Напоминание

«Роль потешек в воспитании и развитии детей раннего возраста».


Автор: Курасова Антонина Александровна
Должность: Воспитатель группы общеразвивающей направленности
Учебное заведение: ДОУ №52 «Рябинушка»
Населённый пункт: г.Нерюнгри, Нерюнгринский район,РС(Я)
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: «Роль потешек в воспитании и развитии детей раннего возраста».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Курасова Антонина Александровна,воспитатель группы общеразвивающей

направленности,ДОУ №52 «Рябинушка» г.Нерюнгри, Нерюнгринский

район,РС(Я).

Обобщение опыта работы по теме:

«Роль потешек в воспитании и развитии

детей раннего возраста».

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный

веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и талан-

та.Всё, что пришло к нам из глубины веков, принято называть устным народным твор-

чеством. Очень важно с ранних лет научить ребёнка постигать культуру своего народа,

показать дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому не случайно, что важным

моментом в воспитательной работе является возрождение культурных традиций и ста-

ринных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным твор-

чеством.Через народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и

осваивает его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает

первые впечатления о ней. Произведения устного народного творчества имеют огром-

ное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного

мышления, обогащают речь детей. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигна-

лов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократные повторения, воскли-

цания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, по-

вторять, эмоционально реагировать.В раннем возрасте очень важно ускорить «рожде-

ние» первых сознательных слов у ребенка. Малые формы фольклора помогают уве-

личить запас слов ребенка, т.е. привлекают его внимание к предметам, животным, лю-

дям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекают де-

тей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует разви-

тию разговорной речи. В потешках малыши улавливают доброе гуманное отношение

ко всему живому.Напевность, мелодичность, четко выраженный ритм произведений

фольклора воспитывают эстетическое чувство, будят воображение.

Работая в детском саду с малышами,я заметила их интерес к малым фольклор-

ным формам.Их роль трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, му-

зыкальность, малыш делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт

произносимому тексту. Это забавляет и радует его, организует его поведение. Меня это

заинтересовало, и я решила выяснить, в чём значимость малых фольклорных форм в

воспитании и развитии малышей.

Работа началась с подбора и изучения методической литературы по данной теме, изу-

чив методическую литературу, я поставила перед собой цели и задачи.

Цель: Выяснить роль потешек в воспитании и в развитии детей раннего дошкольного

возраста.

Задачи: Познакомить детей с малыми фольклорными формами: потешками. Развивать

слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание посредством потешек, обога-

щать и активизировать словарный запас детей. Воспитывать на основе потешек поло -

жительное отношение к совместной деятельности в режимных моментах, дружелюбие,

сострадание и доброту.

Для решения всех перечисленных задач, в нашей группе я подобрала и попол-

нила развивающую среду по данной теме.В центре «Книжки для детей», поместила

разнообразную художественную литературу: это большие яркие книги, книжки-малют-

ки, иллюстрации к потешкам, игрушки-персонажи из потешек. Большое внимание уде-

лила подбору иллюстрированного материала,предпочтение отдала таким художникам

как:Васнецов,Елисеева,Игнатьев.

Подобрала и составила картотеку потешек на основе детского фольклора к различным

режимным и игровым моментам, которые соответствуют их уровню развития, много

потешек выучила наизусть и конечно искала соответствующие интонации: колыбель-

ные-нараспев, ласково, негромко, весёлую же наоборот: задорно, с юмором, с улыбкой.

Особую значимость потешки приобретают в первые дни жизни малыша в детском

саду. Ведь в период адаптации к новой обстановке, он скучает по дому, не может об-

щаться с другими детьми и взрослыми, поэтому подбирала потешки, которые помога-

ли установить контакт с детьми,вызывали у него положительные эмоции,симпатию к

пока ещё малознакомому человеку-воспитателю.

В адаптационный период использовала такие потешки как например: «Кто у нас хоро-

ший?Кто у нас пригожий?». На все режимные моменты детей раннего возраста можно

подобрать народные потешки. Чтобы заставить детей двигаться использовала простые,

короткие потешки побуждающие детей к действию: «Киска, киска, киска брысь!На до-

рожку не садись».

