Автор: Белая Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с № 3 "Звездочка"
Населённый пункт: г.Анапа ,Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Описание дидактической игрушки "кукла – перевертыш"
Раздел: дошкольное образование
Описание дидактической игрушки
«Кукла – перевертыш».
Большое значение в развитии и воспитании детей имеет игрушка, без
которой игра ребенка не бывает полноценной. Современные дети играют
разнообразными яркими промышленными игрушками, порой не задумываясь
об их происхождении и безопасности.
Представленная
мной
кукла
–
перевертыш,
отвечает
всем
нормам
СанПиНа. Она травма безопасна, поскольку
не имеет колющих элементов или деталей,
острых углов, а наоборот приятна на ощупь.
Выполненная
в
ярких
постельных
тонах,
легче
воспринимается
детьми,
приносит
эстетическое
удовольствие,
так
к а к
е е
о б р а з
с о о т в е т с т в у е т
общечеловеческим
представлениям
о
красоте.
В
ее
создании
не
использовались
древесная
кора, натуральный мех и кожа, что говорит о
ее
экологической
безопасности,
особенно
для игры с детьми младшего дошкольного
возраста.
Это
добрая
игрушка,
которая
заботится о психологическом здоровье малыша, поскольку не вызывает у
него
чувства страха
и тревоги, а также не провоцирует к агрессии и
жестокости.
Кукла играет большую роль в жизни ребенка, влияя на его развитие и
воспитывая в нем интеллектуально-нравственного человека. Через кукольный
мир дети входят в жизнь полноправными членами общества.
Игровая
деятельность
с
куклой
обеспечивает
ребёнку
процесс
восприятия
и
познания
различных
явлений
культуры
и
является
особой
формой жизни малыша, в которой осуществляется его связь с окружающим
миром, так что в период детства в ребёнке закладывается широкий круг
навыков
и
понятий,
подготавливающих
его
к
дальнейшей
взрослой
созидательной деятельности в коллективе людей.
Нашим
детям
очень
понравилась
новая
кукла,
сделанная
умелыми
руками
родителей.
Знакомство
с
ней
вызвало
бурю
эмоций,
начиная
с
восхищения
и
заканчивая
удивлением.
Благодаря
стремлению
больше
общаться с ней, ребята с удовольствием выявили ее многофункциональность.
Такую
игрушку
-
перевертыш
можно
использовать
для
создания
игровой ситуации на различных занятиях, как дидактическую игрушку, для
сенсорного развития, в театрализованных играх, математике и развитии речи,
в
познавательно - исследовательской и продуктивной деятельноcти и т. д.
Кукла-перевертыш имеет две головы
с
различными
выражениями
эмоций
на
лице, что помогает в ознакомлении ребенка
с противоположными эмоциями - грустью
и радостью. У радостной куколки - улыбка
и
высокие
брови,
у
грустной
куколки
-
опущенные
уголки
губ
и
бровей.
С
п ом о щ ь ю
н е е
м ож н о
о б ы г р ы в а т ь
р а з л и ч н ы е
ж и з н е н н ы е
с и т у а ц и и ,
связанные
с
проявлением этих
эмоций:
«Что
может
меня
расстроить»,
«Как
поднять
настроение
Золушке»,
«Почему
бывает грустно», и т.д.
Куклу
можно
использовать
в
постановке
кукольного
театра,
для
ознакомления
малыша
с фольклорным произведением - песней, потешкой
или загадкой, сказкой: «Золушка», «Морозко», «Работница и Ленивица»,....
Подобные игры развивают творческие способности ребенка, воображение,
речь,
фантазию,
обогащают
его
словарный
запас,
мимику
и
жесты,
предоставляют условия как для самостоятельной игры, так и для работы в
коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок.
В
играх
с
данной
игрушкой
у
детей
формируются
культурно-
гигиенические
навыки
и
нравственные
качества,
такие,
как
заботливое
отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем и на своих
сверстников, старших ребят.
Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком
окружающей
среды.
Дидактические
задачи,
завуалированные
в
игровую
форму с куклой - перевертышем решаются ребенком более успешно, так как
его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия
с ней. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, дошкольник
выполняет
дидактическую
задачу:
«Помоги
Золушке
перебрать
горох
и
фасоль»,
«В
чем
сегодня
принцесса
пойдет
на
бал»,
«Подбери
узор»,
«Разноцветные бантики», «Найди отличия», «Украшения для принцессы»,
«Прическа для Золушки», и т.д.
Благодаря обыгрыванию куклы, дидактические игры, применяемые на
занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают
повысить
произвольное
внимание
детей,
создают
предпосылки
к
более
глубокому овладению знаниями, умениями и навыками: «Какие бытовые
приборы помогут Золушке в работе по дому и как», «Жили - были две
соседки
аккуратность
и
неопрятность»,
«Посадка
и
уход
за
растениями
вместе с Золушкой», «Чего не стало» и т.д.
А ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета
с
ее
участием
позволяет
создать
систему
дидактических
упражнений
по
сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия
ребёнком характерных признаков предметов: «Разложи пуговицы по
домикам», «Чудесный мешочек», «Что в
природе бывает такого же цвета», «Что
выше, а что ниже», «Играем в прятки с
Золушкой», и т.п.
Занятие
«Внешность
обманчива»
учит
дифференцировать
внешность
человека с его поступками.
Дети любят играть с куклой в такие
игры, как «Угощение куклы», «Купание
к у к л ы » ,
« П р о г у л к а
с
к у к л о й » ,
«Укладывание
куклы
спать»,
«Задания
мачехи»
и
другие,
которые постепенно
формируют
у
дошкольников
такие
положительные
качества,
как
бережное
отношение
к
кукле,
нежность,
ласка,
внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной.
Не смотря на то, что кукла, как игрушка, появилась очень давно, она до
сих пор остается востребованной и любимой нашими детьми.