков у детей дошкольного возраста
Дата публикации: 14.04.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование вокально-певческих навыков у

детей дошкольного возраста

Формирование личности будущего человека начинается в дошкольном возрасте.

Именно в это время закладываются нравственные и эстетические основы, на

которых в дальнейшем строится система целенаправленного воспитательного

процесса. Вокальные навыки у дошкольников развиваются путём приобщения их к

музыке.

Музыка вызывает у детей разные чувства: радость, удивление, восхищение,

праздничную приподнятость, или лёгкую печаль.

Музыкальное искусство, отражая жизнь во всём её многообразии, расширяет

кругозор ребёнка, обогащает его духовный мир. Это, прежде всего язык чувств, а

пение- основное средство музыкального

воспитания

дошкольников, так как

является самым массовым и доступным видом исполнительства для детей. Дети

любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают

свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание

произведения, и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети

воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный

аккомпанемент затрудняет восприятие. В процессе пения у детей развиваются

музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

В последнее время многие педагоги дошкольных учреждений уделяют много

внимания постановке танцев, театрализованных представлений, а на

формирование навыков правильного звукообразования на занятиях почти не

остается времени. Во многих детских садах репертуар песен для праздников и

развлечений подбирается сложный, не доступный диапазону детского голоса.

Часто пение детей крикливое, фальшивое. Это в свою очередь, вредит развитию

музыкального слуха детей, развитию эстетического вкуса. Очень важно, чтобы

дети пели естественным голосом, чисто интонируя, выразительно и эмоционально

передавая характер и настроение песен.

Пение является самым доступным видом детского исполнительства, т. е. каждый

ребенок с рождения обладает готовым «музыкальным инструментом», а именно –

певческим голосом. Дальнейшее совершенствование певческих навыков ребенка

способствует его общему развитию, становлению его личностных качеств, таких,

как отзывчивость и способность сопереживать чувствам, переданным песнями,

также помогает формированию эстетического отношения к музыке, а через нее – и

к окружающей действительности.

Поэтому с самого раннего дошкольного возраста надо учитывать специфику

детского голоса, чтобы избежать ошибок в работе по формированию певческих

навыков. Детский голос очень хрупок и раним, голосовые связки короткие и тонкие.

Гортань, легкие детей малы. Мышцы голосового аппарата также слабы, в

результате чего детский голос высокий и не очень сильный. Диапазон детского

голоса небольшой, который при правильной организации певческой деятельности

расширяется. Работа по развитию певческих навыков у детей будет более

результативной, если учитывать эти особенности детского голоса.

Певческие возможности дошкольников невелики. И всё же, начиная с подпевания,

они постепенно овладевают навыками петь негромко, правильно интонировать,

выражать свои чувства. Обучение строится на основе вокально- хоровых

требований. Детей учат правильному звукообразованию и дыханию, внятному,

ясному произношению слов. Это так называемые вокальные навыки

. Вокально – хоровые навыки помогают выразительному пению, формированию

слуха и голоса. Они включают в себя: установку – при обучении дошкольников

пению надо следить за тем, как они сидят, держат корпус, голову, как открывают

рот. Во время пения дети 5-6 лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам

стульев, однако, при слушании музыки, дети могут прислоняться к спинкам

стульев. Звукообразование: дети должны петь естественным, светлым звуком, без

крика и напряжения. Дикция: для хорошего звукообразования большое значение

имеет правильное произношение гласных и согласных. Чистота интонации: для

развития чистоты интонации, прежде всего надо выбирать песни удобные по

тесситуре и дыханию, отвечающие диапазону голосу детей данной группы.

Чистота интонации зависит так же от музыкального окружения ребёнка. Если

родители дома поют, слушают музыку, дети стараются подпевать, их вокально –

музыкальные данные развиваются.

Формированию вокально-певческих навыков включает в себя навыки

звукообразования, певческого дыхания, дикцию, чистоту вокального

интонирования, навык ансамблевого пения.

При выборе песенного репертуара необходимо учитывать, чтобы содержание

песен отражало круг интересов ребенка. Подходящий репертуар для всех

возрастов – народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии и содержание

просты и доступны, формируют музыкальный вкус и могут применяться в

различных жизненных ситуациях. Тексты песен должны быть доступны для

понимания детьми. Если в содержании песен есть сложные для понимания детьми

слова, их нужно обязательно объяснить ребенку.

Диапазон песен не должен превышать возможности певческого диапазона

детского голоса. Фразы песен должны быть короткими, т. к. объем детского

дыхания невелик. В мелодии песен важно отметить простые интонационные и

ритмические ходы.

Работу над песней можно разделить на три этапа – ознакомление, разучивание и

закрепление. На первом этапе важно заинтересовать детей, пробудить в детях

желание выучить и исполнить песню. Второй этап связан с ее разучиванием.

Здесь идет работа над формированием и развитием вокально-певческих навыков.

Перед пением необходимо «разогреть» голос ребенка, используя небольшие

распевки со словами или на слог (на 2-3 звука). При разучивании песни важно

сосредоточить внимание ребенка на мелодии, которую лучше начать осваивать

без текста на слог. Так внимание ребенка будет сосредоточено на звуковысотных и

ритмических особенностях мелодии. Можно разучивать мелодию без

фортепианного сопровождения. Сложные по ритмическому рисунку фрагменты

песни необходимо поучить отдельно. Ритмический рисунок можно прохлопать,

затем одновременно прохлопать и пропеть на слог. В работе над дикцией

обратить внимание на выразительное исполнение текста в соответствии с его

смыслом. В работе над дыханием необходимо разъяснить, что дышать нужно

спокойно, не поднимая плеч, не делая шумных вздохов перед фразами, сохраняя

воздух до окончания фраз. Педагогу необходимо помнить, что певческие навыки и

умения формируются успешнее, если они окрашены эмоционально. Поэтому с

самого начала разучивания песни необходимо искать выразительный звук,

отвечающий ее характеру, необходимо, чтобы фразировка была логична, а штрих,

динамика и темповые отклонения соответствовали эмоционально-образному

содержанию песни. На третьем этапе идет закрепление песни. Здесь важно

проверить, как песня усвоена каждым ребенком. Для этого можно петь

подгруппами, индивидуально, по «цепочке». Пение с сопровождением можно

чередовать с исполнением без инструмента.

Показателем усвоения песни будет ее исполнение детьми в самостоятельной

деятельности, в свободное время, по собственной инициативе. Критерием

музыкального развития при этом будет не количество разученных песен, а

красивое, выразительное пение, любовь к песням и потребность в нем.

Литература:

1. Кацер О. В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра»,

С-П -2005г

2. Орлова Т. статья «Учим детей петь» // «Музыкальный руководитель» №5, 6

-2004г., с. 21, №2-2005г., с. 22

3. Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный

руководитель» №1-2005г., с. 2

4. Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный

руководитель»№5-2005г, №1-2006г.

6. Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей

дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.

7. Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.

8. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.



В раздел образования




Яндекс.Метрика