Напоминание

Душа обязана трудиться. (Из опыта работы)


Автор: Феклистова Елена Николаевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАПОУ РК "Петрозаводский техникум городского хозяйства"
Населённый пункт: город Петрозаводск
Наименование материала: статья
Тема: Душа обязана трудиться. (Из опыта работы)
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Моё педагогическое кредо

«… я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном

поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме

меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И моё дело –

ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют

и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот

и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи».

(Сэлинджер «Над пропастью во ржи»)

Дисциплины свои люблю, всегда считала, что литература и философия – самые

уникальные и сложные. Ведь это не только учебный предмет, это воспитание души, что

накладывает на учителя особые обязанности. И здесь преподавание не может быть только

работой, оно должно стать Служением.

Неизбежно вспоминаются слова Д.С. Лихачёва: «Я мыслю себе XXI век как век

развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей

свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование, подчинённое

задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства

собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность,

возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить

каждому, возрождение совестливости и понятия чести – вот в общих чертах то, что нам

нужно в XXI веке. Не только русским, конечно, но особенно русским, потому что именно

это мы в значительной мере потеряли в нашем злополучном XXI веке»,

Мы начинаем осознавать, что социально-психологические факторы – сознание

людей, духовно-нравственное состояние общества – имеют не меньшее значение, чем

уровень материального производства.

Огромную роль сегодня приобретают предметы гуманитарного цикла.

Гуманитарная культура – наиболее полное выражение человеческой природы. И изменить

эту природу, если это вообще возможно, могут только те же культура, образование,

воспитание, религия. Только они способны обуздать разрушительные инстинкты человека,

его способность к истреблению себе подобных и себя самого.

Специфика гуманитарного знания состоит в его мировоззренческой природе,

поэтому ограничиться точным механическим запоминанием информации. Эти

дисциплины содержат не только интеллектуальный, но ещё громадный нравственный

потенциал. С моей точки зрения, задача преподавателя не столько в том, чтобы дать

студентам определённые знания, умения и навыки (классическая триединая формула

педагогики), сколько в том, чтобы помочь осознать и скорректировать собственные

нравственные, эстетические, политические и т.д. взгляды и установки.

Следовательно, на смену традиционным образовательным технологиям, ориентированным

на передачу умений-знаний-навыков, приходят развивающие технологии,

ориентированные на развитие способности учащегося быть субъектом

образовательной деятельности как процесса своего развития в целом: и

эмоционального, и интеллектуального, и личностного, и духовно-нравственного.

Для меня как преподавателя проблема во всём этом одна: как научиться

претворять это в ежедневную практику? Стремлюсь перейти от обучения по программе к

педагогике прогрессивной, удовлетворяющей потребностям студентов и общества,

поэтому стараюсь искать новые пути для организации учебных занятий. Надеюсь, эта

деятельность поможет воспитать граждан информированных, способных направить свои

идеи и энергию на добрые цели.

Проведение уроков с использованием современных педагогических технологий.

Преподаваемые мною дисциплины объединяет работа с книгой, со словом, умение

читать, понимать и осмысливать прочитанное, формулировать собственное мнение.

Сегодня активно апробирую несколько современных образовательных технологий:

Технология смыслового чтения

Технология речетворческой деятельности

Технология развития критического мышления

До недавнего времени Россия считалась самой читающей страной в мире. Великая

литература для нас — это не только способ стать более информированными, но и способ

самосовершенствования, воспитания сердца, разума и души. Чтение для русской культуры

— это продвижение личности к высокому духовному опыту человечества. В чтении, в

сопереживании литературным героям, в диалоге с автором человек одухотворяет свой

внутренний мир, возвышает, очеловечивает.

Между тем известны факты, когда наши юноши, призванные в армию, не умеют

читать, грамотно излагать свою мысль, полноценно общаться. Число постоянно читающих

уменьшилось, а тех, кто вообще не читает книги, возросло.

Что касается восприятия читаемого текста, то замечены мировые тенденции: у

нынешнего телевизионного и компьютерного поколения оно становится более

поверхностным, а по характеру — клиповым, или калейдоскопичным, то есть коротким.

Оно вырабатывается у ребенка от мгновенной и неожиданной смены различных

впечатлений, не связанных друг с другом.

Результаты наших детей в международном тестировании PISA на понимание текста

(33 место среди 40 стран) неутешительны. Дети оказались не способны вычерпывать

информацию из текстов разных типов, отбирать в тексте соответствующий заданию

материал. Не умеют они и находить в тексте скрытую или противоречивую информацию.

Затруднение вызывает переход от детали текста к целому и наоборот, а также

установление связи прочитанного с имеющимися знаниями и опытом. Не проявили наши

школьники умения домысливать текст, ставить вопросы и выдвигать гипотезы.

