Напоминание

"Развитие речи через театрализованную деятельность"


Автор: Тарабан Ольга Владимировна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №6 "Василёк"
Населённый пункт: г. Карасук, Новосибирская область
Наименование материала: Семинар–практикум
Тема: "Развитие речи через театрализованную деятельность"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар-практикум «Развитие речи через

театрализованную деятельность»

Составила :

Старший воспитатель Тарабан О.В.

Семинар-практикум «Развитие речи через

театрализованную деятельность»

Цель: способствовать

развитию

компетентности,

профессионального

мастерства

педагогов, привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей посредством

театрализованной

деятельности, воспитывать

дружеские

отношения

между

педагогами, взаимовыручку, учить педагогов взаимодействовать друг с другом.

Материал: два флажка, картинки для конкурсов, два конверта, разрезные картинки.

Ход семинара

1.Актуальность темы: Театрализованная деятельность имеет огромное значение для

развития творческих способностей дошкольников, она позволяет решать вопросы

развития личности, активизирует словарь, развивает монологическую и

диалогическую речь ребенка, способствует умение организовывать общение со

сверстниками, умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно

понимать эмоциональное состояние собеседника. В душе каждого ребенка таится

желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые

литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и

образное мышление, тренирует память и образное восприятие, совершенствует речь.

Как правило, именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным

периодом для развития всех психических процессов, в том числе и речи, поэтому

педагогическим работникам дошкольной организации необходимо содействовать тому,

чтобы речь ребенка развивалась беспрепятственно, чтобы процесс овладения речью не

тормозился. Определение наиболее подходящих, эффективных форм, методов,

создание необходимых условий являются наиболее важными задачами для развития

речи у детей. Решающую роль в развитии речи играет театрализованная деятельность.

Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением,

движением под музыку, слушанием, необходимость систематизировать ее в едином

процессе.

Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром

через образы, краски, звуки.

Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.

Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.

Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять

своими эмоциями, становятся менее замкнутыми

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных

высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая

культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит

маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи,

касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального

воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое

отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей

общения, неуверенности в себе.

Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе

игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои

возможности.

Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную,

познавательную, регулирующую.

Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка,

развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и

звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.

Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс

сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность

всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.

Одним из таких средств является театрализованная деятельность.

Основным направлением речевой работы в театральной деятельности является

- Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки,

снятие мышечного напряжения.

2.Из опыта работы воспитателя Дедковской А.А. «Влияние мелкой и общей

моторики на речь детей раннего возраста»

- совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической

формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

3.Из опыта работы учителя-логопеда Красиковой В.В. «Развитие диалогической

и монологической речи через театрализованную деятельность»

Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной

мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого

окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни.

К сожалению, родители в наше время из -за сложных социальных условий, в силу

занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают

на самотек. Произведения устного народного творчества имеют огромное

познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного

мышления, обогащают речь детей.

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые

песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки,

прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки

сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

4.Из опыта работы воспитателя Московченко Т.М. «Развитие речи через устное

народное творчество»

5.Игра: «В гости к сказке»

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как

это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать?

Этому поможет ТЕАТР. «Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется,

играя, а в игре он познаёт мир». В этих словах из программы Мерзляковой

«Волшебный мир театра» отражается вся суть и значение театрализованной игры.

Театрализованные

игры

пользуются

у

детей

неизменной

любовью.

Большое

и

разностороннее

влияние

театрализованных

игр

на

личность

ребенка

позволяет

использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок

во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.

Сегодняшней игрой я хочу вам показать, как можно использовать театрализованные

игры для развития речи дошкольников.

Правила игры: Ответы принимаются по поднятому флажку.

Ведущий: Настало наше время отправиться в сказку. Чтобы подготовиться к игре,

необходимо размяться. Поэтому наш конкурс и называется "Разминка".

Разминка «Кто знает – тот отвечает».

Внимание – начинаем.

-В чаще голову задрав, воет с голоду …

-Какого цвета волосы у колобка?

-Листвой резною он шумит, златая цепь на нем висит.

-Что за девочка такая – как снежинка она тает?

