Автор: Тойбаева Роза Медетовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБОУ "СШ№ 36"
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с дизартрией средствами физической реабилитации»
Раздел: начальное образование
«Развитие артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста
с дизартрией средствами физической реабилитации»
Подготовила учитель-логопед
МБОУ «СШ № 36»
Тойбаева Роза Медетовна
Развитие артикуляционной моторики у детей младшего школьного
возраста с дизартрией средствами физической реабилитации
Образовательное учреждение
должно обеспечивать
здоровье
и обучать
здоровью.
Из Федеральной
программы «Здоровье»
Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых
месяцев
жизни
к
моменту
поступления
в
школу
не
улучшается,
а
ухудшается. Одной из причин отклонений в состоянии здоровья являются
поражения
центральной
нервной
системы
во
внутриутробном
периоде,
влекущие за собой нарушения в речевом и психофизиологическом развитии.
Среди
современных
школьников
большую
группу
составляют
дети
с
дизартрией на фоне органического поражения ЦНС. Биологический фактор
в
данном
случае
не
обеспечивает
возможности
ребёнка
развиваться
в
соответствии с возрастом, поэтому очень важно обеспечить социальный
фактор развития. Таким образом, в современных условиях сложилась новая
педагогическая
ситуация,
связанная
с
качественным
изменением
психофизиологического состояния детей, что требует кардинально нового
решения.
Проблему реабилитационной помощи детям с дизартрией в настоящее
время,
специалисты
коррекционной
педагогики
считают
чрезвычайно
актуальной. Это связано с наличием в стране тревожной демографической
ситуации, характеризующейся не только общим снижением рождаемости, но
и увеличением доли рождения нездоровых, физиологически незрелых детей,
свыше
86%
из
которых
имеют
перинатальную
патологию
центральной
нервной
системы,
отсутствие
своевременной
реабилитации
и
коррекции
которой приводит к развитию стойких нарушений в будущем.
Основными
проблемами
развития
артикуляционной
моторики
у
школьников с дизартрией, являются:
1) сложные механизмы данного речевого расстройства, поддающиеся
исправлению
с
большим
трудом
и
гораздо
медленнее,
чем
дефекты
функционального происхождения.
2)
особенности
артикуляционного
аппарата,
заключающиеся
в
состоянии
мышечного
тонуса.
Тонус
артикуляционной
мускулатуры
при
дизартрии может быть нарушен по типу гипертонуса, гипотонуса, дистонии,
парезов.
В этой связи к вопросу реабилитации детей с дизартрией необходимо
подходить научно обоснованно, так как нерациональное использование тех
или
иных
средств
физиче ской
ре абилит ации,
н е с о бл юд е н и е
патогенетических
принципов
в
работе
по
развитию
артикуляционной
моторики у детей с дизартрией могут осложнить и без того их ослабленное
здоровье.
Основными
средствами
физической
реабилитации
при
дизартрии
являются:
артикуляционная
гимнастика,
логопедический
массаж,
самомассаж.
Основными
задачами
физической
реабилитации
являют ся:
нормализация
мышечного
тонуса
артикуляционной
мускулатуры,
уменьшение
проявления
парезов
и
параличей
мышц
артикуляционного
аппарата,
снижение
патологических
двигательных
проявлений
мышц
речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.д.), увеличение
объёма
и
амплитуды
артикуляционных
движений,
формирование
произвольных, координированных движений органов артикуляции.
Логопедический массаж представляет собой активный лечебный метод,
сущность
которого
сводится
к
нанесению
дозированных
механических
раздражений
на
мышцы
артикуляционного
аппарата
специальными
приёмами, выполняемыми рукой массажиста или с помощью специальных
приспособлений.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим
дизартрией.
Самомассаж
является
средством,
дополняющим
воздействие
основного массажа.
Артикуляционная
гимнастика
–
это
совокупность
специальных
упражнений,
направленных
на
укрепление
мышц
артикуляционного
аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений
органов, участвующих в речевом процессе.
