Автор: Замараева Наталия Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №95
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия по математике (5 класс)
Тема: «Математическое путешествие»
Раздел: среднее образование
Внеклассное мероприятие по математике
в 5 классе
«Математическое путешествие»
Пояснительная записка
Одним
из
эффективных
путей
воспитания
у
школьников
интереса
к
предмету
является
организация
их
игровой
деятельности.
В
практике
современной школы необходимо использовать игровые технологии на уроках
математики и во внеклассной работе. В процессе игры замечательный мир
детства соединяется с прекрасным миром науки, в который вступают ученики. В
играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому
часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, на внеклассном
занятии, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие –
важные психологические показатели игры. Игра должна быть доступной для
учащихся
данного
возраста,
цель
игры
–
достижимой,
а
оформление
–
красочным
и
разнообразным.
Обязательный
элемент
игры
–
е ё
эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, весёлое настроение,
удовлетворение от удачного ответа.
В кабинете оформлена доска, на которой изображён маршрут путешествия,
математические задания.
Конкурсы оцениваются по балльной системе.
В начале игры выбирается жюри. Для жюри приготовлены ответы к заданиям.
В конце игры подводятся итоги, проходит награждение.
Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и
предметных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС
через разнообразие применения математических игр.
в направлении личностного развития
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к
умственному эксперименту;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность,
способность принимать самостоятельные решения;
развитие интереса к математическому творчеству и математических
способностей;
в метапредметном направлении
Регулятивные УУД
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные УУД
умение работать с разными видами информации;
умение изменять виды деятельности в зависимости от поставленной задачи;
умение использовать знаково-символических средств выражения
Коммуникативные УУД
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
умение слушать и слышать учителя и своих одноклассников;
умение работать в паре и группе, сотрудничать;
умение принимать чужое мнение;
умение принимать условия и правила социума
Игровая деятельность соответствует задачам нового стандарта:
1. В направлении личностного развития.
Воспитывать у учащихся интерес к математике и познанию, самостоятельность
мышления, волю, упорство в достижении цели, внимательность,
сосредоточенность, умение применять имеющиеся знания на практике, умения
защищать свои убеждения. Формировать умение организовать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками.
2. В метапредметном направлении.
Активизировать различные виды памяти ученика, формировать способность
ориентироваться в необычных ситуациях, пополнить запас знаний,
представлений и понятий ученика, развивать его фантазию, необходимых при
организации деятельности в любой сфере.
3. В предметном направлении.
Выявить учащихся, которые обладают неординарными способностями и
стремятся к углублению своих знаний по математике. Вовлечь в учебную
деятельность всех учеников, далее пассивных. Повысить уровень
математического развития учеников и расширить их кругозор. Углубить
представления учащихся об использовании сведений из математики в
повседневной жизни.
1 конкурс: «Старт. Девиз путешествия»
Командам
выдаются
карточки
с
вычислительными
примерами,
надо
устно
вычислить и потом, с помощью ключа, составить фразу начала путешествия.
Даётся 2 минуты.
50·8+300; 5400:9; 900000:100; 0:54+46∙0; 16∙4∙25; 8484:4; 125∙4∙2; 34+36+66+64;
342:(340+2); (45+55) ∙ 91; (714-0 ∙ 14) ∙ 1
За правильно решённый пример даётся 1 балл + за верно расшифрованную
фразу 2 балла. Итак, максимальный балл за первое задание 13.
КЛЮЧ: 1600 – Р 200 – П 714 –Ь 700 –В 9000 – О 9100 – Т 600 – Д 0 – Б 2121 – Ы
1000 – Й 1 – У
ОТВЕТ: « В ДОБРЫЙ ПУТЬ»
2 конкурс: « Веселые шары»
Учащимся выдаются 6 «шаров»(из цветной плотной бумаги вырезанные круги),
на которых написаны уравнения.
Х:16 = 324 + 284
(24 + Р):15 = 8
(148 – Х ) ∙30 = 1500
6Т + 3Т – Т = 6400
6Х + 5Х – 33 = 0
528:К – 24 = 64
ОТВЕТЫ: 9728; 96; 118; 800; 3; 6.
Время конкурса 2 минуты. Максимальная оценка – 6 баллов. ( По 1 баллу за
каждое верно решённое уравнение).
3 конкурс: «Великие мыслители»
За верный ответ команда получает 1 балл. Всего 12 вопросов, по 6 вопросов для
каждой команды.
1) В комнате 4 угла, в каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидят по
три кошки. Сколько кошек всего в комнате?
Ответ: 4 кошки
2) В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя ребятами, чтобы все
получили по яблоку, и одно осталось в корзине.
Ответ: один человек должен взять яблоко вместе с корзиной
3) Число 66 моментально увеличьте на половину этого числа.
Ответ: 66 перевернуть, 99.
4) Какие трёхзначные числа при их переворачивании не изменяются?
Ответ: 101, 111, 808, 888.
5) Летела стая 25 гусей. Одного убили. Сколько осталось?
Ответ: Один, остальные улетели.
6) Горели 7 свечей, две потушили. Сколько осталось?
Ответ: Две. Остальные сгорели.
7) Сколько концов у 4 палок? У 5 палок? У пяти с половиной палок?
Ответ: 8, 10, 12.
8) Как из двух спичек сделать число десять, не ломая их?
Ответ: Х
9) Сколько квадратных метров в сотке?
Ответ: 100
10) Во сколько раз один час больше минуты?
Ответ: в 60 раз
11) Воспитывая сына - двоечника, папа изнашивает в год 2 брючных ремня.
Сколько ремней износил папа за 8 классов, если известно, что в 5 классе сын
дважды оставался на второй гол?
Ответ: 8+2=10 лет, 10∙2 = 20
12) Шла баба в Москву и повстречала трёх мужиков. Каждый из них нёс по
мешку, в каждом по коту. Сколько существ направлялось в Москву?
Ответ: одна баба.
4 конкурс: «Конструкторы»
Задание: из 7 кусочков оргстекла собрать квадрат.
Время 2 мин., за собранный квадрат 5 баллов.
5 конкурс: «Трудный переезд»
Команды получают карточки с двумя задачами. Время на решение 2 минуты.
Оценка по 5 баллов за каждую решённую задачу.
Задача №1. Сколько минут в сутках?
Ответ: 1440 минут
Задача №2. Сейчас между собакой и кошкой 30 метров. Через сколько секунд
собака догонит кошку, если скорость собаки 10м/с, а кошки 7м/с?
Ответ: 30:(10-7) =10 секунд
7 конкурс: «Жадина» Кто сколько съест?
Командам
выдаются
рисунки
с
изображением
и
размерами
«шоколадок».
(Учащиеся должны измерить площадь этих фигур и сравнить их) Время – 2
минуты. Оценка 5 баллов за верное решение.
Ответ: они имеют одинаковую площадь. 10 ∙5 +8 ∙4 = 82(см
2
), 10 ∙7 + 4 ∙3
=82(см
2
) Участники съедят шоколада поровну.
Заключительная часть
Подведение итогов «Математического путешествия». Предоставляется
слово жюри. Объявляется победитель, проходит награждение.