Автор: Петрова Галина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОО детский сад №3 "Мюрючээнэ" с. Борогонцы, Усть–Алданского улуса (района) Республики Саха (Якутия).
Населённый пункт: с.Борогонцы
Наименование материала: Статья
Тема: «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ»
Раздел: дошкольное образование
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ»
Петрова Галина Петровна воспитатель МБДОО детский сад№3 «МюрючээнэМР «
Усть-Алданский улус(район)» Республика Саха(Якутия).
Развитие связной речи самым тесным образом связано с развитием сознания,
познанием
окружающего
мира,
развитием
личности
в
целом.
Родной
язык
является
средством
овладения
знаниями,
изучения
всех
учебных
дисциплин
в школьном
и
последующем образовании. В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык, учатся
слушать сказки, рассказы, стихи,устный фольклор народа саха следить за развитием
действия, обучаются связной речи.
Связная речь выполняет важнейшие функции: помогает ребенку устанавливать связи с
окружающими людьми, определяет нормы поведения в обществе, что является решающим
условием для развития его личности. Формируя речевые умения на родном языке, мы
одновременно
воспитываем
эстетическое
отношение
к
природе,
человеку,
обществу,
искусству.
На сегодняшний
день
взаимодействие
дошкольников
со
сверстниками
на занятиях
изучены
недостаточно
полно,
особенно
в
среднем
возрасте.
В настоящее
время
применение
приемов
моделирования
воспитателями
в
работе
с
детьми
среднего
дошкольного
возраста
остается
наименее
изученной
в
теории
и
не
достаточно
представлена в практике формирования навыков связной речи.
Моделирование – наглядно практический метод обучения. Модель представляет собой
обогащенный
образ
существующих
свойств
моделируемого
объекта
(план
комнаты,
географическая карта, глобус и др.).
М е т о д
м о д е л и р о в а н и я ,
р а з р а б о т а н н ы й
Д . Б . Э л ь к о н и н ы м ,
Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, заключается в том, что мышление ребенка развивается с
п о м о щ ь ю
с п е ц и а л ь н ы х
с х е м ,
м о д е л е й ,
к о т о р ы е
в
н а г л я д н о й
и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного
объекта.
Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других
свойств
предметов.
В
процессе
общественно-исторического
развития
человечество
систематизировало
все
многообразие
свойств
предметов.
Были
выделены
основные
формы предметов, цвета, овладение которыми облегчает ребенку ориентироваться в
окружающем мире.
Эти основные формы, цвета и другие свойства предметов выступают
как
эталоны,
образцы.
Важным
средством
познания
является
моделирование,
т.е.
использование детьми разного рода условных заместителей.
Можно предположить, что овладение детьми моделированием
как методом познания выступит в качестве одного из основных способов формирования
научно-теоретического, понятийного мышления.
Это объясняется тем, что модель любого вида имеет двойное значение:
с одной стороны, это форма научной абстракции особого рода, в котором выделены
существенные отношения объекта, с другой стороны
эти
отношения
закреплены
в
наглядно
воспринимаемых
связях
и
отношениях
вещественных или знаковых элементов.
Одно
из
проявлений
творчества
при
рассказывании
–
умение
образно
и выразительно передать свое эмоциональное отношение к объекту. У детей чаще всего
это отношение выражается в общем суждении (красивый –
не красивый).
Особая сложность детей при составлении описательного рассказа – определение
последовательности (плана) воспроизведение ранее полученных представлений. В этом
случае
воспитатель
использует
модель,
предметную,
предметно-схематичную
или
схематичную.
При
помощи
предметных
моделей
формируется
умение
воспроизвести
представления об объекте, отбираются факты для рассказа, мысленно представляется его
взаимосвязь.
Предметная
и
предметно-схематичная
модель
помогает
детям
определять
последовательность изложения. В этом плане полезны дидактические игры с набором
моделей. С их помощью осваивается умение раскрывать обобщенное содержание
элементов модели, наполняя его конкретными образами. Дети будут
подбирать образные слова
для характеристики объекта и его действий, объяснять связь предметной картинки с
элементами модели .
В дошкольном возрасте дети проявляют творческую изобретательность в играх, в
разнообразной художественной деятельности. Что касается речевого творчества, уровень
развития предполагает своеобразное владение родным языком, умение оперировать
представлениями, комбинировать
их, создавая новые образцы, выражать свое отношение к ним.
