Автор: Курасова Антонина Александровна
Должность: Воспитатель группы общеразвивающей направленности
Учебное заведение: ДОУ №52 «Рябинушка»
Населённый пункт: г.Нерюнгри, Нерюнгринский район,РС(Я)
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: «Роль потешек в воспитании и развитии детей раннего возраста».
Раздел: дошкольное образование
Курасова Антонина Александровна,воспитатель группы общеразвивающей
направленности,ДОУ №52 «Рябинушка» г.Нерюнгри, Нерюнгринский
район,РС(Я).
Обобщение опыта работы по теме:
«Роль потешек в воспитании и развитии
детей раннего возраста».
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный
веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и талан-
та.Всё, что пришло к нам из глубины веков, принято называть устным народным твор-
чеством. Очень важно с ранних лет научить ребёнка постигать культуру своего народа,
показать дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому не случайно, что важным
моментом в воспитательной работе является возрождение культурных традиций и ста-
ринных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным твор-
чеством.Через народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и
осваивает его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает
первые впечатления о ней. Произведения устного народного творчества имеют огром-
ное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного
мышления, обогащают речь детей. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигна-
лов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократные повторения, воскли-
цания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, по-
вторять, эмоционально реагировать.В раннем возрасте очень важно ускорить «рожде-
ние» первых сознательных слов у ребенка. Малые формы фольклора помогают уве-
личить запас слов ребенка, т.е. привлекают его внимание к предметам, животным, лю-
дям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекают де-
тей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует разви-
тию разговорной речи. В потешках малыши улавливают доброе гуманное отношение
ко всему живому.Напевность, мелодичность, четко выраженный ритм произведений
фольклора воспитывают эстетическое чувство, будят воображение.
Работая в детском саду с малышами,я заметила их интерес к малым фольклор-
ным формам.Их роль трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, му-
зыкальность, малыш делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт
произносимому тексту. Это забавляет и радует его, организует его поведение. Меня это
заинтересовало, и я решила выяснить, в чём значимость малых фольклорных форм в
воспитании и развитии малышей.
Работа началась с подбора и изучения методической литературы по данной теме, изу-
чив методическую литературу, я поставила перед собой цели и задачи.
Цель: Выяснить роль потешек в воспитании и в развитии детей раннего дошкольного
возраста.
Задачи: Познакомить детей с малыми фольклорными формами: потешками. Развивать
слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание посредством потешек, обога-
щать и активизировать словарный запас детей. Воспитывать на основе потешек поло -
жительное отношение к совместной деятельности в режимных моментах, дружелюбие,
сострадание и доброту.
Для решения всех перечисленных задач, в нашей группе я подобрала и попол-
нила развивающую среду по данной теме.В центре «Книжки для детей», поместила
разнообразную художественную литературу: это большие яркие книги, книжки-малют-
ки, иллюстрации к потешкам, игрушки-персонажи из потешек. Большое внимание уде-
лила подбору иллюстрированного материала,предпочтение отдала таким художникам
как:Васнецов,Елисеева,Игнатьев.
Подобрала и составила картотеку потешек на основе детского фольклора к различным
режимным и игровым моментам, которые соответствуют их уровню развития, много
потешек выучила наизусть и конечно искала соответствующие интонации: колыбель-
ные-нараспев, ласково, негромко, весёлую же наоборот: задорно, с юмором, с улыбкой.
Особую значимость потешки приобретают в первые дни жизни малыша в детском
саду. Ведь в период адаптации к новой обстановке, он скучает по дому, не может об-
щаться с другими детьми и взрослыми, поэтому подбирала потешки, которые помога-
ли установить контакт с детьми,вызывали у него положительные эмоции,симпатию к
пока ещё малознакомому человеку-воспитателю.
В адаптационный период использовала такие потешки как например: «Кто у нас хоро-
ший?Кто у нас пригожий?». На все режимные моменты детей раннего возраста можно
подобрать народные потешки. Чтобы заставить детей двигаться использовала простые,
короткие потешки побуждающие детей к действию: «Киска, киска, киска брысь!На до-
рожку не садись».
