Напоминание

особенности работы концертмейстера в классе народных инструментов


Автор: Суворова Алла Владимировна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №1 им. Мусоргского
Населённый пункт: город Тверь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: особенности работы концертмейстера в классе народных инструментов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности работы концертмейстера детской

музыкальной школы в классе народных инструментов

Концертмейстерство, как отдельный вид исполнительства, появился во

второй

половине XIX

века,

когда

большое

количество

романтической,

камерной,

инструментальной

и

песенно-романсовой

лирики

потребовало

особого

умения

аккомпанировать

солисту.

Практика

аккомпанирования

и

художественно-педагогическая

коррекция

ансамбля

с

певцами

или

солистами

инструменталистами,

является

примером

универсального

сочетания

в

рамках

одной

профессии

элементов

мастерства

педагога,

исполнителя,

импровизатора

и

психолога.

В

современных

условиях

педагогическая компетентность концертмейстера важна не меньше, чем его

исполнительские и педагогические способности, навыки чтения с листа и

транспонирования.

В

некоторых

ситуациях,

складывающихся

в

процессе

конкурсных

выступлений,

ответственных

концертов,

концертмейстер

в

полном

смысле

выполняет

функции

психолога,

который

умеет

снять

излишнее напряжение солиста, негативный фон перед выходом на сцену,

способен найти яркую ассоциативную подсказку для артистического настроя.

Концертмейстер,

всегда

находясь

рядом,

помогает

пережить

неудачи,

разъяснить их причины, тем самым предотвратить в дальнейшем проявления

страха перед сценой и повторение ошибок. Такая помощь нужна особенно

при работе с детьми, имеющими неокрепшую психику и подверженными

различным влияниям окружающего мира.

Совместно с педагогом, концертмейстер приобщает ребенка к миру

прекрасного, помогает ему выработать навыки игры в ансамбле. Помогая

разучивать партию солиста, предсказывает правильный путь к исправлению

тех или иных недостатков. Концертмейстерское искусство требует высокого

музыкального

мастерства,

художественной

культуры.

Хороший

концертмейстер

должен

научиться

быстро,

осваивать

музыкальный

текст,

видеть

и

ясно

представлять

партию

солиста,

обладать

хорошим

музыкальным слухом и

умением охватить образную сущность и форму

произведения. Аккомпанируя инструменталистам, концертмейстер должен

знать

приемы

игры

на

различных

инструментах.

Важно

умение

импровизации,

а

так

же

подбора

мелодии

и

аккомпанемента

к

произведениям. Специфика игры концертмейстера состоит в том, что свое

видение музыки ему приходится приспосабливать к исполнительской манере

солиста, воплощая при этом единый художественный замысел. Мобильность,

быстрота и активность реакции также очень важны для профессиональной

деятельности концертмейстера. Функции концертмейстера, работающего в

учебном заведении с солистами, носят в значительной мере педагогический

характер, поскольку они заключаются, главным образом в разучивании с

солистами нового учебного репертуара. Это требует от пианиста помимо

аккомпаниаторского опыта – педагогического чутья и такта.

Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера, является

способность читать с листа. От пианиста требуется быстрота ориентировки в

нотном

тексте,

чуткое

отношение

к

фразировке

солиста,

умение

сразу

охватить

характер

произведения.

Прежде

чем

начать

аккомпанировать

с

листа на фортепиано, пианист должен определить основную тональность,

темп,

размер,

динамические

градации.

При

игре

нотного

текста

с

листа

активно участвует слух, контролирующий логику музыкального развития.

Специфика работы концертмейстера в школе искусств, предполагает

умение подбора по слуху сопровождения к мелодии, сочинения вступления,

проигрышей,

заключения,

варьирование

фортепианной

фактуры

аккомпанемента

при

повторении

куплетов.

Такие

навыки

могут

очень

пригодиться в многочисленных культурно – воспитательных мероприятиях

школы (праздничные огоньки, вечера, лекции – концерты). Эта деятельность

составляет часть профессиональных обязанностей концертмейстера. В случае

подбора

собственного

варианта

аккомпанемента

от

концертмейстера

требуются самостоятельные музыкально - творческие действия.

В работе концертмейстера с солистами – инструменталистами

необходимо

соизмерять

звучность

фортепиано

с

возможностями

солирующего

инструмента

и

художественным

замыслом

солиста.

Концертмейстер должен стремиться передать инициативу ученику, помочь

ему

выявить

свои,

пусть

скромные

намерения.

Он

должен

неотступно

следовать за учеником, даже если тот путает текст, не выдерживает пауз.

Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера

предполагает наличие у него способности быстро переключаться на работу с

учащимися

различных

специальностей,

находчивости

в

неожиданной

ситуации, педагогического такта и чуткости.

Аккомпанементу принадлежит не служебная функция гармонической и

ритмической

поддержки

партнера,

а

концертмейстер

становится

равноправным

членом

единого

музыкального

организма.

Мастерство

концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только

огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских

дарований,

знаний

особенностей

игры

на

тех

инструментах,

в

классах

которых он работает.

Одной из важных особенностей в работе концертмейстера является

умение и готовность быть « вторым», отсутствие этого качества становится

заметным во время публичных выступлений, когда можно заглушить солиста,

нарушив ансамбль. Все должно подчиняться замыслу композитора, солиста,

руководителя коллектива - с чувством меры, осторожно сохраняя звуковой

баланс.

Концертмейстер

должен

обладать

умением

определять

художественные

и

технические

особенности

аккомпанемента,

раскрывать

произведение

в

образно-эмоциональном

и

выразительно-смысловом

единстве с солистом.