Как же развивается связная речь? С помощью каких средств?
На наш взгляд, используя модели.
Основу описательного рассказа о явлениях природы, и животных, растениях на
родном якутском языке составляют конкретные представления. Эти представления дети
н а к а п л и в а ю т
в
п р о ц е с с е
р а с с м о т р е н и я
п р е д м е т о в
н а
з а н я т и я х ,
в
повседневной
жизни.
Однако,
чтобы
дети
усвоили
эти
представления,
необходимо
целенаправленное обучение познавательным умениям:
1)
чтобы
научились
осознанно
и
самостоятельно
обследовать
объект,
с тем, чтобы получить разнообразную сенсорную информацию.
2)
использовать сенсорные эталоны, оценивая степень выраженности различных
качеств и свойств (величину, цвет, форму, пространственное расположение).
3)
Анализировать
наблюдаемый
объект,
установить
простые
связи
между
строением органа и его функций, между особенностями
его внешнего вида и условиями обитания.
Как показали психологические исследования основным средством решения задач у
дошкольников является пространственная модель.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет
р е б е н о к
з а м е щ а е т
д р у г и м
п р е д м е т о м ,
е г о
и з о б р а ж е н и е м ,
каким-либо условным знаком. Моделирование как знаково-символическое действие можно
рассматривать
в
качестве
одной
из
форм
проявления
моделирования
как
механизма
развития воображения. Наглядное моделирование позволяет ребенку с помощью таких
средств,
как
схемы,
модели,
планы,
таблицы,
выявлять
объективные
связи
между
предметами или частями предмета, обобщая свой познавательный опыт .
При анализе содержания литературного произведения целесообразно обратиться к
предложенной
О.М.Дьяченко
методике
обучения
детей
моделированию
сказки.
Ее
содержание делят на логически завершенные части, каждой из которых на полоске бумаги
дети схематично рисуют картину (пиктограмма). В результате получается апперцептивная
схема – полное представление о содержании произведения. Опираясь на нее, дошкольники
успешнее пересказывают сказку, показывают ее на фланеграфе и тому прочее.
Необходимо учитывать, что использование моделей возможно
при
условии
сформированности
у
дошкольников
умений
анализировать,
сравнивать,
обобщать, абстрагировать от несущественных признаков при познании предмета.
Освоение модели сопряжено с активными познавательными
обследовательными
действиями, со способностью
и замещению предметов посредством условных знаков и символов. В основе развития
познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного
моделирования
Различают 3 типа таких действий, действия замещения делящие мир позамещаемое
и заместителей.
В простом варианте они доступны уже трехлетним детям,
где в качестве заместителей выступают не реальные предметы, а условные обозначения:
к р у ж к и ,
к в а д р а т ы ,
п о л о с к и
р а з л и ч н ы х
ц в е т о в
и
р а з м е р о в .
В младшем возрасте замещении в основном осуществляется по внешним признакам,
заместители соответствуют либо цвету замещаемого (вместо лисы – оранжевый кружок,
вместо волка – серый) либо размеру (в сказке «Три медведя» Михаил Потапыч замещается
самым
большим
кружком,
Настасья
Филипповна
кружком
поменьше,
а
Мишутка
–
маленьким,
а
в
якутской
сказке
«Джэрэкээн
о5олор»
девочка
замещается
красным
треугольником, а мальчика синим треугольником, «Алаа-мо5ус» (чудовище) замещается
большим, черным квадратом.
В
структуру
наглядного
моделирования
входит
также
2
типа
действий
–
использование
с амих
моделей.
В
этом
случае
модель
дает
в з р о с л ы й
в готовом виде, а задача ребенка с ее помощью решить познавательную задачу. Для этого
за каждым элементом модели видеть ту действительность, которую он замещает, уметь
с о п о с т а в и т ь
о т н о ш е н и я
м е ж д у
з а м е с т и т е л я м и
с отношениями между реальными предметами.
Для ребенка дошкольника основной путь развития – это эмпирическое обобщение
опираются, прежде всего, на наглядное представление ребенка. Осуществляются такие
обобщения с помощью образных средств. Поэтому основное в образовании дошкольника
– это организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и
зафиксировать в обобщенном виде с помощью наглядного средства: эталона, символа,
условного заместителя, модели.
