Напоминание

Публичное представление инновационного опыта работы


Автор: Пермякова Вера Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Чурапчинская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: с.Чурапча
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Публичное представление инновационного опыта работы
Раздел: начальное образование





Назад




Публичное представление собственного инивационного педагогического

опыта учительницы начальных классов Чурапчинской средней

общеобразовательной школы Пермяковой Веры Михайловны.

Я учитель. Моя ирофессия-это образ жизни.Я не просто учитель.Я первая

учительница.

Я учитель, который входит в жизнь ребенка и его семьи. Родители доверяют мне самое

дорогое, что у них есть, своих детей.

Учипь детей. Чему учить? Писать, читать, считать? Нет, не только этому!

Моя главная задача переориентировать обучение и воспитание на саморазвитие

личности. Быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении, самому учиться

с ними. Я помогаю им развивать способность работать с противоречиями и способность

разрешать силой собственного мышления и собственной деятельности.

На современном этапе общественного развития стоит задача формирования учащихся,

владеющих навыками управления своей познавательной деятельностью, умеющих решать

возникающие проблемы самостоятельно, предвидеть и планировать свою жизнь и труд,

свободно ориентироваться в новых ситуациях.

Исследование процесса саморазвития личности как педагогической проблемы

становится одной из важнейших стратегических задач образования в ХХ1 веке. Идея

саморазвития личности- одно из методологических оснований обновления образования. В

процессе развития ребенок не просто подвергается различным внешним воздействиям, он

взаимодействует со всеми, что его окружает. Таким образом он не только объект для

взаимодействия, но и сам субъект, действующий на мир.

Изучением проблемы саморазвития личности занимаются такие науки как философия,

психология, педагогика, социология. Синергетика (наука о живых социальных

саморазвивающихся системах – И.Р.Пригожин, И.Стенгерс, Г.Хакен, В.И.Аршинов и др)

На основе философских идей можно сделать выводы:

- истоки саморазвития человека заложены в биологической природе человека в виде

наследственных механизмов.

-более высокий пласт истоков саморазвития формируется социально, когда над природной

основой настраиваются его психологические предпосылки за счет включения в их число

начального индивидуального опыта самосовершенствования

-в процессе развития человека происходит усложнение структуры предпосылок за счет

включения в их число начального индивидуального опыта самосовершенствования.

- входе личностного роста, в сложных коллизиях деятельности, отношений и

самоукрепления осуществляется становление внутренних опор саморазвития.

При регулярном и системном включении ребенка в учебную деятельность у него

формируется весь комплекс деятельностных способностей, переносимых затем в любую

деятельность. Если в ходе деятельности системно организовать рефлексивные выходы,

связанные рефлексивным анализом, собственных способностей и ценностных ориентаций

то у ученика формируются способности к самоанализу, самовоспитанию и готовность к

саморазвитию. Все это называется развитие универсальных учебных действий.

Цель:Создание педагогических условий для саморазвития личности младшего школьника

через призму самопознания и мировоззрения народа саха.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:

-

разработана,

теоретически

обоснована

и

внедрена

в

практику

работы

учителей

начальных

классов

структурно-содержательная

модель

формирования

готовности

к

саморазвитию

младших

школьников

в

учебной

деятельности

на

основе

идей

М.

Монтессори с учётом системно-синергетического, антропологического, деятельностного,

личностно ориентированного и средового подходов;

- выявлен комплекс организационно-педагогических условий формирования готовности к

саморазвитию

младших

школьников

в

учебной

деятельности,

направленных

на:

организацию

учебной

деятельности

в

специально

подготовленной

саморазвивающей

дидактической

среде;

обеспечите

индивидуального

темно

-

временного

саморазвития

каждого

учащегося;

сочетание

управления

учебной

саморазвивающей

деятельностью

учителем

и

самостоятельность

учащихся

в

процессе

формирования

у

них

умений

самообучения

и

саморазвития;

стимулирование

проявления

учащимися

волевого

напряжения и рефлексивности в саморазвивающей учебной деятельности;

-

разработана

и

апробирована

методика

реализации

комплекса

организационно-

педагогических условий формирования готовности к саморазвитию младших школьников

в учебной деятельности.

Комплекс организационно-педагогических условий:

1)

организация

у ч е б н о й

д е я т е л ь н о с т и

в

с п е ц и а л ь н о

п о д г о т о в л е н н о й

саморазвивающей дидактической среде;

2)

обеспечение индивидуального темпо-временного саморазвития каждого учащегося;

3)

сочетание

управления

учителем

учебной

саморазвиващей

деятельностью

и

самостоятельность

учащихся

в

процессах

формирования

умений

самообучения

и

саморазвития;

4)

стимулирование проявления учащимися волевого напряжения и рефлексивности в

саморазвивающей учебной деятельности.

Саморазвитие- способ осуществлений любой деятельности- так, чтобы имелись в виду

одновременно как бы оба результата: высокое качество самой деятельности и

новообразования в самом себе. Ребенок, овладевший своим способом деятельности,

самостоятельно использует его в жизнедеятельности. Овладение способом деятельности

является результатом нашего образовательного пространства Ребенок должен сам увидеть

проблему и стараться решать ее, планируя свои действия. Методы обучения должны быть

направлены на осознание и усвоение структуры деятельности и последовательности

действий и операций.

Работая над темой саморазвития создали технологию саморазвития.

Саморазвитие предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:

1.

Зарождение (Уескээьин) – организационный момент - дается установка на

позитивную работу, на взаимопонимание, совместную работу. Создаются условия для

возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»).

2.

Знакомство (Билсиьии) – повторение пройденного – идёт самопознание ребенка:

Какой я? Что я могу? что я умею? Что я хочу? Что я должен? Актуализация и

фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3.

Проблема (Моьол) – новая тема – проблемная среда, где ребенок познает свои

возможности к действию. Выявление места и причины затруднения.

4.

Управление (Салайыы) – закрепление – среда для самоопределения ребенка.

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

5.

Хлопоты (Тубугуруу) – самостоятельная работа – среда для развития определенной

деятельности. Реализация построенного проекта.

6.

Помощь (Кеме) - самостоятельная работа – среда для совершенствования

мыследеятельности ребенка, для мотивации ребенка к творчеству.

7.

Постоянное занятие (Дьарыгырыы) – домашнее задание – среда для организации

индивидуальной деятельности. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8.

Успешность (Ситиьии) – проверка самостоятельной работы – среда для достижения

положительных результатов. Включение в систему знаний и повторение.

9.

Процветание (Бар5арыы) – итог урока – среда для самореализации, проявления

личной инициативы в творческой деятельности. Рефлексия учебной деятельности на

уроке.

Общественная

потребность

в

саморазвитии

зафиксирована

в

Федеральном

государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования

второго поколения. В нём отмечается, что на ступени начального общего образования в

школе

должно

осуществляться

формирование

следующих

основ:

умение

учиться,

развивать

способности

школьника

к

самоорганизации

и

целеопределению

своей

деятельности,

умение

следовать

ставящимся

задачам,

планировать

свою

учебную

деятельность

в

соответствии

с

ними,

осуществлять

их

контроль

и

оценку,

взаимодействовать

с

педагогом

и

сверстниками

в

учебном

процессе.

Стандарт

ориентирован на становление личностного развития выпускника начальных классов;

помимо

освоения

основной

образовательной

программы

начального

общего

образования.

Он

ориентирован

на

готовность

и

способность

обучающихся

к

саморазвитию, на самомотивацию к обучению и познанию.



В раздел образования




Яндекс.Метрика