Удачно подобранная потешка помогала и во время кормления. Даже дети, которые

отказывались от еды, начинали есть с удовольствием: «Умница Сашенька, ешь кашу

сладеньку…».

Также мною были подобраны потешки для подъема детей после сна, так как не все

дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствовала их пробуждение

ласковой пестушкой: «На кисоньку потягушечки, на деточку подрастушечки».

Потешки я также использовала и при формировании навыков самообслуживания и ги-

гиены. Обучая детей одеваться после сна, старалась сделать процесс одевания и разде-

вания приятным для них. Поощряла их стремление к самостоятельности, называла

предметы одежды, обуви и проговаривала соответствующую потешку. Приучая детей к

культурно – гигиеническим навыкам, старалась вызвать у детей положительные эмо-

ции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождала потешками та-

кими, как: «Водичка, водичка,умой моё личико». Все это помогало малышам запо-

мнить последовательность процедуры, и веселую потешку. Во время одевания на про-

гулку использовала потешки, чтобы это нелегкая работа стала легче и веселее:«Вот

они сапожки,этот - с правой ножки, этот-с левой ножки». Для того чтобы малышам

было легче запоминать эти потешки, я сопровождала их рассматриванием картинок,

игрушек, иллюстраций, а также игр. А чтобы речь ребенка стала более внятной, выра-

зительной,

эмоционально

окрашенной

использовала

народные

песенки

потеш-

ки: «Ладушки», «Сорока», «Идет коза» и др. Здесь важную роль играет ритм. Речь де-

тей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей

двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой

моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению ре-

чевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и форми-

рует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участи-

ем рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается вообра-

жение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Позже, наблюдая за игрой детей, я заметила, что малыши осуществляют самостоятель-

ный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную де-

ятельность. Во время игр с куклами, укладывая спать, дети с удовольствием напевали

колыбельные песенки. Во время кормления куклы приговаривали: «Каша вкусненька,

дымится, Катя кашу есть садится» или «Кто у нас любимый самый? - Ложку пер-

вую за маму».

Из опыта своей работы поняла что, используя потешки в течение дня систематически,

они оказывают положительное воздействие, как на детей, так и на процесс воспитания.

Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают там, они улыбчивы, жизнера-

достны, в группе звучит смех. В играх ребятишки самостоятельно используют потеш-

ки, режимные процессы становятся для них делом приятным.

В результате проделанной работы по воспитанию и развитию детей раннего возраста

посредством потешек были достигнуты следующие результаты:

1.У детей легче и успешнее проходила адаптация к детскому саду;

2.У воспитанников пополнились знания малых фольклорных форм: потешек, сфор-

мировался интерес к ним;

3.Развилось слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, обогатился и по-

полнился словарь детей;

4.Дети успешно овладели первоначальными навыками самообслуживания, развилось

осознанное отношение культурно-гигиеническим навыкам;

5.Мои воспитанники научились быть дружелюбнее, добрее, сострадательнее к сверст-

никам.

Таким образом, я сделала вывод, если знакомить детей начиная с раннего возраста с

родной культурой, родной речью, с произведениями устного народного творчества, то

это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспита-

ния. И в будущем мои воспитанники сумеют сохранить все культурные ценности на-

шей Родины,будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхи-

щались, и будут восхищаться в России.

В дальнейшей в своей работе буду активно использовать все виды народного фолькло-

ра,приобщая детей к истокам русской народной культуры.

Список литературы:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. –М.: Академия,

1999г.

2. Орлова Н. «О роли малых фольклорных жанров в жизни детей», «Дошкольное вос-

питание» №4,2001г.

3. Павлова Л.Н. Фольклор для маленьких Журнал «Дошкольное воспитание» 1990, №

4, 7, 10

4.Мельников М.Н. Русский детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987.

5.Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный

возраст). –М.: Педагогика, 1972.



В раздел образования




Яндекс.Метрика