Наша главная задача сегодня – воспитание грамотного Читателя, так как

Читателями не рождаются. Человек читающий легче находит общественное признание, у

него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее

выражает себя в общении, лучше понимает других.

В разрешении этой проблемы неоценимую помощь может оказать технология

смыслового чтения, которая может быть использована на любых дисциплинах при работе

с текстом. Обобщение многолетнего опыта привело и меня к апробации этой технологии,

хотя её элементы использовала в своей работе всегда.

Получив новые группы первокурсников в сентябре, на второй встрече прошу

выполнить такое задание:

Найти описание кабинета Онегина в Петербурге и в деревне.

Сравнить два интерьера и сделать вывод об изменениях, произошедших с

героем.

В тексте студенты не ориентируются совсем, поэтому приходится давать готовые

распечатки фрагментов. Результаты оказываются далеко не утешительными. Ни живой

мысли, ни живого слова. На следующем уроке, при анализе работ, обязательно выполняем

задание коллективно, останавливаясь на каждой детали и осмысливая её. Вместе со

студентами приходим к выводу, что главная наша задача – научиться быть Читателем.

Как отмечал В.В. Розанов: «Только с любовью, долго, при собственных дарах или

любящем учителе, останавливаясь на самом кратком, в несколько минут прочитываемом

произведении, можно впитать из него тот аромат, который оно содержит в себе, живою

душой отозваться на ту жизнь, которая таинственно завита в нём его давно умершим

творцом, и, отозвавшись, пластически видоизменить свою душу прекрасным,

благотворным впечатлением, на неё павшим. Но думать, что тень этого воспитывающего

действия может произойти при изучении великого произведения с часовым циферблатом в

руке, есть заблуждение, которое, поистине, нельзя не назвать безумным».

Читая роман «Отцы и дети», подробно и не спеша работаем с первыми главами

романа, так как они позволяют увидеть «стиль словесной походки» ( так говорил Есенин о

Пушкине) И.С. Тургенева и понять значимость художественной детали. Студенты

получают задания:

1.

Отметить в тексте элементы, создающие стиль эпохи.

Обучающиеся с трудом находят приметы кризиса накануне реформы об отмене

крепостного права. Совместно составляем эту картину и убеждаемся в важности

скупых деталей, создающих атмосферу предреформенной России. Каждый факт

свидетельствует о приближающейся катастрофе. Бездна разверзлась между

помещиком и крестьянином. Это ощущение усиливается пейзажной зарисовкой.

Обращаем внимание на работу суффиксов. Множество уменьшительно-

ласкательных суффиксов, имеющих уничижительный характер.

Останавливаемся на этих словах. Лексика помогает живо воссоздать картину

пустоты, заброшенности, голода.

2.

Проанализировать авторские ремарки к речам персонажей. Отметить, как

внутреннее состояние героя передаётся через мимику, жест, поступок.

(Николай Петрович – побежал и замахал руками; умилённо улыбаясь;

хлопотливо говорил; потрагивая Аркадия то по плечу, то по колену; умолк;

отворачивал нос; Аркадий – Весело отвечая на отцовские ласки; живо

повернулся к отцу и звонко поцеловал его в щёку; ласково улыбнулся; бросил

косвенный взгляд назад и умолк; развязно спросил; поспешил достать из

кармана серебряную коробочку со спичками; немедленно закурил; Базаров –

руку, которую не сразу подал; ленивы, но мужественным голосом; спокойной

улыбкой; ). Эти детали ярко рисуют характеры героев и помогают понять

сложную гамму их взаимоотношений. Таким образом, мы выходим на

особенности психологического анализа у Тургенева: краткость, лаконичность. А

оценить мучительные внутренние терзания Базарова (в 17 главе) студенты

способны уже сами, т.к. владеют приёмом анализа авторских ремарок.

Также подробно работаем и над портретом Базарова, поскольку портрет не

снабжён авторскими комментариями, автор полагается на читателя. Такой портрет требует

пристального внимания и усиленной работы воображения. При быстром чтении этого

сделать невозможно, поэтому необходимо приучать начинающих читателей делать после

портрета небольшую паузу. Здесь важно обратить внимание на цветовую гамму, на фасон

одежды, чтобы не только представить внешность героя, но и понять эмоционально-

оценочный смысл, который стоит за ней – свобода, независимость характера, вызов

общепринятым нормам, ярко выраженный протест.

Эта кропотливая работа даёт свои плоды, попытка понимания проявляется при

анализе следующих художественных произведений.

