Автор: Залесова Ольга Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ « Детский сад № 17 комбинированного вида «Гнёздышко» г. Воркуты
Населённый пункт: г.Воркута
Наименование материала: Статья
Тема: «Поддержка инициативы и самостоятельности детей»
Раздел: дошкольное образование
1
«Поддержка инициативы и самостоятельности детей»
Проблема формирования у детей инициативы и самостоятельности была и
остается
в
нынешней
педагогике
одной
из
самых
актуальных.
Наиболее
актуальной она стала с момента внедрения Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования. Во ФГОС ОУ сказано
о том, что ребёнок должен проявлять инициативность и самостоятельность в
разных видах деятельности — игре, общении, конструировании и др. Он
способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности,
обнаруживать способность к воплощению разнообразных замыслов.
Инициатива и самостоятельность может формироваться только в процессе
детской деятельности.
Задача
педагогов
организовать
образовательный
процесс так чтобы дети действительно работали в тех направлениях, которые
з а д а н ы
э т и м и в и д а м и
д е т с ко й
д е я т е л ь н о с т и.
Э т и
ж е
виды деятельности позволяют
активно
продвигаться
и
в
образовательных
областях, которые тоже обозначены ФГОС.
Проявление инициативы – показатель самостоятельности. В этот момент
очень нужна помощь взрослого.
Регулярная помощь со стороны взрослых ведет
к целеустремленности ребенка. Это еще одна составляющая
самостоятельности, направленная на получение результата. Развиваются
усидчивость, настойчивость, организованность, стремление добиться цели,
получить результат. Поддержка инициативы со стороны родителей и
педагогов особенно значима, так как действия не всегда могут быть
небезопасными (например, умение вырезать ножницами). Важно не
отмахнуться, предостеречь, а помочь преодолеть и добиться цели.
Творческий подход к задачам любой образовательной области обеспечит их
успешное решение. Исследования детских психологов и педагогов
показывают, что дети, занимающиеся творчеством, выделяются
оригинальностью мышления, любознательностью, интересуются
инновациями, изобретениями, создают собственную базу творческих идей.
Это признаки успешной и гармоничной личности. Творчество все чаще
называют ключом к успеху.
2
Говоря
о
творческом
развитии,
надо
заметить,
что
развитию
самостоятельности
и
инициативности
способствует
применение
нетрадиционных способов и материалов в творческой деятельности. Как
показывает практика, необычные материалы и техники привлекают детей
своей
неординарностью
и
свободой,
способствуют
снятию
стрессов
и
страхов, развивают уверенность («я смогу»), побуждают к поиску («мне
интересно»),
развивают
воображение
и
любознательность
(«хочу
знать»),
развивают
творческие
способности,
моторику
(«я
сделал»).
В
общем,
творчество
–
это
интересно!
А
нетрадиционное
творчество
вдвойне
привлекательно, потому что детям интересно все неизвестное.
В результате правильно построенной работе с детьми, можно заметить, что
дети
становятся
более
самостоятельными
и
инициативными,
у
них
повышается
уровень
самоконтроля,
оценка
детьми
своих
возможностей
становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал,
используя
при
этом
разнообразные
средства,
могут
анализировать
информацию, самостоятельно делать выводы. Дети умеют ставить цель и
задачи
своей
деятельности,
анализировать
ее
условия,
формулировать
проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных
ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и
совместной деятельности, достигая положительного результата.
Исходя
из
выше
сказанного,
можно
признать,
что
самостоятельность,
инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода
дошкольного возраста.
В заключении хотелось бы всем напомнить, что «если хочешь воспитать в
детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества,
то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство
мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».