Напоминание

Ассоциативно–образный методический приём в речи тренера при начальном обучении плаванию школьников


Автор: Марданова Валентина Арсентьевна
Должность: тренер–преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДЮСШ №2"
Населённый пункт: г.Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Ассоциативно–образный методический приём в речи тренера при начальном обучении плаванию школьников
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа №2»

г.Северодвинска, Архангельской области

Исследовательская работа.

«Ассоциативно-образный методический прием в речи тренера

при начальном обучении плаванию школьников»

Марданова Валентина Арсентьевна

тренер-преподаватель по плаванию

первая квалификационная категория

г. Северодвинск

2019

Введение.

Потребность в движении – это своего рода инстинкт «позыв на деятельность, по И.М.

Сеченову»,

доминирующая

форма

активности

детского

организма.

Изначальная

ценность

детского спорта состоит в том, что он позволяет удовлетворять эту потребность в положительно

эмоционально окрашенной обстановке.

Плавание – является важнейшим средством физического воспитания и относится к

наиболее массовым видам спорта. Умение плавать необходимо каждому человеку. Древние

греки считали умение плавать таким же обязательным как умение читать. «Он не умеет ни

плавать, ни читать» - так говорили о необразованном человеке. Большое количество несчастных

случаев ежегодно происходит на воде из-за того, что пострадавшие не умели плавать. Немалый

процент

этих

случаев

падает

на

детей

школьного

возраста.

Поэтому

каждому

школьнику

необходимо

научиться

не

бояться

воды,

уметь

свободно

держаться

на

ее

поверхности

и

проплывать хотя бы небольшое расстояние.

Умеющий плавать не боится глубины, без страха входит в реку, озеро или море. Во время

купания такой человек не опасается за свою жизнь, зная, что всегда сумеет добраться до берега

до

тех

пор,

пока

не

подоспеет

помощь.

Хороший

пловец

всегда

сможет

оказать

помощь

тонущему и научить плавать своего товарища.

Целью моей работы является – проследить влияние ассоциативно-образного приема в

системе речевого метода при начальном обучении плаванию.

Объектом исследования является – ассоциативно-образный прием.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1.

Ознакомиться и изучить литературу по данному вопросу.

2.

Провести педагогические исследования средством сравнительного анализа двух групп

школьников.

3.

Определить,

как

ассоциативно-образный

прием

влияет

на

освоение

упражнений

и

навыков плавания в воде.

4.

Определить, как ассоциативно-образная речь может влиять на преодоление страха в воде.

5.

Определить,

как

ассоциативно-образная

речь

влияет

на

повышение

интереса

при

занятиях плаванием.

В плавание дети тянутся за радостью, чтобы получить удовольствие от движений в воде,

ощутить

собственную

ловкость,

силу,

выносливость,

выразить

себя

в

движениях,

померяться силами с товарищами в игровой, соревновательной обстановке. Все эти

моменты (при правильной организации учебного процесса) доставляют им глубокое

эмоциональное удовлетворение, рождают чувства успеха, уверенности в своих силах.

I.

Теоретические основы проблемы исследования.

1.

Традиционно-педагогические методы и приемы.

При обучении плаванию приходится многократно выполнять каждое упражнение, сначала

разучивая отдельные элементы, затем соединяя их в боле целостные движения и, наконец,

способ плавания.

Выбор методов обучения должен быть подчинен закономерностям и вытекающим из них

принципам обучения, что предполагает направленность методов на комплексное решение задач

образования, воспитания и развития; научность применяемых методов, их доступность для

учащихся,

направленность

на

развитие

активность

и

самостоятельности,

на

обеспечение

прочности знаний, умений и навыков.

При выборе методов обучения важно иметь представление о сравнительной эффективность

их в решении определенных целей и задач обучения.

Осознание

возможности

каждого

из

методов

обучения,

предупреждает

педагогов

от

шаблона и трафарета в преподавании, ведет к выбору рациональных выборов для данной

ситуации.