Читая роман Л.Толстого «Война и мир», обращаем внимание на

индивидуализированную портретную деталь, которая, закрепляясь за каждым

персонажем, может становиться его постоянным признаком (блестящие плечи Элен,

лучистые глаза княжны Марьи). В качестве проверки умения понимать портретные детали

проводим викторину «Узнай героя»:

Красивый молодой человек; усталый, скучающий взгляд; прекрасные глаза

его светились умным и добрым блеском; блестели лучистым блеском. (князь

Андрей)

Робкий, наблюдательный и естественный взгляд; выражение добродушия,

простоты и скромности; выше обыкновенного роста, широкий с огромными

красными руками. (Пьер)

Черноглазая с большим ртом; некрасивая; расхохоталась громко и звонко;

(Наташа)

Большие глубокие лучистые глаза; любовный тёплый и кроткий взгляд

(княжна Марья)

Капризно-игривый тон; сердитое беличье выражение красивого личика

(маленькая княгиня)

Тоненькая миниатюрная брюнетка; напоминала красивого котёнка. (Соня)

Так постепенно открывается перед студентами «диалектика души» Толстого.

Эффективным средством постижения авторской мысли является, на наш взгляд,

сравнительный анализ. Он позволяет проникнуть в тайну характера героя и открыть для

себя жизненные истины.

При изучении романа «Война и мир» предлагаем самостоятельные работы, так как

студенты уже имеют опыт подобного прочтения и анализа.

1.

Докажите, что Толстого в портрете интересует внутреннее душевное состояние

героя?

В салоне Шерер. «Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый

молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от

усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую

противоположность с его маленькою оживлённою женою. Ему, видимо, все бывшие в

гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть и слушать их

ему было очень скучно».

В армии. «Несмотря на то, что ещё немного времени прошло с тех пор, как князь

Андрей оставил Россию, он много изменился за это время. В выражении его лица, в

движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он

имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, которое он производит на

других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства

собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее».

В Богучарове (после Аустерлица). « Слова были ласковы, улыбка была на губах и

лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мёртвый, которому, несмотря на видимое

желание, князь Андрей не мог придать радостного и весёлого блеска».

2.

Прочитайте

XI главу 2 части II тома «Встреча Пьра с Князем Андреем в Богучарове

XXII главу 2 части II тома «Встреча князя Андрея с Пьером»

Ответьте на вопросы:

Как ведут себя друзья в сходных обстоятельствах?

Чем вы можете объяснить разницу в поведении героев?

Эта работа позволяет проверить умение читать осмысленно, понимать значимость

портретной детали. А студенты открывают для себя «золотое сердце» Пьера,

задумываются о настоящей дружбе.

Обязательно анализируем вместе сцену прощания князя Андрея с отцом

Сначала используем просмотровое чтение - I том 3 часть XXII, XXIII, XXIY

главы.

Найти и выписать в тетрадь портреты членов семьи Болконских.

Какая портретная деталь объединяет отца и детей? Что это даёт для

понимания характеров героев?

Затем переходим к медленному громкому чтению с остановками. (I том 3 часть

XXY глава).

Прочитываем фрагмент текста (князь Андрей входит в кабинет отца), ищем ответы

на вопросы:

Почему старый князь не идёт навстречу сыну, а сидит за столом?

Почему не прекращает писать во время разговора?

Читаем наказ отца сыну.

Какая борьба происходит в душе старого князя?

Почему он «взвизгнул», почему у него «крикливый голос»?

Читаем сцену прощания, ищем ответы:

Почему прогоняет сына?

Почему кричит: «Ступай!»

Прочитываем сцену до конца. «Из кабинета слышны были, как выстрелы, звуки

стариковского сморкания». Думаем над вопросом:

Что происходит за закрытыми дверями?

Таким образом, вместе со студентами мы наблюдаем картину душевной жизни: как

зарождается и оформляется чувство. Нам открываются отличительные качества семьи

Болконских: ум, честь, благородство, верность долгу, служение Отечеству, гордость.

Толстой помогает нам проникнуть в глубины человеческой души. Мы удивляемся

мастерству психологического анализа.

В художественном произведении содержание небезразлично к тому, в какой форме

оно воплощается. Пытаемся на уроках увидеть связанность содержательных и

формальных начал.

Так, изучая рассказ И. Бунина «Поздний час», предлагаем студентам следующие

задания:

Обратить внимание на особенности пейзажа

Выписать в тетрадь в 2 столбика состояние природы: воображаемый

реальный мир и ушедший прошлый мир

О чём этот рассказ?

Как совершает рассказчик это путешествие в Россию?

Студенты замечакют, что путешествие это воображаемое. Воображение и воспоминание

переплетаются. Предмет воображаемого настоящего даёт толчок к

воспоминанию: мост, река, пожарная каланча заставляют вспомнить пожар и

первый поцелуй, а пятнистый тротуар напоминает её кружевное платье. В

основе композиции рассказа ярко выраженная антитеза: воображаемый

настоящий мир и безвозвратно ушедший прошлый.

Просим студентов выбрать детали, воссоздающие образы этих двух миров.

