Автор: Володина Наталья Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №64
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Формы работы с родителями
Раздел: дошкольное образование
В соответствии с новым законом « Об образовании в Российской Федерации»
перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры,
предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с
родителями. Родители являются активными участниками образовательного
процесса, а не просто наблюдателями.
Повышение культуры педагогической грамотности семьи.
- информация для родителей (законных представителей) относительно целей
дошкольного образования;
-обеспечиваем открытость дошкольного образования;
-создаём условия для родителей (законных представителей) в воспитании
детей, охране укрепления здоровья;
-обеспечиваем вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов
совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки
образовательных инициатив семьи.
Поиск новых форм работы с родителями остаётся всегда актуальным. Наш
детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями,
в которой решаются следующие приоритетные задачи:
-установление партнёрских отношений семьёй каждого воспитанника;
-объединение усилий для развития и воспитания детей;
-создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов,
эмоциональной взаимоподдержки;
-активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Для решения поставленных задач и вовлечение родителей в единое
пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трёх направлениях:
1.Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьёй,
ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3.Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену
опытом.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не
функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро
реагировать на изменения социального состава родителей, их
образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от
этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьёй.
Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы
хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу
с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от
пребывания ребёнка в детском саду. Проводим анкетирование, личные
беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать её
эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьёй.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используют
инновационные формы и методы работы:
-«Круглый стол» по любой теме;
-тематические выставки;
-тесты, опрос на любые темы;
-консультации специалистов;
-семейные спортивные встречи;
-почта доверия;
-открытые занятия для просмотра родителей;
-родительская гостиная, клуб;
-день открытых дверей;
-мастер-классы;
-сайт ДОУ.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьёй неоспоримы.
-это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на
совместную работу по воспитанию детей.
-это учёт индивидуальности ребёнка.
-родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном
возрасте то направление в развитии и воспитании ребёнка.
-это укрепление внутрисемейных связей.
-это возможность реализации единой программы воспитания и развития
ребёнка в ДОУ и семье.
-это возможность учёта типа семьи и стиля семейных отношений.
Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный
подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
При реализации новой системы взаимодействия с семьёй удаётся избежать
тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьёй.
Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно
смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с
семьёй явно происходят. Со стороны родителей исходит инициатива по
проведению новых форм общения семей группы.
Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество,
выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизни.
Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали
партнёрскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом,
предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник.
Формальное общение исчезает.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет
на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе,
задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех
вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребёнок
чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит
тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъём, желание
быть в саду в центре всех игр и занятий.
Данная работа с родителями невозможна без тесного сотрудничества
воспитателя с музыкальным руководителем и инструктором по физической
культуре. Так как выразительность и музыкальность движений опирается на
общее физическое развитие детей, крепость мышц, ловкость, координацию
движений, для создания эмоционального настроя, активизации внимания
детей, для увеличения моторной плотности занятия и т.д.
Наиболее успешное решение данных задач, и освоение дошкольником
заданных ФГОС ДО целевых ориентиров возможно при объединении
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс и при условии
тесного взаимодействия музыкального руководителя и инструктора по
физкультуре с воспитателем.
В нашей группе проводится родительский клуб. В зависимости от возраста
детей, меняется тема клуба. Например, в прошлом году это был «Праздник и
семья».
Цель - объединение усилий семьи для сохранения здоровья подрастающего
поколения, развития творческого потенциала ребят и взрослых.
Задачи
- способствовать повышению психолого-педагогической грамотности
педагогов и родителей;
- поддерживать инициативы и деятельность родителей дошкольников;
- содействовать развитию и укреплению у детей и взрослых чувства любви и
уважения к другим людям, гордости за свою семью;
- пропагандировать знания о здоровом образе жизни;
- способствовать формированию у детей и взрослых разумного чувства
уверенности в собственных силах, личностной значимости для общества,
готовности принимать перемены и активно в них участвовать, умения делать
самостоятельно осознанный и ответственный выбор в соответствии с
возрастом;
- организовывать работу по укреплению психического и физического
здоровья семьи;