Методы обучения нельзя выбирать в отрыве от возможностей учеников данного возраста и,

более того, учеников конкретного класса. «…методика органически связана со знанием объекта

воздействия,

т.е.

того

человека,

растущего,

развивающегося,

которому

она

применяется.»

Ушинский.

Способ передачи ученикам знаний и умений, способы воздействия тренера на учеников,

способы работы самих учеников – все это относится к методам (в переводе с греческого

«метод» - способ, путь.)

К методам обучения спортивным плаванием относятся такие способы и приемы, применяя

которые можно добиться быстрого и качественного решения поставленной задачи – освоение

навыка плавания, в частности применение ассоциативно-образного приема в речевом методе

обучения.

Методический прием – это способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей

обучения.

Следовательно,

внутри

каждого

метода,

используются

его

разнообразные

методические приемы. При одном и том же методе, реализация может осуществляться разными

приемами.

Обучение – процесс двусторонний: тренер учит, ученики учатся.

Поэтому и примененный тренером метод обучения (а, следовательно, и его методические

приемы) – это не только способ преподавания, выполняющий информативную и управляющие

функции (тренер объясняет, показывает, командует), но и способ учения ребенка (ученик

слушает, наблюдает, выполняет упражнение). Ведущая роль тренера и ведомая ученика всегда

взаимосвязаны.

С

помощью

слова

тренер

осуществляет

многие

функции,

составляющие

его

конструктивную,

организаторскую

и

другие

стороны

деятельности,

а

также

устанавливает

взаимоотношения с учениками, общается с ними.

Слово активизирует весь процесс обучения, так как способствует формированию более

полных

и

отчетливых

представлений,

помогает

глубже

осмыслить,

активней

воспринять

учебную задачу. Через слово ученик получает новые знания, понятия и их терминологическое

определение. С помощью слова тренер анализирует и оценивает результаты своего учебного

материала и тем самым способствует развитию у ребенка самооценки. Наконец, без слова

тренер был бы не в состоянии руководить всем процессом обучения и поведением учеников.

Т а к и м

о б р а з о м ,

т р е н е р

и м е е т

в о з м о ж н о с т ь

и с п о л ь з о в а т ь :

а)

смысловую

функцию

слова,

с

помощью

которой

выражает

содержание

передаваемого

материала

б) эмоциональную, позволяющую воздействовать на чувства учеников.

В данной работе я хочу проследить эффективность влияния ассоциативно-образного приема

в системе речевого метода при начальном обучении плаванию.

2.

Влияние систематических занятий плаванием на организм школьника.

Каждый должен научиться плавать. Для этого не нужно обладать особыми способностями.

Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, в том числе и дети 5-7 лет. Однако, быстрее

всех осваивают технику спортивного плавания дети. Поэтому, чем раньше научить ребенка

плавать,

тем

полнее

скажется

положительное

воздействие

плавания

на

развитие

детского

организма.

Плавание

одно

из

эффективных

средств

закаливания.

При

закаливании

детского

организма

происходит

более

активное

приспособление

его

к

изменяющимся

основном

метеорологическим) условиям существования. Тело человека отдает в окружающую среду

(преимущественно через кожу 80-90% всей теплоотдачи). При систематическом плавании,

сосудистая

система

приобретает

свойство

быстро

приспосабливаться

к

изменениям

окружающей среды. Возникает стойкое приспособление к холоду.

Занятия плаванием прививают гигиенические навыки. Регулярное посещение бассейна, как

правило, связано с предварительным мытьем в душе, что также способствует воспитанию

гигиенических

навыков.

Систематические

водные

процедуры

(душ,

купание)

постепенно

становятся потребностью и привычкой.

У детей школьного возраста довольно часто появляются различного рода нарушения

осанки, связанные с искривлениями позвоночника. Одна из основных причин этих нарушений –

неправильное положение школьника за партой. Обследования детей с нарушениями осанки

показали, что все они, как правило, имеют слабый «мышечный корсет», т.е. слабо развитые

мышцы

спины,

которые

не

держат

позвоночник

в

нужном

направлении.

