Напоминание

«Развитие артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с дизартрией средствами физической реабилитации»


Автор: Тойбаева Роза Медетовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБОУ "СШ№ 36"
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с дизартрией средствами физической реабилитации»
Дата публикации: 15.04.2019
Раздел: начальное образование





Назад




«Развитие артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста

с дизартрией средствами физической реабилитации»

Подготовила учитель-логопед

МБОУ «СШ № 36»

Тойбаева Роза Медетовна

Развитие артикуляционной моторики у детей младшего школьного

возраста с дизартрией средствами физической реабилитации

Образовательное учреждение

должно обеспечивать

здоровье

и обучать

здоровью.

Из Федеральной

программы «Здоровье»

Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых

месяцев

жизни

к

моменту

поступления

в

школу

не

улучшается,

а

ухудшается. Одной из причин отклонений в состоянии здоровья являются

поражения

центральной

нервной

системы

во

внутриутробном

периоде,

влекущие за собой нарушения в речевом и психофизиологическом развитии.

Среди

современных

школьников

большую

группу

составляют

дети

с

дизартрией на фоне органического поражения ЦНС. Биологический фактор

в

данном

случае

не

обеспечивает

возможности

ребёнка

развиваться

в

соответствии с возрастом, поэтому очень важно обеспечить социальный

фактор развития. Таким образом, в современных условиях сложилась новая

педагогическая

ситуация,

связанная

с

качественным

изменением

психофизиологического состояния детей, что требует кардинально нового

решения.

Проблему реабилитационной помощи детям с дизартрией в настоящее

время,

специалисты

коррекционной

педагогики

считают

чрезвычайно

актуальной. Это связано с наличием в стране тревожной демографической

ситуации, характеризующейся не только общим снижением рождаемости, но

и увеличением доли рождения нездоровых, физиологически незрелых детей,

свыше

86%

из

которых

имеют

перинатальную

патологию

центральной

нервной

системы,

отсутствие

своевременной

реабилитации

и

коррекции

которой приводит к развитию стойких нарушений в будущем.

Основными

проблемами

развития

артикуляционной

моторики

у

школьников с дизартрией, являются:

1) сложные механизмы данного речевого расстройства, поддающиеся

исправлению

с

большим

трудом

и

гораздо

медленнее,

чем

дефекты

функционального происхождения.

2)

особенности

артикуляционного

аппарата,

заключающиеся

в

состоянии

мышечного

тонуса.

Тонус

артикуляционной

мускулатуры

при

дизартрии может быть нарушен по типу гипертонуса, гипотонуса, дистонии,

парезов.

В этой связи к вопросу реабилитации детей с дизартрией необходимо

подходить научно обоснованно, так как нерациональное использование тех

или

иных

средств

физиче ской

ре абилит ации,

н е с о бл юд е н и е

патогенетических

принципов

в

работе

по

развитию

артикуляционной

моторики у детей с дизартрией могут осложнить и без того их ослабленное

здоровье.

Основными

средствами

физической

реабилитации

при

дизартрии

являются:

артикуляционная

гимнастика,

логопедический

массаж,

самомассаж.

Основными

задачами

физической

реабилитации

являют ся:

нормализация

мышечного

тонуса

артикуляционной

мускулатуры,

уменьшение

проявления

парезов

и

параличей

мышц

артикуляционного

аппарата,

снижение

патологических

двигательных

проявлений

мышц

речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.д.), увеличение

объёма

и

амплитуды

артикуляционных

движений,

формирование

произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Логопедический массаж представляет собой активный лечебный метод,

сущность

которого

сводится

к

нанесению

дозированных

механических

раздражений

на

мышцы

артикуляционного

аппарата

специальными

приёмами, выполняемыми рукой массажиста или с помощью специальных

приспособлений.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим

дизартрией.

Самомассаж

является

средством,

дополняющим

воздействие

основного массажа.

Артикуляционная

гимнастика

это

совокупность

специальных

упражнений,

направленных

на

укрепление

мышц

артикуляционного

аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений

органов, участвующих в речевом процессе.

