Напоминание

Системный подход к решению задач базового уровня при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ


Автор: Омельченко Александр Викторович
Должность: учитель физики и химии
Учебное заведение: МБОУРябичевская СОШ
Населённый пункт: х.Рябичев Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Системный подход к решению задач базового уровня при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
Раздел: полное образование





Назад




Системный подход к решению задач базового уровня по физике при подготовке к

ЕГЭ

Задания базового уровня охватывают все темы и разделы школьного курса физики. Они

нацелены на то, чтобы проверить, все ли элементы содержания перечисленные в

«Кодификаторе», усвоены учеником. Необходимо тщательно отработать при изучении

нового материала, его закреплении и повторении усвоение учащимися знаний и умений

базового уровня. Важно добиться, чтобы на контроле результатов их усвоения,

задания базового уровня могли выполнить все школьники. Ежегодное

совершенствование вариантов ЕГЭ, изменение числа заданий в работах ЕГЭ,

направленности их содержания, уровня сложности приводят к необходимости ежегодно

приспосабливаться учителю к новым требованиям, заново планировать подготовку к ЕГЭ,

строить соответствующую систему заданий;

Большинство заданий базового уровня можно отнести к трем основным типам:

1.Требуется применить элемент, выраженный словами.

«Качественные» задания на проверку понимания смысла основных законов, выявление

физических явлений (определение их названий) среди различных процессов, или их

применение в быту и технике.

2.Требуется провести расчет с опорой на одну или несколько формул

В расчетном виде: простое применение основных законов и формул;

3.Требуется сравнить значения физических величин

В виде «при увеличении одной величины в п раз, другая измениться в х раз».Опорой для

сравнения обычно выступает математическая запись какого-либо закона. Ее применяют к

двум заданным ситуациям и делают вывод о том, равны ли в этих ситуациях значения

физической величины, и если нет, то, в каком случае это значение больше(меньше) и во

сколько раз.

Организовать решение задач базового уровня можно следующим образом:

1.Мотивировать учеников к выделению общих шагов решения задач и помочь выявить им

метод решения таких задач

2.Обучить определять тип задания базового уровня и применять выделенный метод к

заданиям трех типов

3.Показать на конкретных заданиях, что формулы и определения в разных темах разные,

но метод выполнения большинства задач – общий.

Анализ результатов ЕГЭ по физике позволяет выделить целый ряд проблем, связанных с

подготовкой и проведением ЕГЭ, которые повлияли на сравнительно невысокие

результаты .

сложность подготовки учащихся к ЕГЭ по физике, изучаемой на базовом уровне, который

не предусматривает формирование умений выполнять задания повышенной трудности;

ежегодное совершенствование вариантов ЕГЭ, изменение числа заданий в работах ЕГЭ,

направленности их содержания, уровня сложности приводят к необходимости ежегодно

приспосабливаться учителю к новым требованиям, заново планировать подготовку к ЕГЭ,

строить соответствующую систему заданий;

. При повторении каждой из тем целесообразно выделить следующие этапы:

- обобщающее повторение теоретического материала;

- тренировка в выполнении тестовых заданий из различных частей;

- самостоятельное выполнение теста;

- фронтальный анализ, разбор основных типичных ошибок самостоятельной работы;

- индивидуальную работа над ошибками и индивидуальное консультирование учащегося;

- контрольное выполнение тематического теста.

В конце системного повторения курса необходимо организовать неоднократную

тренировку в самостоятельном выполнении учащимся теста в форме ЕГЭ.

Необходимо тщательно отработать при изучении нового материала, его закреплении и

повторении усвоение учащимися знаний и умений базового уровня. Важно добиться,

чтобы на контроле результатов их усвоения, задания базового уровня могли

выполнить все школьники.

При обучении школьников письменным развернутым ответам на качественные задачи

рекомендуется придерживаться следующей схемы решения:

- ознакомление с условием задачи, краткая запись условия или создание рисунка,

поясняющего условие;

- анализ условия задачи, выявление в задаче цепочки вопросов, на основании которых в

дальнейшем строится логическое объяснение;

- выделение физических явлений и характеризующих их физических величин и законов,

которые необходимо использовать при ответе на составленную цепочку вопросов;

- запись цепочки рассуждений, представляющих собой последовательные ответы на

поставленные вопросы;

- формулировка вывода, представляющего собой ответ на вопросы.

. Необходимо включить в процесс обучения следующие виды заданий

- В расчетном виде: простое применение основных законов и формул;

- Применение формул законов или знание основных физических величин, но с

использованием графиков.

- В виде «при увеличении одной величины в п раз, другая измениться в х раз».

- «Качественные» задания на проверку понимания смысла основных законов.

- «Качественные» задания на выявление физических явлений (определение их названий)

среди различных процессов, или их применение в быту и технике.

- Задания на границы применения основных законов и теорий.

- Различные задания с «картинками».



В раздел образования




Яндекс.Метрика