воображаемый настоящий мир безвозвратно ушедший прошлый.

«молчаливый» пароход «радостный говор»

«неподвижные золотые глаза» «ночной весёлый город»

«всё было немо» «высокое сияющее небо»

«ни одной живой души» «теснота», «толпа»

Звезда «прежняя, но немая, неподвижная» звезда «что-то беззвучно говорившая»

«как поздно, и как немо» «лучистое мерцание глаз»

«слышался запах твоих девичьих

волос»

Чем отличаются эти миры друг от друга? Как вы объясняете разницу?

Прошлый мир воспринимается как живой, двигающийся, в нём больше живой

жизни. Живое прошлое – мёртвое настоящее. На этом контрасте строятся бунинские

рассказы.

Для чего нужно нарочитое повторение фраз о неизменности?

(мост «прежний», «…всё осталось таким, как полвека назад», ночь «почти такая же,

как та», даже звезда «…лучистая, как та прежняя», «неизменно».

Студенты замечают, что таким образом достигается обратный эффект – острее

чувствуется несовпадение и различие миров.

О чём этот рассказ?

О состоянии человеческой души, страдающей от безвозвратно утерянного мира

красоты и счастья.

Интересные, необычные открытия совершаются при сравнительном анализе

Рассказ «Поздний час» и «Холодная осень» Бунина

Рассказ «Поздний час» и стихотворение «Свет незакатный» Бунина

Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю» Лермонтова, «Alter ego»

Фета, «Свет незакатный» Бунина.

Мотив памяти об умершем человеке объединяет эти тексты, но как они различны и

в содержательном, и в формальном плане.

Такая работа позволяет не только оживить и вспомнить произведения изученных

ранее поэтов, не только сравнить их стили и увидеть своеобразие каждого, но и

поразмышлять над вечными вопросами – любовь, жизнь, смерть, память. Хрупкость

человеческой жизни, таинство смерти, место человека в мироздании. Что может человек

противопоставить смерти? Что сильнее смерти?

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают

стремительный

рост

информации,

высокими

темпами

происходит

увеличение

объёма

знаний

человека.

Общеизвестно,

что

знания,

полученные

репродуктивным

путем,

с

использованием

объяснительно-иллюстративных

методов,

очень

быстро

забываются,

тогда как критическое мышление служит толчком к самостоятельной работе.

Знания,

добытые

путём

умственных

усилий,

путём

поиска

и

разрешения

противоречий

не

только

становятся

интеллектуальной

собственностью,

но

и

дают

возможность для формирования личности в целом.

Одной

из

универсальных

технологий

сегодня

является технология

развития

критического

мышления.

Эта

образовательная

технология

предлагает

ряд

учебных

стратегий, позволяющих не только обучать, но и обучаться. Думать критически – означает

проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед

собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление не

есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений.

В

основе

технологии

развития

критического

мышления

ведущие

теории

современного

образования,

разработанные

выдающимися

советскими

и

российскими

педагогами и психологами 20 века. В этом смысле её можно назвать интеграционной

технологией,

которая

обеспечивает

целостный,

системный

подход

к

обучению,

воспитанию и развитию личности.

Согласно Л. С. Выготскому, учитель может целенаправленно воспитывать детей

лишь при постоянном сотрудничестве с ними, с их средой, с их желаниями и готовностью

действовать самим вместе с учителем. Когда занятие строится на принципах критического

мышления,

каждый

формулирует

свои

идеи,

оценки

и

убеждения

независимо

от

остальных.Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для

самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно

носит индивидуальный характер. Обучающиеся должны иметь достаточно свободы, чтобы

думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

Но, чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья»: фактов,

идей, текстов, теорий, данных, концепций.

Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы

спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы

уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому стараюсь использовать на

своих занятиях и интерактивные технологии (всевозможные виды парной и групповой

работы).

В педагогической практике в качестве метода развития критического мышления

учащихся все

активнее

используется

дискуссия.

Это

метод

организации

учебного

процесса

с

применением

группового

рассмотрения,

исследования,

публичного

обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений

учащимися. «Образование

вне

диалога

превращается

в

искусственную,

мёртвую

систему», - писал М.М. Бахтин.

С 2011 года активно использую в своей работе дебаты. Было разработано

методическое

пособие

«Дебаты

как

педагогическая

технология.

Возможности

её

использования в учебном процессе», где был обобщён опыт проведения подобных

занятий. В 2016 году разработка была представлена на Всероссийский фестиваль

педагогического творчества и отмечена Дипломом Ассоциации творческих педагогов

России

в

номинации

«Педагогические

идеи

и

технологии:

профессиональное

образование».