Добиваться сформированности артикуляционной моторики, играющей

огромное значение в формировании речевой функции и основных качеств

личности

ребёнка

логопед

должен

без

нанесения

вреда

его

здоровью.

Поэтому при выборе средств физической реабилитации, методики и техники

их выполнения учитель-логопед руководствуется медицинскими показаниями

и

противопоказаниями,

возрастными

и

индивидуальными

особенностями

детей

школьного

возраста,

особенностями

симптоматики

дизартрии.

При

применении средств физической реабилитации в работе с детьми, имеющими

дизартрию,

перед

педагогом

ставятся

следующие

задачи:

сохранение

имеющегося

здоровья,

восстановление

недоразвившейся,

утраченной

двигательной

функции

артикуляционного

аппарата,

профилактика

осложнений.

При

выстраивании

системы

логопедической

работы,

предполагается

использование

средств

физической

реабилитации

в

трёх

направлениях

преемственной

работы:

работа

с

детьми,

родителями

и

педагогами.

Основными

средствами

физической

реабилитации,

используемыми

в

совместной деятельности с детьми, являются: артикуляционная гимнастика и

логопедический массаж.

Средства физической реабилитации реализуются комплексно циклами

по

15

сеансов

ежедневно

с

перерывами

1

месяц.

Длительность

сеансов

составляет

15

25

минут

и

зависит

от

возраста

ребёнка,

физических

возможностей,

степени

тяжести

дизартрических

расстройств.

Целью

использования

комплекса

является:

нормализация

тонуса

мышц

артикуляционного аппарата, активизация сократительной способности мышц

периферического

речевого

аппарата,

создание

выработки

полноценных

движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата,

умение

объединять

простые

движения

в

сложные,

необходимые

для

правильного произнесения звуков.

Выбор

артикуляционных

упражнений

и

приёмов

массажа

зависит

от

состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической

симптоматики.

Техника массажа складывается дифференцированно из отдельных приёмов,

которые сводятся к четырём основным приёмам:

1) поглаживание;

2) растирание;

3) разминание;

4) вибрация.

Лёгкое, медленное поглаживание используется, когда необходимо снизить

возбудимость

массируемых

тканей,

что

оказывает

успокаивающее,

расслабляющее воздействие. Энергичные и быстрые движения при массаже

применяются

для

повышения

раздражимости

массируемых

тканей,

сократительной функции мышцы. Расслабляющий массаж артикуляционной

мускулатуры применяется при повышенном мышечном тонусе в речевых

мышцах.

Стимулирующий

массаж

артикуляционной

мускулатуры

осуществляется

при

гипотонии

мышц.

В

виду

смешанного

вариативного

характера

нарушений

мышечного

тонуса

у

детей

с

дизартрией

логопеду

нужно определить состояние тонуса мышц: языка, губ, лица, шеи, верхнего

плечевого пояса. Состояние мышечного тонуса удаётся установить путём

наблюдения

и

пальпации.

Таким

образом,

дифференцированный

массаж

помогает

в

дальнейшем

формировать

у

детей

п р о и з вол ь н ы е ,

координированные движения органов артикуляции.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдается

определённая последовательность – переход от простых упражнений к более

сложным упражнениям. При невозможности самостоятельного выполнения

какого-то

движения,

используется

механическая

помощь.

Таким

образом,

артикуляционная гимнастика с детьми проводится в пассивной форме, затем

пассивно-активной и в активной формах. Необходимо добиваться, чтобы в

любом

упражнении

все

движения

органов

артикуляционного

аппарата

осуществлялись последовательно, с паузами отдыха. Сначала упражнения

выполняются с детьми в медленном темпе перед зеркалом. Для достижения

конечного результата используется зрительный самоконтроль. После того, как

ребёнок

научился

выполнять

движения,

зеркало

убирается,

и

функции

контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребёнка. В

систему артикуляционной гимнастики важно включать два вида упражнений:

статические и динамические. Количество повторений каждого упражнения

носит индивидуальный характер. На первых занятиях количество повторений

составляет 4 – 6 раз, постепенно доводится количество повторений до 10 раз.

