Напоминание

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ»


Автор: Петрова Галина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОО детский сад №3 "Мюрючээнэ" с. Борогонцы, Усть–Алданского улуса (района) Республики Саха (Якутия).
Населённый пункт: с.Борогонцы
Наименование материала: Статья
Тема: «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ»

Петрова Галина Петровна воспитатель МБДОО детский сад№3 «МюрючээнэМР «

Усть-Алданский улус(район)» Республика Саха(Якутия).

Развитие связной речи самым тесным образом связано с развитием сознания,

познанием

окружающего

мира,

развитием

личности

в

целом.

Родной

язык

является

средством

овладения

знаниями,

изучения

всех

учебных

дисциплин

в школьном

и

последующем образовании. В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык, учатся

слушать сказки, рассказы, стихи,устный фольклор народа саха следить за развитием

действия, обучаются связной речи.

Связная речь выполняет важнейшие функции: помогает ребенку устанавливать связи с

окружающими людьми, определяет нормы поведения в обществе, что является решающим

условием для развития его личности. Формируя речевые умения на родном языке, мы

одновременно

воспитываем

эстетическое

отношение

к

природе,

человеку,

обществу,

искусству.

На сегодняшний

день

взаимодействие

дошкольников

со

сверстниками

на занятиях

изучены

недостаточно

полно,

особенно

в

среднем

возрасте.

В настоящее

время

применение

приемов

моделирования

воспитателями

в

работе

с

детьми

среднего

дошкольного

возраста

остается

наименее

изученной

в

теории

и

не

достаточно

представлена в практике формирования навыков связной речи.

Моделирование – наглядно практический метод обучения. Модель представляет собой

обогащенный

образ

существующих

свойств

моделируемого

объекта

(план

комнаты,

географическая карта, глобус и др.).

М е т о д

м о д е л и р о в а н и я ,

р а з р а б о т а н н ы й

Д . Б . Э л ь к о н и н ы м ,

Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, заключается в том, что мышление ребенка развивается с

п о м о щ ь ю

с п е ц и а л ь н ы х

с х е м ,

м о д е л е й ,

к о т о р ы е

в

н а г л я д н о й

и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного

объекта.

Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других

свойств

предметов.

В

процессе

общественно-исторического

развития

человечество

систематизировало

все

многообразие

свойств

предметов.

Были

выделены

основные

формы предметов, цвета, овладение которыми облегчает ребенку ориентироваться в

окружающем мире.

Эти основные формы, цвета и другие свойства предметов выступают

как

эталоны,

образцы.

Важным

средством

познания

является

моделирование,

т.е.

использование детьми разного рода условных заместителей.

Можно предположить, что овладение детьми моделированием

как методом познания выступит в качестве одного из основных способов формирования

научно-теоретического, понятийного мышления.

Это объясняется тем, что модель любого вида имеет двойное значение:

с одной стороны, это форма научной абстракции особого рода, в котором выделены

существенные отношения объекта, с другой стороны

эти

отношения

закреплены

в

наглядно

воспринимаемых

связях

и

отношениях

вещественных или знаковых элементов.

Одно

из

проявлений

творчества

при

рассказывании

умение

образно

и выразительно передать свое эмоциональное отношение к объекту. У детей чаще всего

это отношение выражается в общем суждении (красивый –

не красивый).

Особая сложность детей при составлении описательного рассказа – определение

последовательности (плана) воспроизведение ранее полученных представлений. В этом

случае

воспитатель

использует

модель,

предметную,

предметно-схематичную

или

схематичную.

При

помощи

предметных

моделей

формируется

умение

воспроизвести

представления об объекте, отбираются факты для рассказа, мысленно представляется его

взаимосвязь.

Предметная

и

предметно-схематичная

модель

помогает

детям

определять

последовательность изложения. В этом плане полезны дидактические игры с набором

моделей. С их помощью осваивается умение раскрывать обобщенное содержание

элементов модели, наполняя его конкретными образами. Дети будут

подбирать образные слова

для характеристики объекта и его действий, объяснять связь предметной картинки с

элементами модели .

В дошкольном возрасте дети проявляют творческую изобретательность в играх, в

разнообразной художественной деятельности. Что касается речевого творчества, уровень

развития предполагает своеобразное владение родным языком, умение оперировать

представлениями, комбинировать

их, создавая новые образцы, выражать свое отношение к ним.