Обучающиеся принимают активное участие в дебатах :

Есть ли у животных сознание? (Философия о происхождении и сущности

сознания. Психофизическая проблема в науке и философии»)

Как человек познаёт окружающий мир (Методы и формы научного

o

познания)

Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон? (Образ Родиона

Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Элементы дискуссии используются и на других занятиях, исходя из

необходимости. Могут возникать спонтанно, если появляются спорные или конфликтные

ситуации:

Игра «Шесть шляп мышления» используется в работе с

первоисточниками.

Турнир ораторов. Почему опасен фашизм?

Эвристическая игра «Стол переговоров» (в которой студентам необходимо

сделать нравственный выбор, аргументировать и отстоять его)

Философский стол (особым образом организованная философская беседа,

которая строится по принципу равноправия собеседников (преподаватель-

студент) и использует метод Сократа) При работе с методом Сократа

иногда

предлагаю

студентам

какой-либо

тезис,

например:

«Мир

есть

страдание»,

как

правило,

составляющий

суть

существующей

философской идеи и прошу при помощи метода Сократа привести меня к

противоречию с высказанным тезисом, выступая, разумеется, от первого

лица.

Уделяю большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного

обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную

точку

зрения.

Таким

образом

удаётся

значительно

приблизить

учебный

процесс

к

реальной жизни, протекающей за стенами аудитории.

Технология развития критического мышления может воплощаться в различных

видах

учебной

деятельности,

но

наилучшим

из

них

является,

как

мне

кажется,

письменная

работа.

На

письме

процесс

мышления

становится

видимым

и,

следовательно,

доступным

для

преподавателя.

Пишущий

всегда

активен.

Он

всегда

мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем имющимся у него багажом знаний. Он

выстраивает

достойную

аргументацию

для

подкрепления

своего

мнения.

Хорошая

письменная

работа

содержит

в

себе

поиск

решения

некоей

проблемы

и

предлагает

найденный ответ читателю.

Создавать письменный текст для большинства обучающихся – занятие не из

приятных. В ходе работы необходимо обучать студентов, помогая им справиться с трудной

задачей. К тому же сегодня в качестве итоговой аттестации возвращается сочинение. И

преподаватель оказался перед проблемой: подготовить студентов к выполнению данной

работы

за

ограниченный

промежуток

времени.

В

этом

большую

помощь

оказывает

технология

развития

речетворческих

способностей

обучающихся. Практическая

значимость

технологии

состоит

в

том,

что

предложенная

методика

может

быть

использована

на

уроках

разных

дисциплин.

Основными

формами

организации

речетворческой деятельности учащихся являются урок и мастерская.

Обучение речетворчеству – это искусство учить студентов владеть устным и

письменным словом в процессе создания текстов разных стилей и жанров.

Главная задача учителя состоит в том, чтобы соуправлять речетворчеством

студентов. Требуется такая организация деятельности, при которой студенты откликаются,

отзываются на действия учителя и в результате у них рождаются замыслы собственных

произведений.

Непременным

условием

является

создание

на

занятиях

особой

творческой

атмосферы, благодаря которой у студента появляется состояние творческой активности.

«Мысль нельзя подумать, она рождается из душевного потрясения»,- замечает философ М.

Мамардашвили.

Обязательной составляющей развития художественной речетворческой

деятельности является образное мышление, которое представляет собой процесс познания

во взаимосвязи интуитивного, эмоционально-чувственного, логического компонентов.

Умение чувствовать окружающий мир не возникает мгновенно: необходимо время, нужна

постоянная тренировка памяти, мышления, воображения и др.

С годами многие студенты утрачивают эмоциональность и образность

восприятия действительности. Таким образом, одной из задач является гармонизация

рационального, чувственного и духовного. Если произведение не тронуло душу человека,

не вызвало эмоционально-личностной реакции, не доставило наслаждения – значит, весь

труд пропал даром. Содержание художественного произведения надо пережить, чтобы

понять. Понимание восполняет текст, оно носит творческий характер. Творческое

понимание продолжает творчество, умножает художественное богатство человека. По

мнению Л.С. Выготского, обучить творческому акту нельзя, но можно содействовать его

образованию и появлению.

Как в условиях учебного занятия вызвать накал чувств, пробудить желание

мучительного поиска слов и смыслов?

Многолетние

опыты

и

наблюдения

привели

к

созданию

в

2015

году

методической разработки «Технология развития речетворческой деятельности студентов».

В

2016

году

разработка

была

представлена

на

Всероссийский

фестиваль

педагогического творчества и отмечена Дипломом Ассоциации творческих педагогов

России

в

номинации

«Педагогические

идеи

и

технологии:

профессиональное

образование». Имеется сертификат.

После

изучения

раздела

«Лексика»

проводим урок-исследование:

«Речевая

организация произведений Зощенко» (на примере рассказа «Аристократка»).

