Автор: Имамова Ильвира Яверовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " ЦРР №5 Гусельки"
Населённый пункт: Р.Дагестан г.Каспийск
Наименование материала: проект
Тема: "Дагестан– мой край родной!"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР-
Детский сад № 5 «Гусельки»
Конспект ООД
«Дагестан мой край родной»
Старшая группа.
Подготовила: воспитатель Имамова И.Я.
Каспийск 2018
Цель: Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи: Продолжать знакомить детей с родным краем и с географической
картой.
Развивающие: Продолжать развивать речь и мышление детей, способность
аргументировать
свои
высказывания.
Развивать
творческое
воображение
и
стремление изучать свой родной край, город. Закрепить умение участвовать в
совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях общения.
Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за свой край, интерес и
любовь к малой родине.
Формы проведения – интегрированное занятие.
Приёмы: сюрпризный момент – гости из другой страны.
Методы: словесный, практический, наглядный.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций «Мой край Дагестан», «Мой родной город»,
«Страна, где мы живём».
Чтение художественной литературы: «Дружба», «Наука отца», «Добро за
добро», «Дед сказал»,«В народе не зря говорят», и т.д.
Рисование «Наша улица», «Мой детский сад», «Город, где я живу».
Занятия
и
беседы
с
детьми
«Голубая
планета
Земля»,
«Мой
родной
город»,
«Край,
где
мы
живём»,
«Богатство
Дагестана»,
«Наши
достопримечательности», «Каспийское море», «Наши соседи».
Оборудование: карта, куклы в национальных костюмах, папаха, платок,
хурджин, ИКТ.
Организованная образовательная деятельность.
Воспитатель входит с куклами.
Воспитатель: Здравствуйте, меня зовут Ильвира Яверовна, я пришла к вам
в гости не одна, а с друзьями. Которые, прилетели к нам на самолете, зовут их
Тамерлан и Тахмина.
Кукла: Здравствуйте.
Воспитатель: Приехали они из другой страны, а называется эта страна –
Казахстан, из города Астана. Город Астана столица Казахстана. Они хотят
познакомиться с нашей республикой. Познакомим их с республикой?
Дети: Да.
Воспитатель: В какой республике мы живем?
Дети: Республика Дагестан.
Воспитатель: Это наша маленькая родина, а как называется наша большая
родина?
Дети: Россия.
Воспитатель: Столица России, какой город?
Дети: Город Москва.
Воспитатель: Россия, это наша большая родина,а Дагестан частица России,
н о
о н а
н а м
д о р о г а ,
п о т о м у
ч т о
м ы
з д е с ь
ж и в е м .
Как называется столица нашей республики?
Дети: Город Махачкала.
Воспитатель: На берегу, какого моря расположена наша республика?
Дети: на берегуКаспийского моря.
Воспитатель: Посмотрите на карту, вот Каспийское море. А кто покажет на
карте нашу республику?
Воспитатель: Ребята, а здесь расположено государство Казахстан.
Что общее между нашими странами, что нас объединяет?
Дети: Нас объединяет Каспийское море.
Воспитатель: А мы, в каком городе живем?
Дети: Город Каспийск.
Воспитатель:
На
каком
транспорте
можно
добраться
нашим
гостям
в
столицу нашей республики город Махачкалу?
Дети: Машина, автобус, такси ….
Воспитатель: Как, вы думаете на каком транспорте можно добраться до
Казахстана?
Дети: Самолёт, пароход.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Потому, что наши страны разделяет море.
Воспитатель: Да ребята, вы правы море можно, преодолеть напароходе или
на самолёте. Слово «Дагестан» означает «Страна гор».
Дагестан
самая
теплая
республика,
не
зря
ее
называют
«Солнечный
Дагестан», а ещеДагестан славится своим гостеприимством. Как вы думаете,
кого называют гостеприимным?
Дети: Кто приглашает в гости, угощает. Кто всегда рад гостям. Радушно их
встречает.
Воспитатель:
В
Дагестане
много
народов,
и
все
они
живут
в
мире
и
согласии.Дружба между народами – самое великое богатство. Какие пословицы,
поговорки вы знаете о дружбе.
Дети:
Сто друзей мало, один враг — много.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Верный друг лучше сотни слуг.
От теплого слова и лед тает.
Крепкую дружбу и кнут не разобьёт.
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
Воспитатель: В Дагестане говорят на разных языках, но есть одно слово,
которое является спутником любого человека, символом его жизни, это его
Имя.
Имя – самый дорогой и первый подарок, который получает человек от
своих родителей. «Доброе имя лучше сокровища» говорят в Дагестане. У нас
считают, что горец должен беречь две вещи - Имя и папаху. Кто знает, что
такое папаха?
Дети: Мужской головной убор.
Воспитатель: Да, папаха – это национальный мужской головной убор.
(Показывает папаху)
Я предлагаю,поиграть в дагестанскую народную игру «Надень папаху».
Играть будут наши мальчики джигиты, а девочки будут за них болеть.
Игра «Надень папаху».
Показ слайдов национальных костюмов и рассматривание их.
Воспитатель: Что это? (костюм мальчика)
Дети: Черкеска, папаха, башлык.
Воспитатель:
Как
называется
национальное
платье
девочки?
(костюм
девочки)
Дети: Габалай,
Воспитатель: Женщины горянки носят платья с длинными рукавами. Их
называют «габалай».
Воспитатель: Что, носят горянки на голове?
Дети: Платок, шарф, чохто.
Воспитатель: В традиции народов Дагестана одним из важных обычаев
является
уважительное
обращение
к
старшему,
мужчина
первым
должен
приветствовать женщину, входящий- присутствующих, здоровый приветствует
больного, сильный– слабого, хозяин – гостя. В традиции народов Дагестана
здороваться
надо обязательно, даже если видишь
человека первый раз.
Как и у других народов,в Дагестане есть национальные праздники, а какие
праздники знаете вы?
Дети: Ураза байрам, Курбан байрам, Навруз, праздник черешни, праздник
цветов, праздник животноводов.
Воспитатель: Во время праздников все жители собираются на центральной
площади села. Молодые джигиты показывают свою удаль, смелость, ловкость,
силу. И играют в разные игры.Давайте поиграем дагестанскую народную игру
«Подними платок»
Ход
игры: Игроки становятся в круг, в центре девочка с платком в руке.
Звучит
национальная
мелодия,
все
танцуют
дагестанскую
лезгинку.
С
окончанием
музыки,
девочка
роняет
платок,
а
мальчики
участники
игры,
стараются
первыми
поднять
его.
Поднявший,
преподносит
платок
понравившейся
девочке.
Она
занимает
место
в
центре
круга
и
игра
продолжается.
Правила игры: Нельзя тянуться за платок, и выходить из круга раньше, чем
прекратиться музыка.
Звучит музыка входят дети в костюмах, танцуют.
Дети: Мы узнали, что у вас гости и пришли их поприветствовать. И принесли
подарки.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые хурджины с подарками.
Итог занятия:
Воспитатель: Давайте послушаем, что нам хотят сказать наши гости.
Слова гостей…..
Воспитатель:
Дети, мы с вами одна большая крепкая и дружная семья.
Живём мы вместе, отмечаем вместе общие праздники, живём на одной планет
Земля. Мы живём в красивой замечательной Республике …. Дагестан. Какой
наш Дагестан?
Дети: Солнечный, гостеприимный, горный, дружный.
Воспитатель: Молодцы, вы показали, как хорошо знаете свой край и любите
его. Спасибо, вам за беседу.