Плавание

незаменимое средство для создания такого «корсета». Благодаря симметричным движениям и

горизонтальному положению тела, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса

тела, плавание является прекрасным корректирующим средством, устраняющим различные

нарушения осанки детей – сутуловатость, сколиоз, кифоз.

Пловцу в воде не приходится испытывать статические напряжения мышц, необходимого

для

поддержания

равновесия

тела

в

вертикальном

положении.

Отсутствие

напряжения

облегчает работу сердечно – сосудистой системы. Механическое воздействие давления воды на

поверхность тела, помогает оттоку крови от периферии и облегчает продвижение ее к сердцу.

Плавание улучшает вентиляцию легких. Дыхательные мышцы укрепляются, увеличивается

жизненная емкость легких.

II. Особенности развития детей школьного возраста.

1.

Психологические особенности.

К психологическим особенностям детей можно отнести: быструю возбудимость. Дети не

усидчивы, много двигаются, предпочитая бегать и ходить, а не стоять и сидеть. Поэтому на

занятиях

плаванием

необходимо

больше

пользоваться

игровым

методом,

отличающимся

эмоциональностью и динамизмом. Все действия школьников младшего школьного возраста

имеют яркую эмоциональную окраску. В работе с ними, игры используются для повторения,

закрепления и совершенствования отдельных движений в плавании.

Школьники 7-10 лет больше, чем дошкольники, способны осмысливать, продумывать и

контролировать свои действия. У них интенсивно нарастают и становятся более устойчивыми

процессы концентрации возбуждения, сдержанности, способность тормозить эмоциональные

порывы, проявлять активное внимание и сознательное отношение к выполнению задания.

К

10-11

годам

ребенок

вполне

владеет

произвольным

вниманием

умением

сосредотачиваться в течение длительного времени, расширяются его интересы и запас знаний,

развивается большая умственная активность. Именно с этого возраста лучше всего начинать

обучение технике плавания спортивными способами. Наибольшая устойчивость внимания при

начальном обучении наблюдается у детей при игровой форме разучивания движений. В игре,

благодаря

положительным

эмоциям

они

быстрее

привыкают

к

воде,

избавляются

от

скованности и напряженности, чувствуют себя смелее.

2.

Физиологические особенности.

Сложные

и

многообразные

изменения

претерпевает

организм

детей

и

подростков

в

процессе роста и развития. На каждом эволюционным этапе он выступает как единое целое,

сложившиеся

в

процессе

эволюции,

имеет

свои

особенности.

С

одной

стороны,

эти

особенности, обязывает нас во время регулярных занятий спортом исключительно внимательно

подходить к дозированию нагрузок, не допуская переутомления, не нарушая и не замедляя

естественных процессов биологического развития. С другой стороны, в работе с детьми и

подростками мы не должны забывать, что растущему организму ребёнка, всем его функциям

необходима постоянная и сравнительно интенсивная тренировка, что в этом возрастном периоде

существуют определённые зоны для наиболее эффективного, целенаправленного воспитания и

закрепления важнейших в спортивном отношении качеств и сторон двигательной деятельности.

Возраст 6–8 лет является важным этапом в развитии ребёнка.

Разнообразная

двигательная

активность,

становится

для

детей

физиологической

потребностью и определяет общее физическое развитие, интеллект, здоровье.

Начиная с 7 лет пропорция у детей приближается к пропорциям тела взрослого человека.

Мышечная система младших школьников продолжает интенсивно совершенствоваться за счет

развития преимущественно длинных мышц, от которых зависит быстрота и гибкость движений.

И

в

меньшей

степени

за

счет

развития

силовых

мышц. Существенно

увеличивается

возможность движений руками. Дети легко разучивают не только единонаправленные, но и

перекрёстные,

попеременные

движения.