После

вступительного

слова

преподавателя

о

форме

повествования,

особенностях

стиля,

основных

приёмах

создания

комического

эффекта

у

Зощенко

переходим к коллективной работе над рассказами «Гримаса нэпа», «Стакан», «Лимонад»,

«Баня». Ищем ответы на вопросы:

- Какую манеру повествования чаще всего использует Зощенко?

- Какой эффект даёт персонификация речи, стилизация под устную речь?

- Как соотносятся автор и рассказчик?

- Как выявляется авторская позиция?

Второй час занятия посвящаем самостоятельному исследованию:

Составить характеристику главного героя рассказа Зощенко «Аристократка» на

основе анализа речи, словарного запаса персонажа.

В работе обратить внимание на социальный и культурный уровень героя,

доминирующие черты характера, эмоциональное состояние.

Зощенко

выбираем

не

случайно.

На

примере

его

рассказов

читатель

убеждается, что неумелая

речь разоблачит человека, как бы он ни стремился себя

приукрасить.

Студенты ведут диалог с текстом, учатся методу медленного чтения, который

приближает к разгадке авторского замысла. Эта творческая работа требует

«интеллектуально-нравственных» усилий, решает задачи не только обучения, но и

воспитания.

Целенаправленный отбор текстов способствует созданию на занятиях

развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства

языка, языковой интуиции (а без этого невозможен процесс совершенствования речи).

Разговор об изобразительно-выразительных средствах языка завершаем двумя

практическими занятиями:

Мастер-класс « И.С. Шмелёв - великий мастер слова и образа»

Творческая мастерская «Жизнь…»

Активно на этих занятиях используем лингвистический эксперимент. Это

один из основных приёмов работы над текстом. Он может проводиться при работе над

языком художественных произведений, может сопровождать многие другие виды работы.

Исходным материалом лингвистического эксперимента служит текст, конечным – его

деформированный вариант. Главными целями учебного эксперимента являются

обоснование отбора языковых средств в данном тексте, объяснение «единственно

правильного размещения единственно нужных слов» (Л.Н.Толстой) и установление

внутренней взаимосвязи между отобранными для данного текста языковыми средствами.

Можно предложить такие задания:

1. Прочитайте отрывок из письма А.П.Чехова, где он высказывает своё

отношение к садовым цветам георгинам. Постарайтесь понять это отношение и подберите

соответствующие образные определения (эпитеты), которые можно использовать в данной

ситуации для описания цветка.

У Вас 600 кустов георгин. На что Вам этот холодный не вдохновенный цветок?

У этого цветка наружность аристократическая, баронская, но содержания никакого. Так

и хочется сбить тростью его надменную, но скучную головку.

2. Проанализируйте отрывок из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Вставьте

пропущенные глаголы, соответствующие характеру текста, его жанровым и стилевым

особенностям.

Между тем псы (заливались) всевозможными голосами: один, забросивши

вверх голову, (выводил) так протяжно и с таким старанием, как будто за это получал бог

знает какое жалованье; другой (отхватывал) наскоро, как пономарь; промеж них

(звенел) , как почтовый звонок, неугомонный дискант, вероятно молодого щенка, и всё

это, наконец, (повершал) бас, может быть старик, наделённый дюжею собачьей

натурой…

3. Прочитайте отрывок из сборника лирических миниатюр М. Пришвина

«Времена года». Вставьте пропущенные эпитеты, воссоздающие картину.

Деревья окружены снегом, ели повесили (громадные), (тяжёлые) лапы, берёзы

склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали

(кружевными) арками.

В текстах должна отчётливо ощущаться «работа» изучаемых языковых средств.

Надо, чтобы, слушая (или воспринимая зрительно), студенты почувствовали, насколько

содержательны, безукоризненно отточены произведения художественного слова.

Такие задания интересны студентам, каждому хочется максимально

приблизиться к авторскому слову, и постепенно приходит осознание, что первоначально

надо представить, увидеть, почувствовать образ (картину) – тогда найдётся точное,

единственно нужное слово. Зрительный образ не может быть непосредственно создан

словами – он только подразумевается. Как от камня, брошенного в воду, всё шире

расходятся круги, так и от поэтического образа должен расширяться круг наших мыслей.

Только развитое эстетическое сознание способно оценить красоту и прелесть явлений

эстетических. Однако развитый эстетический вкус не является прирождённой

способностью человека, он приобретается в процессе эстетического образования, которое

включает в себя развитие художественного вкуса, культуры эмоций, способности

творчески мыслить. Об этом важно помнить на уроках русской словесности.

Удивительные возможности пробуждения в человеке человеческого, доброго

дают тексты Шмелёва И.С. Для анализа выбираем главы, посвящённые Рождеству, из

произведения «Лето Господне». И главный вопрос, на который нам предстоит ответить,

анализируя средства художественной изобразительности:

- Почему Шмелёв пишет: «Морозная Россия, а…тепло!..»?

- Что согревает человека в лютые морозы?

