Напоминание

"Рисование штампом, как средство развития воображения у ребенка"


Автор: Тарасова Елена Васильевна
Должность: Воспитатель детей дошкольного возраста
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 70"
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Рисование штампом, как средство развития воображения у ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка воспитателя детей дошкольного возраста

МАДОУ № 70

Тарасовой Елены Васильевны

на тему:

«Рисование штампом, как средство развития воображения у ребенка».

Дошкольный возраст является сензитивным для процесса воображения как

основы любой творческой деятельности, следовательно, важнейшей задачей

педагогов является создание благоприятных условий для его развития, и в первую

очередь в тех видах деятельности, которые по своей сути основаны на этом

психическом процессе: игровой и художественной.

Сензитивность дошкольного возраста для развития творческого воображения и

высокие коррекционные возможности нетрадиционных техник изображения

определили выбор темы выпускной квалификационной работы.

Большой потенциал для развития детского творчества заключен в

изобразительной деятельности дошкольника. Способность к воображению не

даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического

опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций.

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий

характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов-представлений

и овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой

деятельности является выразительный образ. Движения руки, направленные на

выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения, ведь ребенок

только начинает творить. Поэтому способам рисования его следует учить.

Продумывая занятие, воспитатель подбирает тот материал, в каком изображение

предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво,

доставит и детям и окружающим эстетическое удовольствие. Но это будет

возможно лишь в том случае, если дети хорошо усвоят изобразительные и

выразительные возможности каждого материала (разумеется, в доступных

пределах). Обучение детей технике рисования, пониманию свойств разных

материалов, их выразительных возможностей, формирование умения

использовать при создании изображений различные материалы, несомненно,

важно для развития изобразительного творчества.

Всестороннее творческое развитие полезно и нужно всем детям. Но далеко не все

дети любят рисовать, а вот техника рисования штампами, нравится всем без

исключения детям и даже взрослым.

Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно

исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает

уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает

чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с

тем и желание рисовать. Ведь печатать можно чем угодно. Именно это и будет

настоящим творчеством.

Учимся делать отпечатки.

Для этого пропитайте кусочек поролона разведенной гуашью, чтобы получилось

подобие штемпельной подушечки. Теперь окунаем нашу формочку в краску,

придавливаем к бумаге и осторожно убираем. Цветной отпечаток готов. Можно

наносить краску на штамп с помощью кисточки, либо обмакивать его в густую

краску.

Для того чтобы печатание фигурок приобрело какой-то смысл, можно, например,

украсить орнаментом бумажную тарелку, вырезанную из картона вазу, платьице

нарисованной куклы. Можно нарисовать поролоном ягодки рябины и алую

землянику, бусы на шее у девочки и яркий хвост петуха. Главное, чтобы процесс

творчества нравился, вызывал эмоциональный отклик у детей.

Материалы для самодельных штампов окружают нас на каждом шагу, а

количество вариантов исполнения практически бесконечно, но для начала стоит

попробовать реализовать несколько распространенных идей.

Можно использовать следующие виды штампов:

1. Самый первый инструмент для печатания – собственные пальчики и ладошки

детей. Можно рисовать на бумаге ладошкой, или ребром ладошки, кулаком.

Воспитатель может показывать пример – на своем листочке, принцип рисования

дети быстро схватывают. Потом краска с ладошек вытирается тряпочкой.

Делать отпечатки пальцев - не менее весело, чем рук, такое занятие требует

сосредоточенности, еще лучше разивает мелкую моторику.

2. Штампы из овощей, фруктов.

Разрезать, например, картофель пополам, нанести на сторону разреза рисунок и

аккуратно по контору убрать лишнее. Вырезать можно что угодно, или то, что

позволяет вам ваше умение – от домика до прекрасного цветка

Штампы из капусты. Можно скрутить лист капусты, сделать ровный срез –

отпечатком будет необычная розочка. Интересный отпечаток получается из среза

пекинской капусты. Половинки лука, яблок, груш и других овощей и фруктов

служат отличными штампами.

Рисование поролоном. Кусочек поролона опустить в густую краску и наносить

оттиск на бумагу. Можно использовать трафарет. Кусочками поролона хорошо

тонировать бумагу, создавая фон для будущего рисунка, рисовать животных, птиц,

передавая фактуру шерсти, оперения.

Рисование с помощью «листьев»

Обмакнуть одну сторону листочка в разведенную краску. Аккуратно прикладывать

его окрашенной стороной к альбомному листу, слегка прижимая к бумаге

салфеткой, затем разгладить рукой.

В качестве основы для печаток хороши крышки от пластиковых бутылок, пробки,

ластики, маленькие дощечки, спичечные коробки, кубики и детали конструкторов

типа «Лего»

Штампы из пластилина делают путем выдавливания в нем узора с помощью

любого острого предмета вроде стержня шариковой ручки.

Печатки из обычных резинок для денег, если наклеить их на основу, изогнув в

форме квадрата, треугольника, кружка, звезды, змейки и т.

Баночки и бутылочки с разными конфигурациями и диаметрами горлышка и дна –

это готовые штампы. К примеру, донышки пластиковых бутылок дают

замечательные оттиски цветка или солнышка.

Коктельная соломинка, расщепленная на конце – чем глубже разрезы, тем длиннее

отпечатки.

Для рисования фона - штампы из намотанных на основу толстых ниток, а также

веревочные клубочки, куски старого свитера рельефной вязки и каната.

Чтобы сделать рисунок повторяющимся, можно изготовить печатки-катки, взяв

для основы катушку от скотча.

Очень удобно делать штампы из пенопласта и пищевых лоточков.

Можно скрутить бумагу от конфет.

Ватные палочки – готовый штамп. Также можно использовать вату и мятую

бумагу.

Для каждого цвета - отдельная палочка.

Рисование штампами способствует развитию у ребёнка:

• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного

восприятия;

• Внимания и усидчивости;

• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического

восприятия, эмоциональной отзывчивости;

• Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки

контроля и самоконтроля.

Рисование штампами привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает

возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве

художественных материалов. Для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к

которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать

детей, постепенно открывая перед ними новые возможности изобразительной

деятельности.

Необходимо использование подобных заданий педагогами и родителями, так как

задания сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному

выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой

творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от

любого давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в

собственные силы, развивается индивидуальность, автономность. Подобные

творческие задания можно использовать не только в работе с дошкольниками, но и

с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Так же

вышеописанные полезны и для взрослых людей, так как они не только

активизируют работу воображения, но и оказывают психотерапевтическое

воздействие.



В раздел образования




Яндекс.Метрика