Хорошо

подготовленная

артикуляционная

моторика

детей

с

дизартрией

посредством

логопедического

массажа

и

артикуляционной

гимнастики

позволяет перейти к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное

значение для постановки звуков.

Важным

разделом

логопедической

работы

является

работа

с

родителями. Так как логопедический массаж представляет собой одну из

логопедических технологий и требует специальных знаний и умений, не

рекомендуется

родителям

выполнять

массаж

в

домашних

условиях.

От

родителей

требуется

большая

помощь

в

применении

самомассажа,

как

средства, дополняющего воздействие основного логопедического массажа и

проведении

артикуляционной

гимнастики.

Поэтому

для

педагогического

просвещения родителей в течение учебного года организуются следующие

формы работы: игровой тренинг «Учусь говорить правильно!», семинар-

практикум «Зачем язычку делать гимнастику?», цикл консультаций «Дышим

и говорим правильно», «Язык мой – друг мой», «Внимание – дизартрия!». На

тренингах

и

практикумах

родителей

обучают

отдельным

приёмам

самомассажа,

выполняющих

функцию

психологической

разгрузки

(«Я

покажу, как делают массаж языка, на своей руке, а ты повторяй за мной на

своей

руке»)

или

лечебного

действия

(потереть

ладони

друг

о

друга,

растереть свои мочки ушей, пощипать подбородок, потереть лоб и др.).

В рамках преемственной работы с педагогами в течение учебного года

организуются

круглые

столы,

педагогические

мастерские

на

темы:

«Особенности

моторной

функции

у

детей

с

дизартрией»,

«Особенности

дыхательной

функции

у

детей

с

недоразвитием

речи»,

«Использование

здоровьесберегающих

технологий

в

образовательной

деятельности

с

детьми».

Преемственный подход в работе с родителями и педагогами влияет на

положительный

результат

логопедической

работы

по

развитию

артикуляционной моторики детей с дизартрией, делает результаты работы

более устойчивыми и эффективными.

В

процессе

реализации

комплекса

физической

реабилитации

наблюдается

улучшение

состояния

артикуляционной

моторики

детей

с

дизартрий,

которое

проявляется

в

нормализации

мышечного

тонуса,

уменьшении

саливации,

гиперкинезов,

увеличении

объема

и

точности

артикуляционных движений.

В

дальнейшей

работе

по

развитию

артикуляционной

моторики

у

школьников с дизартрией, в целях достижения более высоких результатов

планируются:

- раннее распознавание и выявление неблагоприятных тенденций в

развитии артикуляционной моторики и речи в целом;

- своевременное полное или частичное устранение неблагоприятных

тенденций;

- привлечение родителей и педагогов к более активному участию в

коррекционно-образовательном

процессе

по

преодолению

нарушений

артикуляционной моторики и речевых дефектов у детей, связанных с ними.

Речевые

расстройства,

связанные

с

органическим

поражением

центральной

нервной

системы,

в

частности

дизартрия,

исправляются

с

большим трудом и медленно. Вовремя начатая и комплексно организованная

реабилитационная работа способна устранить дизартрические проявления и

предупредить возникновение вторичных отклонений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Блыскина

И.В.,

Ковшиков

В.А.

Массаж

в

коррекции

артикуляторных

расстройств. – СПб., 1995.

2. Блыскина И.В. Логопедический массаж. – СПб., 2004.

3. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб.: Детство-пресс, 1999.

4.

Глазырина

Л.Д.

Коррекция

речи

ребёнка

с

помощью

физических

упражнений. – Минск, 1996.

5. Дедюхина Г.В. Могучая Л.Д., Яньшина Т.А. Логопедический массаж и

лечебная

физкультура

с

детьми

3

5

лет,

страдающими

детским

церебральным параличом. – М., 1999.

6. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. –

СПб.: КОРОНА – Век, 2007.

7.

Микляева

Ю.В.

Логопедический

массаж

и

гимнастика.

Работа

над

звукопроизношением. – М.: Айрис-пресс, 2010.



В раздел образования




Яндекс.Метрика