После краткого вступительного слова преподавателя об авторе и произведении,

после фронтальной беседы о Рождестве переходим к волшебным строкам книги, пытаясь

через анализ формы (слова) глубже постичь авторскую мысль.

Первый

этап

восприятия

во

многом

эмоциональный,

стихийный,

подсознательный.

Обязательно

перед

чтением

текста

ставим

вопросы: что

видите,

слышите, чувствуете.

«Калитку тронешь – так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий,

попискивает

тонко-тонко.

<…>

А

воздух…-

синий,

серебрится

пылью,

дымный,

звёздный».

«Такой мороз, что всё дымится».

«Чудится

в

этом

слове

крепкий,

морозный

воздух,

льдистая

чистота

и

снежность. Самое это слово видится мне голубоватым».

Все услышали скрип и визг снега под ногами, потрескивание деревьев, увидели

чёрное небо с блистающими звёздами, покрытые инеем ветви, золотистые огоньки свечек

в окнах домов, почувствовали пронизывающий холод и острую нежность. А теперь

пытаемся понять, как же это удалось автору. Студенты обращают внимание на работу

эпитетов и на звуковую организацию текста (ассонанс – Е, И; аллитерация – С,З, Т, Р).

Замечаем

удивительное

слово

СНЕЖНОСТЬ.

Пытаемся

определить

его

роль.

Переходим к небольшому самостоятельному исследованию (по вариантам):

o

Найти изобразительно-выразительные средства в предложенных отрывках.

o

Определить их роль в создании образной картины.

o

Какое настроение создают предложенные отрывки?

«Форточку откроешь – резанёт, ожжёт морозом. А звёзды!.. На чёрном небе так и

кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звёзды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В

воздухе-то мёрзлость, через неё-то звёзды больше, разными огнями блещут, - голубой

хрусталь и синий, и зелёный, - в стрелках. И звон услышишь. И будто это звёзды – звон-

то! Морозный, гулкий, - прямо серебро».

«Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом

морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое, больше обыкновенного:

солнце на Рождество. Выплывает огнём над садом. Сад – в глубоком снегу, светлеет,

голубеет.

Вот

побежало

по

верхушкам;

иней

зарозовел;

розово

зачернелись

галочки,

проснулись; брызнуло розоватой пылью, берёзы позлатились, и огненно-золотые пятна

пали на белый снег. Вот оно, утро Праздника, - Рождество».

«Уже топятся в доме печи, жарко трещат дрова – трескучий мороз, должно быть.

В сильный мороз берёзовые дрова весело трещат, а когда разгорятся – начинают гудеть и

петь. Я сижу в кроватке и смотрю из-под одеяла, будто из тёплой норки, как весело

полыхает печка, скачут и убегают тени».

«Сбитень? А такой горячий, лучше чая. С мёдом, с имбирём – душисто, сладко.

Стакан – копейка. Калачик мёрзлый, стаканчик сбитню, толстенький такой, гранёный, -

пальцы жжёт. На снежку, в лесу… приятно! Потягиваешь понемножку, а пар – клубами,

как из паровоза».

«Широкая печь пылает. Какие запахи! Пахнет мясными пирогами, жирными

щами со свининой, гусем и поросёнком с кашей…- после поста так сладко. Это густые

запахи Рождества, домашние. Священные – в церкви были. В льдинках искристых окон

плющится колко солнце. И всё-то праздничное, на кухне даже: на полу новые рогожи,

добела выскоблены лавки, блещет сосновый стол, выбелен потолок и стены, у двери

вороха соломы – не дуло чтобы. Жарко, светло и сытно»

После работы с конкретным отрывком переходим к сравнению:

Как изменяется звуковая организация речи?

Обращаем внимание на

повтор свистящих (С, З, Ц) и шипящих (Ч, Щ, Ш)

согласных, насыщенность

гласными

Е,И,

и

А,О).

Звуковые

приёмы

тоже

изобразительны и несут смысловую нагрузку – эту истину помогает постичь Шмелёв.

Как изменяется цветовая гамма? (изобразительные эпитеты).

Цвет оказывается символическим (синий, голубой – розовый, золотой).

Какие

символы здесь заключены?

Теперь мы готовы сравнить читательские впечатления.

Как изменяются чувства читателя?

Как изменяется настроение?

Что даёт ощущения тепла в лютый мороз?

От анализа формы приходим к осознанию тех нравственных ценностей, которые

утверждает Шмелёв.

В самые сильные холода человека оберегает и согревает тёплый дом, сытный

стол, любовь родных людей, вера в Бога, в справедливость, способность видеть красоту

Божьего мира, сострадание и забота о нуждающихся. Живая и тёплая душа сильнее

лютого мороза.

Шмелёв так сказал о своём ощущении святого вечера: «Идёшь из церкви. Всё –

другое. Снег – святой. И звёзды – святые, новые, рождественские звёзды. Рождество!»

