Напоминание

Брэйн– Ринг "Химия неметаллов"


Автор: Малышева Татьяна Владимировна
Должность: Учитель химии
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №18" г. Магнитогорска
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Брэйн– Ринг "Химия неметаллов"
Дата публикации: 15.04.2019
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №18»

Внеклассное мероприятие по химии

9 класс

«Химия неметаллов»

Брейн - Ринг

(интеллектуальная игра)

Подготовила: Малышева Татьяна Владимировна

учитель химии

г.Магнитогорск

2015

Брэйн-Ринг

Интеллектуальная игра по теме «Химия неметаллов»

Цель:

образовательная:

- закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные на уроках химии по данной теме

развивающая:

- создать условия для развития эрудиции, умения быстро и четко высказывать свои

мысли; научить учащихся сотрудничеству и командной работе.

воспитательная:

- способствовать воспитанию положительного отношения к предмету, развивать желание

учиться активно,

- способствовать повышению познавательного интереса к научным исследованиям, создать

атмосферу творчества, радости.

Эту игру провожу с целью углубления знаний учащихся по химии, повышения их интереса к

предмету, развития умения работать с дополнительной литературой.

В игре участвуют две команды по 6 человек. Заранее даю задание повторить и углубить

знания по теме «Неметаллы», изучив дополнительную литературу.

Игра начинается с вступительного слова учителя. Перед началом игры ведущий разыгрывает

право первого хода. Он загадывает обеим командам загадку:

Отгадаем без проблем

Элемент, известный всем!

Входит он в состав оксидов,

И в кислоты разных видов,

И в поваренную соль,

- вот какая это роль.

Газ, - зелёный, ядовитый,

Очень - очень знаменитый.

Той команде, которая дает первой ответ предоставляется начать игру.

Первый раунд. «Знакомство»

Капитаны по очереди задают по одному вопросу, из области химических открытий 21 века.

Второй раунд. «Мой интеллект - мое богатство»

Первой команде задается серия вопросов, на которые она должна дать быстрые ответы.

Аналогично задаются вопросы второй команде. Победителем будет та команда, которая

больше всего наберет баллов.

Вопросы для первой команды.

1.Где расположены неметаллы в ПСХЭ Д.И. Менделеева?

2. Чем характеризуются неметаллы?

3.Какой химический элемент называют «элементом жизни и мысли»? (фосфор)

4. Какой химический элемент и, какому химику помог открыть кот? (Элемент йод. Куртуа)

5.Какой тип химической связи характерен для неметаллов простых веществ?

6. Назовите простые вещества неметаллы, для которых характерна атомная кристаллическая

решетка?

7.Названия, каких химических элементов неметаллов связаны с окраской простых веществ или

соединений?

8. Назовите аллотропные модификации фосфора.

9.Какой химический элемент неметалл получил свое название из-за способности все

разрушать? (фтор)

Вопросы для второй команды.

1. Какая степень окисления характерна для неметаллов?

2. Как изменяются неметаллические свойства элементов в периодах?

3.Какие химические элементы неметаллы образуют двухатомные молекулы?

4.Какой химический элемент – неметалл принес химикам разных стран много бед?

5.Какую группу химических элементов в ПСХЭ Д.И.Менделеева называют «галогенами»? Что

это означает?

6.Назовите аллотропные модификации углерода.

7.Важнейший природный минерал фтора. (Флюорит или плавиковый шпат)

8.Почему серную кислоту называют «хлебом химической промышленности»?

9.Какие свойства аммиака лежат в основе его применения в медицине, холодильных

установках?

Третий раунд. «Кто быстрее»

Задаются вопросы обеим командам, кто быстрее ответит.

1.Этому элементу не повезло с названием: его назвали «безжизненный». А между тем он и

жизнь неразделимы. Основная его масса содержится в атмосфере. На каждый квадратный метр

земной поверхности его приходится 8т. В земной коре его содержание едва достигает 0,4% по

массе. Этот элемент входит в состав удобрения карбамида, или мочевины. ( азот)

2.Это вещество применяют для синтеза аммиака, хлороводорода, метилового и других

спиртов, для получения маргарина, жидкого топлива из каменных углей; для получения

молибдена, вольфрама, и других металлов. С его помощью получают высокие температуры (до

4000С), образует взрывчатые смеси с воздухом, кислородом, хлором, фтором. При

взаимодействии его изотопов протекают термоядерные процессы, такие же реакции идут на

Солнце, а также при взрыве водородной бомбы. Это самый легкий газ, им заполняют

воздушные шары, дирижабли.( водород)

3.Его очень мало в организмах животных, но много в растениях. Он составляет около 30%

веса земной коры и после кислорода наиболее распространенный элемент на Земле.

4.Одно вещество, образованное этим элементом, во много раз дороже золота, а за другое

приходиться платить деньги, лишь бы от него избавиться. О каком элементе идет речь?

( углерод: алмаз, сажа)

5.Образованное им простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее

действие на слизистую оболочку глаз и дыхательной системы. Он входит в состав некоторых

гербицидов, инсектицидов и пестицидов. Соответствующее простое вещество получают

главным образом в результате электролиза солей. Войска Атланты и германские войска

применяли это вещество в боевых действиях. Соединения этого элемента используют для

дезинфекции воды в плавательных бассейнах.(хлор)

6.Угадай вещество (угарный газ)

В 1890 г. оно явилось причиной гибели экипажа океанского парусника «Мальборо». Корабль

не получил никаких повреждений, но, потеряв управление, блуждал в океане. Оно вызывает

массовое самоубийство китов. Это вещество входит в состав вулканических газов, образуется

при неполном сгорании углерода. При отравлении им наступает кислородное голодание

тканей, в особенности клеток центральной нервной системы.