Для обеспечения процесса развития связной речи использованы наглядные модели (планы,
схемы, знаки-символы). Они помогают более глубокому пониманию, систематизации и
обобщению знаний. А также очень хорошо развивают у ребенка творческие способности,
логическое мышление и воображение.
Эмоционально-личностный контакт проявляется, прежде всего, в сказке, так как она один
из
наиболее
доступных
жанров
художественной
литературы
для
детей
дошкольного
возраста.
Например проведена занятие «Любимая сказка»
Цель: развивать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы. Учить детей
подбирать нужные фигуры для замещения. Развивать умение пользоваться моделью при
драматизации.
Материалы: элементы костюмов к сказке: репка, набор геометрических фигур.
Ход занятия. Дети сидят на ковре. Воспитатель читает сказку «репка». по ходу
действия выходят дети, берут изображение фигуры деда, бабки, внучки и т.д. Встают друг
за другом. Воспитатель задает вопросы:
- Что посадил дед? (Репку). Репка у нас какая? (Большая, желтая, круглая). Берем
большой желтый круг).
- Дед какой? (Старый, с бородой). Берем коричневый прямоугольник.
- Бабка какая? (Старенькая, у нее голубое платье). Берем голубой прямоугольник,
поменьше.
- Внучка какая? (Она девочка, маленькая, у нее красное платье). Берем красный
треугольник.
- Собака Жучка. Берем черный квадрат. Кошка Муська. Берем оранжевый овал.
Мышка – серенький, берем маленький серенький кружочек.
- Домик у нее какой? Большой красивый. Поэтому берем фиолетовый большой
треугольник. Будем играть сказку «Репка».
В конце занятия проводится подвижная игра «Птицы и кошка» или «Птицы в
огороде».
Физминутка.
Под
музыку
дети
имитируют
движение
кошки,
мышки,
собачки,
девочки, дедушки, бабушки.
Затем идет игра-драматизация. Дети по ролям показывают сказку.
Анализ занятия. При чтении сказки показывались иллюстрации из книжки. Дети
знают
эту
сказку
и
без
затруднения
активно
участвовали.
При
игре-драматизации
использовали модели показывающие последовательность сюжетов сказки. Это помогло
детям правильно и последовательно пересказывать, играть сказку.
Проведенные занятия заинтересовали детей. Использовались новые
и интересные наглядные модели, схемы, карты. А также работа
с подгруппами помогла неактивным детям преодолеть застенчивость, неуверенность. И
вне занятий дети с увлечением использовали разные игрушки, кубики, фигуры во время
игр. А так же дети показали свои способности по рисованию, лепке, аппликации.
Мы убедились в том,
что у кого хорошо развито мышление, воображение и речь, тот активен, способен во всем.
В итоге наблюдая за детьми, мы пришли к такому выводу, что метод моделирования
через занятия, является эффективным, вспомогательным методом для развития речи
у детей средней группы.
Для того чтобы выявить эффективность моделирования,
мы
организовали
в
группе
развивающую
среду,
где
ребенок
имеет
право
выбора
деятельности и реализации индивидуальных интересов
и возможностей. Для этого, комната преобразуется в разнообразные уголки
и центры. Созданы уголки театральной деятельности, где ребенок может найти
образы героев для пальчикового, настольного, кукольного театра, подобрать атрибуты,
заместители для игр - драматизаций и режиссерских игр.
Педагогический
процесс
развития
связной
речи
посредством
наглядного
моделирования может осуществляться более эффективно, если:
реализовать организационно-педагогические условия, способствующие развитию
навыков рассказывания детьми.
если
осуществить
диагностику
сформированности
умения
поддерживать
и
завершать диалог.
создать эмоциональные условия для проведения занятий по развитию речи с учетом
индивидуальных особенностей, навыков рассказывания детей младшего школьного
возраста.
эффективно использовать метод моделирования на занятиях
по развитию речи и вне занятий.
Для формирования связной речи следует применять игры для занятий по развитию
речи, чтобы развить разговорную речь, добиться
у
детей
разговорных
высказываний,
плавного
перехода
в
речи.
Использовать
метод
моделирования.
Спасибо за внимание!