Добиваться сформированности артикуляционной моторики, играющей
огромное значение в формировании речевой функции и основных качеств
личности
ребёнка
логопед
должен
без
нанесения
вреда
его
здоровью.
Поэтому при выборе средств физической реабилитации, методики и техники
их выполнения учитель-логопед руководствуется медицинскими показаниями
и
противопоказаниями,
возрастными
и
индивидуальными
особенностями
детей
школьного
возраста,
особенностями
симптоматики
дизартрии.
При
применении средств физической реабилитации в работе с детьми, имеющими
дизартрию,
перед
педагогом
ставятся
следующие
задачи:
сохранение
имеющегося
здоровья,
восстановление
недоразвившейся,
утраченной
двигательной
функции
артикуляционного
аппарата,
профилактика
осложнений.
При
выстраивании
системы
логопедической
работы,
предполагается
использование
средств
физической
реабилитации
в
трёх
направлениях
преемственной
работы:
работа
с
детьми,
родителями
и
педагогами.
Основными
средствами
физической
реабилитации,
используемыми
в
совместной деятельности с детьми, являются: артикуляционная гимнастика и
логопедический массаж.
Средства физической реабилитации реализуются комплексно циклами
по
15
сеансов
ежедневно
с
перерывами
1
месяц.
Длительность
сеансов
составляет
15
–
25
минут
и
зависит
от
возраста
ребёнка,
физических
возможностей,
степени
тяжести
дизартрических
расстройств.
Целью
использования
комплекса
является:
нормализация
тонуса
мышц
артикуляционного аппарата, активизация сократительной способности мышц
периферического
речевого
аппарата,
создание
выработки
полноценных
движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата,
умение
объединять
простые
движения
в
сложные,
необходимые
для
правильного произнесения звуков.
Выбор
артикуляционных
упражнений
и
приёмов
массажа
зависит
от
состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической
симптоматики.
Техника массажа складывается дифференцированно из отдельных приёмов,
которые сводятся к четырём основным приёмам:
1) поглаживание;
2) растирание;
3) разминание;
4) вибрация.
Лёгкое, медленное поглаживание используется, когда необходимо снизить
возбудимость
массируемых
тканей,
что
оказывает
успокаивающее,
расслабляющее воздействие. Энергичные и быстрые движения при массаже
применяются
для
повышения
раздражимости
массируемых
тканей,
сократительной функции мышцы. Расслабляющий массаж артикуляционной
мускулатуры применяется при повышенном мышечном тонусе в речевых
мышцах.
Стимулирующий
массаж
артикуляционной
мускулатуры
осуществляется
при
гипотонии
мышц.
В
виду
смешанного
вариативного
характера
нарушений
мышечного
тонуса
у
детей
с
дизартрией
логопеду
нужно определить состояние тонуса мышц: языка, губ, лица, шеи, верхнего
плечевого пояса. Состояние мышечного тонуса удаётся установить путём
наблюдения
и
пальпации.
Таким
образом,
дифференцированный
массаж
помогает
в
дальнейшем
формировать
у
детей
п р о и з вол ь н ы е ,
координированные движения органов артикуляции.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдается
определённая последовательность – переход от простых упражнений к более
сложным упражнениям. При невозможности самостоятельного выполнения
какого-то
движения,
используется
механическая
помощь.
Таким
образом,
артикуляционная гимнастика с детьми проводится в пассивной форме, затем
пассивно-активной и в активной формах. Необходимо добиваться, чтобы в
любом
упражнении
все
движения
органов
артикуляционного
аппарата
осуществлялись последовательно, с паузами отдыха. Сначала упражнения
выполняются с детьми в медленном темпе перед зеркалом. Для достижения
конечного результата используется зрительный самоконтроль. После того, как
ребёнок
научился
выполнять
движения,
зеркало
убирается,
и
функции
контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребёнка. В
систему артикуляционной гимнастики важно включать два вида упражнений:
статические и динамические. Количество повторений каждого упражнения
носит индивидуальный характер. На первых занятиях количество повторений
составляет 4 – 6 раз, постепенно доводится количество повторений до 10 раз.