В

8-9

летнем

возрасте

они

способны

с

успехом

овладевать плавательными движениями. С оптимальными усилиями и амплитудой осваивать

основы рациональной координации спортивных способов плавания. Но им ещё с трудом даются

мелкие, точные движения (детали техники), а также тонкости сложных сочетаний элементов

техники,

таких

как

частично

слитное

согласование

движений

рук

и

ног

в

кроле,

брассе,

выполнение второго удара ногами в дельфине и др.

Ребёнок этого возраста ещё не способен длительно выполнять однообразные движения,

требующие постоянного контроля сознания. Поэтому приходится разнообразить средства и

методы, быстрее переходить от разучивания элементов техники, к технике плавания с полной

координацией движений, чаще вводить игровые и соревновательной ситуации.

У детей 7-10 лет мышца сердца по своему развитию намного отстает от мышцы взрослого

человека. Однако мышцы сердца ребёнка, благодаря широкому просвету коронарных сосудов и

быстрому

кровообращению,

обильно

снабжаются

кровью.

Небольшой

объем

сердца,

незначительная величина выброса крови в единицу времени не позволяет достичь больших

величин потреблений кислорода, развить и длительно поддерживать высокую интенсивность

мышечной деятельности.

Усиление сердечной деятельности происходит главным образом за счёт увеличения частоты

сердечных сокращений, например, при одной и той же работе умеренной мощности, частота

сердечных сокращений в минуту в покое не равна: у детей младшего школьного возраста -134-

136, подростка -127-134, у юношей - 123-131. У детей соотношений показателей развития

сердца и росто-весовых данных более выгодное, чем у подростков и юношей. Значительная

эластичность

кровеносных сосудов, невысокий уровень артериального давления расширяет

функциональные возможности сердца. Поэтому у детей младшего школьного возраста сердце

сравнительно

выносливо

и

хорошо

адаптируется

к

циклическим

упражнениям

умеренной

интенсивности.

При

соблюдении

принципа

постепенности

для

детей

9-10

лет

посильны

относительно

продолжительные

учебно-тренировочный

упражнения

мягкого

характера,

например плавание умеренной интенсивности. Относительно продолжительные упражнения в

плавании посильны для них ещё и потому, что здесь в работе принимают участие почти все

основные мышечные группы, выполняя роль своеобразного мышечного насоса, помогающего

сердцу.

В младшем школьном возрасте заметно увеличивается жизненная ёмкость лёгких. На

развитие

дыхательной

системы

большое

стимулирующие

влияние

оказывают

занятия

плаванием.

Например,

показатели

максимальной

легочной

вентиляции

10-11

летних

спортсменов занимающихся 2-3 года плаванием, соответствует аналогичным показателям 14-15

летних подростков, не занимающихся спортом. Поэтому пловцам младшего школьного возраста

рекомендуются

специальные

упражнения

на

суше

и

в

воде

для

постановки различного

полноценного дыхания.

Годовой прирост размеров тела на этом возрастном этапе почти стабилен – прирост в длину

равен в среднем 4 – 6 см, прибавка весе 1,5-2 килограмма.

В возрасте 8-9 лет наблюдается интенсивный рост костей спины и кистей рук, 10-11 лет

значительно повышается устойчивость (жесткость) кисти за счет роста костей предплечья и

запястья. Это важный момент расширения возможности детей в овладении рациональным

гребком в спортивных способах плавания.

Различия в физическом развитии мальчиков и девочек младшего школьного возраста не

значительны. Девочки 7-8 лет по росту, весу, быстроте и силе несколько уступают мальчикам

этого же возраста. В 9-10 лет эти показатели начинают выравниваться, девочки приближаются к

мальчикам по уровню спортивных результатов. Двигательные возможности и тех и других в эти

годы становятся примерно равными.

III.

Ассоциативно-образный прием в системе речевого метода при обучении детей

плаванию.

Дети

младшего

возраста

отличаются

предметным,

образным

мышлением.