- Кто в малине знает толк? Косолапый бурый …

- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки

внуков?

- Он разбойник, он злодей, свистом он пугал людей.

- В каких сказках были съедены волком герои сказок?

Молодцы! Теперь вы размялись, и мы можем начать конкурсы.

1 конкурс «Собери сказку»

2 конкурс «Загадки-шутки»

Загадки

-

это

великая

сокровищница

человеческой

мысли.

Они

собрали

в

себе

мудрость и тягу к знаниям. Не случайно в сказках герои так часто загадывают загадки.

Мудрость была в почете всегда. Особенно это видно в русских народных сказках. (кто

быстрее даст правильный ответ)

1.Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети? (козлята)

2.В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рожден.(гадкий утенок)

3.Была она артисткой

Прекрасной, как звезда,

От злого Карабаса

Сбежала навсегда.(мальвина)

4.Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.(Емеля)

5.Как у Бабы у Яги

Нет совсем одной ноги,

Зато есть замечательный

Аппарат летательный.

Какой?(ступа)

6.В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.(Красная шапочка)

7.Над простым моим вопросом

Не потратишь много сил.

Кто мальчишку с длинным носом

Из полена смастерил?(Папа Карло)

8.Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?(три медведя)

9.Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше.(Карлсон)

10.Скорей бы приблизился вечер,

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал!

Никто во дворце не узнает

Откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь.(Золушка)

11.Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был? …(медведь)

12.Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали.

13.Сказку быстро вспоминай:

Персонаж в ней — мальчик Кай,

Королева Снежная

Сердце заморозила,

Но девчурка нежная

Мальчика не бросила.

Шла она в мороз, метели,

О еде забыв, постели.

Шла она на помощь другу.

Как зовут его подругу?(Герда)

14.Его отца схватил Лимон,

В темницу бросил папу он...

Редиска — мальчика подруга,

Не бросила в беде той друга

И помогла освободиться

Отцу героя из темницы.

И знает каждый без сомнений,

Героя этих приключений.(Чипполино)

Конкурс 3 «Сказка на букву».

Я называю букву - вы называете сказку на эту букву. А – “Айболит”, “Аленький

цветочек”; Б – “Буратино”, В – “Волк и семеро козлят”; Г – “Гуси-лебеди”; З

– “Заюшкина избушка”; К – “Кот, лиса и петух”, “Красная шапочка”; Л –“Лиса и

журавль”; М – “Медведь и Машенька”; П – “По щучьему веленью”; С – “Сивка-

Бурка”; Т – “Три поросенка”, “Три медведя”; Ц – “Царевна-Лягушка”.

Конкурс 4 «Черный ящик» Внимание! Вопрос!

Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за

него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого

предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и

в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… (яблоко)

Подсказка: Этот предмет есть в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне»

Конкурс 5 «Реши пример. Герой + предмет = сказка».

Задание 1

1.Кушак + Утюги + Книжка + Мочалка + Крокодил =? (К.И. Чуковский Мойдодыр)

2.Мельница + Король + Людоед + Заяц + Мышь =? (Шарль Перро «Кот в сапогах»)

Задание 2

1.Санки + Розы + Олень + Ворон + Девочка =? (Ганс Христиан Андерсен «Снежная

королева»)

2.Зеркало + Терем + Пёс + Яблоко + Лес =? (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой

царевне»)

Конкурс 6 «Сказочный переполох» (по очереди)

У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а

вы догадайтесь, о каком сказочном герое идет речь.

Царевна … (лягушка)

Иван-царевич и… серый волк

Крошечка -…Хаврошечка

Финист…Ясный сокол

Белоснежка и… семь гномов

Кощей … Бессмертный

Мальчик …с пальчик

Сестрица … Аленушка

Марья…искусница

Задание

к

педсовету:

подготовить

драматизацию

любой

сказки;

презентация

атрибутов театрализованной деятельности; заполнить анкеты, выставка номинаций.

Ведущий: Сегодня

вы

были

веселыми,

находчивыми,

все

активно

участвовали

в

конкурсах. Дружба превыше всего, поэтому у нас победила дружба! Пожмите друг

другу руки и подарите всем свои улыбки.



В раздел образования




Яндекс.Метрика