Напоминание

Значение игры для умственного развития детей дошкольного возраста.


Автор: Яковлева Надежда Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад №70 комбинированного вида» Ново–Савиновского района
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Публикация
Тема: Значение игры для умственного развития детей дошкольного возраста.
Дата публикации: 21.04.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Значение игры для умственного развития детей дошкольного возраста.

« Математика … выполняет порядок,

Симметрию и определённость. А это

Важнейшие виды прекрасного…»

Аристотель

Всем нам хорошо известно, что умственное развитие дошкольника – важнейшая

составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей

жизни.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не

только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться,

проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на

активном думании, поисков способов действий, уже в дошкольном возрасте при

соответствующих условиях может стать привычкой для детей.

Как известно, особую умственную активность ребёнок проявляет в ходе достижения

игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни.

Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать

способности. Именно в играх лучше всего развивается восприятие, внимание, память,

мышление и творческие способности.

Особенно в последние годы, годы научно-технического прогресса, требуются особые

качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать,

комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности – всё то, что в

совокупности и составляет творческие способности.

Для развития творческой деятельности детей нужны игры моделирующие сам

творческий процесс, где появляются возможности для развития творческой стороны

интеллекта.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление

плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных

наборов геометрических фигур. « Танграм» - одна из несложных игр – головоломок. Игры

на воссоздание фигур – силуэтов из специальных наборов: « Колумбово яйцо», «

Пентамино», « Монгольская игра». « Пифагор». Собирая головоломки, ребёнок развивает

логику, образное мышление, целостное восприятие, воображение.

Применение наиболее эффективных и учебно – игровых пособий, таких как

развивающие игры Воскобовича , способствуют проявлению и становлению интереса к

познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов. Обогащают

детей, развивают творчество, выявляя его индивидуальные возможности и уровень

развития.

Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой интерес, способствует

развитию самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания.

У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос:

«как?»

В некоторых случаях допускается использование взрослым элементов объяснения, показа

как приёма объяснения. В основном же познание ребёнком многообразия математических

отношений объектов осуществляется самостоятельно через восприятие и осмысление их в

практической деятельности, через осваиваемые им игры, игровые упражнения, решение

логических и арифметических задач и головоломок, развивающие и логико –

математические задачи.

Занимательные задачи:

1.

Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое.)

2.

Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник?

(Положить ее на угол стола.)

3.

Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (6.)

4.

На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая, ее?

(Переложить крайнюю.)

5.

Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат? (Положить их в угол

стола.)

6.

Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая

лошадь? (По 5 км.)

7.

Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица,

если будет, стоять на 2 ногах? (2 кг.)

8.

У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Четверо.)

9.

Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в

корзине. (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной.)

10. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по

4 маленькие. На каждой маленькой ветке - по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни

одного. На березах яблоки не растут.)

11. Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Не может. Ночь разделяет дни.)

12. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе?

(4.)

13. Одного человека спросили, сколько у него детей. Ответ был такой; "У меня 6

сыновей, а у каждого есть родная сестра". (7.)

14. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (У кольца.)

15. Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птички? (Нельзя, улетит.)

Задачи в стихах:

Три зайчонка, пять ежат

Ходят вместе в детский сад.

Посчитать мы вас попросим,

Сколько малышей в саду?

Пять пирожков лежало в миске.

Два пирожка взяла Лариска,

Еще один стащила киска.

А сколько же осталось в миске?

У нашей кошки пять котят,

В лукошке рядышком сидят.

А у соседской кошки - три!

Такие милые, смотри!

Помогите сосчитать,

Сколько будет три и пять?

Пять цветочков у Наташи,

И ещё два дал ей Саша.

Кто тут сможет посчитать,

Сколько будет два и пять?

Привела гусыня – мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки,

Три сынка, а сколько дочек?

Четыре спелых груши

На веточке качалось

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось?

Логические задачи:

1.В зоопарке живёт столько жёлтых попугаев, сколько и голубых.

Голубых столько же, сколько и красных.

Посчитай, сколько всего попугаев, если красных три.

Ответ:

9.

Решение

Жёлтые = голубые. Голубые = красные. Красные = 3.

3 красных + 3 голубых + 3 зеленых = 9.

2.Петя слабее Коли. Петя сильнее Миши. Кто самый слабый?

Ответ:

Миша.

Решение

Петя сильнее Миши = Миша слабее Пети.

Петя слабее Коли, значит Коля самый сильный.

3. Лягушка ЖУ любит сидеть на розовой кувшинке.

Лягушка ИЯ никогда не выбирает ни розовую, ни голубую.

На какой кувшинке должна сидеть каждая из лягушек?

Ответ:

ЖУ — на розовой, ИЯ — на жёлтой, ЖА — на голубой.

Решение

Сначала выбираем лягушку, о которой точно известно, на какой кувшинке она хотела бы

сидеть. ЖУ – на розовой кувшинке.

Так как ИЯ не выбирает ни розовую, ни голубую, поместим её на жёлтую.

ЖА сидит на оставшейся голубой кувшинке.

Интересно использовать задачи с геометрическими фигурами:

Складывание геометрических фигур из палочек, например, из 5 палочек сложить два

треугольника.

Составление фигур из других геометрических фигур: треугольник из 2 треугольников, из 6

треугольников; прямоугольник из 2 треугольников, из 2 прямоугольников, из 2 квадратов,

из 4 треугольников, их 3 прямоугольников и т.д.

Какие фигуры можно составить из 4 квадратов? 2 треугольников? 2 треугольников и

одного квадрата?

Из каких фигур можно составить прямоугольник?

Разные игры развивают разные интеллектуальные качества – это внимание, память,

умение находить зависимости и закономерности. Классифицировать и систематизировать

материал; умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и

воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

Список литературы:

1.

Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. – СПб.: Издательство.Детство-пресс,

2001г.

2.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.-

М.:Просвещение, 1995г.

3.

Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.- М.:Просвещение,

11991г.



В раздел образования




Яндекс.Метрика