Как же развивается связная речь? С помощью каких средств?

На наш взгляд, используя модели.

Основу описательного рассказа о явлениях природы, и животных, растениях на

родном якутском языке составляют конкретные представления. Эти представления дети

н а к а п л и в а ю т

в

п р о ц е с с е

р а с с м о т р е н и я

п р е д м е т о в

н а

з а н я т и я х ,

в

повседневной

жизни.

Однако,

чтобы

дети

усвоили

эти

представления,

необходимо

целенаправленное обучение познавательным умениям:

1)

чтобы

научились

осознанно

и

самостоятельно

обследовать

объект,

с тем, чтобы получить разнообразную сенсорную информацию.

2)

использовать сенсорные эталоны, оценивая степень выраженности различных

качеств и свойств (величину, цвет, форму, пространственное расположение).

3)

Анализировать

наблюдаемый

объект,

установить

простые

связи

между

строением органа и его функций, между особенностями

его внешнего вида и условиями обитания.

Как показали психологические исследования основным средством решения задач у

дошкольников является пространственная модель.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет

р е б е н о к

з а м е щ а е т

д р у г и м

п р е д м е т о м ,

е г о

и з о б р а ж е н и е м ,

каким-либо условным знаком. Моделирование как знаково-символическое действие можно

рассматривать

в

качестве

одной

из

форм

проявления

моделирования

как

механизма

развития воображения. Наглядное моделирование позволяет ребенку с помощью таких

средств,

как

схемы,

модели,

планы,

таблицы,

выявлять

объективные

связи

между

предметами или частями предмета, обобщая свой познавательный опыт .

При анализе содержания литературного произведения целесообразно обратиться к

предложенной

О.М.Дьяченко

методике

обучения

детей

моделированию

сказки.

Ее

содержание делят на логически завершенные части, каждой из которых на полоске бумаги

дети схематично рисуют картину (пиктограмма). В результате получается апперцептивная

схема – полное представление о содержании произведения. Опираясь на нее, дошкольники

успешнее пересказывают сказку, показывают ее на фланеграфе и тому прочее.

Необходимо учитывать, что использование моделей возможно

при

условии

сформированности

у

дошкольников

умений

анализировать,

сравнивать,

обобщать, абстрагировать от несущественных признаков при познании предмета.

Освоение модели сопряжено с активными познавательными

обследовательными

действиями, со способностью

и замещению предметов посредством условных знаков и символов. В основе развития

познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного

моделирования

Различают 3 типа таких действий, действия замещения делящие мир позамещаемое

и заместителей.

В простом варианте они доступны уже трехлетним детям,

где в качестве заместителей выступают не реальные предметы, а условные обозначения:

к р у ж к и ,

к в а д р а т ы ,

п о л о с к и

р а з л и ч н ы х

ц в е т о в

и

р а з м е р о в .

В младшем возрасте замещении в основном осуществляется по внешним признакам,

заместители соответствуют либо цвету замещаемого (вместо лисы – оранжевый кружок,

вместо волка – серый) либо размеру (в сказке «Три медведя» Михаил Потапыч замещается

самым

большим

кружком,

Настасья

Филипповна

кружком

поменьше,

а

Мишутка

маленьким,

а

в

якутской

сказке

«Джэрэкээн

о5олор»

девочка

замещается

красным

треугольником, а мальчика синим треугольником, «Алаа-мо5ус» (чудовище) замещается

большим, черным квадратом.

В

структуру

наглядного

моделирования

входит

также

2

типа

действий

использование

с амих

моделей.

В

этом

случае

модель

дает

в з р о с л ы й

в готовом виде, а задача ребенка с ее помощью решить познавательную задачу. Для этого

за каждым элементом модели видеть ту действительность, которую он замещает, уметь

с о п о с т а в и т ь

о т н о ш е н и я

м е ж д у

з а м е с т и т е л я м и

с отношениями между реальными предметами.

Для ребенка дошкольника основной путь развития – это эмпирическое обобщение

опираются, прежде всего, на наглядное представление ребенка. Осуществляются такие

обобщения с помощью образных средств. Поэтому основное в образовании дошкольника

– это организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и

зафиксировать в обобщенном виде с помощью наглядного средства: эталона, символа,

условного заместителя, модели.

