Напоминание

«Поддержка инициативы и самостоятельности детей»


Автор: Залесова Ольга Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ « Детский сад № 17 комбинированного вида «Гнёздышко» г. Воркуты
Населённый пункт: г.Воркута
Наименование материала: Статья
Тема: «Поддержка инициативы и самостоятельности детей»
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

«Поддержка инициативы и самостоятельности детей»

Проблема формирования у детей инициативы и самостоятельности была и

остается

в

нынешней

педагогике

одной

из

самых

актуальных.

Наиболее

актуальной она стала с момента внедрения Федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования. Во ФГОС ОУ сказано

о том, что ребёнок должен проявлять инициативность и самостоятельность в

разных видах деятельности — игре, общении, конструировании и др. Он

способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности,

обнаруживать способность к воплощению разнообразных замыслов.

Инициатива и самостоятельность может формироваться только в процессе

детской деятельности.

Задача

педагогов

организовать

образовательный

процесс так чтобы дети действительно работали в тех направлениях, которые

з а д а н ы

э т и м и в и д а м и

д е т с ко й

д е я т е л ь н о с т и.

Э т и

ж е

виды деятельности позволяют

активно

продвигаться

и

в

образовательных

областях, которые тоже обозначены ФГОС.

Проявление инициативы – показатель самостоятельности. В этот момент

очень нужна помощь взрослого.

Регулярная помощь со стороны взрослых ведет

к целеустремленности ребенка. Это еще одна составляющая

самостоятельности, направленная на получение результата. Развиваются

усидчивость, настойчивость, организованность, стремление добиться цели,

получить результат. Поддержка инициативы со стороны родителей и

педагогов особенно значима, так как действия не всегда могут быть

небезопасными (например, умение вырезать ножницами). Важно не

отмахнуться, предостеречь, а помочь преодолеть и добиться цели.

Творческий подход к задачам любой образовательной области обеспечит их

успешное решение. Исследования детских психологов и педагогов

показывают, что дети, занимающиеся творчеством, выделяются

оригинальностью мышления, любознательностью, интересуются

инновациями, изобретениями, создают собственную базу творческих идей.

Это признаки успешной и гармоничной личности. Творчество все чаще

называют ключом к успеху.

2

Говоря

о

творческом

развитии,

надо

заметить,

что

развитию

самостоятельности

и

инициативности

способствует

применение

нетрадиционных способов и материалов в творческой деятельности. Как

показывает практика, необычные материалы и техники привлекают детей

своей

неординарностью

и

свободой,

способствуют

снятию

стрессов

и

страхов, развивают уверенность («я смогу»), побуждают к поиску («мне

интересно»),

развивают

воображение

и

любознательность

(«хочу

знать»),

развивают

творческие

способности,

моторику

(«я

сделал»).

В

общем,

творчество

это

интересно!

А

нетрадиционное

творчество

вдвойне

привлекательно, потому что детям интересно все неизвестное.

В результате правильно построенной работе с детьми, можно заметить, что

дети

становятся

более

самостоятельными

и

инициативными,

у

них

повышается

уровень

самоконтроля,

оценка

детьми

своих

возможностей

становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал,

используя

при

этом

разнообразные

средства,

могут

анализировать

информацию, самостоятельно делать выводы. Дети умеют ставить цель и

задачи

своей

деятельности,

анализировать

ее

условия,

формулировать

проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных

ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и

совместной деятельности, достигая положительного результата.

Исходя

из

выше

сказанного,

можно

признать,

что

самостоятельность,

инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода

дошкольного возраста.

В заключении хотелось бы всем напомнить, что «если хочешь воспитать в

детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества,

то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство

мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».



В раздел образования




Яндекс.Метрика