Они

лучше

воспринимают не словесное объяснение (хотя и они должны иметь место в краткой и образной

форме), а демонстрацию, показ. При разучивании движений дети склонны к подражанию.

Любое элементарное упражнение в воде становится для детей интересней, если его образно

назвать.

Во время обучения спортивному плаванию важнейшее значение имеет речь преподавателя,

его умение коротко, ясно, чётко, а главное доходчиво и образно разъяснить ученикам учебный

материал – объяснить задачи, движение, разобрать ошибки.

Опыт показывает, что наибольшего эффекта описание техники достигается тогда, когда новое

движение образно сравнивается с движениями, знакомыми ученику из жизни. Дети быстро

перевоплощаются в предложенный образ, подражают движениям хорошо знакомых животных,

птиц, предметов, что значительно ускоряет понимание и усвоение заданий. Объяснение может

быть

по-настоящему

образным

и

вызвать

нужные

ассоциации,

если

опирается

на

предшествующий опыт учеников. Чем ярче, эмоциональнее объяснение, тем быстрее и легче

будет осваиваться новый учебный материал.

По своей направленности ассоциативно-образные выражения можно разделить на четыре

группы.

1.

При освоении детей с водой.

2.

При преодолении страха в водной среде.

3.

При исправлении общих ошибок в технике плавания.

4.

При исправлении общих ошибок в определённых способах плавания.

Методические

указания

для

предупреждения

исправления

ошибок,

возникающих

при

изучении новых упражнений, делаются перед выполнением каждого конкретного упражнения,

во время и после него.

Особое внимание обращается на правильное выполнение исходного положения, которое во

многом предохраняет от возможных ошибок.

Необходимо чтобы перед выполнением упражнения новичок получил представление не

только от движения вцелом, но и об основных его фазах.

1.

Первая группа.

При выполнении упражнений с погружением в воду и передвижением в воде:

Образное название упражнений – «стрелка», «лодка», «торпеда», «дельфин».

Игры – «Водолазы», «Качели», «Поезд и тоннель».

При упражнениях на всплытие «с задержкой дыхания»:

Выполните полный вдох и, как бы, проглотите воздух (выполнить глотательные движение),

сделайте

из

своего

тела

"надутый

мяч

",

наберите

побольше

воздуха

и

надуйтесь

как

"воздушный шар ", свернитесь в клубочек. Всплывете как «бомбочка».

При упражнениях в скольжении:

Вытянитесь в "стрелку ", тянитесь так, как утром после сна; тянитесь так, как будто хотите

сорвать одной рукой яблоко с дерева, но не можете никак дотянуться до него.

При выполнении толчка от стенки бассейна: представьте, что ваши ноги – пружины, чем

сильнее вы согнёте их, тем сильнее оттолкнетесь ими и дальше проскользите в воде.

2.

Вторая группа.

Для преодоления страха в водной среде необходимо постоянно призывать учеников не

закрывать глаза, тем самым сохраняя визуальный контроль над ситуацией.

"Когда глаза закрыты в голове темно, как в чёрной комнате! "

"Откройте глаза под водой, посмотрите, что в бассейне акул и крокодилов нет. "

"Почувствуйте себя рыбой, русалкой."

3.

Третья группа.

При освоении равновесия в воде и правильного положения головы:

При

плавании

думаете

о

том,

что

лежать

в

воде

нужно

свободно,

как

в

кровати.

Покачивайтесь на воде, как лодка, не теряя равновесия.

При освоении дыхания во время плавания:

Вдох выполняйте так, как будто откусываете воздух. Открывайте рот при вдохе, как будто

хотите сказать "Ап! "

Выдох выполняйте так, как будто дуете на горячий чай, как будто хотите сказать "Фу-у-у! "

Старайтесь выдуть побольше пузырей под воду, посвистите, погудите, покричите под водой.

При освоении темпа и скорости движения:

"Ноги работают как мотор, без перебоев, веселее! Скучно плывёте, как сонные! Плывите

резвее! Руки – это вёсла! Не растопыривайте пальцы! "

4.

