Автор: Пермякова Вера Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Чурапчинская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: с.Чурапча
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Публичное представление инновационного опыта работы
Раздел: начальное образование
Публичное представление собственного инивационного педагогического
опыта учительницы начальных классов Чурапчинской средней
общеобразовательной школы Пермяковой Веры Михайловны.
Я учитель. Моя ирофессия-это образ жизни.Я не просто учитель.Я первая
учительница.
Я учитель, который входит в жизнь ребенка и его семьи. Родители доверяют мне самое
дорогое, что у них есть, своих детей.
Учипь детей. Чему учить? Писать, читать, считать? Нет, не только этому!
Моя главная задача переориентировать обучение и воспитание на саморазвитие
личности. Быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении, самому учиться
с ними. Я помогаю им развивать способность работать с противоречиями и способность
разрешать силой собственного мышления и собственной деятельности.
На современном этапе общественного развития стоит задача формирования учащихся,
владеющих навыками управления своей познавательной деятельностью, умеющих решать
возникающие проблемы самостоятельно, предвидеть и планировать свою жизнь и труд,
свободно ориентироваться в новых ситуациях.
Исследование процесса саморазвития личности как педагогической проблемы
становится одной из важнейших стратегических задач образования в ХХ1 веке. Идея
саморазвития личности- одно из методологических оснований обновления образования. В
процессе развития ребенок не просто подвергается различным внешним воздействиям, он
взаимодействует со всеми, что его окружает. Таким образом он не только объект для
взаимодействия, но и сам субъект, действующий на мир.
Изучением проблемы саморазвития личности занимаются такие науки как философия,
психология, педагогика, социология. Синергетика (наука о живых социальных
саморазвивающихся системах – И.Р.Пригожин, И.Стенгерс, Г.Хакен, В.И.Аршинов и др)
На основе философских идей можно сделать выводы:
- истоки саморазвития человека заложены в биологической природе человека в виде
наследственных механизмов.
-более высокий пласт истоков саморазвития формируется социально, когда над природной
основой настраиваются его психологические предпосылки за счет включения в их число
начального индивидуального опыта самосовершенствования
-в процессе развития человека происходит усложнение структуры предпосылок за счет
включения в их число начального индивидуального опыта самосовершенствования.
- входе личностного роста, в сложных коллизиях деятельности, отношений и
самоукрепления осуществляется становление внутренних опор саморазвития.
При регулярном и системном включении ребенка в учебную деятельность у него
формируется весь комплекс деятельностных способностей, переносимых затем в любую
деятельность. Если в ходе деятельности системно организовать рефлексивные выходы,
связанные рефлексивным анализом, собственных способностей и ценностных ориентаций
то у ученика формируются способности к самоанализу, самовоспитанию и готовность к
саморазвитию. Все это называется развитие универсальных учебных действий.
Цель:Создание педагогических условий для саморазвития личности младшего школьника
через призму самопознания и мировоззрения народа саха.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:
-
разработана,
теоретически
обоснована
и
внедрена
в
практику
работы
учителей
начальных
классов
структурно-содержательная
модель
формирования
готовности
к
саморазвитию
младших
школьников
в
учебной
деятельности
на
основе
идей
М.
Монтессори с учётом системно-синергетического, антропологического, деятельностного,
личностно ориентированного и средового подходов;
- выявлен комплекс организационно-педагогических условий формирования готовности к
саморазвитию
младших
школьников
в
учебной
деятельности,
направленных
на:
организацию
учебной
деятельности
в
специально
подготовленной
саморазвивающей
дидактической
среде;
обеспечите
индивидуального
темно
-
временного
саморазвития
каждого
учащегося;
сочетание
управления
учебной
саморазвивающей
деятельностью
учителем
и
самостоятельность
учащихся
в
процессе
формирования
у
них
умений
самообучения
и
саморазвития;
стимулирование
проявления
учащимися
волевого
напряжения и рефлексивности в саморазвивающей учебной деятельности;
-
разработана
и
апробирована
методика
реализации
комплекса
организационно-
педагогических условий формирования готовности к саморазвитию младших школьников
в учебной деятельности.
Комплекс организационно-педагогических условий:
1)
организация
у ч е б н о й
д е я т е л ь н о с т и
в
с п е ц и а л ь н о
п о д г о т о в л е н н о й
саморазвивающей дидактической среде;
2)
обеспечение индивидуального темпо-временного саморазвития каждого учащегося;
3)
сочетание
управления
учителем
учебной
саморазвиващей
деятельностью
и
самостоятельность
учащихся
в
процессах
формирования
умений
самообучения
и
саморазвития;
4)
стимулирование проявления учащимися волевого напряжения и рефлексивности в
саморазвивающей учебной деятельности.
Саморазвитие- способ осуществлений любой деятельности- так, чтобы имелись в виду
одновременно как бы оба результата: высокое качество самой деятельности и
новообразования в самом себе. Ребенок, овладевший своим способом деятельности,
самостоятельно использует его в жизнедеятельности. Овладение способом деятельности
является результатом нашего образовательного пространства Ребенок должен сам увидеть
проблему и стараться решать ее, планируя свои действия. Методы обучения должны быть
направлены на осознание и усвоение структуры деятельности и последовательности
действий и операций.
Работая над темой саморазвития создали технологию саморазвития.
Саморазвитие предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:
1.
Зарождение (Уескээьин) – организационный момент - дается установка на
позитивную работу, на взаимопонимание, совместную работу. Создаются условия для
возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»).
2.
Знакомство (Билсиьии) – повторение пройденного – идёт самопознание ребенка:
Какой я? Что я могу? что я умею? Что я хочу? Что я должен? Актуализация и
фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
3.
Проблема (Моьол) – новая тема – проблемная среда, где ребенок познает свои
возможности к действию. Выявление места и причины затруднения.
4.
Управление (Салайыы) – закрепление – среда для самоопределения ребенка.
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
5.
Хлопоты (Тубугуруу) – самостоятельная работа – среда для развития определенной
деятельности. Реализация построенного проекта.
6.
Помощь (Кеме) - самостоятельная работа – среда для совершенствования
мыследеятельности ребенка, для мотивации ребенка к творчеству.
7.
Постоянное занятие (Дьарыгырыы) – домашнее задание – среда для организации
индивидуальной деятельности. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8.
Успешность (Ситиьии) – проверка самостоятельной работы – среда для достижения
положительных результатов. Включение в систему знаний и повторение.
9.
Процветание (Бар5арыы) – итог урока – среда для самореализации, проявления
личной инициативы в творческой деятельности. Рефлексия учебной деятельности на
уроке.
Общественная
потребность
в
саморазвитии
зафиксирована
в
Федеральном
государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования
второго поколения. В нём отмечается, что на ступени начального общего образования в
школе
должно
осуществляться
формирование
следующих
основ:
умение
учиться,
развивать
способности
школьника
к
самоорганизации
и
целеопределению
своей
деятельности,
умение
следовать
ставящимся
задачам,
планировать
свою
учебную
деятельность
в
соответствии
с
ними,
осуществлять
их
контроль
и
оценку,
взаимодействовать
с
педагогом
и
сверстниками
в
учебном
процессе.
Стандарт
ориентирован на становление личностного развития выпускника начальных классов;
помимо
освоения
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования.
Он
ориентирован
на
готовность
и
способность
обучающихся
к
саморазвитию, на самомотивацию к обучению и познанию.