Для обеспечения процесса развития связной речи использованы наглядные модели (планы,

схемы, знаки-символы). Они помогают более глубокому пониманию, систематизации и

обобщению знаний. А также очень хорошо развивают у ребенка творческие способности,

логическое мышление и воображение.

Эмоционально-личностный контакт проявляется, прежде всего, в сказке, так как она один

из

наиболее

доступных

жанров

художественной

литературы

для

детей

дошкольного

возраста.

Например проведена занятие «Любимая сказка»

Цель: развивать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы. Учить детей

подбирать нужные фигуры для замещения. Развивать умение пользоваться моделью при

драматизации.

Материалы: элементы костюмов к сказке: репка, набор геометрических фигур.

Ход занятия. Дети сидят на ковре. Воспитатель читает сказку «репка». по ходу

действия выходят дети, берут изображение фигуры деда, бабки, внучки и т.д. Встают друг

за другом. Воспитатель задает вопросы:

- Что посадил дед? (Репку). Репка у нас какая? (Большая, желтая, круглая). Берем

большой желтый круг).

- Дед какой? (Старый, с бородой). Берем коричневый прямоугольник.

- Бабка какая? (Старенькая, у нее голубое платье). Берем голубой прямоугольник,

поменьше.

- Внучка какая? (Она девочка, маленькая, у нее красное платье). Берем красный

треугольник.

- Собака Жучка. Берем черный квадрат. Кошка Муська. Берем оранжевый овал.

Мышка – серенький, берем маленький серенький кружочек.

- Домик у нее какой? Большой красивый. Поэтому берем фиолетовый большой

треугольник. Будем играть сказку «Репка».

В конце занятия проводится подвижная игра «Птицы и кошка» или «Птицы в

огороде».

Физминутка.

Под

музыку

дети

имитируют

движение

кошки,

мышки,

собачки,

девочки, дедушки, бабушки.

Затем идет игра-драматизация. Дети по ролям показывают сказку.

Анализ занятия. При чтении сказки показывались иллюстрации из книжки. Дети

знают

эту

сказку

и

без

затруднения

активно

участвовали.

При

игре-драматизации

использовали модели показывающие последовательность сюжетов сказки. Это помогло

детям правильно и последовательно пересказывать, играть сказку.

Проведенные занятия заинтересовали детей. Использовались новые

и интересные наглядные модели, схемы, карты. А также работа

с подгруппами помогла неактивным детям преодолеть застенчивость, неуверенность. И

вне занятий дети с увлечением использовали разные игрушки, кубики, фигуры во время

игр. А так же дети показали свои способности по рисованию, лепке, аппликации.

Мы убедились в том,

что у кого хорошо развито мышление, воображение и речь, тот активен, способен во всем.

В итоге наблюдая за детьми, мы пришли к такому выводу, что метод моделирования

через занятия, является эффективным, вспомогательным методом для развития речи

у детей средней группы.

Для того чтобы выявить эффективность моделирования,

мы

организовали

в

группе

развивающую

среду,

где

ребенок

имеет

право

выбора

деятельности и реализации индивидуальных интересов

и возможностей. Для этого, комната преобразуется в разнообразные уголки

и центры. Созданы уголки театральной деятельности, где ребенок может найти

образы героев для пальчикового, настольного, кукольного театра, подобрать атрибуты,

заместители для игр - драматизаций и режиссерских игр.

Педагогический

процесс

развития

связной

речи

посредством

наглядного

моделирования может осуществляться более эффективно, если:

реализовать организационно-педагогические условия, способствующие развитию

навыков рассказывания детьми.

если

осуществить

диагностику

сформированности

умения

поддерживать

и

завершать диалог.

создать эмоциональные условия для проведения занятий по развитию речи с учетом

индивидуальных особенностей, навыков рассказывания детей младшего школьного

возраста.

эффективно использовать метод моделирования на занятиях

по развитию речи и вне занятий.

Для формирования связной речи следует применять игры для занятий по развитию

речи, чтобы развить разговорную речь, добиться

у

детей

разговорных

высказываний,

плавного

перехода

в

речи.

Использовать

метод

моделирования.

Спасибо за внимание!



В раздел образования




Яндекс.Метрика