Четвёртая группа.

Плавание кролем на спине.

При изучении движений ногами:

Работайте

ногами

так,

как

будто

подкидываете

воображаемый

мячик,

плавающий

на

поверхности воды.

При изучении движений руками:

Рукой, как веслом! Вкладывайте «весло» в воду, мизинцем вниз. Движение рук похоже на

работу крыльев ветряной мельницы.

При изучении положения головы и туловища:

Лежите ровно, как будто отдыхаете на кровати, не сутультесь и не сидите в воде.

При изучении согласования движений рук и ног:

Ноги – ножницы, руки – мельницы, а ритм движений – маятник часов.

Руки выполняют полный круг: полкруга под водой, полкруга над поверхностью воды.

Плавание кролем на груди.

При изучении движений ногами:

Ноги должны выполнять мягкие, свободные движения, как хвост у медленно плывущей

рыбы. Удар ногой снизу вверх похож на удар хлыста. Ноги работают без остановки, как

моторчик.

При изучении движений руками:

Представьте, что лежите на песке и поочерёдно то левой, то правой рукой загребаете под себя

песок. Выполняйте гребок так, как будто сгребаете крошки из дальнего конца стола. Кисть руки

во время гребка складывается «ложкой». Вкладываете кисть в воду так, как будто просовываете

ее в узкую щель. В начале гребка крепко тянитесь рукой вперёд и вниз, как бы за воображаемым

предметом.

Сравнительная таблица применения обычного и ассоциативно-образного

объяснения.

Обычное объяснение

Ассоциативно-образное

объяснение

Название упражнения

1гр

12 мал, 4класс

2 гр.

12 дев, 2класс

1 гр

12 мал, 4 класс

2гр.

12 дев., 2 класс

У п р а ж н е н и е

с

погружением в воду

5

4

10

9

У п р а ж н е н и е

н а

всплытие

4

4

9

9

Скольжение на груди

5

6

10

9

Работа ног на груди с

доской

6

6

10

10

Работа ног на спине с

доской

4

5

10

9

Работа рук на груди

4

6

9

9

Работа рук на спине

4

5

9

9

Преодоление страха в

воде

4

3

9

8

Заключение.

Для

определения

эффективности

ассоциативно-образного

приема

было

проведено

тестирование.

Для сравнения были взяты две одинаковые группы детей младшего школьного возраста. В

каждой группе: 12 мальчиков четвёртый класс, 12 девочек второй класс.

В первой группе при выполнении упражнений объяснение делалось без ассоциативно-

образных сравнений. Например: "Лечь на воду, руки вытянуть вперёд, лицо опустить в воду.

Оттолкнуться от стенки ногами. Скользить на груди, работаем ногами ".

Во

второй

группе

при

выполнении

упражнений

применялись

ассоциативно-образные

сравнение. Например: "Тело вытянуто, как стрела. Оттолкнуться от стенки ногами, как будто

это пружинки. Покачаться на воде, как будто вы лодка. Ноги работают, как мотор " и так далее.

По результатам тестирования сделана сравнительная таблица из которой следует выводы:

1) В двух одинаковых группах по возрасту, полу и физической подготовке там, где при-

менялся ассоциативно-образный прием освоение с водой, преодоление страха под водой

происходило в два раза быстрее.

2) Освоение упражнений на погружение и всплытие изучалось в два раза быстрее.

3) Освоение упражнений работы рук и ног на груди и спине происходило в два раза

быстрее.

4) Уровень интереса у занимающихся значительно повышался, дети меньше уставали.

Своей работой я показала, что применяя ассоциативно-образный прием, тренер гораздо

быстрее и эффективнее научит детей плавать. Дети с наибольшим интересом осваивают

упражнения в непривычной водной среде, играя и сравнивая себя и свои движения, со

знакомыми образами и ассоциациями.



В раздел образования




Яндекс.Метрика