В

своей

работе

«Психологические

аспекты

деятельности

концертмейстера» автор Е.А. Островская выделяет основные принципы:

1.

Заинтересованность

концертмейстера

в

работе

(способствующая

постижению

им

специфики

солирующего

инструмента,

оказание

помощи

солисту, особенно начинающему)

2. Высокий художественный уровень исполнения пианистом своей партии

(служащий эталоном для еще не обладающего мастерством солиста)

3. Принцип коррекции исполнения (с целью преодоления исполнительских

недостатков неопытных музыкантов)

4. Психологический (создание в любых учебных ситуациях психологически

комфортной атмосферы)

Для успешной профессиональной деятельности пианист должен:

1. Контролировать звуковой баланс, звуковедение у солиста

2. Стремиться к воплощению единства художественного замысла

3. Обладать быстротой и активностью реакции и самообладанием

4. В случае сбоя у солиста благополучно довести произведение до конца

Высокий профессионализм и безупречная музыкальная культура

концертмейстера

должны

сочетаться

с

эмоциональной

чуткостью

и

выдержкой,

творческой

изобретательностью,

трудолюбием,

способностью

концентрации внимания, требовательности к достижению художественного

идеала.

Важное требование к пианисту – точнейшее следование тексту.

Динамика

и

агогика

должны

быть

соблюдены,

недопустимо

особенно

в

текстах классических произведений переделывать оттенки, мелизмы и др.

Многие качества, присущие концертмейстеру приближают его к дирижеру –

это

ритмическая

и

темповая

устойчивость,

умение

«цементировать»

ансамбль и всю форму исполняемого произведения в целом.

Хочу отдельно отметить особенности работы концертмейстера в классе

народных инструментов, имея опыт работы более 30 лет.

Специфические задачи концертмейстера в работе над произведениями для

домры:

- Единство художественных намерений партнеров

- Синхронность звучания

- Эквивалентность штрихов

- Тембровое слияние инструментов

- Динамический баланс

Особенно тщательно нужно следить за одновременностью снятия

звуков

и

аккордов.

Основой

организации

фактуры,

как

и

в

любых

аккомпанементах, должен быть бас. Педаль при игре с домрой должна быть

прозрачной: в аккомпанементе типа «бас-аккорд»

в быстрых эпизодах от ее

применения лучше отказаться.

Традиционным для народных инструментов является жанр обработки

народных мелодий, вариации на темы различных народных песен. Большой

вклад

в

создание

сочинений

этого

жанра

внесла

гусляр

Национального

оркестра русских народных инструментов им. Осипова - Вера Городовская

.

Особую роль в развитии сольного домрового исполнительства и создании

репертуара

для

этого

инструмента

сыграл

народный

артист

России,

профессор

Российской

академии

музыки

им.

Гнесиных

Александр

Цыганков,

отличающийся

яркой

индивидуальностью,

блестящей

виртуозностью.

Большой вклад в развитие балалайки внес В.В.Андреев, в 1886 году

совместно

с

Петербургским

скрипичным

мастером

В.В.Ивановым,

создав

первую концертную балалайку. Название инструмента происходит от слов:

балаболить, балагурить – передают суть инструмента.

Специфика работы с народными инструментами заключается в том, что

привычная игра «на опоре», которой учат пианистов здесь не подходит. В

советах

профессоров

К.

Игумнова,

С.Фейнбера

больше

пользоваться

различным

туше,

умеренной

звучностью,

играть

точно

и

отчетливо,

вырабатывать ощущение легкости и свободы.

В лирических произведениях, или эпизодах кантиленного характера

концертмейстеру

необходимо

следить

за

гибкостью

и

пластичностью

фразировки,

насыщенным

дыханием,

точностью

динамических

нюансов,

обладать

благородством

вкуса,

умением

создать

тонкий

«акварельный»

колорит.

Балалайка

акустически

имеет

небольшой

«динамический

диапазон», поэтому динамическое звучание следует искать в направлении

РР, слышать, ощущать звучание балалайки через piano рояля, играть мягкой

звучностью

довольно

насыщенную

аккордовую

фактуру

рояля.

Звуковой

баланс

балалайки

средний

и

высокий

регистры,

поэтому

роль

баса

сводится

к

восполнению

звукового

объема.

Педаль

очень

лаконичная

в

нужной дозе.

Известные в нашей стране балалаечники: Рожков, Архиповский,

Горбачев,

Блинов

и

др.

Занимаясь

концертной

и

преподавательской

деятельностью,

они

стараются

популяризировать

великий

русский

инструмент.

Заключение:

Концертмейстер

должен

иметь

профессиональный

комплекс

следующих

качеств:

1.

Умение

подчиняться

творческой

воле

солиста,

стать

с

ним

единым

музыкальным целым

2. Знание специфики инструментального исполнительства

3. Быстрота реакции на сцене во время исполнения

4. Умение читать разную фактуру, выделяя главное

5. Любовь к концертмейстерскому исполнительству

Творческая

деятельность

концертмейстера

включает

исполнительскую,

педагогическую

и

организационную,

где

музыка

выступает

в

качестве

реального самостоятельного художественного процесса.

Список литературы:

Шендерович Е. Об искусстве аккомпанемента Сов. музыка 1969 г.

Теплов Б. Психология музыкальных способностей М.;1947 г.

Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М. Музыка, 1971 г.

Мельникова Ж. Специфика работы концертмейстера в классе домры. Казань

2011 г.



В раздел образования




Яндекс.Метрика