Необходимо и сейчас помнить об этой святости, постигать заново заветное

отношение к миру, прислушиваться к собственной душе, осознавать свою нравственную

сущность в трудной современности.

Завершаем разговор написанием сочинения-миниатюры, используя в качестве

темы

слова

Шмелёва: « Морозная Россия, а …тепло!..», «Лёгкие сны, из розового

детства».

К этому сочинению нужно подойти с высоким эмоциональным накалом, чему

может помочь музыка. Используем на занятии произведения Грига, Дебюсси.

От преподавателя требуется необыкновенная чуткость ко всему, что окружает

молодых людей, умение «ловить текущее впечатление» (М.А.Рыбникова).

Для этого

необходимо создать атмосферу восхищения мастерством писателя. Испытать восхищение

от красоты художественного творения, оценить его совершенство легче тогда, когда сам

пробуешь что-либо создать.

А

потому

следующий

этап

творческая мастерская «Жизнь…», итогом

работы в которой становится эссе.

Разговор начинаем с выявления особенностей этого жанра, обязательно делаем

это вместе со студентами, используя различные словарные статьи.

Эссе – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной

композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и

соображения, связанные с нею (автор не выносит окончательного приговора).

Подчёркнутая

субъективность, образность, афористичность, стилизация под

разговорность

всё

это

позволяет

создать

индивидуальную

импровизацию

в

духе

свободной беседы (письмо, дневник).

Эссе – высказывание, насыщенное собственными размышлениями автора, здесь

не спрячешься за умными, но списанными мыслями, здесь надо заставить работать не

только разум, но и душу. Наверное, это и есть самое сложное для преподавателя –

затронуть струны души, пробудить желание оформить свои мысли и чувства в слова,

которые бы затрагивали читателя. Используем разные приёмы: и подбор ассоциаций

(которые в эссе могут стать яркими индивидуальными метафорами), изобразительных

эпитетов, пытаемся конструировать оксюморон.

Делаем

это

без

лишних

философских

мудрствований

в

форме

живой,

увлекательной языковой игры. А вот в процессе общения, обмена собранным материалом

студенты убеждаются, что мудрость рождается из единства игровых образов, причём всё

оказывается совершенно личностно и неповторимо. Человек начинает верить в себя, в

свои силы.

По

мнению

Бахтина, «гуманитарные

науки

науки

о

человеке

и

его

специфике, а не о безгласной вещи…Человек в его человеческой специфике всегда

выражает

себя

(говорит),

то

есть

создаёт

текст.

Всякий

истинно

творческий

текст всегда есть в какой-то мере свободное…откровение личности».

Человеку ценно только то, что он из себя или оплачивая собой может иметь или

производить. Затратить себя, проделать особую работу души, чтобы потом выразить это

языковыми

средствами.

«Мысль

нельзя

подумать,

она

рождается

из

душевного

потрясения», - отмечал философ М.Мамардашвили. В одной студенческой работе читаем:

« Когда человек находит смысл, то ему всегда есть что сказать».

Как

в

условиях

учебного

занятия

вызвать

накал

чувств

и

работу

мысли,

пробудить

желание

мучительного

поиска

слова

и

образа?

Ведь

для

одухотворения

необходимо личное усилие.

Неоценимую помощь в этом оказывают «Творческие мастерские». Здесь важно

помнить,

что

только

сотрудничество,

основанное

на

взаимном

уважении

и

доверии,

принесёт успех.

Кто-то первоначально испытывает потрясение от собственной немоты. Многие

студенты, признаются, что до этого времени никогда ничего самостоятельно не создавали

и не верили, что из этого что-либо получится. Зато как велика радость причастности к

творчеству! А из-под их пера выходят самые разные творения: нежно-лиричные, глубоко-

философские,

юмористические,

ироничные.

Надо

лишь

помочь

юному

созданию

выразить себя.

И тогда оказывается, что вечные ценности: Жизнь, Душа, Любовь,

Семья, Родина, Бог – никуда не исчезли. По-прежнему живёт стремление к Красоте.

Если

же

молодой

человек

старательно

прячет

эти

душевные

движения,

принимая их за слабость, скрывая их от посторонних глаз, то не наша ли в том вина?

Мы, взрослые, создали мир таким, а юные лишь мучительно осваивают его

законы. Мир, где главной ценностью становится потребление, а человек оценивается по

уровню его материального благополучия (деньги, положение в обществе). В суете, в

погоне за призрачными идеалами мы сами заблудились.

Может быть, пора остановить эту бешеную гонку за успехом и подарить нашим

детям

радость

от

возможности

почувствовать мучения

и

благодать

бесконечных

поисков Истины и Света, Добра и Красоты.



В раздел образования




Яндекс.Метрика