7. Этот элемент- аналог азота, электронные конфигурации их атомов сходны. Залежи

минерала, в состав которого входит этот элемент, находятся на Кольском полуострове. Он

образует несколько аллотропных модификаций, одну из которых используют в производстве

спичек. Другую - для получения дымовых составов.(фосфор)

Четвертый раунд. «Экспериментальный»

Задание первой команде. 1.Докажите опытным путем, что выданное вам вещество является

хлоридом аммония.

2.В выданных вам 3 пробирках содержатся растворы веществ: карбонат натрия, сульфат

натрия, хлорид калия. Опытным путем определите, в какой пробирке находится каждое из

выданных вам веществ. Напишите уравнения соответствующих уравнений реакции.

Задание второй команде. 1.Докажите опытным путем, что выданное вам вещество является

сульфатом аммония.

2.В выданных вам 3 пробирках содержатся растворы веществ: бромид натрия, сульфит натрия,

силикат натрия. Опытным путем определите, в какой пробирке находится каждое из выданных

вам веществ. Напишите уравнения соответствующих реакций.

Пока

команды

проводят

экспериментальную

часть,

зрителям

и

жюри

предлагается

составить как можно больше химических терминов из слова «

алкилбензосульфонат»

Пятый раунд. «Угадай – ка»

(определить элемент или вещество)

На схеме изображены области применения галогенов и их соединений. Определите, какой

столбец принадлежит, какому галогену.

Производство

жаростойких смазок

Бумажная

промышленность

Получение

высокочистых

металлов

Органический синтез

Производство

фотоэмульсии

Органический синтез

Лекарственные

препараты,

применяемые

п р и

лечении

щитовидной

железы

Производство

охлаждающих

веществ

Производство

лекарств

Металлургия

Органический анализ

Производство

жидкого топлива для

ракет

Производство

пластмасс и

Производство

лекарств

Производство

л е к а р с т в

и

антисептических

средств

Производство

п л а с т м а с с

и

красителей

Органический синтез

Производство

п л а с т м а с с

и

красителей

В это время ведущий проводит игру со зрителями «Задумай элемент неметалл».

Ведущий просит одного из играющих задумать любой химический элемент по ПСХЭ Д.И.

Менделеева и провести с порядковым номером этого элемента следующие вычисления без

сообщения промежуточных результатов:

1.

Порядковый номер элемента удвоить.

2.

К произведению прибавить 5.

3.

Сумму умножить на 5.

Окончательный

результат

сообщается

ведущему,

который

тотчас

называет

задуманный

играющим элемент.

Вопросы командам:

2.Я, конечно очень нужен.

Без меня не сваришь ужин,

Не засолишь огурца,

Не заправишь холодца.

Но не только лишь в еде –

Я живу в морской воде.

Если льет слеза из глаза,

Вкус припомнишь мой ты сразу.

Кто догадлив, говорит:

Это - ...

3. Я всюду есть - но понемножку.

Черню серебряную ложку;

Когда испорчено яйцо,

Я тоже сразу налицо,

Я отбиваю аппетит

И очень сильно ядовит.

4.

Я растворю любой металл.

Меня алхимик получал

В реторте глиняной простой.

Слыву я главной кислотой...

Когда сама я растворяюсь

В воде, то сильно нагреваюсь.

Шестой раунд. «Лабиринт»

Лабиринт тема «Кислород. Оксиды. Горение».

Задание первой команде

Найдите путь, который приведет вас к финишу. Начните прохождение лабиринта с верхней

левой клетки. Если суждение, вписанное в эту клетку правильно. То продолжите путь по

стрелке с обозначением «да». Если данное суждение ошибочно. То вам следует продолжить

путь по стрелке с обозначением «нет». Для полного усвоения сведений, приведенных в

лабиринте, выбирайте в качестве исходных разные клетки лабиринта.

Лабиринт тема «Водород. Кислоты. Соли»

Задание второй команде

Найдите путь, который приведет вас к финишу. Начните прохождение лабиринта с верхней

левой клетки. Если суждение, вписанное в эту клетку правильно. То продолжите путь по

стрелке с обозначением «да». Если данное суждение ошибочно. То вам следует продолжить

путь по стрелке с обозначением «нет». Для полного усвоения сведений, приведенных в

лабиринте, выбирайте в качестве исходных разные клетки лабиринта.

Седьмой раунд. «Конкурс капитанов»

Кто больше наберет баллов.

1.Металл, соединение которого с хлором входит в состав хлорной извести?

2. Явление, наблюдающееся при нагревании кристаллического иода.

3. Наиболее активный неметалл.

4.Наименее активный галоген.

5. Галоген, соединения которого оказывают успокаивающее действие на нервную систему.

6. Широко распространенное в природе вещество, разлагающееся под действием фтора.

7.Какой газ называют «веселящим», так как при его вдыхании наступает состояние опьянения?

8. Как правильно приготовить раствор серной кислоты?

Жюри подводит итоги. Объявляет команду- победительницу. Награждаем самого лучшего

знатока химии.

Литература

1. О.С. Габриелян «Химия» 8, 9 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:

Дрофа, 2012.

2. Г.И. Штремплер, Г.А. Пичугина «Дидактические игры при обучении химии», М.: Дрофа,

2003.

3. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффективные опыты по химии.-

М.: Дрофа, 2002.

4. А.А.Тыльдсепп, В.А.Корк «Мы изучаем химию», М.: «Просвещение», 1988.



В раздел образования




Яндекс.Метрика