Удачно подобранная потешка помогала и во время кормления. Даже дети, которые
отказывались от еды, начинали есть с удовольствием: «Умница Сашенька, ешь кашу
сладеньку…».
Также мною были подобраны потешки для подъема детей после сна, так как не все
дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствовала их пробуждение
ласковой пестушкой: «На кисоньку потягушечки, на деточку подрастушечки».
Потешки я также использовала и при формировании навыков самообслуживания и ги-
гиены. Обучая детей одеваться после сна, старалась сделать процесс одевания и разде-
вания приятным для них. Поощряла их стремление к самостоятельности, называла
предметы одежды, обуви и проговаривала соответствующую потешку. Приучая детей к
культурно – гигиеническим навыкам, старалась вызвать у детей положительные эмо-
ции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождала потешками та-
кими, как: «Водичка, водичка,умой моё личико». Все это помогало малышам запо-
мнить последовательность процедуры, и веселую потешку. Во время одевания на про-
гулку использовала потешки, чтобы это нелегкая работа стала легче и веселее:«Вот
они сапожки,этот - с правой ножки, этот-с левой ножки». Для того чтобы малышам
было легче запоминать эти потешки, я сопровождала их рассматриванием картинок,
игрушек, иллюстраций, а также игр. А чтобы речь ребенка стала более внятной, выра-
зительной,
эмоционально
окрашенной
использовала
народные
песенки
–
потеш-
ки: «Ладушки», «Сорока», «Идет коза» и др. Здесь важную роль играет ритм. Речь де-
тей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей
двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой
моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению ре-
чевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и форми-
рует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участи-
ем рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается вообра-
жение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Позже, наблюдая за игрой детей, я заметила, что малыши осуществляют самостоятель-
ный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную де-
ятельность. Во время игр с куклами, укладывая спать, дети с удовольствием напевали
колыбельные песенки. Во время кормления куклы приговаривали: «Каша вкусненька,
дымится, Катя кашу есть садится» или «Кто у нас любимый самый? - Ложку пер-
вую за маму».
Из опыта своей работы поняла что, используя потешки в течение дня систематически,
они оказывают положительное воздействие, как на детей, так и на процесс воспитания.
Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают там, они улыбчивы, жизнера-
достны, в группе звучит смех. В играх ребятишки самостоятельно используют потеш-
ки, режимные процессы становятся для них делом приятным.
В результате проделанной работы по воспитанию и развитию детей раннего возраста
посредством потешек были достигнуты следующие результаты:
1.У детей легче и успешнее проходила адаптация к детскому саду;
2.У воспитанников пополнились знания малых фольклорных форм: потешек, сфор-
мировался интерес к ним;
3.Развилось слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, обогатился и по-
полнился словарь детей;
4.Дети успешно овладели первоначальными навыками самообслуживания, развилось
осознанное отношение культурно-гигиеническим навыкам;
5.Мои воспитанники научились быть дружелюбнее, добрее, сострадательнее к сверст-
никам.
Таким образом, я сделала вывод, если знакомить детей начиная с раннего возраста с
родной культурой, родной речью, с произведениями устного народного творчества, то
это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспита-
ния. И в будущем мои воспитанники сумеют сохранить все культурные ценности на-
шей Родины,будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхи-
щались, и будут восхищаться в России.
В дальнейшей в своей работе буду активно использовать все виды народного фолькло-
ра,приобщая детей к истокам русской народной культуры.
Список литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. –М.: Академия,
1999г.
2. Орлова Н. «О роли малых фольклорных жанров в жизни детей», «Дошкольное вос-
питание» №4,2001г.
3. Павлова Л.Н. Фольклор для маленьких Журнал «Дошкольное воспитание» 1990, №
4, 7, 10
4.Мельников М.Н. Русский детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987.
5.Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный
возраст). –М.: Педагогика, 1972.