Хорошо
подготовленная
артикуляционная
моторика
детей
с
дизартрией
посредством
логопедического
массажа
и
артикуляционной
гимнастики
позволяет перейти к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное
значение для постановки звуков.
Важным
разделом
логопедической
работы
является
работа
с
родителями. Так как логопедический массаж представляет собой одну из
логопедических технологий и требует специальных знаний и умений, не
рекомендуется
родителям
выполнять
массаж
в
домашних
условиях.
От
родителей
требуется
большая
помощь
в
применении
самомассажа,
как
средства, дополняющего воздействие основного логопедического массажа и
проведении
артикуляционной
гимнастики.
Поэтому
для
педагогического
просвещения родителей в течение учебного года организуются следующие
формы работы: игровой тренинг «Учусь говорить правильно!», семинар-
практикум «Зачем язычку делать гимнастику?», цикл консультаций «Дышим
и говорим правильно», «Язык мой – друг мой», «Внимание – дизартрия!». На
тренингах
и
практикумах
родителей
обучают
отдельным
приёмам
самомассажа,
выполняющих
функцию
психологической
разгрузки
(«Я
покажу, как делают массаж языка, на своей руке, а ты повторяй за мной на
своей
руке»)
или
лечебного
действия
(потереть
ладони
друг
о
друга,
растереть свои мочки ушей, пощипать подбородок, потереть лоб и др.).
В рамках преемственной работы с педагогами в течение учебного года
организуются
круглые
столы,
педагогические
мастерские
на
темы:
«Особенности
моторной
функции
у
детей
с
дизартрией»,
«Особенности
дыхательной
функции
у
детей
с
недоразвитием
речи»,
«Использование
здоровьесберегающих
технологий
в
образовательной
деятельности
с
детьми».
Преемственный подход в работе с родителями и педагогами влияет на
положительный
результат
логопедической
работы
по
развитию
артикуляционной моторики детей с дизартрией, делает результаты работы
более устойчивыми и эффективными.
В
процессе
реализации
комплекса
физической
реабилитации
наблюдается
улучшение
состояния
артикуляционной
моторики
детей
с
дизартрий,
которое
проявляется
в
нормализации
мышечного
тонуса,
уменьшении
саливации,
гиперкинезов,
увеличении
объема
и
точности
артикуляционных движений.
В
дальнейшей
работе
по
развитию
артикуляционной
моторики
у
школьников с дизартрией, в целях достижения более высоких результатов
планируются:
- раннее распознавание и выявление неблагоприятных тенденций в
развитии артикуляционной моторики и речи в целом;
- своевременное полное или частичное устранение неблагоприятных
тенденций;
- привлечение родителей и педагогов к более активному участию в
коррекционно-образовательном
процессе
по
преодолению
нарушений
артикуляционной моторики и речевых дефектов у детей, связанных с ними.
Речевые
расстройства,
связанные
с
органическим
поражением
центральной
нервной
системы,
в
частности
дизартрия,
исправляются
с
большим трудом и медленно. Вовремя начатая и комплексно организованная
реабилитационная работа способна устранить дизартрические проявления и
предупредить возникновение вторичных отклонений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Блыскина
И.В.,
Ковшиков
В.А.
Массаж
в
коррекции
артикуляторных
расстройств. – СПб., 1995.
2. Блыскина И.В. Логопедический массаж. – СПб., 2004.
3. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб.: Детство-пресс, 1999.
4.
Глазырина
Л.Д.
Коррекция
речи
ребёнка
с
помощью
физических
упражнений. – Минск, 1996.
5. Дедюхина Г.В. Могучая Л.Д., Яньшина Т.А. Логопедический массаж и
лечебная
физкультура
с
детьми
3
–
5
лет,
страдающими
детским
церебральным параличом. – М., 1999.
6. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. –
СПб.: КОРОНА – Век, 2007.
7.
Микляева
Ю.В.
Логопедический
массаж
и
гимнастика.
Работа
над
звукопроизношением. – М.: Айрис-пресс, 2010.